Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 17:53, реферат
Целью работы стало изучение ассортимента и экспертиза качества майонеза, реализуемого супермаркетом «Наш магазин».
Задачи работы:
- изучить конъюнктуру российского рынка майонеза;
- изучить факторы, формирующие и сохраняющие ассортимент и качество майонеза;
- изучить ассортимент и потребительские свойства майонеза;
- изучить требования к качеству майонеза;
- проанализировать структуру ассортимента майонеза, реализуемого супермаркетом «Наш магазин»;
- провести экспертизу качества майонеза, реализуемого супермаркетом «Наш магазин».
Введение 3
1.Литературный обзор 5
1.1. Конъюнктура российского рынка майонеза 5
1.2. Майонез. Общие сведения. Классификация. 7
1.3. Факторы, формирующие качество майонеза 9
1.3.1. Сырье и состав 9
1.3.2. Технология производства 18
1.3.3. Упаковка, маркировка, хранение и транспортирование 21
1.4.Требования к качеству, фальсификация и идентификация майонеза 23
2.Экспериментальная часть 27
2.1. Технико-экономическая характеристика объекта исследования 27
2.2. Анализ структуры ассортимента майонеза 28
2.3. Экспертиза качества майонеза 31
2.4. Обсуждение результатов экспертизы. 34
2.4.1. Идентификация по маркировке и определение фактического объема содержимого упаковок 34
2.4.2. Результаты органолептической и лабораторной оценки майонеза 36
Выводы и предложения 39
Библиографический список 41
Кроме того, к дефектам майонеза относятся:
- наличие большого количества пузырьков воздуха;
- прогорклый привкус,
вызванный порчей жировой основ
- несвойственные майонезу привкусы и запахи различного происхождения;
- неоднородность окраски [11].
Супермаркет «Наш магазин» - современное торговое предприятие, имеющее новейшее торговое оборудование. Площадь супермаркета составляет 320 кв.м. Ассортимент супермаркета включает в себя продукты питания как социально значимые, так и деликатесы различных видов.
Адрес магазина ул. 70 лет Октября, 20. Магазин находится в интенсивно застраивающемся районе города с хорошо развитой инфраструктурой: неподалеку от магазина находится деловой центр с множеством офисов, супермаркеты с промышленными и строительными товарами, детские сады, школа.
Супермаркет имеет свой своеобразный интерьер, отвечающий современным требованиям торговых помещений. В супермаркете прекрасное искусственное освещение, особенно освещение витрин с товаром. Освещение витрин устроено таким образом, что продукты в этом освещении все кажутся яркими, качественными, аппетитными. Потолок магазина выполнен из потолочных плит «Армстронг» с большим количеством светильников. Пол выложен мраморной плиткой. Стены обшиты панелями ПВХ светлых тонов.
Все продукты питания расфасованы и находятся в открытом доступе для покупателей. В магазине работают продавцы-консультанты, два кассира, охрана торгового зала этих отделах работают продавцы, отпускающие покупателям весовой товар. Для охлажденных продуктов в супермаркете имеются довольно вместительные холодильные витрины.
Расчеты с покупателями проводятся в двух кассовых терминалах на выходе из супермаркета.
Руководство супермаркета представлено директором, администратором магазина и товароведом. В магазине также работают 2 грузчика и уборщица.
Анализ структуры ассортимента проводим согласно описанной в первой главе классификации.
Всего ассортименте магазина присутствует 82 наименования майонезов
Проанализируем ассортимент майонеза, реализуемого магазином по жирности. Результат анализа представлен в таблице 2.1 и на рис. 2.1.
Таблица 2.1
Структура ассортимента майонеза по жирности
Наименование |
Количество |
% |
Высококалорийные |
16 |
20 |
Среднекалорийные |
54 |
65 |
Низкокалорийные |
12 |
15 |
Итого |
82 |
100 |
Рис. 2.1. Структура ассортимента майонеза по жирности
Из таблицы 2.1 и рисунка 2.1 видно, что наибольшую долю занимают среднекалорийные майонезы с процентом жирности от 40 до 55 процентов – 54 наименования или 65%, на втором месте высококалорийные с процентом жирности более 55 процентов – 16 наименований или 20%, наименьшую долю составляют майонезы низкокалорийные с массовой долей жира менее 40 % - 12 наименований или 15%.
Далее рассмотрим структур
ассортимента майонеза по видам пищевых
добавок. Результат анализа
Таблица 2.2
Структура ассортимента майонеза по видам добавок
Наименование |
Количество |
% |
Майонез лимонный. |
9 |
11 |
Майонез салатный. |
73 |
89 |
Итого |
82 |
100 |
Рис. 2.2. Структура ассортимента майонеза по видам добавок
Из таблицы 2.2 и рис. 2.2 видно, что 11 % всего ассортимента наряду с традиционным салатным майонезом занимают майонезы с лимонным соком.
Далее проанализируем структуру ассортимента майонеза по виду масла.
Таблица 2.3
Структура ассортимента майонеза по видам масла
Наименование |
Количество |
% |
Классический |
61 |
74 |
Оливковый |
21 |
26 |
Итого |
82 |
100 |
Рис. 2.3. Структура ассортимента майонеза по видам масла
Из таблицы 2.3 и рис. 2.3 видно, что 26 % всего ассортимента наряду с традиционным майонезом занимают майонезы на основе оливкового масла.
Далее проведем анализ ассортимента майонеза по виду упаковки и по объему фасовки.
Таблица 2.4
Структура ассортимента по виду упаковки и объему фасовки
Объем
Вид упаковки |
До 200 мл |
200-500 мл |
Свыше 500 мл. | |||
Число наимено ваний |
Удельный вес, % от общего числа |
Число наиме нований |
Удельный вес, % от общего числа |
Число наиме нований |
Удельный вес, % от общего числа | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Стеклянная банка |
0 |
- |
2 |
2,4 |
0 |
- |
Ведро |
0 |
- |
0 |
- |
5 |
3,6 |
Сашет |
0 |
- |
3 |
3,7 |
0 |
- |
Мягкая упаковка |
2 |
2,4 |
22 |
26,8 |
0 |
- |
Бутылка |
0 |
- |
3 |
3,7 |
0 |
- |
Банка |
0 |
- |
10 |
12,2 |
0 |
- |
Окончание таблицы 2.4
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Сашет с дозатором |
0 |
- |
4 |
4,9 |
0 |
- |
Устойчивый пакет |
0 |
- |
11 |
13,4 |
0 |
- |
Дой-пак |
0 |
- |
18 |
22 |
0 |
- |
Итого |
2 |
2,4 |
77 |
94 |
5 |
3,6 |
Таким образом, наибольшую долю в ассортименте занимает майонез в мягкой упаковке – 26,8 %, наименьшую долю составляет стеклобанка – 2,4 %. В основном с магазине представлен майонез с объемом фасовки от 200 до 500 мл – 94 % всего ассортимента.
Экспертизу качества начинали с отбора проб. Майонез в потребительской таре перемешивали шпателем около 1 мин. после вскрытия тары. Затем майонез сливали из тары в посуду и составляли объединенную пробу, объем которой равен объему майонеза включенного в выборку. Из объединенной пробы выделяли пробу, предназначенную для анализа массой 200 г.
Первым этапом было определение
органолептических показателей
в следующей
При определении внешнего вида и цвета пробу майонеза не менее 30 г помещают в стеклянный стакан. Стакан устанавливают на листе белой бумаги и рассматривают при рассеянном дневном свете, определяя внешний вид, цвет и отмечали отсутствие или наличие посторонних включений.
При определении вкуса и запаха майонеза продукт предварительно перемешивали шпателем. Запах майонеза определяли органолептически. При определении вкуса количество продукта должно быть достаточным для распределения по всей полости рта 3-10 г. Майонез держали во рту 5-30 с, не проглатывая, затем удаляли.
Вторым этапом экспертизы было определение физико-химических показателей качества майонеза.
Кислотность майонеза определяли следующим образом. В колбу наливали 50 см3 дистиллированной воды и взвешивали 1,9 – 2,1 г майонеза, записывая результат в граммах до второго десятичного знака. Перемешивали содержимое круговыми движениями до полного растворения майонеза и титровали раствором гидроокиси калия в присутствии индикатора фенолфталеина до появления слабо -розовой окраски, не исчезающей 1 мин.
Кислотность майонеза в пересчете на уксусную или лимонную кислоту вычисляли по формуле:
Где V - объем раствора гидроокиси калия, израсходованный на титрование,см3;
К – поправка к титру раствора гидроокиси калия;
N – коэффициент пересчета, равный 0,0064 для пересчета на лимонную кислоту;
т – масса майонеза, г.
Затем определяли массовую долю влаги. В стаканчик для взвешивания со стеклянной палочкой взвешивали 3-4 г прокаленного песка, записывая результат в граммах до второго десятичного знака, сушили 2 часа при температуре 120+3 оС в сушильном шкафу, охлаждали в эксикаторе 40 мин и взвешивали, записывая результат в граммах до четвертого десятичного знака.
Затем осторожно перемешивали майонез с песком стеклянной палочкой, равномерно распределяя содержимое по дну стаканчика с пробой. Затем открытый стаканчик с навеской помещали в сушильный шкаф и сушили в течение 1 часа при температуре 103+3 оС, после чего стаканчик закрывали крышкой, охлаждали в эксикаторе и взвешивали. Последующие взвешивания проводили через каждые 30 мин. сушки, записывая результат в граммах до четвертого десятичного знака.
Массу считали постоянной, если разница между последующими взвешиваниями не превышала 0,001 г.
Массовую долю влаги вычисляли по формуле:
где т – масса майонеза, г.
т1 – масса стаканчика с майонезом до высушивания, г;
т2 – масса стаканчика с майонезом до высушивания, г;
Х5 – кислотность майонеза в пересчете на лимонную кислоту, %.
Далее определяли массовую долю жира. Из навески, оставшейся после определения массовой доли влаги, экстрагируют жир. Для этого в стакан по стенкам приливали 50 см3 эфира, содержимое перемешивали и оставляли до полного отстаивания. Отстоявшийся раствор осторожно сливали через воронку с фильтром в колбу, оставляя небольшое количество эфира над остатком.
Остаток промывали 3-4 раза, каждый раз вливая эфирный слой через фильтр после отстаивания. Для каждой промывки брали 30 см3 эфира. При наличии следов жира на фильтре последний промывали до полного обезжиривания. Затем фильтр переносили в стакан с обезжиренным остатком и сушили в сушильном шкафу при температуре 103+3 оС в течение 30 мин, охлаждали на столе 10 мин. и взвешивали, записывая результат в граммах до второго десятичного знака.
Массовую долю жира вычисляли по формуле:
где Х – массовая доля влаги, %.
Х3 – массовая доля сухого обезжиренного остатка, %;
Х5 – кислотность майонеза в пересчете на лимонную кислоту, %.
Массовую долю сухого
обезжиренного остатка