Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 17:46, реферат
Различают нефтяные (минеральные) и синтетические смазочные масла, используемые в качестве, смазочных материалов. Нефтяные масла представляют собой жидкие смеси высококипящих углеводородов
(tкип. 300-600 °С). Получают дистилляцией нефти или удалением нежелательных компонентов из гудронов. На основе нефтяных масел получают пластичные и технологические смазки, смазочно-охлаждающие и гидравлические жидкости и пр.
Таблица 4.4.
Температура застывания зимних масел.
Класс вязкости |
0W |
5W |
10W |
15W |
20W |
25W |
Температура застывания, ˚С, не выше |
-40 |
-30 |
-25 |
-20 |
-15 |
-10 |
Марки 20, 30, 40, 50, 60 - летние масла. Для них наиболее значимым показателем является вязкость при 100°С для обеспечения надежной смазки деталей прогретого до нормальной температуры двигателя.
Таблица 4.5.
Вязкость летних масел при 100 °С, мм 2/с
Класс вязкости |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
Вязкость: - не менее - не более |
5,6 9,3 |
9,3 12,5 |
12,5 16,3 |
16,3 21,9 |
21,9 26,1 |
Примеры обозначения классов вязкости:
SAE 30 - летнее масло;
SAE 15W - зимнее масло;
SAE 15W-30 - всесезонное масло (15W - зимний показатель, 30 - летний показатель).
Система SAE разделения масел на классы вязкости предоставляет широкие возможности для выбора масел по этому признаку в зависимости от климатических условий, условий хранения машин, финансовых возможностей потребителя и других факторов.
Наиболее массовое и сравнительно недорогое масло 15W-40. Но его вязкостно-температурные свойства недостаточно высоки, оно замерзает при -20°С, что в условиях Севера создает большие проблемы с запуском двигателей зимой.
Масло класса 10W-30 замерзает при более низкой температуре (не выше —25 °С), является также недорогим (оно минеральное), но его вязкость в летний период может быть недостаточна.
Лучше свойства масла 10W-40 на полусинтетической основе, но оно значительно дороже.
Наилучшими свойствами обладают синтетические масла классов 5 W-40 и OW-40, но их стоимость еще выше.
В целом нужно отметить, что чем больше разница между летним и зимним показателями, тем лучше его вязкостно-температурные свойства, так как в этом случае вязкость масла в меньшей степени зависит от температуры.
По качеству (области применения) масла разделяются на ступени (группы) по классификации API (American Petroleum Institute - Американский институт нефти). При этом к обозначению группы масла для бензиновых двигателей добавляется буква S, для дизельных - буква С.
Обозначение групп масел для бензиновых двигателей и область их применения приведены в табл. 4.6.
Таблица 4.6.
Группы масел по API и области их применения
Группа масел по API |
Область применения |
Группа масел по отечественной классификации |
SC SD SE SF SG SH SJ |
Для двигателей выпуска 1964-1967 гг. Для двигателей выпуска 1968-1972 гг. Для двигателей выпуска 1972-1979 гг. Для двигателей выпуска 1980-1988 гг. Для двигателей выпуска 1989-1995 гг. Для двигателей выпуска после 1995 г. То же с высокими экологическими характеристиками |
Б1 В1 Г1 Г1 Д1 Е1 |
Примечание. Годы выпуска берутся по среднемировому уровню.
Для дизельных двигателей выпускаются масла следующих групп:
СС
- для средненапряженных
CD -
для высоконапряженных
СЕ
- для высоконапряженных
CF —
масла с наивысшим уровнем
свойств, обеспечивающих
Полное обозначение марки моторного масла состоит из обозначения класса и группы масла, например:
SAE 15W-30 API SE - масло моторное, всесезонное, вязкостью не менее 9,3 и не более 12,5 мм2/с при 100 °С, предназначено для бензиновых двигателей выпуска 1972...1979 гг., соответствует отечественному маслу
М-53/10-Г1
SAE 30 API CC - масло моторное, летнее, вязкостью 9,3 ... 12,5 мм2/с при 100 °С, предназначено для средненапряженных дизельных двигателей, соответствует отечественному маслу М-10-Г2.
Примерное соответствие отечественных и зарубежных (по API) марок моторных масел и их применяемость приведены в табл. 4.7.
Таблица 4.7.
Соответствие отечественных и зарубежных (по API)
марок моторных масел
Обозначение марки |
Применение | ||
Отечественное |
Международное |
Климатический сезон |
Марка двигателя |
М-8-В1 М-10-В1 |
SAE 10W-20API SD SAE 30 API SD |
Всесезонно Летний |
ЗИЛ-130,ГАЗ-53 |
М-8-Г1 М-10-Г1 |
SAE 10W API SE(SF) SAE 30 API SE(SF) |
Зимний Летний |
ВАЗ, МЗМА |
М-8-В2 М-10-В2 |
SAE 10W API CB SAE 30 API CB |
Зимний Летний |
СМД-14Б,ЯМЗ-236 |
М-8-Г2 М-10-Г2 |
SAE 10W API CC SAE 30 API CC |
Зимний Летний |
КамАЗ-740, ЯМЗ-238, -240.СМД-14БН.-18 |
М-8-ДМ М-10-ДМ |
SAE10WAPICD SAE 30 API CD |
Зимний Летний |
Двигатели большегрузных автомобилей и промышленных тракторов |
М-53/10-Г1 М-53/12-Г1 М-63/10-Г1 М-6з/12-Г1 |
SAE15W-30APISE(SF) SAE15W-30APISE(SF) SAE20W-30APISE(SF) SAE20W-30APISE(SF) |
Всесезонно |
ВАЗ, МЗМА |
М-63/Ю-В |
SAE 20W-30 API SD/CB |
Всесезонно |
ЗИЛ-130ГАЗ-53, СМД-14Б,ЯМЗ-236 |
Физико-химические свойства масел.
Для
каждого из типов масел,
в зависимости от назначения,
важны отдельные характеристики.
трения, тем лучше уплотнение колец в цилиндрах, в частности для моторных масел, меньше расход масла на угар.
Вязкость
динамическая - это сила сопротивления
двух слоев смазочного материала
площадью 1 см2, отстоящих
друг от друга на расстоянии 1 см и перемещающихся
один относительно другого со скоростью
1 см/с. Вязкость кинематическая определяется
как отношение
динамической вязкости к плотности
жидкости. Индекс вязкости - относительная
величина, показывающая степень изменения
вязкости в
зависимости от температуры. Индекс
вязкости рассчитывают по значениям
кинематической вязкости при 40 и 100 ˚С
или находят по таблицам. Вязкостно-температурные
свойства масел оценивают также
по кинематической вязкости
при низкой температуре
(0 и -18 °С).
Температура застывания - это предельная температура, при которой масло теряет подвижность. Масла, имеющие температуру застывания -15 °С и выше, относятся к летним. Если же температура застывания -20 °С и ниже, то масла относятся к зимним.
Противоизносные свойства характеризуют способность масла уменьшать интенсивность изнашивания трущихся деталей, снижать затраты энергии на преодоление трения.
Моюще-диспергирующие
свойства подразделяются на моющие и
диспергирующие свойства. Моющие свойства
характеризуют способность
Противоокислительные свойства определяют стабильность масла, от которой зависит срок работы масел в двигателях, характеризуют их способность сохранять первоначальные свойства и противостоять внешнему воздействию при нормальных температурах.
Коррозионная активность всех масел зависит, прежде всего, от содержания в них сернистых соединений, органических и неорганических кислот и других продуктов окисления.
Зольность масла позволяет судить о количестве несгораемых примесей в маслах без присадки, а в маслах с присадками - о количестве введенных зольных присадок. Зольность определяют в лабораторных условиях и выражают процентным отношением образовавшейся золы к массе пробы масла, взятой для анализа. Зольность масел, не содержащих присадок, не превышает 0,02-0,025 % по массе. У масел с присадками зольность не должна быть менее 0,4%, а у высококачественных марок масел не менее 1,15-1,65 % по массе. Содержание механических примесей и воды. Механических примесей в маслах без присадок не должно быть, а в маслах с присадками их значение не должно превышать 0,015% по массе, причем механические примеси не должны оказывать абразивного действия на трущиеся поверхности. Вода в моторных маслах должна отсутствовать. Даже небольшое количество воды вызывает деструкцию присадок, «происходит процесс шламообразования. Присадки применяются для придания маслам новых свойств или изменения существующих. Присадки подразделяют: на антиокислительные - повышают антиокислительную устойчивость масел; противокоррозионные - защищают металлические поверхности от коррозионного воздействия кислото- и серосодержащих продуктов; моюще-диспергирующие - способствуют снижению отложений продуктов окисления на металлических поверхностях; противоизносные, противозадирные и антифрикционные - улучшают смазочные свойства масел; депрессорные -понижают температуру застывания масел; антипенные - предотвращают вспенивание масел.
Трансмиссионные, индустриальные и прочие масла.
Масла для смазывания коробок передач раздаточных коробок, дифференциалов, механизмов рулевого управления, представляющих собой зубчатые передачи называют трансмиссионными.
В первую
очередь, масла этого типа должны
обладать хорошими противоизносные, противозадирные
и противопиттинговыми свойства
В соответствии с ГОСТ 17479.2-85 трансмиссионные масла делят на четыре класса по вязкости (9, 12, 18, 34) и на пять групп по эксплутационным свойствам.
Группа ТМ-1 (масла без присадок) - предназначена для зубчатых передач с напряжением в зоне контакта до 1600 МПА и объемной температуры до 90°С.
Группа ТМ-2 (с противоизносными присадками) - то же, но с напряжением до 2100 МПА и объемной температурой до 130°С
Группа ТМ-3 (с противозадирными присадками) - то же, но с напряжением до 2500 и температурой до 150°С.
Группа ТМ-4 (с противозадирными присадками высокой эффективности) - то же, с напряжением до 2000 МПА и температурой до 150°С, а также для гипоидных передач при высокой скорости и низком крутящем моменте.
Группа ТМ-5 (с присадками высокой эффективности) - для гипоидных передач при высокой скорости, ударных нагрузках, высоком крутящем моменте и объемной температуре до 150°С.
Расшифровка маркировки масел приведена на примере марки ТМ-2-9. ТМ означает трансмиссионное масло; 2 - группа масла по эксплутационным свойствам; 9 - класс вязкости.
Индустриальные
масла представляют собой дистиллятные
нефтяные масла малой и средней
вязкости (5-50 мм2/с
при 50 °С). Используют главным образом
как смазочные масла в узлах трения станков,
кузнечно-прессового оборудования, текстильных
машин, вентиляторов, насосов и другого
оборудования, а также в качестве гидравлических
жидкостей, базовых масел для производства
пластичных смазок и т.д. Ранее индустриальные
масла вырабатывали под названиями "велосит",
"швейное масло", "веретенные масла",
"машинные масла" и др. Наряду с традиционными,
индустриальными маслами вырабатывают
масла с комплексом присадок (антиокислительной,
противоизносной, антикоррозионной и
др.) - так называемые масла серий ИГП (гидравлические),
ИРП (редукторные), ИСП.
Назначение индустриальных масел - обеспечить
снижение трения и износа деталей металлорежущих
станков, прессов, прокатных станов и другого
промышленного оборудования. Одновременно,
индустриальные масла должны отводить
тепло от узлов трения, защищать детали
от коррозии, очищать поверхности трения
от загрязнения, быть уплотняющим средством,
не допускать образования пены при контакте
с воздухом.
Авиационные масла.
Используют в поршневых и газотурбинных двигателях. В поршневых двигателях применяют масла селективной очистки МС-14 и МС-20. В турбинных двигателях используют масла фенольной очистки МС-6 и МС-8; синтетическое масло на основе эфиров жирных кислот Б-ЗВ и 36/1-КуА. Для турбиновинтовых двигателей применяют смеси, приготавливаемые из масел МК-8 и МС-20. Эти масла содержат загущенную, противоизносную и антиокислительную присадки.
Специальные масла: цилиндровые, турбинные, компрессорные и масла для компрессоров холодильных машин.