Товарный знак

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 19:09, лекция

Краткое описание

Товарный знак - обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических или физических лиц. Знак обслуживания - обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц.
Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» выделяют несколько видов товарных знаков (знаков обслуживания):
словесные (слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, словосочетания, предложения, другие единицы языка, а также их сочетания);
изобразительные (изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, а также фигуры любых форм, композиции линий, пятен, фигур на плоскости);

Вложенные файлы: 1 файл

Товарный знак.docx

— 24.54 Кб (Скачать файл)

Товарный знак - обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических или физических лиц. Знак обслуживания - обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц.

Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» выделяют несколько видов товарных знаков (знаков обслуживания):

    1. словесные (слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, словосочетания, предложения, другие единицы языка, а также их сочетания);
    2. изобразительные (изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, а также фигуры любых форм, композиции линий, пятен, фигур на плоскости);
    3. объемные (трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий, фигур);
    4. иные обозначения (звуковые, световые и иные обозначения) или их комбинации (комбинации элементов разного характера, изобразительных, словесных, объемных и т.д.)

Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

Обладателем исключительного права на товарный знак (правообладателем) может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Обращаем Ваше внимание на то, что физическое лицо не может иметь свой товарный знак или знак обслуживания, в силу того, что не является субъектом предпринимательской деятельности, результатом которой и являются товары, работы, услуги.

Иностранные юридические и физические лица пользуются правами, предусмотренными Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», наравне с юридическими и физическими лицами РФ в силу международных договоров Российской Федерации или на основе принципа взаимности.

Кроме того, товарный знак или знак обслуживания может принадлежать не одному лицу, а объединению физических или юридических лиц (союзу, ассоциации или иному добровольному объединения предприятий). Коллективный знак предназначен для обозначения выпускаемых и (или) реализуемых ими товаров или услуг, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками.

Правовая охрана товарного знака в Российской Федерации предоставляется на основании государственной регистрации товарного знака или в силу международных договоров Российской Федерации (для товарных знаках, зарегистрированных в других государствах). То есть пока Ваш товарный знак не зарегистрирован в соответствующем ведомстве, он не защищается действующим законодательством РФ.

Правообладатель вправе использовать зарегистрированный товарный знак и запрещать использование такого товарного знака другими лицами. Никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешения правообладателя.

Правовая охрана предоставляется не всем товарным знакам или знакам обслуживания. Для регистрации товарного знака необходимо, чтобы он имел различительную способность обозначения, то есть способность отличать товары одних юридических или физических лиц от однородных товаров других юридических или физических лиц, и имел новизну обозначения.

На зарегистрированный товарный знак или знак обслуживания выдается свидетельство на товарный знак, которое удостоверяет приоритет на товарный знак и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве. Право на товарный знак охраняется Четвертой частью Гражданского кодекса Российской Федерации.

Владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другими лицами.

Никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешения его владельца.

Нарушением права владельца товарного знака признается использование без его разрешения в гражданском обороте на территории Российской Федерации товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения:

  • на товарах, на этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот, либо хранятся и (или) перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;
  • при выполнении работ, оказании услуг;
  • на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
  • в предложениях к продаже товаров;
  • в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации.

 
Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.

 

 Б) Знак обслуживания.

Знаком обслуживания признается обозначение, способное отличить услуги одних юридических или физических лиц от однородных услуг других юридических или физических лиц. Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» предъявляет к знакам обслуживания такие же требования, какие предъявляются к товарным знакам. Иными словами, обозначение может быть признано знаком обслуживания, если оно носит характер символа, является новым и зарегистрировано в Патентном ведомстве. Знак обслуживания практически не имеет отличий от товарного знака и по своему правовому режиму. В частности закон РФ о товарных знаках не содержит ни одной нормы, которая бы распространяла свое действие только на товарные знаки или только на знаки обслуживания. Различаются они лишь по объекту маркировки: если товарные знаки   индивидуализируют   и   рекламируют   товары   определенных производителей, то знаки обслуживания предназначены для различения однородных услуг, оказываемых разными лицами. Следует, однако, заметить, что на практике указанное различие также нередко стирается, поскольку один и тот же знак может быть зарегистрирован на имя конкретного владельца и по классу товаров, и по классу услуг. В качестве примера можно сослаться на возможность одновременной регистрации обозначения, по классу товаров «Химические вещества промышленного назначения» (класс 1) и по классу услуг «Исследования в области химии» (класс 42). Знаки обслуживания, зарегистрированные для того или иного класса услуг, охраняются лишь в пределах видов услуг данного класса.

 

а) Словесные.

Отличаются большим разнообразием. Могут использоваться имена известных людей (Чайковский, Наполеон), названия животных, птиц, растений, драгоценных камней (тигр, орел, дуб, топаз), наименование природных явлений, небесных тел, географических объектов (восход, метеорит, Джамалунгма) и т. п. Распространены товарные знаки, взятые как производные из древних языков. В связи с ограниченным запасом слов, способных быть товарными знаками все чаще встречаются товарные знаки, представляющие собой искусственно образованные слова.

Изобразительные товарные знаки - это обозначения в виде разнообразных значков, рисунков, орнаментов, символов и т.п. Хотя их эффективность оценивается ниже, нежели эффективность словесных товарных знаков, в России на их долю приходится около 70% всех регистрируемых товарных знаков3. Такие товарные знаки разрабатываются на основе использования изображений известных памятников истории и культуры, архитектурных  сооружений,   народных  орнаментов   и   т.п.   Успех изобразительных товарных знаков в большой степени определяется их простотой и броскостью.

в)0бъемные товарные знаки представляют собой изображения товарного знака в трех измерениях. Предметом такого знака может быть либо оригинальная форма изделия (форма свечи, мыла), либо его упаковка (оригинальная форма бутылки или флакона для духов). Объемный товарный знак должен характеризоваться новым и оригинальным внешним видом, а не просто повторять внешний вид известного предмета. Кроме того, форма изделия не должна определяться исключительно его функциональным назначением. Она должна быть оригинальной и способной выделять изделие конкретного изготовителя из ряда однородных товаров.

Комбинированные товарные знаки сочетают в себе элементы названных выше знаков. Чаще всего такие знаки представляют собой сочетания рисунка и слова, рисунка и букв, рисунка и цифр, слов и цифр и т.п. Нередко указанные сочетания несут в себе смысловую нагрузку, а используемые элементы дополняют и поясняют друг друга. Весьма желательно, чтобы словесная и изобразительная части образовывали единое целое, будучи связанными как композиционно, так и сюжетно.

Помимо приведенных видов товарных знаков, закон допускает к регистрации и другие обозначения товаров и услуг, в частности звуковые, световые обонятельные и иные обозначения. В настоящее время подобные товарные знаки регистрируются в основном на имя иностранных пользователей, так как в отечественной практике они распространения еще не получили.

Наряду с подразделением товарных знаков по форме их выражения они делятся и по иным основаниям. Так, в зависимости от числа субъектов, имеющих право на пользование товарным знаком, следует различать индивидуальные и коллективные товарные знаки. Индивидуальный товарный знак - это обозначение, зарегистрированное на имя отдельного юридического или физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью. Коллективным товарным знаком является товарный знак союза, хозяйственной ассоциации   или   иного   добровольного   объединения   предприятий, предназначенный для обозначения выпускаемых или реализуемых ими товаров. Коллективный товарный знак должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым к индивидуальным товарным знакам. Однако существует ряд особенностей, которые отличают правовой режим коллективного товарного знака от правового режима индивидуального товарного знака.

Во-первых, товарный знак может принадлежать только объединению предприятий.

Во-вторых, субъектом пользования коллективного товарного знака могут быть только такие входящие в объединение предприятия или организации, за которыми по закону признается возможность обладания индивидуальным товарным знаком.

В-третьих, предприятия - участники объединения могут использовать коллективный товарный знак в качестве единственного средства для обозначения товара либо применять его наряду с индивидуальным товарным знаком.

В-четвертых, необходимым условием регистрации коллективного товарного знака является наличие у товаров, которые будут обозначаться этим знаком, качественных единых или иных общих характеристик.

В-пятых, объединение, на имя которого зарегистрирован коллективный товарный знак,  обладает правом контроля за  его использованием.

В-шестых, указанные выше условия использования коллективного товарного знака отражаются в специальном правовом документе, именуемом уставом коллективного товарного знака. Он разрабатывается и утверждается самим объединением и прилагается к заявке на регистрацию коллективного товарного знака.

Другим основанием для классификации товарных знаков является степень их известности. По степени известности товарные знаки подразделяются на обычные и общеизвестные. В качестве обычных товарных знаков выступают любые новые оригинальные обозначения товаров, отвечающие критериям охраноспособности. Общеизвестным товарным знаком признается такое обозначение, которое знакомо широкому кругу потребителей благодаря его использованию для обозначения определенных товаров. Вопрос о том является ли товарный знак на территории России общеизвестным или нет, решается российским Патентным ведомством, а в случае возникновения спора - судебными органами. Основной смысл выделения общеизвестных знаков в том, что таким знакам обеспечивается охрана еще до регистрации в Патентном ведомстве4. Особая защита общеизвестных товарных знаков обосновывается задачами борьбы с недобросовестной конкуренцией, а также необходимостью охраны интересов потребителей, которые могут спутать вновь зарегистрированный товарный знак с общеизвестным. Поэтому, например, на территории России подлежат защите в качестве общеизвестных такие словесные товарные знаки, как Соса-Со1а, ВМW, Compaq, НР, Sony, Canon и т.п. Наименования мест происхождения товара отличаются значительно меньшим разнообразием своих видов и форм. Выражен данный объект промышленной собственности может быть только в словесной форме. Это может быть название страны (российский), населенного пункта (московский), местности(балтийский) или другого географического объекта, которые, в свою очередь,   могут   быть   официальными   (Санкт-Петербургский)   или неофициальными   (Питерский),   полными   (Санкт-петербургский)   или сокращенными  (Петербургский),  современными  (Петербургский)  или историческими (Ленинградский).

Информация о работе Товарный знак