Тара и упаковка используемые для транспортировки и перемещения товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 21:17, контрольная работа

Краткое описание

Основным элементом упаковки является тара. Она представляет собой изделие для размещения товара. Отдельные виды тары участвуют в процессе обращения не только вместе с товаром, но и без него. Элемент упаковки, который в комплексе с тарой или без нее выполняет функцию упаковки, называется вспомогательным упаковочным средством.
Тара, применяемая в торговле, должна отвечать ряду требований (экономическим, техническим, санитарно-гигиеническим, эстетическим).

Вложенные файлы: 1 файл

Перемещение большинства товаров из сферы производства в сферу потребления невозможно без упаковки.doc

— 58.50 Кб (Скачать файл)

Перемещение большинства  товаров из сферы производства в  сферу потребления невозможно без  упаковки.

Основным элементом упаковки является тара. Она представляет собой  изделие для размещения товара. Отдельные  виды тары участвуют в процессе обращения  не только вместе с товаром, но и без него. Элемент упаковки, который в комплексе с тарой или без нее выполняет функцию упаковки, называется вспомогательным упаковочным средством.

Тара, применяемая в торговле, должна отвечать ряду требований (экономическим, техническим, санитарно-гигиеническим, эстетическим).

Она должна быть недорогой  в изготовлении. При перевозках товаров  и порожней тары обеспечить экономию средств можно за счет применения портативной тары, а также тары, обладающей низким коэффициентом собственной  массы (отношение массы к объему).

Обязательным является соответствие материала, из которого изготовлена  тара, физико-химическим свойствам  помещаемых в нее товаров. Конструкция  тары должна быть прочной и служить  гарантией сохранности товаров  при перевозке и хранении.

Необходимо, чтобы тара отвечала эстетическим потребностям человека. Она должна гармонично сочетаться с  товаром, воздействовать на покупателя, стимулируя его решение о покупке.

5. Функции тары  и упаковки

Роль упаковки и тары в торгово-технологическом процессе определяется функциями, которые они выполняют. Эти функции сводятся к следующим:

а. предохранение товара от вредного воздействия внешней  среды, а также внешней среды  от вредного воздействия товара;

б. защита товара от влияния  других товаров;

в. обеспечение условий для сохранности количества и качества товаров на всем пути их движения из сферы производства в сферу потребления;

г. придание товарам и  другим грузам необходимой мобильности  и создание условий для механизации  трудоемких операций и более эффективного использования складских и торговых площадей;

д. создание более благоприятных  условий для приемки товаров  по количеству и качеству и удобств  для количественного их учета;

е. выполнение роли носителя коммерческой информации и торговой рекламы;

ж. использование тары не только как средства для размещения товара, его транспортирования и  хранения, но и как средства для  выкладки и продажи товаров в  торговом зале магазина (тара-оборудование).

Из всех функций тары и  упаковки можно выделить четыре основные группы функций:

v защитная,

v обеспечение удобства  транспортировки и грузопереработки,

v информационная.

2.1 Защитная функция

Защитная функция тары предполагает защиту продукта от механических, физических, химических, климатических  и биологических воздействий, т.е. сохранение количества, состав, качества товара в пределах установленных норм. Целью защиты продукта от химических воздействий является предупреждение нежелательных реакций с окружающей средой.

При транспортировании и  хранении огнеопасных, взрывчатых и ядовитых продуктов упаковка обеспечивает защиту человека и окружающей среды от вредного воздействия указанных материалов.

Защита от повреждений  и воровства - главная функция  промышленной упаковки в процессе хранения и транспортировки. Для достижения этих целей необходимо подобрать упаковку, соответствующую характеристикам продукта, найти правильное сочетание материала и конструкции упаковки. Главными факторами при этом являются ценность (стоимость) и прочность продукта: чем продукт дороже, тем более надежной должна быть упаковка. Но, если дорогостоящий продукт непрочен, то и издержки абсолютной защиты тоже будут очень велики.

Надежность  тары определяется тем, каким воздействиям внешней среды она подвергается в процессе хранения и транспортировки.

Полезность  тары определяется ее влиянием на эффективность  и производительность логистической  деятельности. От полезности, или технологичности  упаковки зависят показатели производительности всех логистических операций - от продуктивности загрузки подвижного состава и подборки заказов на складе до коэффициента использования складского пространства и грузовместимости транспортных средств.

2.2 Обеспечение  удобства транспортировки и грузопереработки

Многофункциональность тары и упаковки означает, что они  должны облегчать погрузочно-разгрузочные операции, транспортирование, реализацию и использование товара.

Она способствует ускорению  передачи товарно-материальных ценностей  от производителей потребителям: облегчает  перемещение продукции при погрузочно-разгрузочных работах и внутрискладских операциях: обеспечивает безопасные условия труда при переработке упакованных грузов; улучшает учет и организацию сбыта продукции; повышает эффективность использования транспортных средств и складских помещений.

Различают два типа тары: потребительскую, обращенную к конечному потребителю товаров и, следовательно, выполняющую маркетинговые функции, и промышленную, обеспечивающую удобство логистических операций.

Потребительская тара разрабатывается  из соображений удобства для потребителя, привлекательности для покупателей, эффективного использования торговых площадей и защиты товаров от повреждений. Если тара привлекает внимание потребителя своей необычной формой и габаритами, она по тем же причинам неприемлема для логистики, так как продуманная конструкция тары обязательно должна учитывать требования всех компонентов логистической системы.

Для повышения эффективности  грузопереработки готовые продукты (или отдельные их компоненты) обычно группируют в более крупные единицы, укладывая в коробки, мешки, ящики или бочки. Все эти емкости, служащие для первичного объединения отдельных продуктов, называют промышленной упаковкой. Иногда для удобства грузопереработки промышленные упаковки сводят в более крупные грузовые отправки. Этот процесс называется контейнеризацией, или созданием укрупненных грузовых единиц.

Промышленная упаковка и  укрупненная грузовая единица являются основными объектами грузопереработки в логистическом канале.

2.2.2 Функциональность  тары в процессе перевозки

В процессе транспортировки на грузы оказывают влияние три основные группы внутренних и внешних воздействий:

v Механическая -- толчки, удары,  трение, вибрация, статические нагрузки.

v Климатическая -- атмосферные  осадки, изменение температуры, влажность  воздуха, солнечная радиация и т.д.

v Биологическая -- жизнедеятельность  микробов, насекомых и грызунов  и т.д.

Исходя из этих условий  и надлежит выбирать метод защиты грузов от повреждения в период транспортировки. Тара должна не только защищать груз, но и обеспечивать удобство перегрузочных операций.

При перевозке грузов морским  путем выполняются следующие  условия:

v Для предотвращения воздействия  качки, динамических ударов и  вибрации грузы упаковывают в  тару и надежно закрепляют  внутри нее, а если необходимо, то используют специальные амортизаторы.

v Приборы, аппаратуру  и другие изделия, нестойкие  к коррозии, упаковывают в герметические  ящики или чехлы из водо- или  паронепроницаемой пленки.

v При упаковке продуктов  учитывают способность некоторых  из них воспринимать посторонние запахи.

v Упакованные грузы принимают  к перевозке только в том  случае, если тара удовлетворяет  требованиям соответствующего стандарта.  Для проверки соответствия тары  перевозимому грузу на судне  должен находиться справочник  на тару и упаковку, которые периодически издаются Госстандартом.

Если груз предъявляется  к перевозке без тары (трубы, листовой металл, металлические прутки и т. д.), поштучная погрузка которого занимает значительное время, то груз должен быть объединен в связки или пачки и обвязан проволокой в трех-пяти местах; тяжелые грузы без тары должны иметь специальные приспособления для застропки -- рамы, петли или проушины; при морских перевозках по требованию грузоотправителей или транспортных организаций в некоторых случаях законодательство разрешает отступить от ГОСТа и увеличить основные элементы тары или применить дополнительные крепления, кроме тех, которые предусмотрены стандартом. Тара должна обеспечивать сохранность грузов при многоярусной укладке.

Экспортные  грузы запрещено принимать к  перевозке, если они находятся в  поврежденной таре, не имеющей товарного  вида, упакованы в тару, бывшую в  употреблении или изготовленную  с отступлением от ГОСТа.

Требования  к упаковке импортных грузов оговариваются при заключении запродажных контрактов.

С внедрением контейнеризации  появилась тенденция к облегчению конструкции тары. При перевозке  грузов на универсальных судах следует  уточнить допустимую высоту штабелирования груза. В процессе погрузки постоянное внимание уделяется состоянию упаковки и тары, наличию контрольных лент и пломб. Необходимо проверять, чтобы все грузовые места были целыми, не имели следов вскрытия, подмочки, течи или каких-либо других дефектов.

В порядке исключения при каботажных перевозках груз в дефектной таре может быть принят к перевозке, но только при условии, что состояние тары может обеспечить нормальную перевозку груза до порта назначения. Факт повреждения тары и состояние груза должны быть отмечены в коносаменте. При отсутствии оговорки в коносаменте любое ухудшение состояния груза, порча, недостача или снижение его сортности приведет к тому, что все расходы и убытки, связанные с этим, будут возложены на перевозчика.

2.3 Информационная  функция

Информационная  функция упаковки играет ключевую роль в идентификации грузов, контроле за их прохождением и грузопереработке, приобретая тем самым все более важное значение для конечного успеха всего логистического канала.

Самое очевидное  предназначение упаковки - информировать участников логистического канала о ее содержимом, т. е. о помещенных в упаковку грузах. Обычно в состав такой информации входят сведения о производителе, наименовании тары, количестве продуктов и их номер по универсальному коду продукции (UPC). Нанесенная на упаковку информация служит для "распознавания" грузов при получении заказов, подборке и проверке отправок. Главное требование к маркировке - заметность.

Еще одно важное предназначение упаковки в логистике - информационное обеспечение контроля за прохождением грузов. Хорошо налаженная система грузопереработки непрерывно отслеживает движение продуктов через стадии получения, хранения, подборки заказов и отправки. Такой контроль за всеми перемещениями грузов уменьшает потери и воровство товаров и очень полезен для наблюдения за динамикой производительности труда работников.

Наконец, упаковка должна содержать информацию, предотвращающую  повреждение продукции в процессе грузопереработки. В частности, на нее  должны быть нанесены обозначения, указывающие  на необходимость особого обращения с хрупкими предметами, границы допустимого температурного режима, специфические требования к штабелированию или экологические ограничения. При работе с опасными веществами информация на упаковке или в сопроводительной документации должна содержать инструкции на случай их утечки или повреждения тары.

Свойства тары и упаковки обширны и напрямую зависят от особенностей как самой  упаковки, так и упакованного в  нее товара. В целом свойства тары и упаковки можно рассмотреть, опираясь на потребительские требования, предъявляемые к упаковке.

К функциональным требованиям можно отнести следующие свойства:

1) газопроницаемость;

2) теплостойкость;

3) морозостойкость;

4) светостойкость;

5) влагостойкость;

6) коэффициент  светопропускания;

7) степень набухания;

8) коррозионная  стойкость;

9) паропроницаемость;

10) жиростойкость;

11) ароматонепроницаемость;

12) давление  выпучивания дна (газированные  продукты).

К требованиям надежности относятся:

1) срок годности (службы);

2) прочность  при ударе;

3) разрывная  нагрузка;

4) прочность  при сжатии;

5) ударная вязкость;

6) герметичность  укупорки;

7) устойчивость  к торцевому сжатию;

8) коэффициент  скольжения;

9) возможность  ремонта (для возвратной тары).

К эргономическим требованиям относятся:

1) отсутствие вымывания (миграции) токсичных соединений;

2) стерилизуемость;

3) загрязняемость;

4) устойчивость  к дезинфицирующим средствам;

5) удобство открывания;

6) удобство дозирования;

7) удобство переноски;

8) возможность  повторного закрывания;

9) защита от  преднамеренного вскрытия детьми;

10) форма;

11) цвет;

12) сочетание  цветов;

13) возможность  прочтения информации.

К эстетическим требованиям относятся:

1) отсутствие  дефектов;

2) знаковость;

3) оригинальность;

4) соответствие  формы назначению;

5) эргономическая приспособленность формы;

6) правдивость  выражения;

7) организованность  объемно-пространственной структуры;

8) выразительность;

9) органичность  декора;

10) чистота выполнения  контуров;

11) тщательность  покрытия;

12) четкость  маркировки;

13) стабильность товарного вида (формоустойчивость).

К требованиям безопасности относятся:

1) величина ПДК  (предельно допустимая концентрация);

2) величина ДКМ  (допустимые количества миграции);

3) величина ОБУВ (ориентировочные безопасные уровни  воздействия);

4) класс опасности;

5) хрупкость;

6) устойчивость  к растрескиванию при перепаде  температур. К экологическим требованиям относятся:

Информация о работе Тара и упаковка используемые для транспортировки и перемещения товаров