Отчет по практике на РУПП "Витязь"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 17:37, отчет по практике

Краткое описание

Особенности развития оборота розничной торговли в современных условиях будут рассмотрены на примере деятельности РУПП «Витязь». Формирование ассортимента продукции предприятия, учет поступления и реализации товаров.

Содержание

Введение
1. Общая характеристика предприятия
2. Изучение технико-экономической деятельности предприятия
2.1. Механизм управления и стратегия развития предприятия
2.2. Технико-экономическая деятельность предприятия
3. Изучение инновационной и инвестиционной деятельности
предприятия
4. Изучение планирования и прогнозирования деятельности
на предприятии
5. Анализ хозяйственной деятельности предприятия
5.1. Анализ финансового состояния предприятия
5.2. Анализ формирования и распределения прибыли
5.3. Анализ трудовых ресурсов
6. Факторы, влияющие на уровень производительности труда на
предприятии
7. Формирование ассортимента продукции предприятия
8. Учет поступления и реализации товаров в торговле
Заключение
Литература
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 113.01 Кб (Скачать файл)

 
             Отчет по практике 
                         товароведение 
               
 
                                                      
 
                                                         СОДЕРЖАНИЕ 
   Введение ……………………………………………………………….....         4 
 
1.   Общая характеристика предприятия ……………………..……….........         6 
 
2.   Изучение технико-экономической деятельности предприятия………………………………………...…………………... .       11    
 
2.1.     Механизм управления и стратегия развития предприятия…………       11 
 
2.2.     Технико-экономическая деятельность предприятия………………..       13 
 
3.   Изучение инновационной и инвестиционной деятельности  
 
предприятия …………………...……………………………………...….       16 
 
4.   Изучение планирования и прогнозирования деятельности  
 
на предприятии……………………………...………………………….…      20 
 
5.   Анализ хозяйственной деятельности предприятия...…………………..       21 
 
5.1.     Анализ финансового состояния предприятия...………………...…...       21 
 
5.2.     Анализ формирования и распределения прибыли……..……………       26 
 
5.3.     Анализ трудовых ресурсов……………………………………………       31 
 
6.   Факторы, влияющие на уровень производительности труда на  
 
предприятии……………………………………………………………….      34 
 
7.   Формирование ассортимента продукции предприятия………………...      39 
 
8.   Учет поступления и реализации товаров в торговле…………………...      45 
 
Заключение……………………………………………………………….       50 
 
Литература……………………………………………………………….        51 
 
    Приложения……………………………………………………………...        52 
                                                 Введение 
             В настоящие время главной целью торговых предприятий должно быть получение максимальной прибыли, при этом товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда. В сфере розничной торговли показатель товарооборота является важнейшей характеристикой деятельности предприятия. Розничный товарооборот выступает как один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия, так как по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия. Розничный товарооборот характеризует эффективность использования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку товарооборот является экономическим понятием, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его  сопоставление с объемом затраченных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) дает представление об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат.  
 
Развитие розничного товарооборота должно быть тесно увязано с таким экономическим показателем, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда.  
 
Особенности развития оборота розничной торговли в современных условиях будут рассмотрены на примере деятельности РУПП «Витязь». Данное торговое предприятие стабильно функционирует с 3 марта 1976 года. Его ассортимент включает телевизоры, стиральные машины, холодильники, изделия галантереи, мебель, изделия медицинского назначения, проигрыватели DVD. 
                          1 Общая характеристика предприятия 
             Днем рождения Республиканского Унитарного Производственного предприятия «Витязь» считается 3марта 1976 года – в этот день был подписан министром МРП СССР П.С.Плешаковым приказ №76. Созданный в г.Витебске филиал ленинградского научно – производственного объединения «Ленинец», был рассчитан на выпуск 300 тысяч цветных телевизионных приемников в год. 
 
            Сформированный к концу 1976 года коллектив Витебского телевизионного завода в количестве 308 человек выполнял свою главную на тот момент задачу – строительство объектов завода. В 1978 году был выпущен первый телевизионный приемник «Витязь 722», название которому было выбрано из 150 поступивших предложений в результате объявленного конкурса. Это название телевизионного приемника и дало в дальнейшем имя заводу, спасательному отряду, техноторговому центру, пионерлагерю, и другим объектам, среди которых особое значение в настоящее время имеет фирменная торговая сеть. 
 
             Производство телевизионных приемников возрастало с 500 штук в год в 1978 году до 234108 штук в 1990 году. В1981 году объемы выпуска по сравнению с прошлым годом возросли в 2 раза, тогда же был выпущен первый 100-тысячный телевизор. Однако в том же 1981 году вышло Постановление ЦК И Совмина СССР о полной переориентации производства ВТЗ на выпуск изделий спецтехники. И все-таки, благодаря усилиям руководства завода, в перерабатываемом проекте был оставлен и выпуск телевизоров в объеме 100 тысяч в год. Отделившись в 1983 году от НПО «Ленинец», ВТЗ наращивал объем выпуска телевизоров, а также изделий вычислительной техники. Одновременно и не снижались темпы строительства корпусов завода, развивалось также строительство объектов социального назначения. В 1988 году был выпущен миллионный телевизор «Витязь». К тому времени на «Витязе» был освоен выпуск значительной части комплектующих. 
 
              После распада СССР в 1991 году были утеряны и экономические связи с предприятиями, которые находятся на территории других республик. С 1992 года прекращен выпуск изделий второго производства и «Витязь» взял курс на полное развитие телевизионного направления. Стали осваиваться производства других изделий под маркой «Витязь» - изделий медицинского назначения, ламп, люстр, мебели, спутниковых систем и других. 
 
              В 1993 году в кратчайшие сроки, благодаря специалистам входящего в состав ВТЗ КБ «Дисплей» был освоен серийный выпуск черно-белого телевизионного приемника, который мог работать как от  сети переменного тока, так и от бортовой сети автомобиля. В том же году выпущено более 300 наземных станций приема НСП – 002, а также были изготовлены и отработаны первые опытные образцы разрабатываемых заводом моделей телевизоров. «Витязь» уверенно взял курс на дальнейшее развитие производства в соответствии с требованиями потребительского рынка. 
 
              22 апреля 1993 года состоялась презентация Торгового дома объединения. Оборудование Торгового дома было закуплено у немецкой фирмы «Вальдхайм Электроник». Магазин №1 расположился в здании, некогда принадлежащему Витебскому радиотехническому заводу, а затем – «Витязю», на въезде в город со стороны Смоленска и Орши, в районе новостроек. 
 
               К этому году «Витязь» имел более 70 техноторговых центров во всех в странах СНГ. Создание собственной фирменной сети обусловлено возникновением и развитием рыночной экономики нашего государства. Реализация товаров в условиях перехода к рынку стала ключевой проблемой всей экономики. По мере развития и становления рынка, приобретения им классических черт, проблема сбыта товаров и услуг будет нарастать. 
 
               Бурное развитие производства обусловило дальнейшее развитие фирменной торговли. 26 сентября 1996 года был открыт второй в Витебске фирменный магазин «Витязь» по проспекту Черняховского, а 10 ноября 1998 года – третий по проспекту Строителей. 
 
              Хотя Торговый Дом «Витязь» является структурным подразделением РУПП «Витязь», его отличная от производственной направленность обусловила необходимость выделения его на отдельный баланс. В настоящее время Торговый Дом «Витязь» самостоятельно решает абсолютное большинство организационных вопросов, формирует ассортимент продаваемых товаров, ценовую политику, перечисляет налоги и составляет налоговую декларацию. 
 
              Структура выпускаемой продукции постоянно пересматривается, подстраиваясь под постоянно меняющиеся требования рынка. В настоящее время в фирменном магазине «Витязь» представлена практически вся продукция, выпускаемая предприятием: спутниковые антенны, мебель различного назначения – от кухонных табуреток и полок до наборов для прихожих и детских комнат, изделия медицинского назначения, тепловентиляторы, замки, проигрыватели DVD, пульты дистанционного управления, и другое. Однако основной продукцией, занимающей наибольшую часть в товарообороте и площади магазинов, остаются телевизионные приемники. Ассортимент их представлен 115 моделями диагональю от 34 до 72 см разнообразной цветовой гаммы, телевизорами на жидкокристаллических панелях. 
 
              Вся продукция отвечает требованиям безопасности. На предприятии создана система качества, позволяющая соответствовать всей продукции требованиям международных стандартов ИСО 9001-2001, ИСО 14001-2000. Телевизор «Витязь» имеет сертификаты соответствия в России, Казахстане, Украине. 
 
             Магазины Торгового Дома «Витязь» оснащены современным торгово-технологическим оборудованием. Магазин №3, являющий базовым магазином Минпрома – специальной компьютерной системой. Штат магазина укомплектован высококвалифицированными работниками, среди которых есть имеющие как торговые, так и высшее техническое образование, что позволяет дополнительно контролировать качество продаваемых телевизоров и своевременно сигнализировать об имеющихся недостатках в конструкциях. 
 
             Для дополнительного привлечения покупателей в фирменную торговую сеть и увеличения числа покупок проводятся рекламные акции с привлечением средств массовой информации, предусматривающие снижение цен на отдельные популярные модели: к Дню Победы, олимпийская акция, акция для тружеников села, Рождественская акция, и др. Помимо этого также существуют сезонные скидки, проходящие под акцией «Модель месяца», а также «Купи телевизор с горы» - акция, предусматривающая экспресс-продажу телевизора как это делается в развитых странах – без распаковки и демонстрации его возможностей. 
 
              В настоящее время РУПП «Витязь» - крупнейший производитель телевизионной техники, расположившийся на площади 185 га. Это единственное предприятие в СНГ, которое работает в системе полного цикла изготовления телевизоров от разработки дизайна до изготовления самого маленького лепестка моношасси, и которое не останавливало свое производство за все время существования. На заводе не собирают телевизоры из готовых полуфабрикатов, а выполняют все операции по изготовлению комплектующих. 
 
              Качество выпускаемых телевизоров не уступает, а в некоторых случаях и превосходит качество мировых производителей. Некоторые из моделей уже по праву воспринимаются потребителем как товары престиж - класса. И не случайно, ведь предприятие расходует около 10 млн.долларов в год на закупку современного оборудования. Еще столько вкладывается в финансирование собственных разработок прогрессивных технологий. Каждый телевизор перед поступлением в торговую сеть проходит обязательную 24-часовую тренировку. 
 
             Конкурентоспособность марки «Витязь» подтверждается высоким покупательским спросом и различными наградами. 
 
            Статус фирменного магазина предусматривает повышенную ответственность работников не только за свое торговое предприятие, но и за весь трудовой коллектив РУПП «Витязь». Высокое качество обслуживания покупателей гарантировано увеличивающимися требованиями к персоналу постоянным повышение квалификации работников Торгового Дома «Витязь». 
            2 Изучение технико-экономической деятельности          
 
                                            предприятия 
 
    2.1 Механизм управления и стратегия развития предприятия 
            Производственная программа предприятия представляет собой перечень и количество выпускаемой им продукции для потребителей. При ее разработке учитывается основная цель предприятия – увеличение объема продаж при росте прибыльности продукции и рентабельности капитала. Для достижения этой цели составляется стратегия развития предприятия на несколько лет вперед. При выработке долгосрочной стратегии необходимо учитывать стадии жизненного цикла основной номенклатуры производственной программы предприятия. Учитывая особенности последних фаз, необходимо постоянно обеспечивать диверсификацию производства, т.е. обновление номенклатуры и ассортимента продукции.  
 
            При разработке производственной программы предприятия применяются натуральные, трудовые и стоимостные измерители. Они позволяют вести планирование, учет и контроль себестоимости, объема продаж, номенклатуры, ассортимента, трудоемкости выпускаемой продукции. 
 
             Стратегия отражает образ будущего предприятия, к которому нужно стремиться. Она проявляется в стратегическом управлении и конкретных планах стратегического развития. Стратегический менеджмент предполагает выбор нескольких альтернативных путей достижения задуманной цели. 
 
            Поскольку предприятие является сложной и многофункциональной системой, то кроме стратегии предприятия как единого целого вырабатываются такие функциональные стратегии, как стратегия маркетинга, финансовая стратегия, стратегия инноваций, стратегия производства, социальная стратегия, стратегия организационных изменений. Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал фирмы и ее производственно-сбытовые возможности. Цели фирмы определяют концепцию ее развития и основные направления деловой активности. 
 
             Экономическая политика фирмы включает разработку целей и стратегии развития и состоит из следующих частей: 
 
 - формирование стратегических целей и задач; 
 
 - анализ сильных и слабых сторон деятельности фирмы; 
 
 - оценка существующих и перспективных направлений хозяйственной деятельности; 
 
 - анализ внешнего окружения и его влияние на функционирование компании; 
 
 - определение альтернативных наборов производственной деятельности; 
 
 - выбор стратегии; 
 
 - составление ежегодного бюджета фирмы в целом, ее функциональных и хозяйственных центров. 
 
            При разработке стратегических позиций фирма обычно пользуются определенными качественными и количественными показателями. Качественные показатели на практике именуются ориентирами, количественные – заданиями. 
 
           Между ориентирами, целями и стратегией существует тесная взаимосвязь. Таким образом, стратегия развития предприятия – это документ, в котором сформулированы оптимальная модель фирмы, ее главные высокие цели и способны их достижения при имеющихся ресурсах на заданную перспективу.            
            
 
            2.2 Технико–экономическая деятельность предприятия 
Таблица 1- Показатели производственно-хозяйственной деятельности

 
Показатели

 
Единица измерения

 
2006г. 

 
2007 г. 

 
2008 г. 

 
1

 
2

 
3

 
4

 
5

 
1. Объем производства  продукции без налогов из выручки

 
млн. руб.

     

 
- в фактических ценах отчетного  года

 
млн. руб.

 
137827

 
170194

 
183000

 
- в сопоставимых ценах

 
млн. руб.

 
140939

 
165461

 
182000

 
В % к соответствующему пе-

 
%

 
175,3

 
117,4

 
115,0

 
риоду прошлого года

       

 
2. Объем отгруженной продукции  без налогов из выручки в  фактических ценах 

 
млн. руб.

 
139870

 
167725

 
182556

 
3. Соотношение между отгруженной  и произведенной продукцией

 
%

 
101,5

 
98,5

 
99,8

 
4. Запасы готовой продукции без  налогов из выручки в фактических  ценах на конец отчетного периода

 
млн. руб.

 
3981,4

 
6450

 
6900

 
5. Соотношение между запасами  готовой продукции на конец  отчетного периода и среднемесячным  объемом производства в фактических  ценах

 
коэффициент

 
0,35

 
0,45

 
0,45

 
6. Объем производства ТНП

 
Млн. руб.

 
117221

 
147304

 
162000

 
7. В % к соответственному периоду прошлого года

 
%

 
185,4

 
116,2

 
110,0

 
Из общего объема ТНП

       

 
- производство телевизоров

 
тыс. шт.

 
540,61

 
600,0

 
700,

 
- медтехники

 
млн. руб.

 
2074

 
2491

 
3000

 
8. Темп роста

 
%

 
114,2

 
120,1

 
120,4

 
- мебель

 
млн. руб.

 
357

 
160

 
200

 
 

 

 
                        Продолжение таблицы 1

 
9. Удельный вес новой продукции

 
%

 
42,4

 
45

 
50

 
10. Удельный вес сертифицированной  продукции

 
%

 
80,4

 
88,5

 
89

 
11. Объем экспорта товаров и  услуг

 
тыс. долл.

 
27740,6

 
32400

 
35700

 
12. Темп роста экспорта

 
%

 
121,2

 
116,8

 
110,0

 
13. Объем импорта товаров и  услуг

 
тыс. долл.

 
47683,4

 
51500

 
55100

 
14. Темп роста импорта

 
%

 
214,6

 
108

 
107

 
15. Среднесписочная численность  за последний месяц отчетного  периода

 
чел.

 
4337

 
3843

 
4330

 
16. Средняя зарплата за последний  месяц отчетного периода

 
тыс. руб.

 
407,7

 
495

 
550

 
17. Выручка от реализации

 
млн. руб.

 
184325

 
191300

 
203000

 
18. Удельный вес средств, поступивших  на счета, в объеме выручки 

 
%

 
64,6

 
80,3

 
82,2

 
19. Удельный вес товарообменных  операций в объеме выручки

 
%

 
2,6

 
1,1

 
1,0

 
20. Затраты на производство и  сбыт реализованной продукции

 
млн. руб.

 
127554

 
148481

 
174760

 
21. Прибыль от реализации продукции

 
млн. руб.

 
24598

 
19244

 
8740

 
22. Чистая прибыль

 
млн. руб.

 
28163

 
21692

 
11717

 
23. Рентабельность реализованной  продукции

 
%

 
19,3

 
13,0

 
3,0

 
24. Коэффициент текущей ликвидности  (норма 1,7)

 
коэф-т

 
2,2

 
1,9

 
1,9

 
25. Коэффициент обеспеченности собственными  средствами (норма 0,3)

 
коэф-т

 
0,4

 
0,35

 
0,35


 
 
Из таблицы 1 видно, что объем производства в сопоставимых ценах увеличился в 2008 году на 15%, объем товаров народного  потребления увеличился на 10%. Чистая прибыль составила 11717 млн. руб. 
 
Объем выручки вырос на 6,1%, рост затрат составил 117,7%, что обусловлено прежде всего, с одной стороны, жесткой конкуренцией на Российском, основном рынке сбыта телевизоров, которая обострилась в конце 2007 года и продолжающимся ростом цен на сырье, материалы, комплектующие, энергоносители. С целью снижения затрат на производство и реализацию предприятие ежегодно разрабатывает мероприятия по их снижению. 
 
Рентабельность реализованной продукции составила только 3% . Производительность труда – на одного работающего увеличилась на 4,6%,  средняя заработная плата на конец 2008 года составила 550 тыс. рублей. 
 
Инвестиции в основной капитал выросли на 5%. Материалоемкость снизилась на 1%, показатель по энергосбережению составил минус 8,5%. 
 
Коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость предприятия, имеют значение выше нормативного: коэффициент текущей ликвидности 1,9, коэффициент обеспеченности собственными средствами 0,35. 
               3 Изучение инновационной и инвестиционной                      
 
                                  деятельности предприятия 
           Каждое предприятие развивается и совершенствует свою продукцию (работы, услуги). В противном случае оно не будет обладать конкурентным преимуществом, что приведет к потере рынков сбыта. По этой причине предприятие постоянно находится в поиске новых идей, которые могут быть коммерциализированы. Нововведения, или инновации, распространяются на новые продукты, способы их производства, новшества в организационной и финансовой сфере. 
 
                  Инновация – это усовершенствование деятельности субъекта хозяйствования, приносящее положительный экономический, социальный или экологический результат. Инновация представляет собой использование научных достижений в коммерческих целях. 
 
                 Инновационная деятельность включает стратегический анализ ретроспективы и перспективы инноваций, разработку инновационной политики, составление плана инноваций, материальное стимулирование творчества персонала. 
 
                Работа персонала предприятия, направленная на использование результатов научных исследований для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствования техники, технологии и организации, также относится к инновационной деятельности. 
 
                Исходной позицией в инновационной деятельности являются маркетинговые исследования рынков сбыта и поиск новых потребителей; информационное обеспечение конкурирующих фирм; поиски новаторских идей и партнеров для финансирования инновационных проектов. Большое значение в организации инновационной деятельности для предприятия имеет инновационная инфраструктура: бизнес - инкубаторы, инновационные центры, технопарки, консалтинговые фирмы и другие субъекты рыночной экономики. С помощью инновационной инфраструктуры производственное предприятие может получить следующие виды услуг: 
 
        - доступ к информационным базам и банкам данных на различных условиях; 
 
         - проведение квалифицированной экспертизы инновационных проектов; 
 
        -  финансовая поддержка инновационных проектов; 
 
        -  сертификация наукоемкой продукции; 
 
        -  продвижение наукоемкой продукции на различные рынки, включая рекламную и выставочную деятельность: 
 
        - патентно-лицензионная работа и защита интеллектуальной собственности. 
 
            В рыночной экономике функционируют инновационные предприятия, которые специализируются на том или ином виде инновационной деятельности или осуществляют комплекс инновационных услуг на коммерческой основе. Крупные корпорации имеют материальные, финансовые возможности и высокопрофессиональный кадровый потенциал, которые обеспечивают непрерывность инновационного процесса и лидирование на национальном и зарубежных рынках. 
 
            План инновационной деятельности включает укрупненную структуру работ или подробный перечень всех инновационных проектов, нуждающихся в финансировании за счет капитальной стоимости. Эффективность инновационной деятельности во многом зависит от того, в какой степени персонал предприятия заинтересован в поиске новаций, а также продвижении товара на рынок. Решающее значение приобретает мотивация работников и стимулирование их высокопроизводительного труда со стороны высшего управленческого персонала.  
 
            Экономическое развитие общества в целом и благополучие каждого человека определяются в конечном итоге успехами в осуществлении инвестиционных проектов. 
 
            Инвестиции – это вложения в активы предприятия с целью выпуска новой продукции, повышения ее качества, увеличения количества продаж и прибыли. Инвестиции предприятия обеспечивают простое и расширенное воспроизводство капитала, создание новых рабочих мест, прирост заработной платы и покупательской способности населения, приток налогов в государственный и местный бюджеты. 
 
                Инвестиции представляют собой капитальные затраты в объекты предпринимательской деятельности для получения дохода в краткосрочном или долгосрочном периоде. С экономической точки зрения инвестиции рассматриваются как накопление основного и оборотного капитала. 
 
               Инвестиционная деятельность предприятия состоит из следующих составных частей: инвестиционная стратегия, стратегическое планирование, инвестиционное проектирование, анализ проектов и фактической эффективности инвестиций. 
 
              Инвестиционная стратегия – это выбор путей развития предприятия на длительную перспективу при имеющихся собственных источниках финансирования и возможности получения заемных средств, а также прогнозирование объема и рентабельности совокупных активов. 
 
              Стратегическое планирование предполагает уточнение инвестиционной стратегии, согласование с перечнем инвестиционных проектов и планом долгосрочного финансирования инвестиций.  
 
               Анализ эффективности инвестиционных проектов состоит из трех частей: общеэкономический, технико-экономический и финансовый анализ. 
 
              Общеэкономический анализ представляет собой описание благоприятной или неблагоприятной экономической ситуации и критериев народнохозяйственной значимости инвестиций. Основные критерии целесообразности инвестиций в социально-рыночной экономике – насыщение национального рынка товарами и услугами; создание рабочих мест и удовлетворение потребительского спроса населения; поступление налогов в государственный и местный бюджеты. 
 
              Технико-экономический анализ касается технической части проекта с доказательством экономических преимуществ того или иного технического решения.     
 
  Финансовый анализ инвестиций построен на исследовании денежных потоков капитальной и текущей стоимости. Капитальная стоимость рассчитывается в проекте баланса инвестиций. Текущая стоимость – это выручка от реализации товаров (услуг), себестоимости и налоги.  
                4 Изучение планирования и прогнозирования  
 
                               деятельности на предприятии 
 
         
 
           С точки зрения управления производством планирование – одна из важнейших основных функций. Планирование на предприятии следует рассматривать с места предприятия в системе управления экономикой страны. Методы воздействия государства на предприятие могут быть разными в зависимости от отношений в обществе и многих других факторов. Но по отношению к своим структурным подразделениям предприятие выступает в качестве субъекта управления. На предприятии наряду с основным производством имеются вспомогательные и обслуживающие производства, осуществляются работы по подготовке и управлению производством, т.е. на предприятии наряду с подсистемами основного производства имеется большое число обслуживающих и функциональных подсистем. В каждой из них имеются субъекты и объекты управления, а также ряд из подсистем, которые являются многоуровневыми. В каждой из подсистем независимо от ее уровня реализуется функция планирования и, вообще, каждая система является подсистемой лишь по отношению к вышестоящей подсистеме. 
 
         План предприятия или его структурного подразделения представляет собой систему показателей, предусматривающую определенную цель, объемы работ, ресурсы, сроки реализации, ожидаемые результаты.  
           5 Анализ хозяйственной деятельности предприятия 
 
               5.1 Анализ финансового состояния предприятия  
         Финансовое состояние предприятия характеризуется системой показателей, отражающих состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования финансировать свою деятельность. Анализ финансового состояния предприятия включает оценку имущественного положения организации и состава капитала; оценку эффективности и интенсивности использования капитала; оценка финансовой устойчивости и платежеспособности.  
 
        Ключевая цель  этого анализа, заключается в получении определенного числа репрезентативных параметров, дающих объективную и обоснованную характеристику исследуемых экономических явлений и процессов. Это относится прежде всего, к изменениям в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами, в составе прибылей и убытков.  
 
        Субъектами анализа финансового состояния являются экономические службы организации, а также внешние пользователи информации, которые исследуют ее в соответствии с собственными интересами. Обеспечение внешних пользователей полной и реальной информацией о финансовом состоянии предприятия является ключевой задачей международных стандартов. С помощью этого анализа принимаются решения по краткосрочному финансированию организации; долгосрочному финансированию организации; выплате дивидендов владельцам акций; стабилизации резервов экономического роста. 
 
       Для анализа финансового состояния следует изучить наличие, состав и структуру  средств предприятия и происшедшие в них изменения. Для этого  составляется табл. 2.5, в которой отражаются данные за 2007 год. 
 
 Таблица 2.5-Анализ наличия, состава и структуры средств предприятия, млн. руб.

 
Средства предприятия (имущество)

 
На начало года

 
На конец года

 
Изменен. за год

 
Темп роста, %

 
сумма

 
уд. вес, %

 
сумма

 
уд. вес, %

 
сумма

 
уд. вес, %

 
1.  Внеоборотные активы, в т.ч.

 
717

 
100

 
947

 
100

 
230

 
100

 
32

 
1.1Основные средства

 
716

 
99,9

 
946

 
99,9

 
230

 
100

 
32

 
1.2 Нематериаль-ные активы

 
1

 
0,1

 
1

 
0,1

 
-

 
-

 
-

 
2.Оборотные активы в т.ч.

 
1398

 
100

 
1744

 
100

 
346

 
100

 
25

 
2.1  Запасы

 
1112

 
79

 
1380

 
79

 
268

 
77

 
24

 
2.2  Дебиторская задолженность

 
144

 
10

 
64

 
4

 
-80

 
-23

 
-54

 
2.3  Денежные средства

 
84

 
6

 
191

 
11

 
107

 
31

 
127

 
2.4  Налоги по приобретенным ценностям

 
58

 
5

 
109

 
6

 
51

 
14

 
88

 
Всего активов

 
2115

 

 
2692

 

 
577

 

 
27


 
 
 
         Данные таблицы 2.5 показывают, что общая сумма средств предприятия увеличилась на 577 млн. руб. или на 27%. Увеличение стоимости имущества   сопровождалось внутренними изменениями в активе: наблюдается увеличение стоимости внеоборотных активов на 230 млн. руб. (увеличение на 32 %), а оборотных активов на 346 млн. руб. (увеличение на 25 %). 
 
          Увеличение стоимости внеоборотных активов произошло вследствие увеличения основных средств на 230 млн. руб.,  увеличения стоимости нематериальных активов не наблюдалось. 
 
           
 
           На рисунке 2.1 показаны изменения относительных объемов оборотных и внеоборотных средств за отчетный период. 
 
                                 
 
                              На начало периода 
 
 
 
                                На конец периода 
 
1 – внеоборотные средства 
 
2 – оборотные средства 
 
             Для общей оценки имущественного потенциала предприятия проводится анализ динамики состава и структуры обязательств (пассива) баланса. Эти позиции рассматриваются на примере данных бухгалтерского баланса табл. 2.6 
 
          Таблица 2.6 -Анализ наличия, состава и структуры источников, млн. руб.

 
Источники приобретения имущества  и средств

 
На начало года

 
На конец года

 
Изменен. за год

 
Темп роста, %

 
сумма

 
уд. вес, %

 
сумма

 
уд. вес, %

 
сумма

 
уд. вес, 
 
%

 
1

 
2

 
3

 
4

 
5

 
6

 
7

 
8

 
1. Собственный капитал (раздел 3 пассива), в т.ч.:

 
192

 
100

 
208

 
100

 
16

 
100

 
8

 
1.1.Уставный фонд  (капитал)

 
-

 
-

 
-

 
-

 
-

 
-

 
-

 
1.2.Добавочный фонд

 
74

 
39

 
74

 
36

 
-

 
-

 
-

 
1.3. Резервный фонд

 
7

 
4

 
8

 
4

 
1

 
6

 
14

 
1.4. Нераспреде-ленная прибыль

 
111

 
57

 
125

 
60

 
14

 
94

 
13

 
2.Заемные средства

 
1924

 
100

 
2494

 
100

 
570

 
100

 
30

 
2.1.Краткосрочные кредиты и займы

 
191

 
9,9

 
215

 
8,6

 
24

 
4,2

 
12

 
2.2. Кредиторская задолженность и прочие краткосрочные пассивы

 
1733

 
80,1

 
2279

 
93,4

 
546

 
95,8

 
31,5

 
3.Всего источников приобретения  имущества и средств предприятия

 
2115

 

 
2692

 

 
577

 

 
27





 
 
           Данные таблицы 2.6 свидетельствуют  о том, что увеличение стоимости  имущества обусловлено увеличением,  как собственных средств предприятия, так и заемных. Собственный капитал увеличился на 16 млн. руб. или на 8 %. Параллельно с этим произошло незначительное увеличение заемных средств на 570 млн. руб. %, или на  30 %. 
 
              
 
              Обращает на себя внимание тот факт, что в составе заемных средств значительный объем занимает кредиторская задолженность, при незначительной величине кредитов банков. В целом наблюдается низкая автономия ТД, т.е. низкий удельный вес собственного капитала и высокая степень использования заемных средств. 
 
              На рисунке 2.2 показаны изменения относительных объемов собственного и заемного капитала предприятия за отчетный период. 
 
                                  
 
                                 На начало периода 
 
 
 
                                
 
                                     На конец периода 
 
 
 
1 – собственные средства 
 
2 – заемные средства 
          Для анализа финансовой устойчивости традиционно применяется целый ряд коэффициентов. Они в определенной степени показывают уровень финансовой устойчивости, но не отвечают на вопрос, достаточен ли такой уровень. Коэффициенты могут служить отправной точкой для оценки финансовой устойчивости, однако, с некоторыми оговорками и уточнениями. Объективную оценку степени финансовой устойчивости организации дают эти показатели в комплексе. Они зависят от многих факторов: отраслевой принадлежности предприятия, принципов кредитования, сложившейся структуры источников средств, оборачиваемости оборотных средств и др. 
 
           Рассмотрим коэффициенты, традиционно используемые для оценки финансовой устойчивости предприятия. 

Информация о работе Отчет по практике на РУПП "Витязь"