Стандартизация и сертификация товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 13:37, реферат

Краткое описание

Стандартизация - это деятельность по установлению норм, правил и требований к товарам и услугам с целью защиты интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции и услуг, обеспечения их безопасности для жизни и здоровья людей, сохранности окружающей среды.
Основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и ее правовые основы, установленные законами РФ «О стандартизации» и «О защите прав потребителей», обязательны для всех предприятий, ассоциаций, концернов, межотраслевых, региональных и других объединений независимо от форм собственности и подчинения, а также граждан, занимающихся индивидуально-трудовой деятельностью.

Вложенные файлы: 1 файл

Стандартизация.docx

— 48.03 Кб (Скачать файл)

Стандартизация - это деятельность по установлению норм, правил и требований к товарам и услугам с целью защиты интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции и услуг, обеспечения их безопасности для жизни и здоровья людей, сохранности окружающей среды.

Основные положения  Государственной системы стандартизации Российской Федерации и ее правовые основы, установленные законами РФ «О стандартизации» и «О защите прав потребителей», обязательны для  всех предприятий, ассоциаций, концернов, межотраслевых, региональных и других объединений независимо от форм собственности  и подчинения, а также граждан, занимающихся индивидуально-трудовой деятельностью.

Вопросами стандартизации в Российской Федерации занимается Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), в полномочия которого входят организация, координация и управление работами по стандартизации, метрологии и сертификации в Российской Федерации и представление  ее интересов за рубежом.

Важнейшими задачами стандартизации являются: обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями; установление оптимальных требований к качеству продукции; а также требований по совместимости и заменяемости продукции и комплектующих деталей изделий и их унификации.

Одной из задач стандартизации является также создание системы  нормативной документации, включающей такие документы, как стандарты, технические условия, общероссийские классификаторы, методические рекомендации, положения, правила и другие материалы.

В Российской Федерации  действуют следующие виды нормативной  документации: межгосударственные стандарты (ГОСТ), государственные стандарты  Российской Федерации (ГОСТ Р), отраслевые стандарты (ОСТ), стандарты предприятий (СТГТ), технические условия (ТУ).

К нормативной документации относятся также общероссийские классификаторы технико-экономической  информации.

Межгосударственные  стандарты (ГОСТ) - это стандарты, принятые государствами, подписавшими Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации и непосредственно  ими применяемые.

Ныне действующие  и вновь вводимые в рамках соглашения ГОСТы, должны применяться на территории России без переоформления и без  изменения их обозначения.

До настоящего времени, впредь до разработки и утверждения  новых ГОСТов, на территории Российской Федерации в полном объеме действуют  также ранее утвержденные стандарты  Советского Союза.

Государственные стандарты  Российской Федерации (ГОСТ Р) -являются новым видом национального стандарта, утвержденного Госстандартом России и действующим на всей территории РФ.

В ГОСТы и ГОСТ Р включают:

обязательные требования к качеству продукции, обеспечивающие ее безопасность для жизни и здоровья человека, а также окружающей среды;

основные потребительские  свойства продукции, требования к ее упаковке, маркировке, транспортировке, хранению и утилизации;

обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии;

обязательные методы контроля качества продукции, позволяющие  обеспечит безопасность и экологичность  товаров, а также оценить уровень  ее качества;

требования по совместимости  и взаимозаменяемости продукции; требования, обеспечивающие качество продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации;

правила оформления технической документации, терминологии, определения и обозначения понятий, метрологические и другие общетехнические  нормы и правила.

Отраслевые стандарты - (ОСТ) - обычно разрабатываются и  утверждаются отраслевыми министерствами (ведомствами) Российской Федерации  при отсутствии ГОСТов на объекты стандартизации или же при необходимости установления требований, превышающих требования ГОСТа или ГОСТ Р.

Отраслевые стандарты  на территории России должны применяться  в обязательном порядке предприятиями, входящими в систему данного  министерства или ведомства, а на добровольной основе — предприятиями  другой ведомственной принадлежности, а также предпринимателями и  предприятиями различных форм собственности. Требования ОСТов не должны противоречить  обязательным требованиям ГОСТ Р.

Стандарты научно-технических  и инженерных обществ (СТО), являющиеся новым для России видом нормативной  документации, разрабатываются и  утверждаются этими обществами.

Как правило, стандарты  такого типа разрабатываются на базе новейших достижений прикладных и фундаментальных  наук. Следует отметить, что за рубежом  такие виды стандартов распространены достаточно широко. Так, например, во всем мире известны и находят широкое  применение стандарты на методы испытания  созданного еще в 1898 г. Американского  общества по испытаниям и материалам (ASTM).

Стандарты предприятий (СТП) - это стандарты на создаваемую  или применяемую данным предприятием продукцию. Такие стандарты могут  применяться и на других предприятиях при наличии разрешения предприятия, утвердившего эти стандарты. СТП  не должны противоречить обязательным требованиям ГОСТов и ОСТов.

Наряду со стандартами  в РФ действует другой вид нормативной  документации - технические условия. Технические условия (ТУ) - нормативный  документ на конкретную продукцию, утвержденный предприятием-разработчиком, как правило, при согласовании с предприятием-заказчиком или потребителем.

В отличие от ГОСТов, технические условия устанавливают  свои требования на узкую группу продукции (модель, марку, вид). Технические условия  наиболее распространены для стандартизации товаров народного потребления, в первую очередь выпускаемых мелкими сериями, вновь осваиваемых промышленностью или изделий часто сменяющегосяассортимента.

Технические условия  утверждаются предприятием-разработчиком  данных условий.

Применяют их на территории РФ предприятия независимо от форм собственности и подчинения.

В зависимости от объекта стандартизации, назначения и содержания стандарты подразделяются на: стандарты основополагающие; стандарты  на продукцию и услуги; стандарты  на процессы; стандарты на методы испытаний.

Основополагающие  стандарты являются нормативными документами, устанавливающими общие организационно-методические положения о порядке проведения стандартизации в определенной области, а также регламентирующими общетехнические  положения, касающиеся терминологии, маркировки продукции, построению, изложению, содержанию и оформлению различной документации и др.

Стандарты на продукцию  регламентируют требования к группам  однородной продукции (стандарт общих  технических условий) и к конкретному  виду товаров (стандарт технических условий). Стандарты этого типа включают в себя вопросы классификации продукции, ее основные размеры и параметры, общие технические требования, правила приемки, маркировки, упаковки, транспортировки и хранения.

Стандарты вида «Общие технические требования» для  группы однородной продукции могут  иметь достаточно узкую направленность, например, стандарты по правилам маркировки, упаковки, хранения группы однородной продукции и т.д.

Стандарты на процессы устанавливают требования к выполнению технологических процессов проектирования и создания продукции, а также  на стадии всего ее дальнейшего жизненного цикла, включая эксплуатацию, хранение, транспортировку и ремонт.

Стандарты на методы испытаний (контроля), устанавливающие  порядок проведения работ по контролю за качеством продукции на всех стациях  жизненного цикла, регламентируют процедуру отбора проб, их подготовку к испытаниям, проведение испытаний с описанием применяемого оборудования, а также порядка обработки полученных результатов.

Стандарты на методы испытаний могут быть узкой или  широкой направленности, при этом первые из них регламентируют порядок  проведения испытаний по одному показателю качества, а вторые — по комплексу показателей качества.

Бающей предъявляемые  к нему требования. Этот вид идентификации применяется для выявления соответствия товара его наименованию.

При проведении качественной идентификации устанавливается  соответствие представленного для  сертификации товара требованиям качества, предусмотренным нормативной документацией. Этот вид идентификации устанавливаетградации качества: стандартная или нестандартная продукция, соответствие товарного сорта сорту, указанному намаркировке и в сопроводительных документах и т.п.

В ходе проведения товарно-партионной идентификации устанавливается принадлежность представленной выборки товара (образца) к конкретной товарной партии.

К средствам идентификации  товаров относятся маркировка товаров; нормативные документы (ГОСТы, технические  условия и др.), регламентирующие показатели качества; технические документы, в том числе товарно-сопроводительные документы (накладные, сертификаты, качественные удостоверения и т.п.), а также  документально оформленные результаты испытаний образцов сертифицируемого товара.

В качестве критериев  идентификации используются результаты органолептических, химических, физико-химических и др. показателей, характеризующих  состав и свойства товаров. Критерии идентификации должны быть объективными и независимыми от субъективных параметров, присущих испытателю (его компетентности, профессионализму, заинтересованности и др.), а также от условий и  методов испытания.

Одним из важнейших  требований к принятым для идентификации  критериев является проверяемость. Это означает, что при повторных  контрольных испытаниях независимо от субъектов, методов и условий  проведения идентификации товара будут  получены одни и те же результаты (в  пределах ошибки опыта).

С этой точки зрения среди указанных средств идентификации  некоторые средства не могут выступать  в качестве самостоятельного критерия, хотя могут выполнять идентификационную  функцию. К таким средствам, не являющимся вполне надежными, относится, например, маркировка. Маркировка лишь указывает  на наименование, размер, сорт, состав и другие свойства продукции, но, к  сожалению, не является гарантией подлинности  продукции и ее параметров, указанных  в маркировке. Более того, сама маркировка является довольно часто объектом фальсификации. Нередки случаи использования иностранной маркировки для товаров отечественного, часто кустарного производства.

В связи с тем, что многие критерии в ряде случаев  не отвечают требованиям проверяемости  и объективности, необходимо применять  комплекс взаимодополняющих критериев, дающих возможность придать идентификации  товаров характер комплексной оценки.

В практике проведения работ по сертификации продукции  применяется ряд схем, предусматривающих  сертификацию отдельных партий товара, сертификацию однородной продукции, поставляемой по контракту (договору), а также  сертификацию производства продукции.

Выбор схемы сертификации осуществляется совместно заявителем и Органом по сертификации (ОС).

Основным критерием  выбора схемы является обеспечение  доказательности сертификации при  минимизации экономических и  временных затрат на ее проведение.

Наряду с Законами РФ и Постановлениями правительства  Российской Федерации, регламентирующими  процедуру сертификации продукции, разработаны и приняты Госстандартом  РФ правила сертификации однородных групп продукции на соответствие требованиям безопасности, в которых  развиваются и конкретизируются основные положения этих нормативных  актов в части указания схем проведения сертификации, перечня показателей, подлежащих подтверждению при обязательной сертификации, показателей идентификации  продукции, нормативных и технических  документов, необходимых для выдачи сертификатов по тем или иным схемам, приостановки или аннулирования  действия сертификатов.

При выдаче сертификатов соответствия на продукцию, поставляемую по долгосрочным контрактам или договорам, а также при сертификации производства, предусмотрено проведение систематического планового инспекционного контроля за сертифицированной продукцией или  состоянием ее производства, осуществляемого  Органом по сертификации, выдавшим сертификат соответствия. Такой контроль может осуществляться с привлечением территориальных органов Госстандарта России, торговых инспекций и обществ  потребителей или с использованием информации, полученной от этих организаций  при выполнении ими своих контролирующих функций.

Проведение сертификации импортной и отечественной продукции  в Российской Федерации проводится по одним и тем же правилам. Подтверждение  безопасности и качества импортируемых  на территорию России товаров осуществляется исключительно путем проведения полной процедуры процесса сертификации, с обязательными испытаниями  продукции в аккредитованных  Госстандартом РФ лабораториях и  выдачей российских сертификатов соответствия уполномоченными на то Органами по сертификации.

Повышение качества и конкурентоспособности продукции является основной задачей отечественных предприятий в условиях развивающихся рыночных отношений.

Инструментом, обеспечивающим повышение качества продукции и  защиту прав потребителя на приобретение безопасного товара, является стандартизация и сертификация продукции.

В Федеральном законе от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом  регулировании" используются следующие  основные понятия:

стандарт - документ, в котором в целях добровольного  многократного использования устанавливаются  характеристики продукции, правила  осуществления и характеристики

Информация о работе Стандартизация и сертификация товара