Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:36, реферат
Рыночные предпосылки обусловлены спросом населения страны на рыбные товары, а так же спросом на другие товары.
Прогнозируемое оздоровление экономики будет сопровождаться ростом доходов россиян, а значит, увеличением платёжеспособного спроса внутреннего рынка, в том числе на рыбные товары.
Развитие рыбохозяйственного комплекса позволит существенно расширить базу налогообложения, особенно в части пополнения местных бюджетов в отдалённых районах.
Введение
Потребительские свойства мороженой рыбы
Классификация ассортимента мороженой рыбы
Особенности спроса на данный товар
Обзор российского рынка рыбы и морепродуктов
Анализ рынка мороженой рыбы(на примере экспорта в украину)
заключение
В сегменте морепродуктов, прежде ориентированном лишь на экспорт, также наблюдается все большее обращение в сторону российского производителя. На сегодняшний день на российском рынке морских деликатесов представлено не так много марок, и отечественные марки составляют значительную его часть. Лидирующие позиции среди отечественных производителей морепродуктов занимает группа компаний «Лёдово». Оборот группы компаний «Ледово» в 2006 году по предварительным оценкам вырос на 38% по сравнению с показателем 2005 года и составил 34,5 млн. долларов США. По итогам 2005 года оборот группы составил 25 млн. долларов США, чистая прибыль выросла на 9,5% - до 2,5 млн. долларов США. По сравнению с 2004 годом в 2005 году собственное производство ГК «Лёдово» увеличилось на 10%. Согласно собственным данным группы, по итогам 2005 года ГК «Ледово» занимала около 30% российского рынка морепродуктов, 80% рынка в категории «пресервы из морепродуктов». Раскрывая особенности потребительских предпочтений рыбной продукции россиянами, необходимо отметить, что в структуре розничного потребления преобладает замороженная рыба, на долю которой в 2006 году пришлось 35% общего потребления рыбы (см. рисунок 2).
Также
весьма востребованы среди российских
потребителей морепродукты и сельдь
соленая, их доли в потреблении составляют
16 и 15% соответственно. Четвертую строку
в списке популярности составляет замороженное
рыбное филе с долей в потреблении 11%. Наименьшие
объемы потребления приходятся на балычные
изделия, сушено-вяленную рыбу и икру.
Структура потребления и потребительских
предпочтений рыбы и морепродуктов в значительной
мере связаны с уровнем благосостояния
семей. Замороженная рыба наиболее популярна
среди всего населения России, при этом
у населения со среднемесячным доходом
менее 10 тыс. рублей наиболее популярная
замороженная рыба среднего ценового
сегмента – треска, минтай. С увеличением
доходов возрастает ассортимент потребляемой
рыбы и рыбных продуктов, а также потребление
рыбных продуктов верхнего ценового сегмента.
В настоящее время все более востребованной
среди российских потребителей становится
упакованная рыбопродукция. Результаты
исследования, проведенного компанией
Capital Research Group (NEIMS) в апреле-мае 2005 года,
свидетельствуют о том, что в сегменте
упакованной рыбопродукции наибольшим
потребительским предпочтением пользуются
пресервы в пластиковых банках, их предпочитают
24,3% потребителей (см. рисунок 3). Лишь незначительно
от лидера отстают пресервы в мягкой упаковке
и рыба в вакуумной упаковке нарезкой,
доли которых составляют 22,1 и 20,8% соответственно.
Рыба в вакуумной упаковке куском менее
востребована среди потребителей – ее
предпочитают 17,4% потребителей упакованной
рыбопродукции, участвовавших в исследовании.
Рисунок 2.
Структура потребительских предпочтений
россиян по видам рыбной продукции в 2006
году, % от числа опрошенных
Рисунок
3.
Предпочтения потребителей по видам и
упаковке рыбопродукции, % от числа опрошенных
(по результатам исследования компании
Capital Research Group)
Источник: Российский продовольственный рынок (Russian Food & Drinks Market). 2005. №9.
Среди
основных факторов выбора определенной
марки упакованной
Таким образом, можно предположить, что при выборе упакованной рыбопродукции российский потребитель руководствуется главным образом собственным предшествующим опытом покупки и потребления той или иной марки и скорее не склонен доверять мнению близкого социального окружения, а также известности производителя. Последнее обстоятельство, вероятно, связано с недостаточной осведомленностью о производителях, присутствующих на рынке.
Рисунок 4.
Критерии выбора марки упакованной рыбопродукции
российскими потребителями, % от числа
опрошенных
Источник: Российский продовольственный рынок (Russian Food & Drinks Market). 2005. №9.
На сегодняшний день крупные оптовые компании делают ставку на развитие сегмента недорогой столовой рыбы – сельди, хека, минтая, путассу, горбуши. Вместе с тем, заметно увеличивается спрос и на рыбу деликатесной группы. Значительна и продолжает увеличиваться доля продаж рыбной продукции в переработанном виде - рыбное филе, копченая, соленая, консервированная рыба. Тенденции в потреблении упакованной рыбной продукции, наблюдаемые в настоящее время на российском рынке, позволяют предположить, что в ближайшем будущем при росте благосостояния россиян существенно возрастет потребление рыбы во всех видах и категориях, в особенности - рыбы, прошедшей переработку. С ростом благосостояния населения во многом связан и рост потребления морепродуктов, в частности, морских деликатесов – осьминогов, кальмаров, мидий, морских гребешков и др. Хотя морские деликатесы достаточно дороги, они, тем не менее, входят в число продуктов, которые для потребителя с высокой покупательской способностью становятся продуктом почти повседневным, употребляемым как минимум 1-2 раза в неделю. А для других категорий покупателей – «праздничным деликатесом», который приобретается хотя бы раз в 3-4 месяца.
Среди российских марок морских деликатесов необходимо прежде всего отметить «Сальмон» и Bon Appetit, выпускаемые ГК «Лёдово». Также можно выделить «Северную компанию», которая занимает довольно заметную часть рынка в сегменте кальмаров (18%). Из западных марок на рынке представлены датские Nordic-Seafood и Agama, немецкая марка Albatros - одна из наиболее сильных в сегменте мидий. Недавно на прилавках появилась продукция белорусско-германской фирмы «Санта Бремор», ранее специализировавшейся на пресервировании сельди, и начавшей осваивать производство морских деликатесов в пресервах .
Ежегодный рост сегмента морепродуктов составляет 30-40%. Помимо повышения благосостояния россиян, увеличение потребления морепродуктов связано с ростом популярности кафе и ресторанов как мест проведения досуга, даже не слишком богатые люди предпочитают по возможности выбираться в рестораны и кафе, где, в числе прочих, предлагаются блюда из морских деликатесов. Значительное влияние на повышение потребительской лояльности морепродуктам оказывает пропаганда идей здорового образа жизни, особенно среди среднего класса, выражающаяся, в частности, в выборе продуктов питания, насыщенных полезными веществами и в то же время диетическими.
В целом же необходимо отметить, что российский рынок морепродуктов в настоящее время далек от насыщения. Уровень потребления рыбы и морепродуктов в России существенно отстает от европейского. Так, в 2005 году среднедушевое потребление рыбы и морепродуктов в Москве составило 18 кг в год, в то время как в Японии - 65 кг. Мировой стандарт среднедушевого потребления рыбы составляет порядка 27-37 кг в год.
Анализ рынка мороженой рыбы(на примере экспорта в украину)
Анализ рынка рыбы мороженой за период 2005-2010 гг. Обзор (мониторинг) рынка рыбы мороженой проводится ежемесячно для определения основных тенденций, динамики и ёмкости рынка. Маркетинговое исследование рынка рыбы мороженой позволяет выявить каналы (дистрибьюторскую сеть) продвижения товара и состояние конкурентной среды. Ежемесячный анализ рынка рыбы мороженой определяет доминирующие финансово-экономические показатели и основные потребительские предпочтения в пользу существующих торговых марок (брендов). Также, расширенный анализ рынка рыбы мороженой отображает ассортимент и характеристики товара, представленного в данном сегменте.
Ввоз |
Вывоз |
Производство | |
2005-2011 |
|||
2011 |
|||
2010 |
|||
2009 |
|||
2008 |
|||
2007 |
|||
2006 |
|||
2005 |
Импорт, Экспорт, Производство рыбы (Баланс) | |
Динамика потребления рыбы в Украине | |
Общий анализ, обзор рынка рыбы в Украин | |
Страны-поставщики рыбы в Украину | |
Динамика цены за единицу импортируемой рыбы | |
Тенденции развития рынка рыбы мороженой. 1 квартал 2011 год.
В первом квартале 2011 года по отношению к 4 кварталу 2010 года импорт мороженой рыбы на территорию Украины сократился на 4%. Темп сокращения данного показателя по сравнению с 1 кварталом 2010 года был более существенным и составил 44%.
Объём экспорта мороженой рыбы в 1 квартале 2011 года был совсем незначительным. Как по отношению к 4 кварталу 2010 года, так и по сравнению с 1 кварталом 2010 года темп сокращения данного показателя составил практически 100%.
Объём производства мороженой рыбы в 1 квартале 2011 года по отношению к 4 кварталу 2010 года сократился на 12%. Темп сокращения данного показателя по сравнению с аналогичным периодом 2010 года достиг 54%.
Показатели |
Темп прироста, % | |
1 квартал 2011 / 4 квартал 2010 |
1 квартал 2011 / 1 квартал 2010 | |
Импорт |
-4 |
-44 |
Экспорт |
-99 |
-96 |
Производство |
-12 |
-54 |
Тенденции развития рынка рыбы мороженой 2006 - 2010 гг.
Анализ рынка мороженой рыбы с 2006 по 2010 гг. показал, что объём импорта данного продукта в натуральных единицах на территорию Украины не характеризовался постоянной динамикой. Так, рост импорта наблюдается в 2007, 2008 и 2010 гг. (13 %, 19% и10% соответственно), тогда как в 2006 и 2009 гг. имело место значительное сокращение объёмов импорта мороженой рыбы (22% и 11% соответственно).
Анализ рынка экспортируемой мороженой рыбы свидетельствует о значительном снижении экспорта данного продукта с 2006 по 2008 гг. в натуральных единицах. Максимальный темп уменьшения экспорта наблюдался в 2007 году по сравнению с 2006 годом и составил 69%. Аналогичный темп снижения объёмов экспорта мороженой рыбы имел место и в 2008 году (68%). В 2009 году экспорт мороженой рыбы за пределы Украины по сравнению с 2008 годом увеличился почти в 12 раз. Однако в 2010 г. по отношению к 2009 г. наблюдается сокращение данного показателя на 23%.
Сокращение объёмов производства мороженой рыбы на территории Украины имело место сначала в 2007 году по сравнению с 2006 годом (13%), а также в 2010 г. по отношению к 2009 г. (38%). Незначительное наращение объёмов производства данного продукта наблюдалось в 2008 г. (10%). Рост производства мороженой рыбы в 2006 году по равнению с 2005 годом составил 5 раз. В 2009 году этот показатель увеличился по сравнению с 2008 годом в 2 раза, вследствие чего рынок производимой в Украине мороженой рыбы в этом периоде характеризовался максимальным за четыре последних года объёмом.
Основным поставщиком мороженой рыбы на территорию Украины является Норвегия. Среди других стран-импортёров можно выделить Эстонию, Литву, Исландию, Испанию, США и другие страны. 010.1142284…
Показатели |
Темп прироста по отношению к предыдущему году, % | ||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Импорт |
-22,1 |
12,7 |
18,9 |
-11,0 |
- |
Экспорт |
-27,0 |
-68,6 |
-67,9 |
1073,4 |
- |
Производство |
414,4 |
-12,6 |
9,7 |
113,0 |
- |
Заключение
Исходя из вышперечисленных данных, можно сделать некоторые выводы:
- Российский рынок рыбы
и морепродуктов динамично развивается,
по итогам 2006 года емкость рынка увеличилась
на 3%. Рынок морепродуктов в России характеризуется
как один из самых динамично растущих
среди всех продуктов питания.
- Одна из наиболее актуальных проблем
современного российского рынка рыбы
и морепродуктов связана с тем, что при
общем дефиците рыбной продукции значительная
доля внутреннего рынка представлена
импортом, мощности большинства российских
предприятий загружены лишь на 50%.
- Среди зарубежных поставщиков рыбной
продукции на российский рынок ведущие
позиции принадлежат Норвегии. В 2004 году
общая сумма поставок рыбной продукции
из Норвегии в Россию составила 1,9 млрд.
норвежских крон. В 2006 году Россельхознадзором
были введены новые требования к импортируемой
из Норвегии рыбной продукции. Как ожидается,
эти требования в первую очередь ограничат
поставки в Россию сельди и скумбрии из
Норвегии, которые в настоящее время занимают
порядка 30% российского рынка рыбы.
- Ограничения импорта рыбы из Норвегии,
введенные Россельхознадзором, выступили
одним из основных стимулов к увеличению
объемов производства рыбной продукции
отечественными производителями. В 2006
году объем импорта свежей, охлажденной,
свежемороженой рыбы и филе снизился на
13% по сравнению с 2005 годом. В сегменте
меропродуктов торговый оборот ведущего
отечественного производителя ГК «Лёдово»
в 2006 году вырос на 38% по отношению к показателю
2005 года и составил 34,5 млн. долларов США.
Согласно экспертным прогнозам, для основных
отечественных игроков рост производства
рыбной продукции в 2007 году составит 10-20%.
- В структуре потребительских предпочтений
россиянами рыбной продукции лидирует
замороженная рыба (в 2006 году 35% от общего
объема потребления). Также весьма востребованы
морепродукты и сельдь соленая (в 2006 году
16 и 15% от общего объема потребления соответственно).
Значительная часть российских потребителей
отдает предпочтение замороженному рыбному
филе (в 2006 году 11% от общего объема потребления).
Ежегодный рост сегмента морепродуктов
составляет 30-40%. В частности, увеличивается
потребление россиянами морских деликатесов
– осьминогов, кальмаров, мидий, морских
гребешков.
- Все более востребованной среди российских
потребителей становится упакованная
рыбопродукция. В этом сегменте рыбного
рынка наибольшим потребительским предпочтением
пользуются пресервы в пластиковых банках
(их предпочитают 24,3% потребителей). Также
весьма популярны пресервы в мягкой упаковке
и рыба в вакуумной упаковке нарезкой
(предпочтения потребителей составляют
22,1 и 20,8% соответственно).
- Рынок рыбы и морепродуктов в России
в настоящее время сохраняет значительный
потенциал для развития и далек от насыщения.
Уровень среднедушевого потребления рыбы
и морепродуктов россиянами пока еще существенно
отстает от среднего европейского уровня.
В ближайшем будущем на российском рынке
рыбы и морепродуктов, вероятно, следует
ожидать значительного роста потребления
рыбы во всех видах и категориях, в особенности
- рыбы, прошедшей переработку, а также
значительного увеличения потребления
морепродуктов, связанного с ростом благосостояния,
пропагандой здорового образа жизни, увеличением
популярности кафе и ресторанов как мест
проведения досуга.