Электронные источники профессиональной фармацевтической информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 20:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель - охарактеризовать особенности электронных источников профессиональной фармацевтической деятельности и возможность их применения.
Задачи:
• дать общую характеристику электронных источников профессиональной фармацевтической информации;
• ознакомиться с электронными источниками, такими как: информационно-аналитические материалы, интернет-СМИ, электронные справочники;

Содержание

Введение
Глава 1. Общая характеристика и классификация электронных источников профессиональной фармацевтической информации
1.1. Электронные источники информационно-аналитические материалы
1.2. Интернет-СМИ
1.3 Электронные справочники
Глава 2. Методы переработки и использование электронной информации
2.1 Правила работы с электронными источниками информации
2.2 Использование ресурсов Интернет специалистами фармации и медицины
Выводы
. Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик аннеMicrosoft Office Word.docx

— 106.41 Кб (Скачать файл)

Ранее создавалось много информационных систем, не опирающихся на Государственный Реестр Лекарственных Средств, в которых неизбежно возникало множество ошибок, разночтений и недочетов. Все они лишены свойства универсальности, что не позволяет отнести их к единому информационному пространству. В качестве примеров можно привести Единый классификатор НИИ Фармации, Единый Городской Классификатор (ЕГК) Центра Информации Комитета Фармации Правительства Москвы [7,26].

 

Справочник Видаль

Справочник «Видаль» содержит информацию о 2425 лекарственных препаратах и активных веществах, представленных на российском фармацевтическом рынке 405 предприятиями и фирмами 43 стран. Полные описания включают торговое название препарата, рекомендованное международное наименование, состав и формы выпуска (с фотографиями упаковок), фармакологическое действие, фармакокинетические параметры, показания к применению и режимы дозирования для различных групп пациентов, побочные эффекты, противопоказания, симптомы передозировки, лекарственное взаимодействие, особые указания по применению, условия хранения и отпуска из аптек. Удобный поиск обеспечивается указателями: клинико-фармакологических групп, международных наименований, нозологическим и кодов АТХ системы классификации.

Информационные страницы ведущих фармфирм содержат полный перечень производимых препаратов с регистрационными номерами, а также адреса и телефоны представительств.

Справочник «Видаль» предназначен для широкого круга специалистов: врачей всех специальностей, фармацевтов, провизоров, преподавателей и студентов медицинских и фармацевтических ВУЗов, а также специалистов, связанных с лекарственным обеспечением.

Информация о лекарствах, обновляется каждый год примерно на 40%.

Это касается не только номенклатуры препаратов, но и фармацевтической и медицинской частей их описаний. Модифицируются также терминологические словари и классификации, уточняются сведения о производителях. Каждый год пересматриваются (или готовятся новые) описания более 100 действующих веществ. Например, при подготовке изданий 2004 г.  значительно расширены и актуализированы описания действующих веществ, относящихся к таким фармакологическим группам как анксиолитики, снотворные средства, седативные средства, психостимуляторы, ноотропы, корректоры мозгового кровообращения, нитраты и нитратоподобные средства и др. С полным списком вновь подготовленных и пересмотренных к изданиям 2004 г. описаний действующих веществ (136 описаний) можно ознакомиться на нашем сайте www.rlsnet.ru. Среди них - широко распространенные в лечебной практике лекарственные средства-дженерики, например, нитраты (нитроглицерин, изосорбида ди- и мононитрат), бензодиазепины (диазепам, оксазепам, феназепам), а также средства, многие из которых являются оригинальными: нейролептики (в том числе, оланзапин, зуклопентиксол, флупентиксол), антидепрессанты (циталопрам, тианептин) [9,27].

Помимо таких важных критериев  ценности информации из электронных  источников как достоверность, доступность  и актуальность, можно выделить еще  и такой критерий, как полнота  информации. В настоящее время  электронные источники предоставляют любую, для исследователя информацию, как по узкому кругу вопросов, так и информацию общего характера, что придает высокую значимость данному виду источников.

Выше перечисленные  источники наиболее точно отвечают этим требованиям, так как информация на вышеперечисленных сайтах изложена высококвалифицированными специалистами врачебной и фармацевтической деятельности. Актуальность данных публикаций для исследователя состоит во временном промежутке, когда публикуется та или иная информация. Таким образом, исследователь может выбрать наиболее актуальную статью того или иного характера, ориентируясь на дату публикации. Особое значение имеет так же широкий выбор информации различного характера. Каждый исследователь может подобрать что-либо для себя, для своей работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Методы переработки и направления использования электронной информации

 

 

2.1 Правила работы  с электронными источниками информации

 

 

В связи с тем, что поступление  новой литературы в библиотеки города существенно сократилось, целесообразно  обратиться к сети Internet и другим электронным источникам информации (энциклопедии, монографии, рефераты, учебники и др., записанные на разнообразные  носители - 3,5 диски, CD-R диски и т. п.). Метод поиска остается прежним (фамилия  автора, ключевое слово). Следует также  учитывать, что все серьезные  периодические издания имеют  адрес в сети Internet. В случае, если необходимого выпуска журнала по каким-либо причинам нет в фондах библиотеки, его можно отыскать в  сети.

Однако при работе в  сети Internet и с другими электронными источниками информации следует  соблюдать особую осторожность. Это  связано с тем, что:

  • организации, заносящие информацию в Интернет или на диски, зачастую не располагают должной компетентностью для отбора строго научной информации по той или иной тематике;
  • при публикации в электронном виде научных трудов, как правило, встречается множество опечаток, неверных библиографических ссылок (или полное их отсутствие), фактических ошибок и элементарной научной небрежности. Это может привести к существенному изменению первоначального смысла оригинального источника;
  • большое количество электронных копий с типографского оригинала имеет не оговоренные сокращения, упрощения и т. д., что создает неполную картину о том или ином источнике;
  • некоторые переводы иностранной литературы на русский язык проводятся с помощью электронных переводчиков, без дальнейшего редактирования текста. Подобная практика приводит к значительному искажению оригинала;
  • огромный массив информации, помещенный в Интернете или тиражируемый на дисках, является откровенным плагиатом. Его использование в вашей работе без ссылки на первоисточник неэтично, к тому же это знак слабой осведомленности в исследуемом вопросе;
  • многие Интернет-сайты недолговечны, поэтому повторное обращение к ним затруднено, и, следовательно, теряет смысл ссылка на источник получения информации в Интернете (кроме того, в силу их недолговечности, снимается вопрос об ответственности организации за неверно предоставленную информацию).

Чтобы избежать ошибок при  использовании подобного рода информации целесообразно выполнять ряд  требований:

  1. Существуют статьи посвященные анализу сайтов по разнообразным тематикам с научным анализом содержащейся в них информации (см. профилирующий журнал по вашей теме). Их изучение поможет избежать множества ошибок и недоразумений при работе с электронной информацией.
  2. При обращении к электронному источнику информации в первую очередь, следует обратить свое внимание на разработчика той или иной версии. В Интернет-сайте или на диске имеется страничка, на которой указаны выходные данные организации-разработчика, авторский коллектив, время создания сайта (программы) и др. При отсутствии этих данных вряд ли целесообразно продолжать работу с данным источником.
  3. Приоритет в выборе информации размещенной на разных сайтах и дисках, следует отдавать научным организациям, которые (или с чьей помощью) подготовили подборку материала.
  4. При работе с материалом стоит посмотреть библиографическую справку того или иного источника. Если это данные конференции, то, когда и где она проводилась, кто был ее организатором и кто принимал участие в ее работе. При работе с электронной версией книги, необходимо составить полную библиографическую справку о ней и по возможности свериться с библиотечным каталогом.
  5. При работе над курсовой, а уж тем более над выпускной (дипломной, магистерской) работой, нецелесообразно использовать сайты (диски) рефератов. Во-первых, они, как правило, имеют крайне низкую степень качества, зачастую это плагиат, при этом установить авторство практически невозможно. Во-вторых, их использование, это признак беспомощности к самостоятельному анализу материала.
  6. При работе с электронными источниками информации, необходимо тщательно вычитать текст, а при цитировании желательно свериться с его типографским аналогом.

 

При работе с электронными источниками не обходимо:

  • Информацию, которая записана на 3,5 диск, желательно как можно скорее перенести на другой вид носителя (электронный или бумажный). Практика показывает, что этот способ хранения информации не надежен и не долговечен. В идеале желательно иметь несколько копий информации: на локальном диске, на CD-R диске, и на бумаге.
  • При копировании Интернет сайтов желательно переводить информацию в «текстовой документ». Это сократит электронный объем документа и повысит надежность его хранения. Но при этом сохраняется только текст.
  • При поиске информации в Интернете необходимо использовать, не только общие, интернетовские поисковые системы, но и электронные каталоги самых разнообразных библиотек мира [3,16].

2.2 Использование ресурсов Интернет специалистами фармации и медицины

Для успешной работы  с электронными источниками в настоящее время применяются, в основном, персональные компьютеры.

Для организации единой компьютерной системы предприятия отдельные  персональные компьютеры объединяют вместе, образуя, таким образом, локальную  вычислительную сеть.

Локальные вычислительные сети представляют собой системы распределенной обработки  данных и, в отличие от глобальных и региональных вычислительных сетей, охватывают небольшие территории (диаметром 5-10 км) внутри отдельных учреждений. При помощи общего канала связи ЛВС  может объединять от десятков до сотен  абонентских узлов, включающих персональные компьютеры (ПК), печатающие и копирующие устройства, кассовые и банковские аппараты. ЛВС могут подключаться к другим локальным и большим (региональным, глобальным) сетям с  помощью специальных шлюзов, мостов и маршрутизаторов, реализуемых  на специализированных устройствах  или на ПК с соответствующим программным  обеспечением.

Относительно небольшая сложность  и стоимость ЛВС, использующих в  основном ПК, обеспечивают широкое  применение сетей в автоматизации  коммерческой, банковской и других видов деятельности, делопроизводства, технологических и производственных процессов, для создания распределенных управляющих, информационно-справочных, контрольно-измерительных систем, систем промышленных роботов и гибких производственных производств. Во многом успех использования  ЛВС обусловлен их доступностью массовому  пользователю, с одной стороны, и  теми социально-экономическими последствиями, которые они вносят в различные виды человеческой деятельности, с другой стороны.

Современная стадия развития ЛВС характеризуется  почти повсеместным переходом от отдельных, как правило, уже существующих, сетей, к сетям, которые охватывают все предприятие (фирму, компанию) и  объединяют разнородные вычислительные ресурсы в единой среде. Такие  сети называются корпоративными.

Локальные сети ПК должны не только быстро передавать информацию, но и легко  адаптироваться к новым условиям, иметь гибкую архитектуру, которая  позволяла бы располагать АРМ (или  рабочие станции) там, где это  потребуется.

Специфическими компонентами ЛВС  являются серверы. Они управляют  функции управления распределением сетевых ресурсов общего доступа. Серверы - это аппаратно-программные системы. Аппаратным средством обычно является достаточно мощный ПК или компьютер, спроектированный специально как сервер. ЛВС может иметь несколько  серверов для управления сетевыми ресурсами, однако всегда должен быть один или  более файл-сервер или сервер без  данных. Он управляет внешними запоминающими  устройствами общего доступа и позволяет  организовать определенные базы данных.

Рабочими станциями в ЛВС  служат, как правило, персональные компьютеры. Отдельные пользователи (различные  должностные лица подразделений  фирмы) реализуют на рабочих станциях свои прикладные системы. В основном это определенные функциональные задачи (ФЗ) или комплексы задач (Функциональные подсистемы).

Кроме чисто технических средств (Hardware) для успешного функционирования информационной системы на предприятии  необходимо наличие соответствующих  программных средств (Software).

Программные средства являются тем  инструментом, который обеспечивает функционирование технических средств  и реализацию задач информационных технологий.

В настоящее время разработано  огромное число программных средств (более 100 000), направленных на решение  большинства задач любой организации. Однако, имеется тенденция к разработке единой корпоративной программной  системы для решения специфических  задач организации, так как объединение  разрозненных программных средств  в единое целое в большинстве  случаев невозможно [9,10,11,16].

 

Интернет 

Интернет становится для работников аптек одним из основных источников получения профессиональной информации

Согласно результатам  осенней волны 2011 года исследования PHARMA-Q "Мнение провизоров / фармацевтов", около 74%, первостольников и 86% менеджеров, ответственных за закупки, ответили, что обращаются к Всемирной сети в профессиональных целях; из них 31% и 53% соответственно – почти каждый день или чаще.

Почти половина сотрудников аптек, обращающихся к Интернету, использует его регулярно – практически  каждый день или несколько раз  в день, причем менеджеры по закупкам обращаются к Интернету чаще: среди  них доля использующих его почти  каждый день или чаще составляет 61%, в то время как среди фармацевтов  – 42%.

 

Рис. 1  Использование Интернета сотрудниками аптек в профессиональных целях

 

Более того, 31% провизоров первого  стола называет Всемирную сеть постоянным и основным источником получения  знаний о ЛП, и доля таких респондентов ежегодно увеличивается. 

 

 

Рис. 2 Использование Интернета  как постоянного основного источника получения информации фармацевтами, провизорами первого стола

 

Таким образом, по результатам  осенних данных 2011 года, Интернет стал третьим по значимости ресурсом после  справочников ЛП и визитов представителей компаний. 

 

 

Рис. 3 Постоянные основные источники  получения информации фармацевтами, провизорами первого стола

Информация о работе Электронные источники профессиональной фармацевтической информации