Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 23:54, реферат
Исследование потребительских свойств также осуществляется с целью управления их качеством и потреблением.
Промышленные товары обладают многочисленными и разнообразными свойствами, которые могут быть классифицированы по следующим признакам. По способу определения все свойства товаров делятся на две большие группы: внешние (потребительские) свойства – форма, размер, цвет, фактура, поверхность. Эти свойства легко определяются с помощью органов чувств или вспомогательных устройств; внутренние (конструкционные и технологические) свойства – в отличие от внешних эти свойства не проявляются и определить их можно специальными методами.
Введение
Каждый товар обладает потребительскими свойствами, благодаря которым он удовлетворяет ту или иную потребность человека.
Пищевые продукты
являются ежедневной и
Потребительские свойства
товаров формируются под влиянием
многих факторов. Так, качество овощей
и плодов зависит от сорта,
погодных и климатических
Потребительские свойства
пищевых продуктов могут изменяться
во время хранения и
Исследование потребительских
свойств также осуществляется
с целью управления их
Промышленные товары обладают многочисленными и разнообразными свойствами, которые могут быть классифицированы по следующим признакам. По способу определения все свойства товаров делятся на две большие группы: внешние (потребительские) свойства – форма, размер, цвет, фактура, поверхность. Эти свойства легко определяются с помощью органов чувств или вспомогательных устройств; внутренние (конструкционные и технологические) свойства – в отличие от внешних эти свойства не проявляются и определить их можно специальными методами.
Свойства непродовольственных товаров, которые необходимо учитывать при определении товарного предложения (ассортимента) коммерческого предприятия, могут быть охарактеризованы качественно и количественно. Примеры качественных характеристик товаров: цвет материала; форма изготовления; способ соединения деталей в изделии. К количественным характеристикам свойств могут быть отнесены: габариты; мощность изделия (двигателя); производительность; масса (плотность). Любое свойство может быть выражено количественно, при этом у каждого свойства может быть несколько количественных характеристик или показателей качества. Наиболее удачная из них выбирается по согласованию и называется мерой. Мерами свойств, определяющих качество, служат показатели качества товаров.
Функция товара есть внешнее проявление свойства товара. В зависимости от роли в удовлетворении потребностей различают главные функции товара и второстепенные функции. Главные функции товара определяют его назначение, сущность его использования и применения.
Классификация потребительских свойств непродовольственных товаров
Классификация потребительских товаров по каждой конкретной группе содержится в нормативных документах. Ее можно использовать при оценке и контроле качества товаров, управлении качеством, при проектировании продукции.
Ниже рассмотрены комплексные потребительские свойства непродовольственных товаров.
Свойства социального назначения включают социальный адрес и потребительский класс товара, соответствие товара оптимальному ассортименту, моральное старение (моральный износ).
Для характеристики социальной направленности и потребительского класса используют соответствие товара общественно необходимым потребностям, целесообразность его производства и реализации.
Соответствие товаров оптимального спроса оптимальному ассортименту должно сочетаться со структурой ассортимента изделий данного вида, группы и класса, отвечающих запросам потребителей, а также обновлением номенклатуры и ассортимента товаров.
Моральный износ товара учитывает относительное снижение качества товара с появлением новых товаров с более высокими потребительскими свойствами, сокращение срока службы товара, вызванное изменениями моды, стиля и т.д.
Функциональные свойства характеризуют соответствие изделий своему назначению, способность товара выполнять свою основную и вспомогательную функцию. Функциональные свойства связаны с составом и структурой, а также с техническим совершенством изделия.
Совершенство выполнения основной функции изделием выражается получением полезного эффекта и удовлетворением конкретной потребности при его использовании.
Совершенство выполнения вспомогательных операций существенно влияет на выполнение основной функции и может определяться затратами времени на их выполнение. К таким операциям можно отнести ремонт, обслуживание, доставку, установку и др.
Показатели потребительских свойств непродовольственных товаров
Потребительские свойства товара - это свойства, проявляющиеся при его использовании потребителем для удовлетворения материальных и культурных потребностей. Они характеризуют эффективность использования человеком товаров как предметов потребления, их общественную и культурную ценность: социальную значимость, практическую полезность, надежность и удобство пользования, эстетическое совершенство, безопасность для человека и окружающей среды. В совокупности с другими свойствами они обусловливают качество товаров, их потребительную стоимость. Однако сами они характеризуют лишь ту часть товарных свойств, которая присуща товарам как предметам потребления.
Поэтому потребительские свойства проявляются в процессах потребления, а их общественная ценность зависит от того, как и в какой мере они удовлетворяют потребности определенных групп потребителей.
В товароведении существуют различные точки зрения на количество и характер свойств, определяющих потребительское качество товара.
По нашему мнению, основанием классификации потребительских свойств товаров должны служить потребности человека (общества), которые они призваны удовлетворять. Соответственно этим потребностям строятся группы потребительских свойств и показателей качества товаров. Ряд «потребность - потребительское свойство - потребительский показатель качества» фиксирует взаимосвязь этих трех групп. При этом исходным пунктом служит потребность, которая должна быть удовлетворена, средним составляющим звеном выступает потребительское свойство товара, которое потребность способно удовлетворять, а конечным пунктом показатель качества с его специфическими количественными и качественными характеристиками.
Потребности человека и соответствующая им группа потребительских свойств товаров должны рассматриваться как единое целое. Поэтому всякое деление свойств должно строиться на допущении возможности аналитического деления целого на части. Такое деление, конечно же, условно, но оно является необходимым для проведения анализа любого объекта научного исследования и является наряду с синтезом его неотъемлемой составной частью. Таким образом, в основу деления потребительских свойств товаров на группы положен принцип соотнесения этих свойств с потребностями человека. В зависимости от видов удовлетворяемых потребностей в перечень нормируемых потребительских свойств товаров, зафиксированный в соответствующих НТД, входят свойства социальные, функциональные, надежности в потреблении, эргономические, эстетические, безопасности потребления и экологические. Совокупность потребительских свойств товара характеризуется номенклатурой потребительских показателей качества. В зависимости от количества характеризуемых свойств потребительские показатели могут быть единичными и комплексными (т.е. относящимися к нескольким свойствам). В целом они образуют сложную иерархическую систему, разделенную на несколько взаимосвязанных уровней.
Номенклатура потребительских свойств и показателей - совокупность свойств и показателей, обусловливающих удовлетворение реальных или предполагаемых потребностей. По сути эта номенклатура и определяет качественные характеристики потребительских товаров.
Рассмотрим подробнее каждую из указанных групп и подгрупп потребительских свойств товаров.
Такая номенклатура может рассматриваться в качестве наиболее общей и универсальной группировки потребительских свойств и показателей качества товаров и служит основой разработки или выбора номенклатуры показателей качества конкретных видов товаров.
Как видно из всего вышесказанного товар как основной объект экспертизы имеет массу показателей, по которым и происходит оценка его качества. Причем, необходимо подчеркнуть, что ни один из показателей не является более или менее значимым по сравнению с другим. Нельзя преуменьшать роль таких показателей как безопасность и экологичность товара. Однако, в последние годы, увы, имеет место крайне несерьезное отношение к этим факторам оценки товара.
Качество товара является одной из его основополагающих характеристик, оказывающих решающее влияние на создание потребительских предпочтений и формирование конкурентоспособности. Это обусловлено сущностью категории качества.
Качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности (МС ИСО 8402: 1994 г. п. 2.1).
Обычно потребности выражаются через определенные характеристики на основе установленных критериев, которые формулируются в виде требований к качеству.
Требования к качеству - выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы дать возможность их реализации и проверки (МС ИСО 8402: 1994 г. п. 2.3).
Требования к качеству товаров устанавливаются на этапах проектирования и разработки, обеспечиваются материально-техническим снабжением, разработкой и организацией производства, рабочим и окончательным контролем, хранением и реализацией. Перед отпуском потребителю или потреблении (эксплуатации) требования к качеству оцениваются по нормам, регламентированным стандартами и ТУ, или в соответствии с запросами потребителей.
Показатель качества - количественное и качественное выражение свойств продукции (или товара). Каждый показатель имеет наименование и значение.
Наименование показателя служит качественной характеристикой товара.
Значение показателя является результатом количественного и качественного измерения (размера и размерности). Значение показателя применяется для установления соответствия или несоответствия определенным требованиям или для констатации результатов измерений.
Показатели качества по наименованиям делятся на группы в зависимости от характеризуемых свойств (единичные и комплексные) или от назначения (базовые и определяющие).
Свойства, определяющие эффективность использования товаров по назначению, называются потребительскими и характеризуются показателями качества.
К потребительским свойствам непродовольственных товаров относятся:
социальные,
функциональные,
эргономические;
эстетические,
надежности,
экологические,
безопасности.
Социальные – включают показатели социального адреса и потребительского класса товара, соответствие товара оптимальному ассортименту, морального старения.
Для характеристики показателей социального адреса и потребительского класса используют следующие данные:
соответствие товара требованиям потребителя, для которых он предназначен;
соответствие признаков комфортности изделия;
соответствие его технической оснащенности;
Информация о работе Потребительские свойства реализуемых непродовольственных товаров