Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 16:27, доклад
В Римской декларации 1996 г. продовольственная безопасность определена как - "состояние экономики, при котором населению страны в целом и каждому гражданину в отдельности гарантируется обеспечение доступа к продуктам питания, питьевой воде и другим пищевым продуктам в качестве, ассортименте и объемах, необходимых и достаточных для физического и социального развития личности, обеспечения здоровья и расширенного воспроизводства населения страны".
Продовольственная проблема в России
В Римской декларации 1996 г. продовольственная безопасность определена как - "состояние экономики, при котором населению страны в целом и каждому гражданину в отдельности гарантируется обеспечение доступа к продуктам питания, питьевой воде и другим пищевым продуктам в качестве, ассортименте и объемах, необходимых и достаточных для физического и социального развития личности, обеспечения здоровья и расширенного воспроизводства населения страны".
Продовольственная безопасность населения данной страны оценивается по таким показателям, как доля расходов на продовольствие в общих расходах отдельных групп населения, территориальная доступность продуктов (измеряется путем сравнения уровня розничных цен на одинаковые товары в разных регионах страны), доля в потреблении современных продуктов, которые снижают потери и экономят время работы в домашнем хозяйстве, степень "натуральности" и доброкачественности продуктов и др.
Продовольственная безопасность – это и одна из необходимых гарантий права человека на жизнь, и громадного значения политический фактор, играющий тем большую роль, чем глубже кризис государства и экономики.. Чем меньше остается хлеба в государстве, тем больше в нем политики - этот принцип справедлив как в отношении далекого исторического прошлого, так и сегодня. В каждую эпоху существует ведущий геополитический фактор, определяющий ход истории. Сегодня заканчивается нефтяная эпоха и начинается эра, когда ведущим фактором мировой политики становится продовольствие. «Зеленая революция» в третьем мире, решившая, казалось бы, проблему голода в начале 1970-х, исчерпала себя, и уже несколько лет наблюдается устойчивое падение производства продуктов питания, связанное с резким ростом населения в странах Юга. Все большее количество стран становится импортерами зерна, а его экспорт практически монополизирован немногими развитыми странами Запада.
В сельском хозяйстве России занято 14,9% трудовых ресурсов страны, сосредоточено 17,2% основных производственных фондов. Доля сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте составляет 8,9%. Площадь сельскохозяйственных угодий велика, но устойчиво уменьшается - за период с 1970 по 1996 гг. она уменьшилась с 222 до 208,4 млн. га. По состоянию на 1 января 2010 г., из земель сельскохозяйственного назначения выбыло 72,3 тыс. га сельскохозяйственных угодий, в том числе под строительство и расширение предприятий промышленности, транспорта, связи, для расширения и строительства населенных пунктов. В целом с 1990 по 2009 гг. сокращение площади земель, используемых под пашню, составило почти 11 млн. га.
Начиная с 1990 г, в сельском хозяйстве произошло значительное изменение структуры собственности и форм использования сельскохозяйственных угодий. Доля государственного сектора уменьшилась с 56 до 13,4%, а доля частных коллективных и индивидуально-семейных предприятий увеличилась с 40,3 до 70,9%. Число сельскохозяйственных предприятий продолжает расти преимущественно за счет раздела крупных землепользований. Размеры их уменьшаются: сейчас преобладают хозяйства с площадью угодий от 1000 до 5000 га. Значительный вклад в производство сельскохозяйственной продукции, в первую очередь - картофеля и овощей, традиционно вносят личные подсобные хозяйства. При средней площади 0,353 га на семью, они обеспечивают до 90% производства картофеля,76,8% - овощей, 51,6% производства мяса. Но производительность личных подсобных хозяйств ограничена. Причины: низкая техническая оснащенность труда, раздробленность хозяйств, отсутствие или разрушение существовавших форм кооперации и, наконец, неопределенный правовой статус этой формы хозяйства. В результате, в последние три года объем валовой продукции личных хозяйств не увеличивается.
В целом по стране наблюдается заметное снижение эффективности сельского хозяйства. Кризис сельского хозяйства в России обусловлен совокупностью внешних по отношению к аграрному сектору и внутренних причин.
Внешние причины кризиса
Внутренние причины
Наряду с обострением традиционных для села социальных проблем, появились новые: превышение смертности сельского населения над рождаемостью с 1992 г., рост сельской безработицы (с середины 1995 г. она превышает городской уровень), усиление процесса социальной дифференциации общества, свертывание сети объектов социальной сферы на селе, рост информационной изолированности деревни.
Почвенно-климатический потенциал - это важнейший фактор, определявший богатство и могущество государств и народов во все эпохи. У России есть все. Ее население сполна обеспечено и ископаемыми, и земельными ресурсами; и обеспечено слишком хорошо для того, чтобы не привлекать внимание извне. В этих условиях единственный исторический шанс всех народов России - надежная защита своего жизненного пространства в условиях мирового кризиса. Нам не нужны ни чужие ресурсы, ни чужие территории. Но, потеряв свои, мы обречены на гибель. Ключ к решению этой проблемы - восстановление продовольственного потенциала и стратегических запасов. Наличие экспортного потенциала на продукты питания всегда было и будет мощным рычагом невоенного влияния на беспокойных соседей.
Сегодня экологические организации, отстаивающие интересы своих спонсоров, пугают нас глобальным потеплением и ростом уровня углекислого газа. Ради этого нас пытаются ограничить в использовании тепловой энергетики и энергопотреблении. Однако идущие изменения климата для России не опасны. Наоборот, потепление на 1-1,5 градуса и двукратный с начала века рост содержания углекислого газа в атмосфере способны при наличии ряда условий по меньшей мере в 1,5-2 раза увеличить продуктивность наших земель в ближайшие 12 лет. Потепление равноценно перемещению наших границ на юг и расширяет сельскохозяйственные угодья за счет северной зоны рискованного земледелия, т.е. 65% всей площади страны.
Таким образом, лет через 20-30 Россия способна стать крупнейшим экспортером продовольствия в мире. Это хорошо понимают и на Западе. Вот откуда повышенный интерес к возможности покупки наших сельхозугодий и нарастающий натиск на Россию. Вот почему именно сегодня споры вокруг земельного рынка и продовольственной безопасности приобретают небывалую напряженность и остроту.
Главное, что восстановление объемов сельскохозяйственного производства в принципе возможно, но при наличии политической воли к этому у руководства России. 1 февраля 2010 г. Президент РФ подписал Указ «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации», согласно которой в России должно производиться не менее 80% основных видов продовольствия. Такой политики придерживаются многие страны: так, например, высокий уровень самообеспечения продовольствием характерен для США и Франции - более 100%, Германии - 93%, Италии - 78%; даже для бедной плодородными почвами Японии он составляет 50%.
Фактически «Доктрина продовольственной безопасности» стоит на трех смысловых китах: доля собственного производства по основным видам продовольствия, качество этого продовольствия и его доступность для населения. Государство приняло на себя серьезные обязательства. В частности, добиваться физической и экономической доступности продовольствия для населения (чтобы оно не исчезало с прилавков и продавалось по справедливым ценам). Государство намерено бороться с бедностью, поддерживать неимущих, организовывать питание беременных и школьников, в целях повышения экономической доступности продовольствия.
Закон о продовольственной безопасности является важнейшим звеном в законодательном и организационном обеспечении восстановления продовольственного суверенитета страны. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации является рамочным документом, и ее реализация во многом зависит от принятия сопутствующих государственных программ. В настоящее время это Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. Основным направлением программы, на наш взгляд, должна стать адаптация аграрной экономики России к условиям работы в рамках ВТО, а также экологизация производства.
Доктрина продовольственной безопасности РФ может стать основой для создания единого аграрного рынка стран СНГ. Принципы, заложенные в Законе, достаточно универсальны и могут быть использованы не только в России, но и в других странах СНГ. Концепция продовольственной безопасности в рамках ЕврАзЭС была принята в 2009 г., а Концепция повышения продовольственной безопасности государств СНГ – в 2010. В мае 2013 г. был подписан документ “О Концепции согласованной (скоординированной) агропромышленной политики государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства”. В чем же смысл возможного Евроазиатского аграрного рынка ЕААР?
Главное - чем больше экономическое пространство, тем меньше влияние неурожаев в отдельных регионах. Помимо единого рынка, речь может идти и о создании межгосударственного продовольственного резерва, сглаживающего колебания урожайности в отдельных странах на компенсационной основе. Это гораздо выгоднее, чем поочередно закупать зерно у своих геополитических противников по ценам мировых монополистов. Реализация согласованной агропромышленной политики государств-членов будет способствовать росту производительности труда в агропромышленном комплексе, повышению эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на поддержку сельского хозяйства, повышению конкурентоспособности на мировом аграрном рынке.
Другая возможная выгода ЕААР - совместная защита от различных экономических санкций и эмбарго, которые становятся мощным оружием политического диктата. Таким образом, создание ЕААР позволит существенно повысить продовольственную безопасность, как России, так и других входящих в него стран, встретить предстоящий мировой кризис во всеоружии.
Использованная литература