Современное состояние и перспективы развития потребительского рынка мороженых рыбных товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:36, реферат

Краткое описание

Рыночные предпосылки обусловлены спросом населения страны на рыбные товары, а так же спросом на другие товары.
Прогнозируемое оздоровление экономики будет сопровождаться ростом доходов россиян, а значит, увеличением платёжеспособного спроса внутреннего рынка, в том числе на рыбные товары.
Развитие рыбохозяйственного комплекса позволит существенно расширить базу налогообложения, особенно в части пополнения местных бюджетов в отдалённых районах.

Содержание

Введение
Потребительские свойства мороженой рыбы
Классификация ассортимента мороженой рыбы
Особенности спроса на данный товар
Обзор российского рынка рыбы и морепродуктов
Анализ рынка мороженой рыбы(на примере экспорта в украину)
заключение

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 245.50 Кб (Скачать файл)

В сегменте морепродуктов, прежде ориентированном  лишь на экспорт, также наблюдается  все большее обращение в сторону российского производителя. На сегодняшний день на российском рынке морских деликатесов представлено не так много марок, и отечественные марки составляют значительную его часть. Лидирующие позиции среди отечественных производителей морепродуктов занимает группа компаний «Лёдово». Оборот группы компаний «Ледово» в 2006 году по предварительным оценкам вырос на 38% по сравнению с показателем 2005 года и составил 34,5 млн. долларов США. По итогам 2005 года оборот группы составил 25 млн. долларов США, чистая прибыль выросла на 9,5% - до 2,5 млн. долларов США. По сравнению с 2004 годом в 2005 году собственное производство ГК «Лёдово» увеличилось на 10%. Согласно собственным данным группы, по итогам 2005 года ГК «Ледово» занимала около 30% российского рынка морепродуктов, 80% рынка в категории «пресервы из морепродуктов». Раскрывая особенности потребительских предпочтений рыбной продукции россиянами, необходимо отметить, что в структуре розничного потребления преобладает замороженная рыба, на долю которой в 2006 году пришлось 35% общего потребления рыбы (см. рисунок 2).

Также весьма востребованы среди российских потребителей морепродукты и сельдь соленая, их доли в потреблении составляют 16 и 15% соответственно. Четвертую строку в списке популярности составляет замороженное рыбное филе с долей в потреблении 11%. Наименьшие объемы потребления приходятся на балычные изделия, сушено-вяленную рыбу и икру. Структура потребления и потребительских предпочтений рыбы и морепродуктов в значительной мере связаны с уровнем благосостояния семей. Замороженная рыба наиболее популярна среди всего населения России, при этом у населения со среднемесячным доходом менее 10 тыс. рублей наиболее популярная замороженная рыба среднего ценового сегмента – треска, минтай. С увеличением доходов возрастает ассортимент потребляемой рыбы и рыбных продуктов, а также потребление рыбных продуктов верхнего ценового сегмента.  
В настоящее время все более востребованной среди российских потребителей становится упакованная рыбопродукция. Результаты исследования, проведенного компанией Capital Research Group (NEIMS) в апреле-мае 2005 года, свидетельствуют о том, что в сегменте упакованной рыбопродукции наибольшим потребительским предпочтением пользуются пресервы в пластиковых банках, их предпочитают 24,3% потребителей (см. рисунок 3). Лишь незначительно от лидера отстают пресервы в мягкой упаковке и рыба в вакуумной упаковке нарезкой, доли которых составляют 22,1 и 20,8% соответственно. Рыба в вакуумной упаковке куском менее востребована среди потребителей – ее предпочитают 17,4% потребителей упакованной рыбопродукции, участвовавших в исследовании.

Рисунок 2. 
Структура потребительских предпочтений россиян по видам рыбной продукции в 2006 году, % от числа опрошенных  

Рисунок 3. 
Предпочтения потребителей по видам и упаковке рыбопродукции, % от числа опрошенных (по результатам исследования компании Capital Research Group) 

Источник: Российский продовольственный рынок (Russian Food & Drinks Market). 2005. №9.

Среди основных факторов выбора определенной марки упакованной рыбопродукции  ведущую роль играет вкус продукта, этот критерий имеет приоритетное значение для 27,9% российских потребителей (см. рисунок 4). Второе место по значимости для потребителей занимает фактор уверенности в качестве (17,4%). Также одними из наиболее значимых факторов выбора упакованной рыбопродукции выступают доступность цены и постоянное наличие в продаже (12,8 и 11,1% соответственно). Примечательно, что фактор известности производителя оказывает лишь незначительное влияние на потребительский выбор (1,8%). При выборе упакованной рыбопродукции россияне лишь изредка опираются на советы друзей и знакомых (2,5%).

Таким образом, можно предположить, что  при выборе упакованной рыбопродукции  российский потребитель руководствуется  главным образом собственным предшествующим опытом покупки и потребления той или иной марки и скорее не склонен доверять мнению близкого социального окружения, а также известности производителя. Последнее обстоятельство, вероятно, связано с недостаточной осведомленностью о производителях, присутствующих на рынке.

Рисунок 4. 
Критерии выбора марки упакованной рыбопродукции российскими потребителями, % от числа опрошенных 

Источник: Российский продовольственный рынок (Russian Food & Drinks Market). 2005. №9.

На  сегодняшний день крупные оптовые  компании делают ставку на развитие сегмента недорогой столовой рыбы – сельди, хека, минтая, путассу, горбуши. Вместе с тем, заметно увеличивается спрос и на рыбу деликатесной группы. Значительна и продолжает увеличиваться доля продаж рыбной продукции в переработанном виде - рыбное филе, копченая, соленая, консервированная рыба. Тенденции в потреблении упакованной рыбной продукции, наблюдаемые в настоящее время на российском рынке, позволяют предположить, что в ближайшем будущем при росте благосостояния россиян существенно возрастет потребление рыбы во всех видах и категориях, в особенности - рыбы, прошедшей переработку. С ростом благосостояния населения во многом связан и рост потребления морепродуктов, в частности, морских деликатесов – осьминогов, кальмаров, мидий, морских гребешков и др. Хотя морские деликатесы достаточно дороги, они, тем не менее, входят в число продуктов, которые для потребителя с высокой покупательской способностью становятся продуктом почти повседневным, употребляемым как минимум 1-2 раза в неделю. А для других категорий покупателей – «праздничным деликатесом», который приобретается хотя бы раз в 3-4 месяца.

Среди российских марок морских деликатесов необходимо прежде всего отметить «Сальмон» и Bon Appetit, выпускаемые ГК «Лёдово». Также можно выделить «Северную компанию», которая занимает довольно заметную часть рынка в сегменте кальмаров (18%). Из западных марок на рынке представлены датские Nordic-Seafood и Agama, немецкая марка Albatros - одна из наиболее сильных в сегменте мидий. Недавно на прилавках появилась продукция белорусско-германской фирмы «Санта Бремор», ранее специализировавшейся на пресервировании сельди, и начавшей осваивать производство морских деликатесов в пресервах .

Ежегодный рост сегмента морепродуктов составляет 30-40%. Помимо повышения благосостояния россиян, увеличение потребления морепродуктов  связано с ростом популярности кафе и ресторанов как мест проведения досуга, даже не слишком богатые люди предпочитают по возможности выбираться в рестораны и кафе, где, в числе прочих, предлагаются блюда из морских деликатесов. Значительное влияние на повышение потребительской лояльности морепродуктам оказывает пропаганда идей здорового образа жизни, особенно среди среднего класса, выражающаяся, в частности, в выборе продуктов питания, насыщенных полезными веществами и в то же время диетическими.

В целом  же необходимо отметить, что российский рынок морепродуктов в настоящее время далек от насыщения. Уровень потребления рыбы и морепродуктов в России существенно отстает от европейского. Так, в 2005 году среднедушевое потребление рыбы и морепродуктов в Москве составило 18 кг в год, в то время как в Японии - 65 кг. Мировой стандарт среднедушевого потребления рыбы составляет порядка 27-37 кг в год.

 

Анализ  рынка мороженой рыбы(на примере  экспорта в украину)

 

 

Анализ рынка рыбы мороженой за период 2005-2010 гг. Обзор (мониторинг) рынка рыбы мороженой  проводится ежемесячно для определения  основных тенденций, динамики и ёмкости  рынка. Маркетинговое исследование рынка рыбы мороженой позволяет  выявить каналы (дистрибьюторскую сеть) продвижения товара и состояние конкурентной среды. Ежемесячный анализ рынка рыбы мороженой определяет доминирующие финансово-экономические показатели и основные потребительские предпочтения в пользу существующих торговых марок (брендов). Также, расширенный анализ рынка рыбы мороженой отображает ассортимент и характеристики товара, представленного в данном сегменте.

 

 

Ввоз

Вывоз

Производство

2005-2011

 

 

 

       

2011

 

 

 

       

2010

 

 

 

       

2009

 

 

 

       

2008

 

 

 

       

2007

 

 

 

       

2006

 

 

 

       

2005

 

 

 


 

   

Импорт, Экспорт, Производство рыбы (Баланс)

   

Динамика  потребления рыбы в Украине

   

Общий анализ, обзор рынка рыбы в Украин

   

Страны-поставщики рыбы в Украину

   

Динамика  цены за единицу импортируемой рыбы

   

 

Тенденции развития рынка рыбы мороженой. 1 квартал 2011 год.

 

В первом квартале 2011 года по отношению к 4 кварталу 2010 года импорт мороженой рыбы на территорию Украины  сократился на 4%. Темп сокращения данного показателя по сравнению с 1 кварталом 2010 года был более существенным и составил 44%.

Объём экспорта мороженой  рыбы в 1 квартале 2011 года был совсем незначительным. Как по отношению  к 4 кварталу 2010 года, так и по сравнению  с 1 кварталом 2010 года темп сокращения данного показателя составил практически 100%.

Объём производства мороженой  рыбы в 1 квартале 2011 года по отношению  к 4 кварталу 2010 года сократился на 12%. Темп сокращения данного показателя по сравнению  с аналогичным периодом 2010 года достиг 54%.

 

Показатели

Темп прироста, %

1 квартал 2011 / 4 квартал  2010

1 квартал 2011 / 1 квартал  2010

Импорт

-4

-44

Экспорт

-99

-96

Производство

-12

-54


Тенденции развития рынка рыбы мороженой 2006 - 2010 гг.

 

Анализ рынка мороженой рыбы с 2006 по 2010 гг. показал, что объём импорта данного продукта в натуральных единицах на территорию Украины не характеризовался постоянной динамикой. Так, рост импорта наблюдается в 2007, 2008 и 2010 гг. (13 %, 19% и10% соответственно), тогда как в 2006 и 2009 гг. имело место значительное сокращение объёмов импорта мороженой рыбы (22% и 11% соответственно).

Анализ рынка экспортируемой мороженой рыбы свидетельствует  о значительном снижении экспорта данного  продукта с 2006 по 2008 гг. в натуральных  единицах. Максимальный темп уменьшения экспорта наблюдался в 2007 году по сравнению с 2006 годом и составил 69%. Аналогичный темп снижения объёмов экспорта мороженой рыбы имел место и в 2008 году (68%). В 2009 году экспорт мороженой рыбы за пределы Украины по сравнению с 2008 годом увеличился почти в 12 раз. Однако в 2010 г. по отношению к 2009 г. наблюдается сокращение данного показателя на 23%.

Сокращение объёмов  производства мороженой рыбы на территории Украины имело место сначала  в 2007 году по сравнению с 2006 годом (13%), а также в 2010 г. по отношению к 2009 г. (38%). Незначительное наращение объёмов производства данного продукта наблюдалось в 2008 г. (10%). Рост производства мороженой рыбы в 2006 году по равнению с 2005 годом составил 5 раз. В 2009 году этот показатель увеличился по сравнению с 2008 годом в 2 раза, вследствие чего рынок производимой в Украине мороженой рыбы в этом периоде характеризовался максимальным за четыре последних года объёмом.

Основным поставщиком  мороженой рыбы на территорию Украины является Норвегия. Среди других стран-импортёров можно выделить Эстонию, Литву, Исландию, Испанию, США и другие страны. 010.1142284…

 

Показатели

Темп прироста по отношению  к предыдущему году, %

2006

2007

2008

2009

2010

Импорт

-22,1

12,7

18,9

-11,0

-

Экспорт

-27,0

-68,6

-67,9

1073,4

-

Производство

414,4

-12,6

9,7

113,0

-


 

 

Заключение

Исходя из вышперечисленных данных, можно сделать некоторые  выводы:

 
- Российский рынок рыбы и морепродуктов динамично развивается, по итогам 2006 года емкость рынка увеличилась на 3%. Рынок морепродуктов в России характеризуется как один из самых динамично растущих среди всех продуктов питания.  
- Одна из наиболее актуальных проблем современного российского рынка рыбы и морепродуктов связана с тем, что при общем дефиците рыбной продукции значительная доля внутреннего рынка представлена импортом, мощности большинства российских предприятий загружены лишь на 50%.  
- Среди зарубежных поставщиков рыбной продукции на российский рынок ведущие позиции принадлежат Норвегии. В 2004 году общая сумма поставок рыбной продукции из Норвегии в Россию составила 1,9 млрд. норвежских крон. В 2006 году Россельхознадзором были введены новые требования к импортируемой из Норвегии рыбной продукции. Как ожидается, эти требования в первую очередь ограничат поставки в Россию сельди и скумбрии из Норвегии, которые в настоящее время занимают порядка 30% российского рынка рыбы.  
- Ограничения импорта рыбы из Норвегии, введенные Россельхознадзором, выступили одним из основных стимулов к увеличению объемов производства рыбной продукции отечественными производителями. В 2006 году объем импорта свежей, охлажденной, свежемороженой рыбы и филе снизился на 13% по сравнению с 2005 годом. В сегменте меропродуктов торговый оборот ведущего отечественного производителя ГК «Лёдово» в 2006 году вырос на 38% по отношению к показателю 2005 года и составил 34,5 млн. долларов США. Согласно экспертным прогнозам, для основных отечественных игроков рост производства рыбной продукции в 2007 году составит 10-20%.  
- В структуре потребительских предпочтений россиянами рыбной продукции лидирует замороженная рыба (в 2006 году 35% от общего объема потребления). Также весьма востребованы морепродукты и сельдь соленая (в 2006 году 16 и 15% от общего объема потребления соответственно). Значительная часть российских потребителей отдает предпочтение замороженному рыбному филе (в 2006 году 11% от общего объема потребления). Ежегодный рост сегмента морепродуктов составляет 30-40%. В частности, увеличивается потребление россиянами морских деликатесов – осьминогов, кальмаров, мидий, морских гребешков.  
- Все более востребованной среди российских потребителей становится упакованная рыбопродукция. В этом сегменте рыбного рынка наибольшим потребительским предпочтением пользуются пресервы в пластиковых банках (их предпочитают 24,3% потребителей). Также весьма популярны пресервы в мягкой упаковке и рыба в вакуумной упаковке нарезкой (предпочтения потребителей составляют 22,1 и 20,8% соответственно).  
- Рынок рыбы и морепродуктов в России в настоящее время сохраняет значительный потенциал для развития и далек от насыщения. Уровень среднедушевого потребления рыбы и морепродуктов россиянами пока еще существенно отстает от среднего европейского уровня. В ближайшем будущем на российском рынке рыбы и морепродуктов, вероятно, следует ожидать значительного роста потребления рыбы во всех видах и категориях, в особенности - рыбы, прошедшей переработку, а также значительного увеличения потребления морепродуктов, связанного с ростом благосостояния, пропагандой здорового образа жизни, увеличением популярности кафе и ресторанов как мест проведения досуга.

Информация о работе Современное состояние и перспективы развития потребительского рынка мороженых рыбных товаров