Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 16:58, курс лекций
Многие товары, предлагаемые на рынке, должны быть обязательно упакованы. Упаковка может играть несущественную роль (например, для недорогих скобяных изделий), а может приобретать и очень большое значение (например, для косметики). Многие деятели рынка называют упаковку пятой основной переменной маркетинга в дополнение к товару, цене, методам распространения и стимулирования.
1. Вопросы, решаемые в процессе создания упаковки
1.1 Сущность и основные функции упаковки
1.2 Этапы создания упаковки
1.3 Требования к упаковке
Многие товары, предлагаемые на рынке, должны быть обязательно упакованы. Упаковка может играть несущественную роль (например, для недорогих скобяных изделий), а может приобретать и очень большое значение (например, для косметики). Многие деятели рынка называют упаковку пятой основной переменной маркетинга в дополнение к товару, цене, методам распространения и стимулирования. Однако большинство продавцов все же рассматривают упаковку как один из элементов товарной политики.[4, стр.233]
По определению одного из видных зарубежных маркетологов Ф. Котлера упаковка — это разработка и производство вместилища (оболочки) для товара.
Данное определение отражает скорее процесс изготовления оболочки для товара и соответствует термину "упаковывание", хотя под последним традиционно понимают подготовку продукции к транспортированию, хранению, реализации и потреблению с применением упаковки.
Согласно одному из представителей отечественной школы маркетинга И.Л. Акуличу, упаковка — это определенное вместилище или оболочка, в которую помещается товар и которая в большинстве своем надлежащим образом оформлена. Данное толкование термина соответствует традиционному маркетинговому подходу, отражает роль и место упаковки в системе маркетинга, но не раскрывает ее функционального назначения, структуры и элементного состава.
Наконец, согласно ГОСТ 17527—2003 упаковка — это средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, окружающую среду — от загрязнений, а также обеспечивающих процесс обращения продукции. При этом под процессом обращения понимают транспортирование, хранение и реализацию продукции. Данное определение является наиболее полным. Оно отражает сущность упаковки как объекта изучения и поэтому в дальнейшем будет рассматриваться в качестве основного.
Выделяют три вида упаковки товара:
1) внутренняя упаковка. Это непосредственное
вместилище товаров. Например, для
духов внутренней упаковкой
2) внешняя упаковка. Это материал,
служащий защитой для
3) транспортная упаковка. Это тара,
которая необходима для
Как уже отмечалось, упаковка, во-первых, должна обеспечить сохранение товара при его транспортировке, хранении и потреблении, во-вторых, быть средством продвижения товара на рынок. Это и определяет те основные функции, реализация которых должна быть обеспечена благодаря использованию упаковки. Такими функциями являются:
Проходя стадии от производства до конечного потребления, упаковка выступает одним из важнейших условий формирования конкурентоспособности товара и сохранения его потребительских свойств. При этом функции упаковки начинают формироваться уже с самого начала производства товара. Их действие распространяется на весь путь следования товара от производителя до склада, оптового или розничного магазина.
Упаковка прекращает выполнять свои функции в тот момент, когда покупатель вынимает из нее товар и уничтожает (возвращает) ее. До тех пор, пока упаковка не уничтожена, она может выполнять ряд маркетинговых функций, о которых будет отмечено ниже, а также использоваться потребителем не предусмотренным производителем образом.
Обычно различают
К важнейшим маркетинговым функциям упаковки, проявляющимся в большей степени в случае упаковывания потребительских товаров, относятся:
• функция мерчендайзинга. Несомненно, упаковка должна быть удобной для сферы торговли как в случае оптимизации выкладки товаров на стеллажах и полках, так и в случае складских операций.
К основным производственно-торговым функциям упаковки относятся:
Помимо отмеченных выше функций упаковка должна обеспечивать:
Кроме того, любая упаковка является фактором расходов, связанных с производством товаров. Величина издержек на упаковку должна находиться в разумной пропорции к стоимости упакованного товара. При этом транспортировка товара от предприятия-изготовителя до клиента должна быть рентабельной. Это означает, что необходимо обеспечить минимальный уровень транспортных издержек. Вот почему в промышленно развитых странах процессы погрузки-разгрузки товаров максимально автоматизируются. Этим целям также должна служить упаковка.
Рассматривая упаковку как один из элементов товарной политики, остановимся более подробно на вопросе, касающегося этапов создания упаковки.[5]
Создание эффективной упаковки для нового товара может обойтись фирме в несколько сотен тысяч долларов и растянуться от нескольких месяцев до года. Для того, что бы создание упаковки не застягивалось на долгий срок, необходимо точно определить этапы создания упаковки, которые включают:
Сбор полного объема информации об упаковываемом продукте. Прежде всего, необходимо знать массу и размеры продукта, помещаемые в тару. Также важны сведения о физическом состоянии упаковываемого вещества. Завершают сведения о продукте требования к его форме, к взаимосвязи формы продукта с формой упаковки. Важно определить, должна ли форма тары повторять форму продукта, какова степень заполнения тары продуктом, каков свободный объем тары.
Важно получить
достоверные данные о размерах рынка
потребления упаковываемой
Непосредственно комплексный анализ собранной информации начинается с составления полного пакета документов по данной разработке, включающего всю собранную информацию. На ее базе разрабатываются конкретные предложения и варианты решения поставленной задачи. Важно, что бы альтернативных вариантов было несколько.[6]
Концепция упаковки (лат. conceptio — ведущий замысел, конструктивный принцип) — это четкое определение при разработке упаковки следующих проблем:
Какой должна быть основная функция упаковки?
Очевидно, что полное соответствие упаковки ранее отмеченным маркетинговым и производственно-торговым функциям нецелесообразно: упаковка заведомо будет обладать непомерно и неоправданно высокой стоимостью. Ответ на данный вопрос предопределяется в первую очередь потребительскими свойствами самого товара, способами его перевозки, складирования, хранения, путем реализации на рынке (оптовая или розничная торговля).
Какую роль должна сыграть упаковка для продвижения товара?
В первую очередь необходимо выяснить назначение упаковки (транспортная или потребительская). Ответ на данный вопрос предопределяется способом реализации товара, дополнительной информацией, которую упаковка должна донести до потребителя, а также тем, как она дополняет другие маркетинговые мероприятия, связанные с продвижением товара.
Какой должна быть упаковка?
Ответ на данный вопрос вытекает из двух предыдущих, которые накладывают на упаковку так называемые "внешние условия" (какой она должна быть в идеале), и фактических, реальных возможностей изготовить, купить, заказать такую упаковку (имеются ли соответствующие упаковочные материалы, технологии, приспособлены ли упаковочные машины для упаковки данного товара и т.д.).
Кроме того, следует помнить
о необходимости
С учетом вышесказанного необходимо определить, будут ли использоваться какие-либо единые элементы на каждой упаковке (общее стилевое решение).
Разработка упаковки товара должна учитывать
много факторов и требований к конечному
результату, в частности должны быть предусмотрены
все виды упаковки: первичная, вторичная,
Существенное значение для упаковки имеет ее дизайн. Дизайн (от англ. design — замысел, проект, чертеж, рисунок) — термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной сферы. В узком смысле под дизайном понимают художественное конструирование, т.е. проектирование промышленных изделий, обладающих эстетическими свойствами.