Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 21:05, реферат
Экспертиза (от фр. espertise, от лат. espertus — опытный) — исследование специалистом-экспертом каких-либо вопросов, решение которых требует специальных знаний в определенной области.
Экспертная оценка — совокупность операций по выбору комплекса или единичных характеристик товаров или других объектов, определению их действительных значений и подтверждению экспертами соответствия их установленным требованиям и/или товарной информации.
Многие лица, имеющие психофизиологические возможности для выполнения органолептического анализа, не обладают способностью к словесным описаниям своих осушений. Поэтому испытание интеллектуальных способностей к описательному анализу служит весомой характеристикой профессиональной компетентности дегустаторов.
4 группа Экспертные методы — методы оценки, проводимые группой экспертов в условиях неопределенности или риска.
Достоинством этих методов является то, что они позволяют принимать решения, когда более объективные методы неприемлемы. К другим достоинствам относится их воспроизводимость. Сфера применения этих методов - не только оценка качества товаров (потребительских и промышленного назначения), но и исследование операций технологического цикла, принятие управляющих решений, прогнозирование.
К недостаткам экспертных методов относятся субъективизм, ограниченность применения, высокие затраты на их проведение.
Экспертные методы подразделяются на:
Методы группового опроса - методы, основанные на проведении опроса группы экспертов с последующим анализом и обработкой полученной от них информации. Целью этих методов является получение групповой экспертной оценки для принятия окончательных решений.
Основные преимущества групповой экспертной оценки заключаются в возможности разностороннего анализа количественных и качественных аспектов проблем определения и/или прогнозирования отдельных характеристик товаров или их совокупности. При групповой оценке меньше вероятность ошибки принятия в качестве основных факторов и показателей, не имеющих существенного значения для решения проблемы. Поэтому важным преимуществом групповой оценки является возможность получения обобщенного и более представительного результата.
К недостаткам групповых оценок относятся:
-трудности в получении
надежной и согласованной
-получение неодинаковых
ответов на один и тот же
вопрос с большим разбросом
мнений из-за разной
-получение однозначных
ответов не гарантирует их
обоснованности и
-большее количество неверной
ин4юрмации у группы экспертов,
чем у
отдельного эксперта, может привести к
значительным ошибкам в конечных
результатах;
-возможность конфронтации, когда отдельные эксперты в силу неуверенности или иных причин могут соглашаться с мнением большинства.
Несмотря на указанные недостатки, экспериментально установлено, что при соблюдении определенных требований групповая оценка более надежна, чем индивидуальная.
К таким требованиям относятся:
-приемлемое распределение
оценок, полученных от экспертов,
указывающих на независимость
их мнений, при этом должны
быть установлены причины
-групповая надежность, выражающаяся
в совпадении или близости
конечных результатов, которые получены
при обобщении оценок по
-подготовка экспертизы,
снижающая систематические и
случайные
погрешности при ее проведении.
Документальное подтверждение требований к эксперту:
Требования к эксперту |
Документальное подтверждение |
Компетентность |
Общие сведения: (возраст, владение иностранными языками) - анкета; Число лет работы по специальности - копия трудовой книжки; Профессиональная подготовка - диплом о профессиональном образовании; Специальная подготовка - аттестат или свидетельство установленного образца о прохождении специальной подготовки; Повышение квалификации - диплом или аттестат; |
Независимость |
Сведения о занимаемых должностях и местах работы в течение ряда лет – копия трудовой книжки; |
Практический опыт работы |
То же; |
Известны два способа опроса экспертов - индивидуальный и групповой.
Достоинства и недостатки разных способов опроса экспертов.
Способы и разновидности опроса |
Достоинства |
Недостатки |
Индивидуальный способ: Разновидности по техническим приёмам: Интервью Интервью-анкеты Анкетирование Смешанное анкетирование |
Возможность: выявить все ли большинство неясных вопросов, уточнить недостаточно сформулированные; использовать технические приёмы |
Высокие затраты времени и критерий трудоёмкости. При первичном опросе эксперт может задавать нечётко сформулированные вопросы, увеличивающие трудозатраты. Возможно снижение объективности |
Групповой способ |
Сокращение затрат времени экспертов и рабочей группы, снижение критерия трудоёмкости |
Невозможность использования технических приёмов. |
Метод Дельфы (в некоторых источниках — Дельфи) - метод опроса экспертов, основанный на последовательно осуществляемых процедурах, которые направлены на формирование группового мнения по процедурам с недостаточной информацией. Этот метод заключается в том, что сбор мнений экспертов о возможных объемах сбыта определенного товара осуществляется путем письменного анкетного опроса в несколько туров. При этом каждый эксперт свой прогноз дает независимо от других. Количество туров (до четырех) зависит от того, насколько быстро удается добиться сближения оценок экспертов в группе.
Проведение опроса в несколько туров с информированием экспертов о результатах предыдущих этапов работы, после которых каждый эксперт должен обосновать свое мнение, позволяет уменьшить колебания в индивидуальных и групповых ответах. Это дает неоспоримые преимущества по сравнению с обычным усреднением индивидуальных оценок.
Достоинством метода является повышение критерия объективности за счет анонимности ответов экспертов, благодаря чему мнение эксперта не искажается вследствие внушения или приспособления к мнениям других экспертов. Выявление преобладающих мнений позволяет сблизить точки зрения разных экспертов, сформировать групповое, но не единое, мнение.
Недостатки метода, проявившиеся на начальном этапе его применения, -нестабильность состава экспертных групп, значительные разрывы во времени между турами, недоучет разной компетентности экспертов, необоснованность выбранного метода усреднения экспертных оценок - были частично устранены путем разработки модификаций этого метода (метод СИИР, Дельфы - Перт и др.). При использовании этого метода для целей экспертной оценки качества потребительских товаров проявляются следующие его недостатки: сложность опроса экспертов и заполнения анкет, трудоемкость оценки в связи с большим количеством показателей качества (иногда до 20-40) и заполнением нескольких анкет (3-10), громоздкость пояснительных записок из-за отсутствия прямого контакта организатора с экспертами.
Метод ПАТТЕРН - метод опроса экспертов, основанный на построении иерархической структуры и вынесении решения этих целей после открытого обсуждения.
Метод ПАТТЕРН предусматривает несколько этапов.
1 этап - постановка основной проблемы,
требующей решения, и разделение
ее на ряд вторичных проблем первого, второго
и т.д. порядка, которые затем
делятся на более узкие задачи. Деление
продолжается до тех пор, пока не будут
получены простые элементы, которые могут
быть оценены экспертами.
В результате такого деления получается иерархическая структура связанных друг с другом основных, вторичных проблем и задач, называемая деревом целей.
Математико-статистические методы обработки экспертных оценок:
Методы экспертной оценки показателей качества товаров – определение действительных значений единичных и комплексных показателей качества.
Предназначены для определения значений показателей качества расчетным или эвристическим путем в случаях, когда применение измерительных методов невозможно или неэкономично из-за чрезмерных расходов на их применение или длительного времени испытаний. Например, при определении вкуса и запаха пищевых продуктов используются только органолептические методы. Измерительные методы не дают точной и надежной оценки, несмотря на повышенные затраты.
Экспертная процедура определения допустимых значений показателей качества состоит из ряда операций:
-выдачи экспертам анкет
и пояснительных записок, в которых
перечислены
показатели качества и описаны принципы
выбора допустимых значений
показателей;
-заполнения экспертами
анкет и указания конкретных мо
-ознакомление каждого эксперта с оценками, назначенным другими экспертами, и их обсуждение;
-проведение второго (иногда третьего и четвертого) тура анкетирования;
-усреднение результатов оценки. При значительном разбросе мнений проводится дополнительный тур голосования.