Производство хлопчатобумажных изделий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 15:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение сырья, технологии изготовления, классификации, ассортимента, свойств, качества, маркировки, упаковки, хранения, транспортировки хлопчатобумажных тканей. В соответствии с целью исследования в курсовой работе поставлены и решены следующие задачи:
- дана характеристика сырья и способов изготовления хлопчатобумажных тканей.
- дана классификация и ассортимент хлопчатобумажных тканей свойства, значение, требования к качеству.
- произведена экспертиза качества образцов х.б. тканей - составлено заключение и разработаны предложения по выбору хлопчатобумажных тканей.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 63.46 Кб (Скачать файл)

                                               Введение 

   Целью курсовой  работы является изучение сырья,  технологии изготовления, классификации,  ассортимента, свойств, качества, маркировки, упаковки , хранения, транспортировки хлопчатобумажных тканей.

В соответствии с целью  исследования в курсовой работе                          поставлены и  решены следующие задачи :

- дана характеристика  сырья и способов изготовления  хлопчатобумажных тканей.

- дана классификация и  ассортимент хлопчатобумажных тканей

свойства, значение, требования к качеству. 

- произведена экспертиза  качества образцов х.б тканей

- составлено заключение  и разработаны предложения по  выбору

хлопчатобумажных тканей.

При выполнении работы использованы следующие методы :

Объективные и органолептический .

В качестве исходной информации при написании курсовой работы были

использованы  учебники автора А.Н Неверова, дополнительная литература

ГОСТы, ярлыки,образцы.

 

 

 

 

 

1. Товароведная характеристика и экспертиза качества хлопчатобумажных тканей

1.1Сырье

 

Строение и состав хлопчатобумажных волокон

 

 

Хлопчатобумажные ткани  вырабатываются из природного целлюлозного волокна – хлопка.

Хлопковое волокно на 95 – 96% состоит из природного полимера –  целлюлозы, химическое строение и свойства которой определяют свойства хлопчатобумажных тканей в целом и технологию их обработки в отделочном производстве. Кроме того, в хлопковом волокне  имеются сопутствующие целлюлозе  вещества (примеси), которые необходимо удалить из нее в процессе подготовки тканей к крашению и печатанию. Основными  примесями являются: воскообразные, азотсодержащие (белковые), пектиновые вещества, минеральные соли и естественные красители (следы). Последние придают тканям нежелательный желтоватый оттенок.

Целлюлоза представляет собой  высокомолекулярное соединение, образованное остатками β-Д-глюкопиранозы, которые соединены друг с другом 1–4 глюкозидными связями. Отдельные макромолекулы целлюлозы в волокне связаны между собой межмолекулярными водородными связями. Общую формулу целлюлозы можно представить в виде [C6H7O2(OH)3]n , где n – степень полимеризации. Для целлюлозы хлопка n = 10000–15000. Наличие в макромолекуле целлюлозы большого числа гидроксильных групп, прочность глюкозидной связи и суммарная энергия межмолекулярных водородных связей определяют специфические свойства хлопкового волокна. Оно устойчиво к действию органических растворителей, набухает в водных растворах, особенно при нагревании, выдерживает кратковременное воздействие температуры 200оС. При длительном нагревании (при температуре >100оС) происходят необратимые структурные изменения.

Разбавленные растворы минеральных  кислот (до 5 г/л) при температуре 20–30оС в течение 15–60 мин не оказывают  деструктирующего воздействия на целлюлозу. При повышении температуры и  длительности обработки происходит разрушение волокна по причине гидролиза  целлюлозы до низкомолекулярных  продуктов, смесь которых называют – гидроцеллюлоза. Водные растворы органических кислот на целлюлозу не действуют.

К водным растворам едкого натра (до 1%) целлюлоза хлопка устойчива  при температуре 20–30оС. При повышении  температуры и концентрации щелочи целлюлоза окисляется кислородом воздуха  с образованием смеси продуктов  различной степени деструкции оксицеллюлозы. В концентрированных растворах щелочей (25–30%) происходит набухание хлопкового волокна. При этом щелочь вступает в химическое взаимодействие с целлюлозой. Образующаяся при этом щелочная целлюлоза легко гидролизуется до гидратцеллюлозы. Аналогичные превращения происходят с целлюлозой в жидком аммиаке при температуре –33,4оС. В медно-аммиачных растворах целлюлоза растворяется.

Окислители (гипохлориты, хлориты, перекись водорода) деструктируют целлюлозу  с образованием оксицеллюлозы, что сопровождается понижением степени ее полимеризации. Интенсивность деструкции зависит от природы окислителя, рН среды и температуры. Целлюлоза окисляется также под действием света в присутствии кислорода воздуха. Окисление усиливается при повышении температуры, влажности окружающей среды и в присутствии красителей.

 

1.2 Производство

 

Тканью называют полотно, образованное переплетением двух взаимно перпендикулярных систем нитей на ткацком станке. Процесс образования ткани называют ткачеством. 
 
Систему нитей, расположенную вдоль ткани, называют основой, систему нитей, расположенную поперек ткани,— утком. 
 
Выработку ткани проводят в три этапа: 
 
подготовка основы и утка; 
 
изготовление ткани на ткацком станке; 
 
разбраковка изготовленной ткани. 
 
На первом этапе нити основы и нити утка подготавливают к процессу ткачества. Подготовка заключается в перемотке поступивших с прядильного производства нитей в паковки, удобные для заправки в ткацкий станок. 
 
Подготовка основы состоит из следующих операций: перематывание, снование, шлихтование и пробирание отдельных нитей в детали ткацкого станка. 
 
Перематывание нитей основы с прядильных початков или мот ков на бобины цилиндрической или конической формы проводят на мотальных машинах. При этом получают паковки нитей большой длины, очищают нити от посторонних примесей и ликвидируют слабые места нитей. Так как перематывание проводят с определенным натяжением нитей, в слабых местах они обрываются. Оборванные концы нитей связывают специальным ткацким узлом. На современных мотальных машинах, в которых скорость перематывания достигает 1200 м/мин, связывание оборванных концов выполняется автоматически. После перематывания нити основы, намотанные на большие бобины, поступают на снование. 
 
Снование заключается в том, что нити основы с большого числа бобин (до 600 и более) наматывают параллельно друг другу с одинаковым натяжением на одну большую катушку с фланцами. Эта катушка называется сновальным валом. Все нити основы, намотанные на сновальный вал, должны иметь одинаковую длину. Операцию снования проводят на специальной сновальной машине. Скорость снования 800 м/мин. Нити основы со сновального вала подаются на шлихтование. 
 

Шлихтованием называют проклеивание нитей основы специальным клеящим веществом — шлихтой. Шлихтование придает нитям гладкость, прочность. Это крайне важно для того, чтобы предотвратить обрывы нитей основы в процессе ткачества от истирания о детали ткацкого станка. 
 
Шлихта варится и затем подается в шлихтовальную машину. Рецептура шлихты включает в себя клеящие, смягчающие, антисептические вещества, а также смачиватели — вещества, придающие нитям гигроскопичность.  
 
Нити основы, проходя под натяжением через шлихтовальную машину, обрабатываются шлихтой, отжимаются, высушиваются, разделяются и, располагаясь параллельно и на равном расстоянии друг от друга, наматываются на вал, который называют ткацким навоем. Скорость движения основы в шлихтовальной машине от 12 до 75 м/мин. Ткацкие станки для выработки тканей разного назначения и волокнистого состава имеют разную ширину. Поэтому на шлихтовальную машину устанавливают ткацкий навой соответствующей ширины. 
 
Прежде чем ткацкий навой установить на ткацкий станок, не обходимо выполнить проборку и привязку основы. Проборкой, или пробиранием, основы называют операцию, при которой каждую нить навоя необходимо продеть в определенном порядке через де тали ткацкого станка: ламели, глазки галев и зубья берда. 
 
Ламель — тонкая металлическая пластина с круглым отверстием, в которое продевается нить основы. Ламели служат для автоматического останова ткацкого станка при обрыве нити основы. Число ламелей равно числу нитей основы в навое и, соответственно, числу нитей в основе ткани. 
 
Ремизная рамка, или ремизка, располагается по всей ширине ткацкого станка. Она состоит из двух горизонтальных планок, размещенных одна под другой. Между планками вертикально закреп лены галева с глазком посередине каждой из них. Через глазки галев продевают нити основы — по одной через каждый глазок. Ремизные рамки обеспечивают образование зева для прокладывания уточной нити. Число ремизных рам зависит от вида переплетения ткани и колеблется от 2 до 32. Число галев соответствует числу нитей основы в навое, но порядок проборки нитей в глазки галев зависит от переплетения ткани. 
    Бердо также идет во всю ширину ткацкого станка и состоит из плоских металлических пластин, закрепленных вертикально на двух планках. Металлические пластины называют зубьями берда. Бердо служит для прибивания вновь проложенной уточной нити к предыдущей, а также для обеспечения равномерного параллельного расположения нитей основы во время ткачества. Каждая нить основы последовательно пробирается между зубьями берда. 
 
Работу по пробиранию нитей основы в отверстия ламелей, глазки галев и между зубьями берда проводят на специальном пробор ном станке. Проборку выполняют вручную два работника. Пода вальщик подает последовательно, одну за другой нити основы, а проборщик специальным крючком протягивает через детали ткацкого станка все нити от первой до последней. При такой организации пробирают 1000—2000 нитей в час. 
 
Пробирание проводят при перезаправке ткацкого станка для выработки ткани нового вида или при замене изношенных деталей ткацкого станка. Если же на ткацком станке будет вырабатываться та же самая ткань, то пробирание не проводят, а привязывают (присучивают) к концам старой основы концы новой основы с навоя. При привязке концов основы пользуются узловязальными маши нами со скоростью вязания более 5000 узлов в час. Для пуска ткацкого станка связанные узлы осторожно протаскивают через отверстия ламелей, глазки галев, зубья берда. 
 
Существуют и используются автоматические станки для проборки нитей основы. 
 
Подготовка утка к ткачеству — более простой процесс, заключающийся в перемотке нитей на специальные деревянные челночные шпули и увлажнении нитей. 
 
Перематывание на челночные шпули необходимо, если ткачество будет осуществляться на челночных ткацких станках. Эту операцию выполняют на уточно-мотальных автоматах со скоростью 300 м/мин. 
 
Увлажнение нитей проводят для того, чтобы во время прокладывания уточной нити с челночной шпули не сматывалось одно временно несколько витков нити, что привело бы к образованию дефектов на ткани. Увлажнение нитей разного волокнистого состава проводят по-разному. Хлопчатобумажную и льняную пряжу выдерживают в помещениях с повышенной влажностью, шерстяную пряжу запаривают, а шелковые и химические нити эмульсируют. 
 
На втором этапе осуществляют изготовление ткани на ткацком станке. С ткацкого навоя 1 (рис. 10) нити основы 2 огибают скало З, проходят ламели 4, глазки галев 5 и зубья берда б. При попеременном подъеме и опускании ремизных рам с галевами 5 нити основы образуют зев, в который прокладывается уточная нить 7. 
 
Бердо 6 благодаря качательному движению батанного механизма 8 при движении вправо прибивает уточную нить к опушке ткани 9 и отходит в левое положение. Полученная ткань, огибая грудницу10 и вальян 11, перемещается товарным регулятором и наматывается на товарный валик 12. Таким образом основа, сматываясь с ткацкого навоя, все время находится в натянутом состоянии. 
 
Плотность ткани по утку изменяется товарным регулятором: с увеличением скорости наматывания ткани на товарный валик уменьшается плотность ткани. 
 
При выработке ткани простейшего полотняного переплетения, в котором основные и уточные нити чередуются через одну (ситцы, бязи), необходимо иметь две ремизки. В одну продеваются все четные нити, а в другую — все нечетные. При работе ткацкого станка одна ремизка поднимается, а другая опускается. При этом все нити основы раздвигаются, образуя ткацкий зев. В этом пространстве под ударами погонялки пролетает челнок с уточной шпулей. Во время пролета челнока со шпули слетает уточная нить, которая остается лежать в зеве между нитями основы. Ба тан совершает качательное движение и с помощью берда прибивает проложенную уточную нить к опушке ткани. После этого ремизки меняют свое положение: верхняя опускается вниз, а нижняя поднимается вверх. При этом образуется новый ткацкий зев, через который челнок пролетает в обратном направлении. Так прокладывается новая уточная нить, которая прибивается бердом. Основа медленно разматывается с навоя, полученная ткань наматывается на товарный валик. Все многочисленные и много образные движения рабочих органов ткацкого станка синхронизированы. 
     В зависимости от степени сложности ткацкого переплетения используют различные конструкции ремизоподъемного механизма: эксцентриковый механизм, ремизоподъемная каретка и ремизо-подъемный механизм жаккардовой машины. На эксцентриковых станках вырабатывают ткани только полотняного переплетения. Ткани с мелкими рисунками вырабатывают на станках с ремизо-подъемными каретками (до 32 ремизок), ткани крупноузорчатых переплетений — на жаккардовых машинах. 
 Очистке и подготовке х.б тканей 
При очистке и подготовке хлопчатобумажные ткани подвергаются приемке и разбраковке, опаливанию, расшлихтовке, отбеливанию (белению), мерсеризации, ворсованию. 
 
Очистка и подготовка всех тканей, в том числе хлопчатобумажных, начинается с приемки и разбраковки суровья, выявления и устранения различных пороков ткачества, комплектации производственной партии для последующих операций отделки. Для прохождения через все операции отделки хлопчатобумажные ткани соединяются в длинную непрерывную ленту, состоящую из нескольких сот кусков, стачанных встык. Предварительно каждый кусок клеймят несмываемой краской. В одну партию входят куски ткани только одного артикула. 
 
После приемки и разбраковки ткань направляется на опаливание, которое позволяет удалить одиночные волокна, выступающие над поверхностью ткани. Эту операцию проводят на опаливающих машинах различных конструкций. Сущность операции состоит в том, что ткань на большой скорости (2,5—3,0 м/с) проходит над раскаленной поверхностью. В результате отдельно выступающие волокна обгорают и удаляются. Поверхность ткани становится чище. Суровье, предназначенное для выработки начесных и ворсовых тканей, а также марля не опаливаются. Опаленная ткань отправляется на расшлихтовку. 
 
Расшлихтовка — удаление шлихты и части естественных примесей с целью последующего облегчения отваривания и беления. Для расшлихтовки ткань замачивают в воде (при температуре 30— 40 °С) и укладывают в ящики для вылеживания на 4—24 ч в зависимости от плотности ткани. Для ускорения расшлихтовки при замачивании применяют кислоты слабой концентрации. После вылеживания ткань промывают холодной водой. При этом во влажной ткани происходит гидролиз крахмала. Расшлихтованная ткань становится мягче и лучше смачивается. 
 
Отваривание расшлихтованной ткани применяется для удаления из нее остатков крахмала и содержащихся в волокнах азотистых, жировых, воскообразных и пектиновых веществ. При этом ткань кипятят в герметичных варочных котлах без доступа воздуха в растворе мыла и соды с добавлением поверхностно-активных веществ. После пропитывания ткань плотно укладывают в котел и закрывают крышкой. Варочный раствор, проходя через подогреватель, постепенно снизу заполняет котел с тканью и вытесняет воздух (присутствие кислорода воздуха в котле приводит к снижению прочности ткани). Отваривание продолжается 3—4 ч при температуре 120 С. После отваривания ткань становится мягкой и хорошо смачивается во дой, но имеет серо-бурую окраску, более интенсивную, чем до этой операции. 
 
Для получения белой ткани проводят операцию беления. При белении разрушаются и обесцвечиваются вещества, придающие волокнам серо-бурую окраску. В качестве отбеливателей применяют различные окислители, которые содержат хлор или пероксид водорода. Ткань, пропитанная отбеливателями, вылеживается, затем ее промывают, отжимают и сушат. При использовании пероксида водорода процесс проходит значительно быстрее, чем при отбеливании хлорсодержащими веществами. Существует и более производительный непрерывный способ беления, выполняемый на одном агрегате. 
 
Отбеленная ткань поступает либо на мерсеризацию (ситец, сатин и т.д.), либо на ворсование (байка, фланель и т. п.). 
 
Мерсеризация — обработка натянутой ткани 25%-м раствором едкого натра при температуре 15—18°С в течение 30—50 с. Суровые неотбеленные ткани обрабатываются в течение 2—3 мин. После мерсеризации ткань становится шелковистой, увеличиваются ее блеск, гигроскопичность и прочность. Мерсеризованные ткани хорошо прокрашиваются, приобретая прочную и сочную окраску. 
 
Ворсованием получают начес на лицевой стороне ткани. Эту операцию проводят на ворсовальной машине, иглы которой выдергивают кончики волокон из утка и расчесывают их сначала в одну, а затем в другую сторону. Для получения хорошего начеса ткань пропускают через ворсовальную машину несколько раз. Ворсованию подвергают как отбеленные, так и суровые ткани. 
 
Крашением называют процесс самопроизвольного перехода красителя из красильной ванны в волокно ткани. В состав красильной ванны входят краситель, вспомогательные вещества и вода. В результате крашения ткань приобретает равномерную окраску определенного цвета. Крашение текстильных материалов является сложным процессом, зависящим от целого ряда факторов: структуры материала, вида волокна, диффузионной способности красителя, состава электролита, температуры красильной ванны и др. Текстильные материалы окрашиваются главным образом синтетическими красителями, которые обеспечивают сочную, глубокую и прочную окраску, безвредны для человека, не ухудшают свойств волокон. 
 
Для окрашивания хлопчатобумажных тканей применяют красители следующих групп. 
 
Прямые красители, растворимые в воде. Обеспечивают яркую, сочную, но неустойчивую к мокрым обработкам и свету окраску. Для повышения устойчивости окраски ткань обрабатывают органическими закрепителями. 
 
Кубовые красители, нерастворимые в воде. Путем восстановления красители переводятся в водорастворимые соли, которые лег ко усваиваются волокнистым материалом. Далее соли под действием кислорода воздуха или другого окислителя переходят непосредственно на волокне в исходный краситель. С помощью кубовых красителей получают широкую гамму цветов и оттенков. Окраска устойчивая, яркая. 
 
Сернистые красители, нерастворимые в воде. Так же как и кубовые, их переводят в водорастворимую соль, которая хорошо вбирается волокном. После окисления на волокне соль переходит в не растворимое исходное состояние. Цвет окраски тусклый, устойчивость средняя. При длительном хранении ткани, окрашенные сернистыми красителями, несколько теряют прочность вследствие распада красителя и образования серной кислоты. 
 
Азокрасители, нерастворимые в воде. Окрашивание производится синтезом красителя непосредственно на волокне. Окраска устойчива к мокрым обработкам. 
 
^ Черный анилин. Окрашивание производится посредством реакции окисления анилина на волокне в присутствии катализатора. Окраска устойчивая, при этом прочность ткани снижается на 10—12%. 
 
^ Активные красители. Это красители, содержащие активные группы, обладающие способностью вступать в химическое взаимодействие с волокнообразующим полимером и образовывать прочные химические связи. Окраска яркая и устойчивая к мокрым обработкам, трению и свету.

Печатание — нанесение и закрепление красителя на отдельных участках ткани. Для печатания используются рассмотренные выше красители, имеющие густую, вязкую консистенцию, полученную в результате добавления загустителей. 
 
Рисунчатые расцветки на хлопчатобумажных тканях получают машинной печатью, выполняемой на печатных машинах. 
 
Печатающим органом печатной машины служит полый медный цилиндр — печатный вал. На его поверхности выгравирован рисунок (узор). Печатные машины бывают одновальные для печатания на ткани одноцветных рисунков и многовальные (до 16 валов) для получения многоцветных рисунков. Число цветов в рисунке всегда соответствует числу печатных валов машины, так как каждый вал печатает только одним цветом определенную часть рисунка. 
 
Различают три вида машинной печати: прямую, вытравную и резервную. 
 
При прямой, или накладной, печати краску наносят непосредственно на ткань. В зависимости от площади, занимаемой рисунком, различают ткани белоземельные (цветной рисунок занимает до 40% площади ткани), полугрунтовые (цветной рисунок занимает 40—60% площади ткани) и грунтовые (цветной рисунок занимает более 60% площади ткани). 
 
Получили распространение модные эффекты печати, повышающие качество хлопчатобумажных тканей и расширяющие их ассортимент. Для улучшения художественно-колористического оформления тканей используются рельефная печать, позволяющая воспроизводить вышивку, печать под серебро, имитирующая металлическую нить, перламутровая печать, создающая мерцающие эффекты, и печать бронзовым или алюминиевым порошком. Эти виды печати используются для изготовления нарядных платьевых и блузочных тканей. 
 
Для рельефной печати используют одно-, двух- и трехкомпонентные составы. Объемный выпуклый узор образуется в процессе сушки тканей с печатными узорами при температуре выше 100 °С и закрепляется при последующей термофиксации при температуре 130— 150°С в течение 1,5—5 мин. для печатания используют цилиндрические печатные машины со специальными печатными валами, имеющими глубину гравюры 0,25—0,3 мм. 
 
Вытравная печать позволяет получать рисунки путем нанесения на гладкокрашеную ткань вытравки — вещества, разрушающего краситель и таким образом обесцвечивающего ткань на заданном участке. Применяют цветные вытравки — вещества, в состав которых кроме вытравки входит краситель, устойчивый к действию вытравки. 
 
Резервная печать состоит в том, что на ткань перед гладким крашением наносят особое вещество — резерв, предохраняющий ее на определенных участках от окраски при крашении. 
 
Вытравную и резервную печать обычно применяют для получения белого рисунка на темной ткани. 
 
Интересные эффекты дает сочетание рельефной печати с печатью пигментами быстрой фиксации. Рельефная печать при этом должна осуществляться последним валом. 
 
Переливающийся эффект перламутровой печати достигается применением пигментов, содержащих диоксид титана и слюду. Перламутровые пигменты создают на ткани тонкие прозрачные пластинки с гладкой поверхностью и высоким показателем преломления. 
 
Печать бронзовым и алюминиевым порошком имитирует металлическую нить (люрекс). Алюминиевый порошок дает рисунки, имеющие невысокую устойчивость к сухому трению и мокрому вытиранию. Это объясняется свойствами самого алюминия. При стирке и химчистке рисунки повреждаются или полностью исчезают. 
 
Эффект, аналогичный получаемому при печати алюминиевым порошком, достигается добавлением в составы для перламутровой печати небольшого количества черного пигмента. При этом устойчивость рисунка увеличивается. 
 
Эффект печати под серебро (глиттэрэффект) получают в результате использования блестящей полиэфирной пленки с частицами размером более 1,4 мм. 
 
^ Заключительная отделка завершает отделку тканей. На этом этапе материалу придают красивый внешний вид, фиксируют ширину полотна, разглаживают его. В ходе заключительной отделки некоторые ткани подвергают специальным обработкам, придающим несминаемость, безусадочность, водоупорность, огнестойкость и пр. 
 
Хлопчатобумажные ткани при заключительной отделке подвергаются аппретированию, ширению и глаженью. 
 
При аппретировании на ткань наносят аппрет. В своем составе аппрет содержит клеящее вещество (крахмал, клей), мягчитель (жир, мыло, глицерия), антисептики (формалин, борная кислота). После нанесения аппрета ткань становится гладкой, плотной, в зависимости от состава аппрета приобретает жесткость или, наоборот, мягкость. 
 
После аппретирования ткань подается на ширение. Оно проводится на цепной ширильной машине, которая выравнивает ткань по ширине, устраняет ее перекосы, распрямляет изогнутые нити утка. Перед ширением ткань, как правило, увлажняют на брызгальных машинах. 
 
Глаженье (каландрирование) тканей проводят на каландрах. Отделочный каландр состоит из массивного стального и наборных валов, имеющих упругую поверхность. Стальной вал полый с внутренним обогревом. При каландрировании ткань проходит между стальным и наборными валами, прижатыми друг к другу. При слабом прижатия валов получается эффект разглаживания, с увеличением степени прижатия валов на ткани появляется блеск, который значительно усиливается, если стальной вал нагрет и имеется проскальзывание одного вала относительно другого. Такие ткани, как сатин, подвергают глаженью на серебристых каландрах. В отличие от обычного каландра стальной вал серебристого каландра имеет на поверхности гравировку в виде тонких мелких штрихов. В результате глаженья на серебристом каландре ткань приобретает повышенный шелковистый блеск, однако он неустойчив и пропадает после стирки. 
 
Некоторые хлопчатобумажные ткани подвергают специальным отделкам. Так, для получения устойчивого эффекта аппретирования ткани обрабатывают несмываемыми аппретами. Эти аппреты способствует сохранению хорошего внешнего вида ткани после стирки, и повышают ее носкость. Устойчивый к стирке блеск ткани приобретают, если перед каландрованием их пропитывают специальным раствором. 
 
Готовые хлопчатобумажные ткани при увлажнении значительно усаживаются. Малоусадочную ткань можно получить путем противоусадочной отделки. Ткань обрабатывают на специальной усадочной машине, куда увлажненная ткань поступает с некоторой слабиной (напуском), благодаря чему и происходит ее усадка. Малоусадочную ткань можно получить, если обработать ее специальными веществами, которые резко снижают набухаемость волокон и, следовательно, их усадку. 
 
Уменьшить сминаемость хлопчатобумажных тканей можно, подвергнув их несминаемой отделке раствором химических веществ. Для тканей невысокой поверхностной плотности из слабокрученой пряжи применяют не требующую глаженья отделку из специальных химических препаратов. Обработанные таким образом ткани при носке мало мнутся, легко и быстро разглаживаются. Смянаемость таких тканей снижается не только в сухом, но и во влажном состоянии. 
 
Все операции заключительной отделки хлопчатобумажных тканей объединены в один непрерывный процесс, который проводят на поточных аппретурно-отделочных линиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Классификация  и ассортимент х.б тканей

 

Ассортимент хлопчатобумажных тканей в основном является традиционным. Ткани вырабатываются из гребенной, кардной и аппаратной пряжи и  в последние годы из пряжи пневмомеханического  прядения разной линейной плотности  и строения .

Хлопчатобумажные ткани отличаются высокими показателями гигиенических  свойств, хорошей износостойкостью и размеростабильностью. Смешанные ткани вырабатывают из хлопко-вискозной, хлопкосиблоновой, хлопкополиэфирной пряжи при условии, что содержание хлопковых волокон выше 50%.

В ассортименте хлопчатобумажных тканей сложились определенные уже классические группы тканей со стабильной структурой и свойствами, выпускаемые на протяжении многих лет.

  • Байка – это довольно плотная мягкая ткань с густым ворсом, предназначается для изготовления одеял, пижамы, сорочек и домашней одежды.
  • Бархат - это мягкая ткань, которая с лицевой стороны имеет густой ворс, часто используется в пошиве брючных костюмов, женских платьев, часто применяется в пошиве штор.
  • Батист – это полупрозрачная тонкая ткань полотняного переплетения из сильно скрученных нитей, применяется в пошиве летних платьев и различного женского белья.
  • Бумазея – это ткань, которая имеет односторонний начес на изнаночной стороне, предназначена для пошива детской одежды и женских платьев.
  • Буфмуслин – это полупрозрачная тонкая ткань, которая используется для пошива блузок и женских платьев.
  • Бязь - это плотная теплая ткань, предназначенная для пошива спецодежды, мужское белье, постельное белье, пеленки и одежду для младенцев.
  • Ткань вафельная – это ткань, которая отличающаяся необычностью переплетения, обладающая хорошими впитывающими свойствами. Используется в пошиве полотенец.
  • Вельвет – это плотная ткань, которая на лицевой стороне имеет рубчики продольной формы, используется в пошиве пальто, костюмов, юбок, брюк. Также вельвет делится на два вида: вельвет-корд и вельвет рубчик.
  • Вольта – это довольно тонкая, шелковистая ткань полотняного переплетения, из которой шьют блузы.
  • Вуаль – это гладкая и прозрачная ткань, которая применяется в пошиве платьев, блузок и шарфов.
  • Газ – это ткань, состоящая из тонко скрученного хлопка, используется в пошиве шарфов и платков.
  • Гарус – это грубая и плотная ткань с двухсторонней набивкой полотняного переплетения, используется в пошиве платьев.
  • Гипюр – это ткань с разнообразными переплетениями нитей, немного похожих на кружево, используется в пошиве вечерних женских платьев, нижнего белья и блузок. Часто гипюр используют для декорирования одежды.
  • Гринсбон – это плотная ткань с саржевым переплетением, бывает двух видов: гладкошерстный и жесткошерстный. Предназначен для пошива спецодежды.
  • Далемба – это ткань, которая имеет саржевое переплетение, используемая в пошиве пальто, костюмов.
  • Дамаск – это ткань с полотняным переплетение, предназначена для пошива штор и обивки мебели.
  • Демикотон - это двойная ткань атласного переплетения, предназначена для пошива грубых пальто.
  • Деним - это разновидность джинсовой ткани, изнаночная сторона белого цвета, лицевая - цветная. Предназначена для пошива курток, брюк, юбок и пальто.
  • Ткань джинсовая – это очень прочная ткань, которая применяется в пошиве брюк, юбок, костюмов, обуви, сумок, головных уборов, используется и в изготовлении обуви. Очень популярна в настоящее время.
  • Диагональ – это плотная ткань в косой рубчик, из которой шьют куртки, костюмы и военную спецодежду.
  • Казинет – это ткань с саржевым переплетением, используется в пошиве спецодежды.
  • Канифас – это плотная ткань, используется в пошиве костюмов, брюк, юбок.
  • Кидняк – это ткань с набивным узором, используется для пошива подкладок плащей, пальто и других видов одежды.
  • Кисея – это тонкая ткань с полотняным переплетением, используется в пошиве детской одежды и женских платьев.
  • Коленкор – это накрахмаленная ткань, используемая в качестве подкладки.
  • Краше – это легкая ткань с эффектом «мятости», используется в пошиве женских платьев.
  • Кретон – это плотная ткань с полотняным переплетением, используемая для обивки мебели.
  • Ластик – это тонкая и легкая ткань с блестящей поверхностью, из которой изготавливают платья, рубахи и часто применяют в качестве подкладок.
  • Мадрас - это ткань полотняного переплетения, используемая в пошиве блуз и летних женских платьев.
  • Маркизет - это легкая и тонкая ткань, применяется для пошива блуз, летних платьев и нижнего белья.
  • Марля - это тонкая и прозрачная ткань, которая применяется в медицине, в полиграфии и в швейном деле.
  • Ткань махровая – это ткань с петельным переплетением, имеющая двусторонний ворс, применяется в пошиве халатов, полотенец, простыней, иногда используется в обивке мебели.
  • Молескин – это плотная ткань с сатиновым переплетением, с гладкой поверхностью, используемая для пошива костюмов.
  • Нанка – это грубая ткань для пошива головных уборов.
  • Нансук – это легкая и тонкая ткань, которая используется в пошиве постельного и нижнего белья.
  • Пике – это ткань с рельефными продольными рубчиками с геометрическим орнаментом с лицевой стороны, используется в пошиве покрывал, иногда платьев и детской одежды.
  • Ткань плащевая – это ткань, обработанная водоотталкивающей пропиткой, используется в пошиве плащей и курток.
  • Плюш – это ткань с длинным ворсом, используемая в декоративных целях, в обивке мебели.
  • Поплин – это ткань с поперечными рубчиками, которая используется в пошиве блуз и сорочек.
  • Репс – это ткань с рубчиками с лицевой и изнаночной сторон, применяемая в пошиве верхней одежды.
  • Сатин – это ткань с блестящей лицевой стороной, используемая для пошива сорочек, женских платьев и детской одежды.
  • Ситец– это ткань полотняного переплетения, используемая в пошиве сорочек, женской и детской одежды. Используется для пошива постельного белья и детских пеленок.
  • Сукно - это ткань с ворсом или без ворса, предназначенная для пошива пальто и костюмов.
  • Тафта – это плотная ткань из туго скрученных нитей, используемая в пошиве женских платьев.
  • Трико – это довольно плотная ткань с четким рисунком, предназначенная в пошиве платьев и костюмов.
  • Тюль – это ткань в сетку, предназначенная для пошива занавесок.
  • Фланель – это ткань с двусторонним начесом, используемая в пошиве пижам, халатов, детской одежды и пеленок.
  • Чинц – это лощеная ткань для пошива плащей и курток.
  • Шотландка – это ткань с рисунков в клетку, используемая для пошива женской, мужской и детской одежды

Информация о работе Производство хлопчатобумажных изделий