Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 19:37, курсовая работа
Для достижения поставленной цели ставились следующие задачи:
изучить современный ассортимент стерилизованного молока и факторы, формирующие качество данного продукта;
описать ассортимент стерилизованного молока, представленный в продовольственном отделе универмага «Центральный»;
провести экспертизу качества данного продукта различных производителей;
организовать потребительскую дегустацию различных образцов стерилизованного молока;
выявить потребительские предпочтения путем проведения опроса.
На упаковках указана (чаще с округлением) теоретическая энергетическая ценность, т.е. без учета коэффициентов усвояемости белков, жиров, углеводов. Неверные значения энергетической ценности были указаны только на упаковках «Молочный гостинец» 3,2% и «Бабушкина крынка» 3,2%, где указанные значения расходились с расчетными приблизительно на 1 ккал.
Также было отмечено, что указанная на маркировке пищевая ценность 100г молока соответствует требованиям СТБ 1746-2007. Требования данного нормативного документа к пищевой ценности приведены в таблице 9.
Таблица 9 - Пищевая ценность 100 г молока (в соответствии с СТБ 1746-2007)
Жиры, гБелки, г, не менееУглеводы, гЭнергетическая ценность, ккалОт 0,5 до 4,52,84,7От 34 до 70От 4,6 до 9,02,64,7От 70 до 111После анализа маркировки была проведена оценка правильности наполнения пакетов, измерены кислотность и плотность исследуемых образцов. Правильность наполнения пакетов устанавливается путем определения отклонения объема молока от нормы. Процент отклонения объема вычисляется по формуле 1.
К=А*100/В, (1)
где А - отклонение объема молока от нормы, мл;
В-емкость упаковки, мл.
Данные измерительных методов исследования приведены в таблице 10.
Таблица 10 - Результаты измерительных методов исследования
Наименование товараФизико-
По результатам проведенных
опытов пришли к выводу, что исследованные
образцы стерилизованного молока удовлетворяют
требованиям нормативной
Таблица 11 - Результаты органолептической оценки
Наименование молока, жирностьВнешний
вид, консистенцияЦветВкус и запахЗаключение
о соответствии требованиям ГОСТ«Молочный
гостинец», 1,5%Однородная непрозрачная
жидкость без осадка, хлопьев белка
и отстоя сливокБелыйСвойственные
коровьему молоку со слабым привкусом
и запахом
По результатам
Таким образом, исследуемые
образцы стерилизованного молока соответствуют
требованиям ТНПА по физико-химическим
и органолептическим
3.3 Анализ цены, упаковки и потребительских предпочтений
В процессе проведения сравнительной товароведной характеристики был проведен анализ упаковки. Полученные данные представлены в виде таблицы 12.
Таблица 12 - Анализ упаковки
ПроизводительУпаковкаКоличеств
Как видно из таблицы, все рассматриваемые производители используют комбинированную упаковку Тетра брик асептик, поскольку она хорошо защищает продукт и обеспечивает сохранность его свойств в течение всего срока хранения. Пакеты тетра брик асептик производителей ОАО «Савушкин продукт» и СООО «ЮНИМИЛК Пружаны» имеют специальные устройства (пластиковая крышечка или колпачок), которые позволяют закрыть вскрытый пакет. По результатам анализа было отмечено, что все исследуемые образцы имеют красивую упаковку с красочным дизайном и хорошим качеством печати. Привлекательность упаковки также предлагалось оценить потребителям. Опрошенные респонденты отметили, что наиболее привлекательной является упаковка производителей ОАО «Гормолзовод №2» и СООО «ЮНИМИЛК Пружаны».
Также была проведено сравнение цен исследуемых образцов стерилизованного молока. Цены данных продуктов представлены в таблице 13.
Таблица 13 - Анализ цен
ПроизводительНаименование
молокаЖирностьЦена за сопоставимые единицы
измерения (на 06.11.2011), бел. руб.ОАО «Савушкин
продукт»«Савушкин продукт»6%
По данным таблицы видно, что образцы с одинаковой массовой долей жира имеют различные цены. Возможной причиной этого различия являются:
транспортные расходы (самые большие транспортные издержки несет ОАО «Савушкин продукт», а наименьше ОАО «Бабушкина крынка»);
маркетинговые расходы (различные
производители несут
более низкая себестоимость производства (за счет автоматизации и современных технологий производства).
увеличенные сроки годности (ОАО «Савушкин продукт» гарантирует более длительный срок хранения - 6 месяцев при температуре до +25ºС, остальные производители до 4 месяцев при аналогичных условиях. Сроки хранения рассматривались выше в таблице 2).
Для выявления потребительских предпочтений было проведено анкетирование. В опросе приняли участие 30 респондентов различного возраста и рода деятельности (образец анкеты приведен в приложении В). По результатам опроса было выявлено, что для потребителей важны следующие факторы:
цена;
вкусовые достоинства;
- известность производителя;
- особые характеристики продукта (жирность, длительный срок хранения);
привычка.
Потребительские пристрастия
характеризуются большим
Также было установлено, что потребители предпочитают молоко известных производителей (71%), но только половина из них имеет приверженность к какой-либо определенной марке. Однако если в магазине не окажется привычного для них вида молока только 30% пойдут искать его в другой магазин, остальные - возьмут имеющиеся в наличии.
В результате исследования установлено,
что потребительские
Заключение
Ассортимент молочной продукции постоянно расширяется, появляется большое количество новых наименований, что обуславливает расширение ассортимента в торговых объектах. Например, в продовольственном отделе универмага «Центральный» представлено более десяти наименований стерилизованного молока, и выбрать в этом изобилии становится всё сложнее. В связи с этим, целью нашего исследования было провести сравнительную товароведную характеристику стерилизованного молока различных производителей, выявить потребительские предпочтения, а также установить факторы, которые в наибольшей степени влияют на их выбор молока.
Для достижения данной цели были рассмотрены такие аспекты как значение молока в питании, современный ассортимент, производство и др.
Ежегодно в мире пьют более
500 млн. л молока, молоко является ценным
продуктом питания, содержит большинство
необходимых организму человека
питательных веществ, а современные
технологии позволяют произвести стерилизованное
молоко с минимальным изменением
его нативных свойств, по вкусу и
запаху почти не отличающееся от пастеризованного
молока. Мировой рынок стерилизованного
молока включает большое количество
разновидностей. Данное молоко выпускают
в широком ассортименте с различной
массовой долей жира, обогащенное
витаминами, минеральными веществами,
лактулозой, с вкусовыми и ароматическими
добавками. Ряд белорусских производителей
выпускает стерилизованное
Для нашего исследования были отобраны образцы стерилизованного молока четырёх разных производителей, представленных в продовольственном отделе универмага «Центральный», с различной массовой долей жира (1,5%, 3,2% и 6%). Данные образцы подвергались тщательному изучению по таким аспектам как кислотность, плотность, правильность наполнения пакетов, органолептические показатели, правильность маркировки и их соответствие требованиям ТНПА.
По результатам исследования было установлено следующее: маркировка продуктов «Бабушкина крынка», «Савушкин продукт» и «Молочный гостинец» соответствует требованиям СТБ 1100 и СТБ 1746, а «Простоквашино» содержит противоречие по пункту вид тепловой обработки. Основные физико-химические показатели (кислотность, плотность, правильность наполнения пакетов) исследованных образцов соответствуют требованиям СТБ 1746. Органолептические показатели данных образцов также удовлетворяют требованиям СТБ 1746, при этом образцы молока «Савушкин продукт» имеют наиболее выраженный привкус кипячения, а образцы молока «Молочный гостинец» - наименее выраженный.
Все рассматриваемые производители используют упаковку тетра брик асептик, которая имеет красивый дизайн и хорошее качество печати. Упаковка производителей ОАО «Савушкин продукт» и СООО «ЮНИМИЛК Пружаны» имеет повышенную эргономичность (есть колпачок или пластиковая крышечка, позволяющая закрыть открытый пакет).
Для выявления потребительских предпочтений было проведено анкетирование. В результате установлено, что для покупателей наиболее важны следующие факторы: цена, вкусовые характеристики, известность производителя, наличие особых свойств и привычность данного продукта. Потребители предпочитают молоко с различной массовой долей жира и вкусовыми характеристиками.
Исходя из всего выше изложенного,
пришли к выводу, что исследованные
образцы продукции
Список источников
1 Дмитриченко М.И.
Справочник товароведа продовольственных товаров. Том 1: справочное издание. - 2-е изд., перераб, - М.: экономика, 1987. - 368 с.
Тихомирова Н.А. Тихнология и организация производства молока и молочных продуктов: учебник для студентов средних специальных учебных заведений. - М.: ДеЛи принт, 2007. - 559 с.
Бирюкова З.А, Стерилизованные молочные продукты на Российском рынке/ Переработка молока. - 2010. - №3. - С. 24-27.
Бирюкова З.А, Повышение термоустойфчивости при производстве стерилизованного молока / Переработка молока. - 2004. - №4. - С. 16-18.
Пищевые продукты. Информация для потребителя. Общие требования: СТБ 1100-2007. - Введ. 01.10.07. - Минск: Госстандарт, 2007. - 26 с.
Молоко питьевое. Общие технические условия: СТБ 1746-2007. - Введ. 12.04.07. - Минск: Госстандарт, 2007. - 9 с.
8 Молоко и молочные
продукты. Титриметрические методы
определения кислотности:
Молоко и молочные продукты. Методы определения плотности: ГОСТ3624-92. - Введ. 01.07.85. - Москва: Стандартинформ Изд-во стандартов, 1985 - 13 с.
10 Шидловская В.П.
Шепелев А.Ф. Товароведение и экспертиза молока и молочных продуктов: учебное пособие для вузов/ О.И. Кожухова. - Ростов-на-Дону: издательский центр «Март», 2001. - 128 с.
Твердохлеб Г.В. Технология молока и молочных продуктов: учебное пособие/ В.Н, Алексеев, Ф.С. Соколов. - М.: ДеЛи принт, 2006. -164 с.
Калинина Л.В. Технология цельномолочных продуктов: учебное пособие для студентов вузов/ В.И. Ганина, Н.И. Дунченко. - СПб.: ГИОРД, 2008. - 232 с.