Разработка технического задания на дизайн упаковки для выбранного изделия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 10:46, практическая работа

Краткое описание

Разработка изделий представляет собой сложный многоступенчатый процесс, для которого характерны три чётко выраженные фазы: разработка технического задания, разработка проектной конструкторской документации,
разработка рабочей конструкторской документации.
Для каждой фазы характерны своеобразная целевая установка, различная глубина конструкторской проработки технических решений и степень укрепления их технико-экономических оценок.

Вложенные файлы: 1 файл

Практическая работа №1.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

Практическая  работа №1 (4 ч)

Разработка  технического задания на дизайн упаковки для выбранного изделия

 

Разработка изделий  представляет собой сложный многоступенчатый процесс, для которого характерны три чётко выраженные фазы:

  • разработка технического задания,
  • разработка проектной конструкторской документации,
  • разработка рабочей конструкторской документации.

Для каждой фазы характерны своеобразная целевая установка, различная  глубина конструкторской проработки технических решений и степень укрепления их технико-экономических оценок.

Разработка технического задания представляет процесс установления исходных требований и формирование предварительных (возможных и желательных) очертаний объекта разработки.

На основе заявки и  исходных требований заказчика разрабатывается техническое задание, которое содержит результаты выполненных научно-исследовательских и экспериментальных работ, научного прогнозирования, анализа передовых достижений и технического уровня отечественной и зарубежной техники, изучения патентной документации с учетом базовых показателей качества.

Техническое задание  является обязательным исходным документом на разработку новых и модернизируемых  изделий и конструкторской документации на них.

Под модернизацией понимаются такие изменения в конструкторской документации на изделия, которые влекут изменения основных параметров изделия и нарушают конструктивную и эксплуатационную взаимозаменяемость изготовленных ранее. Модернизируемому изделию присваивается новое обозначение.

Техническое задание  в общем случае должно состоять из следующих разделов:

  1. наименование и область применения;
  2. основание для разработки (наименование документа);
  3. цель и назначение разработки;
  4. источники разработки;
  5. технические требования;
  6. экономические показатели;
  7. стадии и этапы разработки.

На стадии технического задания обязательно разрабатывают  подраздел «Требования безопасности», где указывают требования к обеспечению  безопасности при монтаже, эксплуатации, обслуживании и ремонте.

Художественное  конструирование тары и упаковки

Художественное конструирование  – процесс конкретного решения  проектной задачи. Это конструкторская часть общего дизайн-проекта.

В результате художественного  конструирования достигается целостность  материально-технических и социально-культурных потребительских свойств изделий, отвечающих различным требованиям, предъявляемым к изделиям промышленного производства. Выявление этих требований происходит в результате специальных предпроектных и проектных исследований, в которых дизайнер использует метод и средства естественных и гуманитарных наук, искусства и техники, объединяя и преобразуя их в соответствии с общими целями проектирования. Процесс художественного проектирования фиксируется в специальной документации.

Художественное конструирование  является неотъемлемой составной частью общего процесса проектирования изделий. Его средства и методы должны обеспечить удобство использования изделия, максимальное удовлетворение условиям высокоэффективного производства и эксплуатации, создание гармоничной целостности формы, высоких эстетических качеств.

Комплекс выполняемых  в рамках дизайна тары и упаковки задач можно условно разделить  на два взаимосвязанных направления: инженерно-функциональное формообразование и дизайнерское формообразование (приложение 1). Инженерно-функциональное формообразование базируется на трех фундаментальных составляющих любого нового изделия – материале, конструкции и технологии производства. В основу дизайнерского формообразования положены теории композиции и эргономики.

Целью композиции в художественно-конструкторском проектировании является создание оптимальных форм, отвечающих функциональному назначению, конструктивно-технологическим и экономическим требованиям производства, а также учитывающих человеческий фактор и обладающих высокими эстетическими качествами.

На основе сформулированных в техническом задании требований, руководствуясь нормативами и ГОСТами, инженер-конструктор совместно с художником-конструктором должны выбрать материалы тары, ее форму, определить конструктивные особенности, цветовое решение, спроектировать графическую и текстовую информацию, размещаемую на таре.

Художественное и инженерное конструирование – взаимодополняющие  части единого процесса проектирования тары и упаковки. Процесс художественного конструирования нельзя рассматривать как систему наведения косметического глянца на уже сконструированную тару и упаковку. Этот процесс должен осуществляться на всех стадиях проектирования [1].

Изображение на упаковке должно вступать в контакт с потребителем. Если человек, изображенный на упаковке, смотрит в сторону, то этот эффект не достигается. Наиболее эмоциональным решением является взгляд «глаза в глаза», также хороший ход – рекламный персонаж прорывает плоскость, выходит из нее, чтобы вступить в контакт со зрителем-покупателем.

Наибольшая опознавательная  способность – у формы, у сочетания  ее с цветом – практически абсолютная различительная способность. Форма  – более эффективное средство коммуникации, чем цвет. Но экспрессивного воздействия цвета нельзя достичь с помощью формы. Форма дает широкое разнообразие ясно различаемых моделей. В письменности используется форма, а не цвет, т.к. она образует знаки, которые легко и надежно опознаются, несмотря на их незначительный размер.

К форме предъявляется  ряд требований:

1. Прежде всего, должно удобно держать ее в руке, пользоваться при изменении наклона и т.п., т.е. рука человека является основной точкой отсчета.

2. Вес рассчитывается  таким образом, что среднестатистический  человек мог пользоваться упаковкой, не затрачивая чрезмерных усилий.

3. Форма должна быть  такой, чтобы при выкладке товара  на полку в магазине она  легко узнавалась.

Размер упаковки связан, прежде всего, с маркетинговыми исследованиями и решением о том, в какой ситуации или в расчете на какую семью данная упаковка создается, но размер может нести в себе определенные эмоциональные ассоциации.

Основным фактором, влияющим на эмоциональное восприятие, наиболее действенным и первичным, является цвет. Именно цвет в первую очередь привлекает внимание.

Цвет – самый активный эмоциональный фактор, который воздействует на физиологическом уровне. Цветовые предпочтения связаны с традициями культуры. Существует такой феномен восприятия цвета, как перенос цветовых ощущений на качество товара, содержащегося в упаковке.

Буква является символической формой, получившей в процессе эволюции точное значение, закрепленное за фонетическим знаком, но ее графическое начертание сохраняет огромные возможности для эмоционального воздействия, построенные на моторном или ассоциативном восприятии. Моторные – это острый шрифт или округлый, различного наклона и т.д., а ассоциативные – связаны с историей развития человеческой культуры.

На значительном расстоянии шрифт может восприниматься как  орнаментальная композиция или цветовое пятно в общей декоративной композиции упаковки. Информационные блоки, выполненные более мелким шрифтом, чем основные надписи, могут создавать эффект фактуры поверхности. Или сама надпись издалека может складываться в изображение.

Шрифт имеет свои способы  эмоционального воздействия: своим начертанием может вызвать ассоциации со временем своего создания и наиболее частого использования.

В упаковке чаще всего  используется симметричная композиция. Она более уравновешенна, статична. Вызывает ощущение стабильности, надежности – качества. Диагональные композиции более эмоциональны, динамичны и чаще используются при оформлении упаковок для молодежных групп.

В композиции обязательно  должна учитываться и такая закрепленная в подсознании особенность восприятия, как реакция на силу земного притяжения.

Ритм является организующим способом в создании композиции. В  то же время ритм и композиция является не менее значительным способом эмоционального воздействия. Декоративность изобразительных элементов – геометрических знаков, орнамента – имеет связь с проявлениями ритма и симметрии в природе, с положительной реакцией человека на правильную форму. Положительная эмоциональная реакция на гладкую поверхность, четкую линию, правильную форму, в конечном счете, выступает как эстетическая реакция, связанная с чувством ритма, симметрии

Таким образом, очевидно, что инженерно-функциональное и  дизайнерское формообразование неразрывно связанно друг с другом. Эта взаимосвязь прослеживается и на более низких уровнях ключевых понятий. Инженерно-функциональное формообразование рассматривает решение объемно-пространственной структуры конструируемого изделия с позиции научных направлений механики, стандартизации, технологичности конструкции. Ту же задачу в рамках дизайнерского формообразования решают с позиции учений о контрасте, цвете , ритме, пропорции.

Конструирование и дизайн тары и упаковки — сложная оптимизационная задача. Это специфическое конструирование соединяет в себе различные области знаний: эстетику, эргономику, маркетинг, материаловедение, химию, сопромат, различные области технологии, экономику, психологию и др.

Целью данной работы является создание тары, характеризующуюся новизной конструкции и дизайна.

При выборе материала  для упаковки продукции, вида картонной  тары, необходимо руководствоваться следующими основными требованиями:

  1. Тара должна быть прочной гарантировать сохранность упаковываемой продукции.
  2. Стоимость тары должно составлять небольшой удельный вес по отношению к стоимости упаковываемой продукции.
  3. Конструкция тары должна быть удобной в использовании.
  4. Расход материала на тару должен быть минимальным.
  5. Тара должна быть унифицированной, отвечать требованиям установленных стандартов.
  6. Производство тары должно осуществляться на современном высокомеханизированном оборудовании.
  7. Конструкция тары должна позволять производить упаковку продукции механизированным способом.

 

 

Пример составления технического задания на дизайн упаковки для  
минеральной воды

Дата: 01 февраля 2000 года

Подготовил: Иван Иванов, брэнд-менеджер, контактный телефон ХХХ-ХХХХ.

В техническом задании обязательно должны быть указаны дата, имя и телефон контактного лица

1. Наименование товара

Минеральная вода

2. Название марки

«_______________________»

В примере  выберем условное название новой  марки минеральной воды

3. Необходимость дизайна

  • Новый товар
    • Расширение линейки марки
    • Перепроектировка
  • Местная адаптация
  • Розничная продажа
    • Для популяризации компании
    • Экспорт
    • Другое

Здесь указываются основные причины, по которым разрабатывается упаковка и ее дизайн. В данном примере рассматривается упаковка для новой марки воды на региональном рынке. Планируются продажи через розничные сети, а не доставка в офисы, например. Иногда выпускаются товары для популяризации компании, например одна компания, производящая баночки для пива, выпускает партию пива со своим логотипом, а другая — шампанское с логотипом компании к Новому году. Конечно же, необходимо изменение упаковки (дизайна) для экспорта или местной адаптации, например мулътинационалъных брэндов (Маrs — Марс)

4. Количество типов / ароматов

2 типа — газированная, негазированная

Если овсяные  каши поставляются с пятью ароматами, то указывается их количество и перечисляются ароматы Для новых товаров иногда на упаковке дается информация об остальных ароматах (типах), например товары фирмы «Смак»

5. Примерная розничная цена

7 рублей -- 1,5 л, 4 рубля –0,5 л    в розничных магазинах.

Указывается именно розничная цена, то есть та цена, по которой будут покупать потребители. Для дизайнера это ориентир при выборе материалов для упаковки. Если цена выше средней по товарной группе, то следует выбрать более качественный материал для упаковки и соответственно более дорогой: стекло вместо пластмассы, самоклеящуюся пленку с двусторонним изображением на этикетку вместо бумажной и т п.

Если товар относится к низшей ценовой категории, то и стоимость материалов, и затраты на производство упаковки должны быть минимальными, то есть упаковка должна соответствовать цене товара.

Информация о работе Разработка технического задания на дизайн упаковки для выбранного изделия