Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2012 в 12:24, реферат
Розничная торговая сеть — это совокупность розничных торговых предприятий и других торговых единиц, размещенных на определенной территории с целью продажи товаров и обслуживания покупателей.
Функции розничной торговой сети: закупка товаров; продажа товаров; транспортировка; хранение; принятие риска; финансовая деятельность; информирование рынка, получение информации о рынке; подсортировка, подработка, приведение к товарному виду.
Розничная торговая сеть — это совокупность розничных торговых предприятий и других торговых единиц, размещенных на определенной территории с целью продажи товаров и обслуживания покупателей.
Функции розничной торговой сети: закупка товаров; продажа товаров; транспортировка; хранение; принятие риска; финансовая деятельность; информирование рынка, получение информации о рынке; подсортировка, подработка, приведение к товарному виду.
Торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно с минимальной затратой сил и времени, приобретать нужные товары и услуги, в условиях свободного выбора из широкого и глубокого ассортимента, недалеко от места работы и жилья, в удобном количестве.
Виды розничной торговой сети — характеризуются по двум признакам: стационарности и товарно-ассортиментному профилю.
По первому признаку различают 3 вида сети: стационарную (магазины); полустационарную (павильоны, палатки, ларьки, киоски); передвижную (развозная и разносная).
По второму признаку различают:
смешанную (торгующую продовольственными
и непродовольственными товарами на
одном рабочем месте продавца);
специализированную (торгующую товарами
одной или двух-трех групп или
комплексов); узкоспециализированную
(торгующую отдельными подгруппами
и видами товаров); универсальную (торгующую
всеми группами или продовольственных,
или непродовольственных
Структура розничной сети
- это соотношение различных
Используемые формы продажи и методы обслуживания. Соотношение торговых площадей, используемых для реализации отдельных групп товаров.
Продолжительность использования торговой площади в течение дня (режим работы).
Соотношение торговой площади предприятий, расположенных в отдельно стоящих и встроенных зданиях. Удельный вес магазинов, обеспеченных холодильным оборудованием, в т.ч. предприятий, торгующих скоропортящимися товарами.Средний размер торговой площади одного магазина.
Специализация торговой сети — это ограничение деятельности отдельных предприятий по торговле отдельными группами товаров.
Типизация — система мероприятий, направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов.
Типизация торговых предприятий включает наличие следующих показателей: торговая площадь, товарный ассортимент, форма продажи товаров.
Типизация магазинов позволяет сократить затраты на строительство, упорядочить ассортимент, обеспечить уровень обслуживания.
Показатели, характеризующие качество розничной торговой сети: Плотность торговой сети — количество торговых единиц, приходящихся на 10000 жителей. Обеспеченность населения розничной торговой сетью — торговая площадь, приходящаяся на 1000 жителей Доля полустационарной сети в общем количестве розничной торговой сети. Уровень специализации розничной торговой сети — отношение количества специализированных предприятий торговли к общему количеству предприятий торговли к общему количеству предприятий торговли. Общая численность торговых предприятий.
6. Средняя торговая площадь магазина.
7. Соотношение торговой и неторговой площади магазина.
Методы размещения розничной торговой сети:
1. Равномерный — с целью максимального приближения к населению.
2. Концентрический или
ступенчатый — выделяется
3. Групповой — предполагает создание торговых улиц, торговых центров.
Торговый центр — это
комплекс функционально и
других видов обслуживания, который обеспечивает населению широкий выбор товаров и услуг в одном месте и экономию времени.
Факторы, влияющие на размещение розничной сети:
1. Градостроительные —
величина города, функциональное
зонирование территории, плотность
населения, размещение мест
2. Транспортные — направление
и интенсивность основных
3. Социальные — возможность
снижения затрат времени на
посещение предприятий
4. Экономические — эффективность капитальных вложений, оптимальный уровень их доходности.
Материально-техническая база (МТБ) магазинов включает здания, сооружения (навесы, площадки), подъездные пути, кабельные линии, техническое оборудование (водопровод, канализация, отопление, освещение, вентиляция), технологическое и торговое оборудование, инструменты и прочий инвентарь.
Виды зданий магазинов:
1. Встроенные (в первых этажах и подвалах жилых домов и учреждений);
2. Встроенно-пристроенные:
3. Кооперированного пользования,
где подвальное помещение и
первый этаж занимает магазин,
а второй — предприятия
4. Отдельно стоящие.
Требования, предъявляемые к торговым зданиям: технологические, архитектурно-строительные, технические, эстетические, экономические.
Технологические требования
— наличие специальных
Архитектурно-строительные требования — использование современных индустриальных методов строительства отдельных помещений; возможность реконструкции и расширения отдельных помещений, наличие удобных подходов и подъездов к магазину.
Технические требования —
обеспечение соответствующей
Эстетические требования — оформление и отделка помещений в соответствии с их назначением.
Экономические требования —
эффективность торгового
Рабочее место в магазине — это зона работы одного или группы людей, ограниченная определенной площадью и оснащенная оборудованием, предназначенным для совершения различных операций, связанных с обслуживанием покупателей (рабочее место продавца, кассира-контролера, продавца-консультанта и др.).
Требования, предъявляемые к организации и обслуживанию рабочих мест:
1. Высокий уровень технического оснащения.
2. Соответствие оборудования
требованиям эргономики (психофизиологическим
и антропометрическим
3. Размещение оборудования,
инструментов, товаров, упаковочных
материалов в удобном для
4. Обеспечение безопасности труда и удобной рабочей позы.
5. Бесперебойное пополнение запасов товаров, упаковочных материалов.
6. Своевременный ремонт оборудования и инвентаря.
Виды помещений (площадей) магазина: торговые и неторговые.
В группу торговых помещений и площадей магазина включаются: торговые залы, залы кафетериев, места для продажи соков, игровых автоматов.
Неторговые помещения составляют 5 групп по признаку их назначения. Первую группу неторговых помещений составляют помещения и площади для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. Ко второй группе относятся помещения хозяйственного обслуживания оперативных процессов: хранения тары и упаковочных материалов, запасного оборудования, инструментов, прочего инвентаря, спецодежды, мастерские для ремонта тары и оборудования, ремонтно-декорационная мастерская, камера для мусора и др.).
Третья группа — административно-бытовые помещения. Четвертая группа — технологические помещения. Пятую группу составляют коридоры для перемещения товаров и движения работников магазина.
Технологическая планировка магазина — это совокупность всех помещений магазина в определенной взаимосвязи, позволяющей обеспечить рациональную организацию оперативных процессов. Планировка формирует пути, траектории движения людей и товаров.