Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 18:22, курсовая работа
Цель данной дипломной работы - дать характеристику торгового предприятия и провести полную товароведную характеристику хлеба и хлебобулочных изделий, требования стандартов на хлеб и хлебобулочные изделия, порядок и методы экспертизы хлеба и хлебобулочных изделий, потребительские свойства и особенности реализации данной группы товара, описать факторы, влияющие на формирование ассортимента хлебобулочных изделий в магазине «Продукты» ИП Лим Н.А в городе Артеме, конкурентоспособность различных производителей хлеба а также пути совершенствования структуры ассортимента хлебобулочных изделий реализуемых в данном магазине.
Введение………………………...……………………………………………………………....3
1.Теоретическая часть
1.1Потребительские свойства и пищевая ценность хлебобулочных изделий……….4
1.2 Классификация и современный ассортимент товаров данной группы……….….7
1.3 Факторы, обеспечивающие качество хлебобулочных изделий………………..…9
1.4 Требования действующих стандартов к качеству хлебобулочных изделий …..12
1.5 Порядок формирования ассортимента товаров данной группы………………..14
1.6 Особенности реализации данной группы товаров……………………………….20
2.Аналитическая часть
2.1Факторы, влияющие на формирование ассортимента хлебобулочных изделий ИП Лим Н.А в городе Артеме……………………………………………………………..….23
2.2Ассортимент товаров данной группы, реализуемых ИП Лим Н.А……...............27
2.3.Конкурентоспособность хлебобулочных изделий различных производителей.30
2.4.Пути совершенствования структуры ассортимента хлебобулочных изделий на предприятии ИП Лим Н.А…………………………………………………………….……….31
Заключение……………………………………………………………………..………….…..33
Список использованных источников ……………………………………………………...35
В период перехода к рыночным отношениям многие торговые организации, испытывая большие финансовые трудности, вносили изменения в свою ассортиментную политику путем включения в торговый ассортимент несвойственных товаров, не меняя при этом своего профиля. Многие специализированные магазины стали перепрофилироваться в магазины со смешанным ассортиментом. Однако, как показал опыт прошлых лет, большого успеха многим из них не принесло. На современном этапе наблюдается тенденция возврата к специализации торговых организаций к формированию соответствующего ассортимента.
Каналы распределения товаров также имеют значение при формирования торгового ассортимента. Отлаженная система поставок через приемлемые для торговли каналы распределения, ритмичность доставки в нужные сроки и в необходимом объеме облегчают работу по формированию торгового ассортимента, обеспечивает предпочтение закупок товаров, для которых имеется налаженная система сбыта.
Методы стимулирования сбыта и формирование спроса, в частности рекламная поддержка товаров, в условиях насыщенного рынка также влияют на формирование торгового ассортимента. Это объясняется тем, что торговые организации освобождаются от дорогостоящих затрат на рекламу, за счет чего сокращаются издержки производства и возрастает прибыль.
Материально-техническая база торговой организации также может оказать определенное воздействие на формирование торгового ассортимента. Если у фирмы отсутствуют склады, обеспечивающие сохранность товаров в надлежащих условиях, или площади торгового зала для выкладки товаров сложного или развернутого ассортимента, то организация не должна и планировать формирование такого ассортимента. Например, нельзя включать в ассортимент скоропортящиеся или замороженные продукты питания при отсутствии холодильного оборудования.
Регулирование выше перечисленных факторов составляет суть управления ассортиментом и достигается посредством установления определенных требований, предъявляемых к рациональному ассортименту. Эти требования регламентируются рядом нормативных, технических и технологических документов.
Важную роль в управлении ассортиментом играют нормативные и технологические документы, регламентирующие базовую широту и полноту ассортимента. Перечень видов и наименований ассортиментных групп однородных товаров, составляющих базовую широту и полноту ассортимента, устанавливается в стандартах на продукцию разных категорий (ГОСТ, ОСТ, СТП) и ТУ. В этих нормативных документах первый раздел называется "Классификация и ассортимент", или "Ассортимент", или "Виды". В ряде стандартов может быть приведена краткая характеристика видов и разновидностей товаров. Ассортимент товаров приводится в каталогах, прейскурантах и прайс-листах, которые составляют фирмы-изготовители или торговые организации. Они выполняют двойную функцию, информируя потребителей об ассортиментных и стоимостных характеристиках товаров. За рубежом широко распространены каталоги, которые разрабатываются на государственном и фирменном уровнях. В нашей стране также проводится работа по созданию Единого государственного каталога. После выпуска такого каталога появится технологический документ, содержащий полный ассортимент российских товаров, который может быть принят в качестве базового показателя широты.
Все задачи управления ассортиментом тесно взаимосвязаны между собой. Обеспечение устойчивости ассортимента товаров и создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса потребителей помогут сформировать торговый ассортимент, рассчитанный на покупателей с дифференцированным уровнем доходов. Сформированный таким образом ассортимент будет способствовать получению высоких производственно-финансовых результатов, которые предоставят предприятию возможности для улучшения своих позиций на рынке.
В магазине « Продукты» ИП Лим Н.А. представлен достаточно широкий ассортимент хлебобулочных изделий, и сформирован с учетом спроса на эту продукцию, все задачи от управления качеством до сбалансированных закупок решаются вполне успешно, продукция реализовывается в полной мере, не залеживается и не приносит издержек.
2.2 Ассортимент товаров данной группы,
реализуемых ИП Лим Н.А в городе Артеме
В магазине ИП Лим Н.А. представлен достаточно широкий ассортимент хлебобулочных изделий, сформированных с учетом спроса, это:
Пшеничные сорта хлеба- 3 наименования:
Хлеб «Подольский»
Хлеб «Горчичный»
Хлеб «Здоровье»
Ржано-пшеничные сорта- 1 наименование:
1)Хлеб «Бородинский»
Батоны-3 наименования:
1)Батон «Нарезной»
2)Батон «Приморский»
3) Хлеб «Нива»
Сдобные изделия-5 наименований:
1)Сдоба «Майская»
2)Сдоба «Лакомка»
3)Сдоба «С брусникой»
4)Калач с маком
5)Сдоба с изюмом
Сухарно -бараночные изделия- 14 наименований:
1)Бублик «Весенний»
2)Сушки «Малютка»
3)Сушки «Новинка»
4)Сушки «Детские»
5)Сухари-гренки -3наименования
6)Сухари рецептурные -
7)Сухарики хрустящие -
Вафельные изделия- 2 наименования:
Вафли «Настоящие»
Вафли «Приморские»
Пряничные изделия- 3 наименования:
1)Пряники «Заварные»
2)Пряники «Традиционные»
3)Пряники «Шоколадные»
Печенье- 20наименований
(Овсяное, с изюмом, бисквитное, безе, песочное и др.)
Все хлебобулочные изделия выложен по названиям, что облегчает покупателю выбор нужного продукта и нужного производителя. Витрина хорошо освещается, так что покупатель может хорошо рассмотреть дату изготовления.
В процессе работы в магазине продукты я провела анализ по спросу на хлебобулочные изделия и вот что мне удалось выяснить:
-хлебобулочная продукция
является скоропортящейся и
-цена в магазине «Продукты» в среднем ниже на 1р. чем у ближайших конкурентов
-в среднем за рабочий день реализуется
115 булок хлеба- «Подольский»
20 булок хлеба –«Горчичный»
60 батонов «Нарезной»
10 булок хлеба «Здоровье»
20 батонов «Приморский»
20 булок типа – «Нива»
Завоз хлебобулочных изделий осуществляется постоянно, без задержек, ежедневно утром. Перед выходными или праздничными днями закупка увеличивается в среднем на 15-20%, для удовлетворения спроса. С поставщиками оговорено конкретное количество подвозимой продукции, а именно то количество, которое я и получила в расчетах. При изменениях в сторону увеличения или уменьшения закупа с поставщиками не возникает проблем и решается по звонку, также при необходимости в течении дня можно довезти своими силами или силами поставщика, т.к предугадать на 100% спрос практически не реально.
Проанализировав таким образом вклад каждого наименования хлебобулочных изделий в оборот магазина, можно сделать вывод, самый известный и покупаемый остается хлеб "Подольский" и батон "Нарезной" Проверенные временем, а также огромный опыт и современные технологии обеспечивают высокое качество изделия по доступной цене.
Средний результат по важности в товарообороте магазина ориентирован на покупателей со средним достатком,- это хлеб «Горчичный», «Кишеневский» и «Здоровье» так как цена на хлеб достаточно велика, следовательно продукция не удовлетворяет спрос покупателей и объем продаж в магазине снижается. Для формирования наиболее эффективной структуры ассортимента целесообразно изменить ее, за счет введения новых сортов хлеба по приемлемой цене, для покупателей с низкими доходами. Это позволит увеличить объем реализации хлебной продукции и удовлетворить спрос покупателей с низким уровнем дохода.
Для увеличения привлекательности дорогого хлеба нужно проводить рекламные акции "Булочка к хлебу – в подарок". Это позволит снизить "залеживаемость" дорогого хлеба и обеспечит увеличение объемов продаж.
В магазине продавец не всегда может дать консультацию по хлебобулочным изделиям, это приводит к тому, что покупатель затрудняется в его выборе. Исходя из сказанного следует, что продавцы в настоящее время не могут в достаточной мере удовлетворить покупателя из-за дефицита информации о товаре, поэтому нужно осуществить повышение квалификации торгового персонала по вопросам свойства хлеба, о его производителях и технологии эффективных продаж.
Высокая конкурентоспособность среди магазинов сказывается в чутком выборе ассортимента и точности работы с поставщиком.
Рационально организованная работа магазина зависит от количества и качества поставляемой продукции в розничное торговое предприятие. Очень важна налаженная работа с поставщиками. Во многих случаях долгосрочные контракты являются стабилизатором работы магазина. Это дает уверенность в деловом партнере, а значит и в том, что в магазине всегда будет необходимый ассортимент товаров, удовлетворяющий потребности покупателей.
За последние три года работы магазина явно виден рост покупательского спроса на хлебную продукцию, что влечет за собой необходимость такого увеличения поставщиков, как в данный момент и в связи с ростом доходов магазина увеличивается возможность и стабильность расширения ассортимента.
2.3 Конкурентоспособность хлебобулочных изделий
различных производителей
В середине мая 2013 года мною
было проведено анкетирование
в магазинах города Артема. Анкетирование
проводилось с целью
В ходе анкетирования было опрошено 5 магазинов. Список магазинов представлен в Приложении. Товароведам было предложено ответить на вопросы двух анкет. Одна анкета предполагала оценку подольского хлеба, вторая – хлебобулочных изделий. В скобках представлены данный проведенного опроса в 2012 году.
Ржаной хлеб. Дали свою оценку 5-ть товароведов из различных магазинов.
Товароведам было предложено оценить следующие факторы:
качество хлеба;
свежесть хлеба;
цена хлеба;
вкусовые качества;
марка производителя.
Коэффициент весомости показывает долю влияния фактора на процесс принятия решения о покупке. Чем выше коэффициент весомости, тем больше значение имеет данный фактор для потребителя. В данном случае определились следующие коэффициенты весомости:
свежесть хлеба – 0,5 (0,4)
цена хлеба – 0,4 (0,5)
качество хлеба – 0,5 (0,5)
вкусовые качества – 0,5 (0,5)
марка производителя – 0,2 (0,2)
Таким образом, видно, что структура предпочтений практически не изменилась.
Товароведам было предложено оценить продукцию следующих фирм: ОАО «Владхлеб», ОАО «Артемовский хлебокомбинат» и пекарни ИП Сергиенко Л.И. Средние баллы оценок представлены в табл. 1.
Таблица 1. Средние баллы оценок показателей подольского хлеба в 2012-2013гг.
Показатель |
ОАО «Владхлеб» |
ОАО «Артемовский хлебокомбинат» |
ИП Сергиенко Л.И. |
Спрос |
5(4) |
5(5) |
3(2) |
Качество |
5(5) |
4(4) |
5(4) |
Вкус |
5(5) |
4(4) |
2(4) |
Соответствие цены |
2(4) |
5(5) |
5(4) |
Свежесть продукции |
3(4) |
5(5) |
5(5) |
Как видно из табл. 1, отношение к ржаному хлеба производства ЗАО «Владхлеб» несколько ухудшилось. Продукция ИП Сергиенко Л.И. улучшилась по всем показателям, а продукция ОАО «Артемовский хлебокомбинат» осталась на прежнем уровне.
2.4 Пути совершенствования структуры ассортимента хлебобулочных изделий на предприятии ИП Лим Н.А
К совершенствованию ассортимента в магазине «Продукты» следует во первых исключить такие моменты, как:
- наличие
в продаже хлебобулочных
- грязные полки, на которых хранится хлеб;
- продажа
недоброкачественных изделий (
- неправильное хранение хлеба на стеллажах (то есть «навалом») или в неположенном месте.
Также для привлечения большего количества покупателей в магазин « Продукты» ИП Лим Н.А. необходимо пересмотреть метод продажи товаров, так как продажа товаров на основе самообслуживания — один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров. Самообслуживание позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазинов, расширить объем реализации товаров. Этот метод предусматривает свободный доступ покупателей к выложенным в торговом зале товарам, возможность самостоятельно осматривать и отбирать их без помощи продавца. Оплата за отобранные товары осуществляется в узлах расчета, обслуживаемых контролерами-кассирами. Поэтому требуется рационализация расчетных операций на основе использования современных высокопроизводительных контрольно-кассовых машинах, правильная организация труда кассиров-операционистов, повышение их квалификации. При торговле по методу самообслуживания следует особо выделить информационную функцию рекламы. Реклама должна рассказывать покупателю о свойствах, особенностях товаров, их цене, помочь сориентироваться в широком ассортименте товаров в процессе выбора покупки. В магазинах самообслуживания выкладка товаров используется как средство рекламы .