Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 19:54, курсовая работа
Одним из непременных условий эффективного управления безопасностью дорожного движения является определение и устранение влияния факторов, способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий.
Дорожно-транспортное происшествие (далее - ДТП) - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы.
С каждым годом на дорогах России происходит огромное количество ДТП. Для планирования и обоснования направлений деятельности по повышению безопасности дорожного движения, разработке, принятию и корректировке мер управленческого воздействия на дорожно-транспортную аварийность необходимо проводить анализ.
Введение.
Одним из непременных условий эффективного управления безопасностью дорожного движения является определение и устранение влияния факторов, способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий.
Дорожно-транспортное происшествие (далее - ДТП) - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы.
С каждым годом на дорогах России происходит огромное количество ДТП. Для планирования и обоснования направлений деятельности по повышению безопасности дорожного движения, разработке, принятию и корректировке мер управленческого воздействия на дорожно-транспортную аварийность необходимо проводить анализ.
Анализ дорожно-транспортной аварийности (анализ аварийности) – последовательное применение методов научного познания с целью изучения данных статистического учета ДТП и пострадавших в них людей, сведений о причинах и факторах дорожно-транспортного травматизма, основных элементах системы дорожного движения, детализация их на составные части и подготовка обоснованных выводов по результатам исследования.
В данной курсовой работе в теоретической части мы рассмотрим особенности анализа отдельных дорожно-транспортных происшествий. В расчетной части проведем анализ параметров дорожно-транспортной аварийности на территории Вичугского муниципального района по итогам 2012 года.
I. Особенности анализа отдельных дорожно-транспортных происшествий.
Характеристики аварийности как массового явления складываются из совокупности данных по отдельным дорожно-транспортным происшествиям. Поэтому особенности анализа единичных ДТП влияют на значения и смысл показателей аварийности, и это необходимо учитывать как при проведении анализа статистических данных, так и при выборе конкретных мероприятий. Среди особенностей, которые существуют в анализе единичных ДТП, можно выделить несколько основных.
1. Анализ единичного дорожно-транспортного происшествия не ограничивается установлением технической стороны механизма его возникновения, поскольку по его результатам не только определяют причины ДТП, но и меры наказания причастных к нему конкретных лиц. Поэтому в процессе расследования много внимания уделяется мотивам, которыми руководствовались те или иные участники дорожного движения.
Действия водителя с юридической, правовой точки зрения требуют оценки его квалификации, психофизиологического состояния, опыта, мотива поведения и других факторов.
Так, например, в большинстве стран общественное мнение и официальная статистика органов организации дорожного движения чаще всего усматривают основную причину ДТП в небрежности, ошибках участников движения (водителей, пешеходов) или в неисправности автомобилей. Так, Всемирная организация здравоохранения считает, что 9 из 10 дорожно-транспортных происшествий происходит по вине человека, остальная часть также зависит от него в какой-то степени. Анализ причин ДТП позволяет свести их в следующие однородные по характеру группы:
дорожной обстановки;
При анализе дорожно-транспортного происшествия наиболее просто отнести его причину к водителю, который, как считают, обязан мгновенно реагировать на изменение дорожно-транспортной ситуации и компенсировать несовершенство составляющих системы "человек — автомобиль — дорога — среда" необходимыми приемами управления, обеспечивающими безопасный режим движения. Однако такая уверенность недостаточно обоснована. Многие ДТП происходят из-за неопытности, недобросовестности, либо халатности определенных должностных лиц. Например, дорожно-транспортные происшествия, возникающие из-за дефектов транспортных средств, плохого освещения улиц, неудовлетворительного состояния проезжей части, неправильной разметки улиц, неверной установки и неудовлетворительного состояния дорожных знаков и т. п.
В отличие от систем автоматического регулирования водитель не имеет запрограммированной системы ответов на все бесчисленное многообразие дорожно-транспортных ситуаций. Рассматривая возможные варианты решения возникшей задачи в ограниченный промежуток времени, он может допускать ошибки, число которых увеличивается при снижении его психофизиологических возможностей в процессе работы. При учете этого обстоятельства, за такими официальными причинами ДТП, как превышение скорости, неправильный обгон или поворот, наезд на пешехода и пр., во многих случаях обнаружилось бы, что истинной причиной дорожно-транспортных происшествий явились не ошибочные действия водителя, а другие факторы, относящиеся или к дороге, или к автомобилю, или к тому и другому одновременно. В результате было достаточно самого незначительного недопонимания водителем сложившейся ДТС, чтобы возникла опасность дорожно-транспортного происшествия.
Анализ большого числа дорожно-транспортных происшествий позволил установить, что на каждые 100 ДТП приходится около 250 причин и сопутствующих факторов. В отрезке времени, непосредственно предшествующем дорожно-транспортному происшествию, и в процессе его развития влияние каждой из причин неодинаково. В каждой фазе развития ДТП можно выделить одну главную, ведущую причину. В последующих фазах происшествия эта причина может стать второстепенной, сопутствующей, а главной становится та, которая в первой фазе являлась сопутствующей. При анализе дорожно-транспортного происшествия необходимо выявлять все причинно-следственные связи. В противном случае установление первопричины происшествия затруднительно, а подчас и невозможно.
2. При анализе единичных ДТП и при анализе аварийности используются различные толкования «пострадавший». С правовой точки зрения к пострадавшим относятся лица, получившие тяжкие, менее тяжкие и легкие телесные повреждения. В правилах же учета ДТП к пострадавшим относятся не все лица, получившие телесные повреждения. Так при решении вопроса о включении сведений о ДТП в государственную статистическую отчетность понятие «погибший» используется в том же смысле, что и при учете всех ДТП, т.е. к числу погибших относятся лица, скончавшиеся на месте происшествия или в течение 7 суток с момента происшествия. Лица, получившие телесные повреждения, относятся к числу раненых в одном из трех случаев.
Во-первых, если пострадавший в результате полученных телесных повреждений был госпитализирован. Причем исключаются случаи, когда лица, получившие легкие телесные повреждения, были направлены на госпитализацию, но после оказания первой медицинской помощи были отпущены домой без назначения амбулаторного лечения.
Во-вторых, если пострадавший не был госпитализирован, но в результате полученных телесных повреждений временно потерял трудоспособность и ему был выдан больничный лист установленной формы. В Правилах учета не оговаривается срок потери трудоспособности, поэтому к числу раненых должны быть отнесены все пострадавшие в ДТП независимо от тог, на какой срок ему был выдан больничный лист.
В-третьих, если
пострадавшему после
Люди, которые получили
легкие телесные повреждения
в результате ДТП и не
3. Имеются различия в понятиях «причины ДТП». При анализе аварийности причинами чаще всего называют нарушения участниками движения Правил дорожного движения, неисправности транспортных средств, неудовлетворительные дорожные условия и др.
При анализе единичных
ДТП нарушения Правил
4. При анализе единичных
ДТП все сведения носят
При анализе
массовых явлений точность и
достоверность также имеют
Для анализа аварийности, как правило, составляют формализованные документы (карточки учета ДТП), в которые заносятся сведения в кратком, закодированном виде. При большом числе анализируемых происшествий ошибки в заполнении отдельных карточек могут не оказать вообще никакого влияния на окончательные выводы и заключения. Это принципиально отличает обобщенные статистические данные от сведений по единичному дорожно-транспортному происшествию.
5. Обработка данных о единичных происшествиях заключается в использовании физических закономерностей, связывающих, например, длину тормозного пути со скоростью, массой и коэффициентом сцепления колес с проезжей частью. Установлены различные соотношения между многочисленными параметрами, характеризующими дорожные условия, транспортные средства, действия участников дорожного движения, и другие факторы. Эти соотношения призваны решить главные задачи расследования: соответствовали ли действия водителя и других участников требованиям Правил дорожного движения, была ли у водителя техническая возможность избежать ДТП, правильно ли действовал водитель и другие участники в сложившейся аварийной ситуации.
Цель анализа сведений о большом числе происшествий несколько другая: выявить, являются те или иные явления действительно массовыми, каковы тенденции происходящих процессов, что следует ожидать в будущем, на чем сконцентрировать усилия и как распределить имеющиеся силы и средства. Иными словами, если главной целью расследования ДТП является точное установление происшедших событий и фактов, то цель анализа аварийности заключается прежде всего в упреждении возможного хода событий и в своевременном принятии необходимых мер для предупреждения ДТП.
II. Подготовить анализ параметров дорожно-транспортной аварийности на территории Вичугского муниципального района по итогам 2012 года.
На практике проводится анализ аварийности следующих видов: периодический, тематический и оперативный. Объем анализируемых данных в каждом из них может быть различным, но всегда должен быть минимальным и одновременно достаточным и всесторонним.
Периодический анализ
аварийности проводится в соответствии
с организационно-
Цель периодического анализа состоит в оценке состояния, динамики и структуры аварийности в регионе за конкретный период как основы для определения оперативного и перспективного направлений работ по профилактике ДТП и снижению тяжести их последствий, а также оценки результативности осуществленной деятельности по повышению БДД. При этом виде анализа также выявляются возникающие в регистрируемых показателях аварийности отклонения от устойчивых и известных тенденций.
Периодический анализ аварийности предусматривает изучение данных по аварийности за сутки, неделю, месяц, квартал, полугодие, год.
Тематический анализ аварийности проводится в плановом порядке (многократно или единично) и представляет собой изучение отдельных групп дорожно-транспортных происшествии, имеющих один (или несколько) общий качественный, временной, территориальный или иной признак, либо составляющих наибольший удельный вес в общем количестве ДТП, либо в силу определенных причин являющихся актуальными для исследования.
Например, при росте в регионе количества ДТП с пострадавшими детьми может быть поставлена плановая задача по проведению тематического анализа аварийности с участием детей.
Информация о работе Анализ аварийности в Вичугском районе Ивановской области