Теоретические основы товароведения и экспертизы товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 14:47, реферат

Краткое описание

Товарные потери - это потери, вызванные частичной либо полной утратой количественных или качественных характеристик товара в натуральном выражении
На различный этапах технологического цикла товародвижения отличаются разнообразные потери сырья, полуфабрикатов, готовой продукции.

Содержание

1. Количественные и качественные товарные потери.
2. Методологические основы товарной экспертизы. Классификация товарной экспертизы.

3. Товароведная классификация товаров.

Вложенные файлы: 1 файл

ТОВАРОВЕДЕНЬЕ.docx

— 26.19 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Товароведение и экспертиза товаров

 

Тема:

«Теоретические основы товароведения  и экспертизы товаров»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Братышкина И.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Содержание:  

 

  1. Количественные и качественные товарные потери.

 

  1. Методологические основы товарной экспертизы. Классификация товарной экспертизы.

 

 

  1. Товароведная классификация товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Количественные и качественные товарные потери

 

Товарные потери - это потери, вызванные частичной либо полной утратой количественных или качественных характеристик товара в натуральном выражении

 

На различный этапах технологического цикла товародвижения отличаются разнообразные потери сырья, полуфабрикатов, готовой продукции.

 

Количественные (нормируемые) - это уменьшение массы, длины, объема, и др. количественных характеристик товаров.

 

Потери этой подгруппы  вызваны естественными, свойственными  конкретному товару процессами (усушка, распыл, разлив, дых-е, бой), поэтому  в ряде нормативных документов их называют нормируемыми. На эти количественные потери существуют нормы естественной убыли. Нормы разработаны Министерством  торговли РФ, и доведены до всех торгующих  организаций.

 

Количественные потери в  зависимости от причин возникновения  делятся на два вида - естественная убыль и предре-аризационные потери.

 

Естественная убыль - количественные потери, вызываемые процессами, которые  свойственны товарам и происходят при их транспортировании и хранении. Причинами возникновения естественной убыли служат следующие процессы: испарение воды, или усушка: распыл (распыление); разлив (размазывание); улетучивание веществ; впитывание жидкой фракции  пищевого продукта в упаковку; бой  стеклянной или раздавливание полимерной тары.

 

Предреализационные потери или отходы, вызывают процессы (операции), связанные с подготовкой товаров к продаже. Эти потери бывают:

 

-  ликвидные (не подлежат  дальнейшей реализации. Например, хвостики от колбас);

 

-  неликвидные (подлежат  дальнейшей реализации. Например, косточки у окорока).

 

 

 

К отходам относятся:

 

- удаление малоценных  частей товара, которые могут  быть реализованы по более  низкой цене или отправлены  на пром-переработку;

 

-  отделение составных  частей товара, не обладающих  его функциональным назначением  или утративших его (загнивание, плесневение);

 

- раскрошка товаров при разделении на части (рубка мяса, резка масла, сыров). Или при транспортировании, хранении, взвешивании (печенье, сухари, халва);

 

- отделение от основной  массы товара его составных  компонентов - воды, жиров (отделение  бульона от вареных колбас, пахты  - от сливочного масла, сырной  сыворотки от сыров и т.д.).

 

Качественные потери (актируемые) - это потери, вызванные микробиологическими, биологическими, биохимическими, химическими, физическими процессами:

 

   а) Микробиологические процессы вызывают порчу товаров, существенно снижают их качество, делают невозможным использование их по назначению или снижают надежность. Порча пищевых продуктов происходит вследствие разного рода брожения, плесневения, гниения, ослизнения и т.д. для не продуктовых товаров (тканей, кожи, мехов) характерно лишь плесневение.

   б) Биологические процессы - повреждения, вызванные насекомыми: жуками, гусеницами, личинками. Существенный урон потребительским товарам при хранении наносят грызуны, которые не только поедают и загрязняют пищевые продукты, но и повреждают меха, кожу, ткани, изделия из них.

   в) Биохимические процессы свойственны в основном пищевым продуктам, а так же непродуктовым товарам, являющимися биологическими объектами (живые цветы, животные) они происходят при участии разнообразных ферментов. Это нарушения дыхания овощей, плодов (удушка). Зерно, крупа, мука- самосогревание.

  г) Химические процессы приводят к порче товаров вследствие изменения веществ (например, прагоркание жира в жиросодержащих продуктах).

  д) Физические и физико-химические процессы обусловлены механическими разрушениями или деформациями товаров (раздавливание плодов и овощей, бой яйца, скол эмали на посуде, деформация упаковки товаров бытовой химии). К физическим процессам относится и усушка; усыхание свежих плодов и овощей, сыров, колбас и т. д. В отличие от количественных, качественные потери списывают не по нормам, а по актам, поэтому их называют еще актируемыми.

 Меры по  предупреждению и снижению потерь подразделяются на организационные, технологические и информационные.

 

1) организационные - направлены  на выявление причин возникновения  потерь с целью их предупреждения  или снижения (контроль качества  на стадии при закладке товаров  на хранение, моральное и материальное  стимулирование работников за  сокращением потерь);

2) технологические - меры  по учету факторов внутренней  среды (структуру товаров надо  учитывать) и регулированию факторов  внешней среды (условия хранения, транспортировка, упаковка), позволяющие  предупредить или снизить товарные  потери;

3) информационные - меры по  обеспечению рабочего персонала  необходимой информацией о правилах, нормах и требования, установленные  нормативными документами, которые  позволяют предупредить либо  снизить товарные потери.

 

 

 

  1. Методологические основы товарной экспертизы. Классификация товарной экспертизы.

 

Экспертиза — это исследовательская деятельность, осуществляемая компетентным лицом (или группой лиц), для ответа на чётко поставленные другим лицом (юридическим или физическим) вопросы. Она проводится в определённые сроки (как правило, короткие) и заканчивается подготовкой письменного документа в установленной форме (заключения, акта, сертификата и т. п.). Исследовательская деятельность подразумевает выбор экспертом методов исследования с целью получения ответов на заданные вопросы с оптимальной достоверностью

 

Экспертиза товароведная — тщательное изучение предмета товара, проводимое экспертами на основании объективных фактов с целью получения достоверной информации объекте исследования. Объектами экспертизы товароведной являются отечественные и импортные потребительские товары, сырье и оборудование. Товароведная экспертиза проводится соответствующими экспертами-товароведами товарно - экспертными организациями, согласно виду товаров. Исследования проводятся различными методами – от органолептического до лабораторного, соответственно задачам экспертизы и объекту исследования. По результатам экспертизы эксперт выдает мотивированное заключение, за которое несет полную административную или уголовную ответственность.

 

Причиной проведения товароведной экспертизы может быть разногласие  между продавцом и поставщиком  относительно количества и качества товара; отсутствие поставщика при  проверке качества товара, или его  неявка по вызову для участия в  процессе приемки товара; утрата качества товара при его хранении, транспортировке, при нарушении упаковки товара; при  разногласии между поставщиками и торговыми предприятиями в  вопросе о качестве поставляемых товаров; по поручению судебно- следственных органов, арбитража, федеральной службы безопасности и др.

 



 



Основные виды товароведных экспертиз:

     

1. Судебно строительная экспертиза

2. Экспертиза по определению  стоимости материального ущерба (при залитие, пожаре и т.п.)

3. Экспертиза качества  строительных работ

4. Экспертиза качества  инженерных коммуникаций

5. Экспертиза качества  оконных конструкций

6. Экспертиза качества  инженерных систем: отопления, кондиционирования,  электроснабжения, освещения, теплоизоляции,  влагоизоляции

7. Экспертиза принадлежности  объектов одной группе (виду, модели).

8. Экспертиза на наличие  дефектов и их характера - производственного,  эксплуатационного.

9. Экспертиза степени  снижения качества изделия с  учетом имеющихся дефектов.

10. Экспертиза фактических  данных, связанных с соблюдением  - несоблюдением правил упаковки, маркировки, транспортировки, хранения, приемки

11. Экспертиза содержания  маркировки и ее соответствия - несоответствия.

12. Товароведная экспертиза инженерного оборудование - (машины, станки, лифты, краны, прессы, насосы, двигатели, агрегаты, и др. устройства).

13. Товароведная экспертиза  бытовой техники - (телевизоры, стиральные  машины, посудомоечные машины, микроволновые  печи, видеомагнитофоны, домашние кинотеатры, DVD).

14. Товароведная экспертиза  средств связи - (стационарные телефоны, сотовые / мобильные телефоны, смартфоны, айфоны).

15. Товароведная экспертиза  мультимедийных устройств - (PSP / КПК, X-box).

16. Товароведная экспертиза  мебели - (диваны, стенки, кухонные гарнитуры).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Товароведная классификация товаров.

 

 

Товары  как объекты коммерческой деятельности могут классифицироваться по многим признакам, но к основным из них относятся назначение, физико-химические свойства, состав, размеры, способ отделки.

Так, по назначению все товары подразделяются на роды:

 

– потребительские товары;

Это товары, предназначены для индивидуальных потребителей для личного пользования;

 

– товары промышленного назначения;

Это товары предназначены для производства других товаров и создающие его  сырьевого и технологического обеспечения;

 

– оргтехнические товары;

Это товары, предназначены для улучшения  организации административно-управленческой деятельности.

 

Каждый  род товаров подразделяется на классы.

 

Класс товаров – это множество товаров, которые удовлетворяют обобщенные группы потребностей. Так, род потребительских товаров делится на три класса: продовольственные, непродовольственные и медицинские товары. Классы товаров подразделяются на подгруппы в зависимости от используемого сырья, назначения и других признаков; подклассы – на группы, подгруппы, виды и разновидности, наименования. Подкласс товаров, которые удовлетворяют аналогичные группы потребностей, имеющих определенные различия.

 

По покупательскому  спросу товары классифицируются:

 

– товары повседневного спроса (хлеб, молоко, сахар);

 

– товары предварительного выбора (одежда, мебель, телевизоры, радиоаппаратура);

 

– товары особого спроса (модные товары, марочные вина);

 

– товары пассивного спроса (страхование мебели, дома).

 

 

 

При классификации  товаров выделяют:

 

– объективные  параметры собственного изделия: качество, материал, цвет, вес, размер, внешний  вид, силуэт, запах, вкус, конструкция;

 

– рыночные параметры: цена, конкурентоспособность, широта выбора, удобство транспортирования, привлекательность товаров;

 

– параметры, используемые в процессе потребления: прочность, простота ухода, срок замены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1.  Гамидулаева С.Н., Иванов Е.В. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров. – Санкт-Петербург: Альфа, 2000г.

 

2.  Николаева М.А.  Товароведение потребительских  товаров. Теоретические основы.-М: Норма, 1997г.

 

3.  Николаева М.М., Лычников Д.С., Идентификация и фальсификация пищевых продуктов. - М: Экономика, 1996г.

 

4.  Позняковский В.М, Гигиенические основы питания, безопасности и экспертиза продовольственных товаров. – Новосибирск, издательство Новосибирского университета, 1999г.

 

5.  Товароведение  и экспертиза потребительских  товаров: Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2003г.

 

6.  Чечеткина Н.М., Путилина Т.И., Горбунева В.В. Товарная экспертиза. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2000г.

 

7.  Чепурной И.П. Идентификация и фальсификация продовольственных товаров. – М: Дашков и Кº, 2002г.

 

8.  Чепурной И.П. Товароведение и экспертиза кондитерских товаров. – М: Маркетинг, 2002г.

 

9.  Чечеткина И.М.  Путилина Т.И. Товарная экспертиза. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000г.

 

10.  Шевченко В.В.  Товароведение и экспертиза потребительских  товаров. – М: Инфра-М, 2003г.

 

11.  Шепелев А.Ф. Печенежская И.А, Товароведение и экспертиза продовольственных товаров. – Ростов-на-Дону: Март, 2001г.

 


Информация о работе Теоретические основы товароведения и экспертизы товаров