Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 18:08, реферат
Существует мнение о субъективности и невоспроизводимости органолептических оценок. Оно вызвано тем, что не учитываются индивидуальные особенности дегустаторов, не ведется их специальная подготовка и обучение приемам органолептического анализа, не выполняются основные правила и условия научно обоснованного органолептического метода, в частности, не уделяется должного внимания выбору метода оценки, который является одним из наиболее важных для получения надежных и сопоставимых результатов.
Введение…………………………………………………………………….3
Методы потребительской оценки……………………………….…4
Различительные аналитические методы………………………….8
Описательные аналитические методы……………………………12
Заключение……………………………………………………………….17
Список используемой литературы
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы
Введение
Существует мнение о субъективности и невоспроизводимости органолептических оценок. Оно вызвано тем, что не учитываются индивидуальные особенности дегустаторов, не ведется их специальная подготовка и обучение приемам органолептического анализа, не выполняются основные правила и условия научно обоснованного органолептического метода, в частности, не уделяется должного внимания выбору метода оценки, который является одним из наиболее важных для получения надежных и сопоставимых результатов.
В зависимости от поставленной задачи применяют различные методы, которые можно разделить на три группы:
В зависимости от степени подготовленности и квалификации дегустаторов органолептические методы делят на потребительские (шкала желательности) и аналитические (шкалы интенсивности того или иного импульса).
Методы потребительской оценки наиболее просты, доступны и преследуют одну цель: определить, нравится или не нравится продукт.
При проведении потребительской оценки дегустаторы оценивают новый продукт, но с измененными рецептурными компонентами или технологическими режимами с продуктом, приготовленным традиционным способом.
Оценочная комиссия должна состоять не менее чем из 20 человек, лучше 30-40.
Привлекают широкий круг потребителей того региона, где продукт будет реализован, и ориентируются на мнение той категории лиц, для которой продукт предназначен.
В составе дегустационной комиссии могут принимать участие потребители, не имеющие специальной подготовки. Группа дегустаторов получает разъяснения организатора о том, как проводить оценку, но не должна получать никаких инструкций или директив, как формировать оценку, т.к. это может исказить результаты. Результаты потребительской оценки будут более достоверными, если к дегустациям продуктов одной товарной группы привлекается постоянный коллектив оценщиков, предварительно прошедших ознакомление с правилами проведения дегустации и применяемыми методами.
Например, оценку качества продуктов детского назначения должны дать дети соответствующего возраста и их родители. Бесклейковинный хлеб может быть высоко оценен людьми, соблюдающими соответствующую диету, однако он может быть признан неприемлемым теми, кому он не предназначен.
В потребительской оценке наиболее часто применяют систему предпочтительности и приемлемости с использованием шкалы желательности, ко-
торая позволяет выделить:
Метод гедонической шкалы основан на определении степени приятности или неприятности свойств пищевого продукта (с греческого "Hedone" – наслаждение).
Самые простые из них – словесная гедоническая шкала и гедоническая шкала лиц.
Например, рассмотрим потребительские оценки 4 образцов фруктовых соков.
Будем считать, что 20 потребителей явились в дегустационный зал и получи
Должность_____________________
Дата проведения дегустации_________________
Уровни желательности или |
Числовое значение уровня |
Номера оцениваемых образцов | |||
1 |
2 |
3 |
4 | ||
исключительно высокое |
8 |
||||
отличное |
7 |
||||
очень хорошее |
6 |
х |
х |
||
хорошее |
5 |
х |
|||
удовлетворительное |
4 |
||||
слегка удовлетворительное |
3 |
х | |||
средне удовлетворительное |
2 |
||||
весьма неудачное |
1 |
||||
Подпись дегустатора |
Оценщик должен апробировать
зашифрованные образцы и
Разговоры и консультации во время дегустации запрещаются, исправления в дегустационном листе не допускаются.
После дегустации секретарь комиссии подсчитывает одинаковые оценки по каждому уровню и проставляет результаты в дегустационный лист (таблица 2).
2. Гедоническая шкала лиц.
На рисунке 1 представлена гедоническая шкала лиц (по К.Помпеи). Каждая нарисованная "рожица" изображает определенную эмоцию – от плача до радостного смеха. Человеку следует поставить "+" против той или иной "рожицы".
Преимущество гедонической шкалы лиц в том, что она позволяет избе-
Таблица 2
Сводный дегустационный лист
Уровни желательности или |
Числовое значение уровня |
Номера оцениваемых образцов | |||
1 |
2 |
3 |
4 | ||
исключительно высокое |
8 |
4 |
1 |
||
отличное |
7 |
2 |
11 |
7 |
1 |
очень хорошее |
6 |
10 |
4 |
8 |
5 |
хорошее |
5 |
7 |
1 |
3 |
10 |
удовлетворительное |
4 |
2 | |||
слегка удовлетворительное |
3 |
1 |
1 |
2 | |
среднеудовлетворительное |
2 |
||||
весьма неудачное |
1 |
||||
Всего оценок |
20 |
20 |
20 |
20 | |
Сумма баллов |
112 |
138 |
120 |
101 | |
Средняя оценка или |
5.6 |
6.9 |
6.0 |
5.0 | |
число удовлетворительных оценок |
1 |
- |
1 |
4 | |
процент нежелательности |
5 |
- |
5 |
20 |
Рисунок 1. Гедоническая шкала лиц
жать недоразумений использования терминов "слегка, умеренно, весьма, средне, очень, сильно...", которые могут употребляться в словесной гедонической шкале.
Ответ состоит в том, чтобы указать, какое изображение на рисунке лучше отвечает мнению дегустатора относительно качества продукта. Статистическая обработка результатов проводится, анализируя различия, присвоив рисункам соответствующие баллы.
Дегустационная
комиссия должна состоять из 5-9 человек,
обладающих специальными знаниями, навыками
и проверенной
1.2. Различительные аналитические методы
Различительные качественные методы отвечают на вопрос: есть ли разница между оцениваемыми образцами по одному из показателей качества (вкусу, запаху, консистенции и т.д.), но не отвечают на вопрос: какая разница между образцами.
К этим методам относятся:
- метод парного сравнения – дегустатор должен оценить 6-8 пар закодированных проб.
В пару комплектуют
2-е малоразличающиеся между
Оценщик должен определить в каждой паре пробу с более высокой степенью выраженности признака. Вероятность правильности ответа – 50%.
Метод применяется при тестировании сенсорных способностей дегустаторов. В комплекте парных проб допускается не более 1 ошибки. Метод парного сравнения также применяют в тех случаях, когда необходимо выяснить, какой из продуктов предпочтительнее;
- треугольный метод (треангуальный) – органолептический метод выбора отличающейся пробы из трех закодированных проб, две из которых идентичны.
Оценщику предлагают от 3 до 7 тройных блоков. В 7-ми тройных пробах допускается не более 2 ошибок дегустатора. Возможные сочетания предъявляемых проб: ААВ, АВА, АВВ, ВАА, ВАВ, ВВА;
- метод "дуо-трио" – органолептический метод оценки 2 пар закодированных проб путем сравнения с обозначенной стандартной пробой.
Два образца комплектуют в виде 6-7 парных проб. Возможные сочетания предъявляемых проб: А-АВ, А-ВА (где А – стандартная проба).
Применяют
методы треугольный и "дуо-трио"
для определения слабо
Эти два метода более точны по сравнению с методом парного сравнения.
При большом
количестве проб достоверность
Достоверность органолептического анализа в методах парного и треугольного сравнения достигается обработкой дегустационных листов с помощью теории вероятности;
Возможные сочетания предъявляемых проб: АВАВВ, АВАВА, ВАВВА.
Метод используют
для определения
Он более эффективен по сравнению с треугольным и методом парного сравнения, однако, очень трудоемкий. Кроме того, при проведении этого метода повышается утомляемость дегустаторов, поэтому метод "два из пяти" применяется редко;
- ранговый метод (порядковый) – при поведении этого метода дегустатору предлагают беспорядочно поданные закодированные образцы ранжировать в порядке нарастания или снижения интенсивности оцениваемого признака.
Метод применяется при оценке качества продуктов, при испытании зрительной чувствительности дегустаторов.
В этом методе сравнение проводится непосредственно между образцами, а не сравнение с каким-либо стандартом.
Метод прост, быстро осуществляется, позволяет проанализировать большое количество образцов одновременно.
Метод не дает представления о величине различий между образцами.
Этот тест применяют для выделения из ряда продуктов образцов, представляющих максимальный интерес, с тем, чтобы подвергнуть их более точному анализу другими методами.
При введении вкусового или ароматического вещества в продукт разбавление проводят исходным продуктом.
Метод включает определение 2-х величин: порога ощущения и порога распознавания.
Метод позволяет наблюдать изменения того или иного стимула продукта в зависимости от какого-либо фактора (например, условия производства, хранения и т.д.) и выразить это изменение в виде абсолютных чисел, отражающих динамику процесса в зависимости от воздействия данного фактора;
Информация о работе Развитие описательных методов в дегустационном анализе