Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 11:54, реферат
Антиблокирвочные системы получили широкое распространение в течение последних пятнадцати лет. Сначала на дорогих и спортивных машинах, затем на более дешевых, они стали частью тормозной системы. Их относительно невысокая стоимость существенно перекрывается преимуществами, которые получает водитель. Попробуем разобраться в этом.
Антиблокировочная система
История создания
Почему ABS – антиблокировочная?
Принцип работы
ABS – друг водителя
Министерство Образования и Науки РФ
Федеральное агенство по образованию
ИрГТУ
Реферат
на тему:
«Антиблокировочная
система тормозов»
Выполнил:
студент группы мех-07
Беляевский А.О
Проверил:
Иркутск, 2008
Содержание:
Антиблокировочная
система тормозов ABS
Антиблокирвочные системы получили широкое
распространение в течение последних
пятнадцати лет. Сначала на дорогих и спортивных
машинах, затем на более дешевых, они стали
частью тормозной системы. Их относительно
невысокая стоимость существенно перекрывается
преимуществами, которые получает водитель.
Попробуем разобраться в этом.
Итак, своим появлением антиблокировочные
системы обязаны работам
Лед тронулся, и следующим шагом конструкторов
стала замена аналогового процессора
более надежными и недорогими цифровыми
электронными блоками на интегральных
схемах. В 1978 году ABS второго поколения
увидела свет, и первым автомобилем, получившим
ее (правда, не в базовой комплектации,
а под заказ за дополнительную плату),
стал Mercedes-Benz 450 SEL. А сегодня уже трудно
подсчитать как количество поколений
ABS, так и число автомобилей, на которые
антиблокировочная система устанавливается
серийно.
Плавно нажимая на педаль тормоза, мы замедляем
движение автомобиля до полной его остановки.
Однако, бывает, что нужно остановиться
мгновенно, мы резко жмем на педаль, вот
тогда и возникает опасность "юза",
т.е. скольжения заблокированных колес
по скользкой дороге, при котором автомобиль
не слушается поворота руля. В автошколах
инструктор по вождению учит: на мокром
асфальте эффективней гасить скорость
"толчками", быстро нажимая и отпуская
педаль тормоза, ощущая при этом границу
скольжения и стараясь не перейти ее. Скажите,
кто в минуту опасности вспомнит подобные
наставления?
Статистика неумолима - 10%
аварий происходит из-за
того, что заблокированные
передние колеса на
льду, снегу и мокром
асфальте не могут изменить
направления движения
автомобиля.
Что делать? Люди придумали антиблокировочную
систему (ABS), т.е. ряд устройств, которые
при торможении автомобиля, вне зависимости
от действий водителя, предотвращают блокировку
колес. Таким образом, автомобиль с ABS на
скользкой поверхности дороги при необходимости
в экстренной остановке не только не "проскочит"
с невращающимися колесами вперед, не
только не потеряет управление (иногда
от этого зависит жизнь пешеходов), но
и, возможно, не вылетит с проезжей части
со всеми вытекающими из этого последствиями.
Увы, ABS пока не встретишь на ВАЗах, Москвичах
и Волгах. Зато, при выборе иномарки, на
которой она установлена в качестве стандартного
или заказного оборудования, вы задумаетесь:
настолько ли она нужна и стоит ли той
разницы в цене, которая за ней стоит?
Замечено, что максимальное сцепление
колеса с поверхностью дороги (будь это
сухой или мокрый асфальт, мокрая брусчатка
или укатанный снег) достигается при некотором,
а точнее 15-30 процентном относительном
его проскальзывании. Именно это проскальзывание
и является тем единственно допустимым
и желательным, которое обеспечивается
настройкой элементов системы. Что же
это за элементы? Во-первых, заметим, что
ABS работает, создавая импульсы давления
тормозной жидкости, которые передаются
колесам. Т.е. наставления инструктора
выполняет за человека электроника и исполнительные
механизмы, делая это самым оптимальным
образом.
Все существующие на автомобилях ABS включают
три главных группы: датчики, установленные
на колесах и регистрирующие скорость
их вращения, электронный блок обработки
данных и любопытный узел - модулятор или
даже блок модуляторов, который и меняет
циклически давление в тормозной магистрали.
Представьте себе, что на ступице
колеса закреплен зубчатый венец. Датчик
неподвижно крепится над торцем венца.
Он состоит из магнитного сердечника,
расположенного внутри катушки. При вращении
зубчатого венца в катушке индуцируется
электрический ток, частота которого прямо
пропорциональна угловой скорости вращения
колеса. Полученная таким образом от датчика
информация передается по проводу электронному
блоку управления.
Получая информацию, что называется
"с колес", блок управления отслеживает
моменты их блокировки. А так как блокировка
происходит от переизбытка давления тормозной
жидкости в магистрали, подводящей ее
к колесу, "мозг" вырабатывает команду:
"снизить давление!"
Модуляторы
Выполняют эту команду модуляторы,
содержащие, как правило, два электромагнитных
клапана. Первый перекрывает доступ
жидкости в магистраль, идущую от главного
цилиндра к колесу, второй - при избыточном
давлении открывает путь тормозной жидкости
в резервуар гидроаккумулятора. С какой
частотой работает модулятор? Она колеблется,
обычно от четырех до семнадцати Гц.
В самых дорогих, а значит, и самых эффективных
системах каждое колесо имеет индивидуальное
регулирование давления тормозной жидкости.
Естественно, что количество датчиков
угловой скорости, модуляторов давления
и каналов управления в этом случае равно
числу колес. Дешевые обходятся ABS с двумя
датчиками на задних колесах, одним общим
модулятором и одним каналом управления.
Наибольшее применение получила система
с четырьмя датчиками, но с двумя модуляторами
(по одному на ось) и двумя каналами управления.
Наконец, выпускают трехканальную систему,
с четырьмя датчиками угловой скорости.
Три модулятора этой системы обслуживают
три канала, производя индивидуальное
регулирование давления тормозной жидкости
в магистралях передних колес по-отдельности
и обеих задних колес.
Вы думаете, что давление тормозной жидкости
в тормозной магистрали создается только
главным тормозным цилиндром? Отнюдь нет.
Часто ему помогает специальный, встроенный
в систему гидронасос. В новейших ABS с помощью
компьютера оценивается динамика движения
автомобиля, угол наклона дорожного полотна,
сцепление с поверхностью дороги, влияние
включенного круиз-контроля при замедлении
автомобиля и другие факторы и, на основании
этой информации определяет какое нужно
давление в тормозной магистрали. Определив
величину давления, его обеспечивают подачей
или стравливанием тормозной жидкости
в гидроаккумулятор.
Прогресс не остановить. Конструкторы
концерна Daimler-Chrysler совместно с компанией
Lucas недавно решили еще одну задачу. В случае,
когда есть необходимость срочно остановить
автомобиль (как правило в таких случаях
водитель жмет на педаль тормоза быстрее
и сильнее - "бьет" по тормозам), система,
о которой идет речь, с помощью бортового
компьютера определяет оптимальное давление
и минимальный тормозной путь, достижимые
в конкретных дорожных условиях и, с помощью
изменения давления в магистрали, действую
за водителя, исполняет его желание самым
лучшим способом.
Следующим шагом по улучшению безопасности
является применение антиблокировочной
системы в комбинации с антипробуксовочной,
связанных вместе единой системой управления,
но это - тема нашего следующего материала.
Перейдем теперь от теории к практике.
Почему все-таки нужно стремиться приобрести
автомобиль с ABS? В экстренной ситуации,
когда инстинктивно вы с силой жмете на
педаль тормоза, при любых, даже самых
неблагоприятных дорожных условиях, автомобиль
не развернет, не уведет с заданного курса.
Напротив, управляемость машины сохранится,
это значит, что вы сможете объехать препятствие,
а при торможении на скользком повороте
избежать заноса.
Работа ABS сопровождается
импульсивными толчками
на педали тормоза (их
сила зависит от конкретной
марки автомобиля) и
звуком "трещетки",
который исходит из
блока модуляторов.
)
Об исправности системы сигнализирует
световой индикатор (с надписью "ABS")
на приборном щитке. Индикатор загорается
при включенном зажигании и гаснет через
2-3 секунды после пуска двигателя. Если
сигнал подается при работающем двигателе
- есть повод для беспокойства, нужно ехать
на СТО диагностировать и, возможно, ремонтировать
систему.
Следует помнить о том, что торможение
автомобиля с ABS не должно быть многократным
и прерывистым. Тормозную педаль необходимо
удерживать нажатой со значительным усилием
во время процесса торможения - система
сама обеспечит наименьший тормозной
путь.
То
есть, если есть ABS - просто
давите на педаль тормоза
и все!
Чтобы сделать такой простой вывод в США,
например, потребовалось провести изучение
причин достаточно большого количества
автомобильных аварий в 1986-95 годах, в период
массового внедрения ABS на американских
автомобилях. Специалисты Страхового
Института Безопасности Движения на Автострадах
(Insurance Institute for Highway Safety) сначала не верили
полученной статистике: вероятность гибели
пассажиров при столкновении двух автомобилей,
двигавшихся по сухому асфальту, оснащенных
ABS была на 42% выше, чем при авариях машин
без ABS. Оказалось, что во всех случаях
водители, пересевшие с автомобилей, оснащенных
обычными тормозными системами на модели
с ABS допускали ошибку: они по привычке
импульсивно нажимали на педаль при торможении
и этим дезинформировали электронный
блок управления, что и приводило к снижению
эффективности торможения в ряде случаев
до опасной черты.
На сухой дороге ABS
может уменьшить тормозной
путь автомобиля примерно
на 20% по сравнению с
тормозным путем машин
с заблокированными
колесами. На снегу,
льду, мокром асфальте
разница, естественно,
будет намного больше.
Замечено: применение ABS
способствует увеличению
срока службы шин.
Установка ABS ненамного повышает стоимость
автомобиля, не усложняет его техническое
обслуживание и не требует от водителя
каких-то особых навыков управления. Постоянное
совершенствование конструкции систем
вместе со снижением их стоимости вскоре
приведет к тому, что они станут неотъемлемой,
стандартной частью легковых автомобилей
всех классов.
Информация взята с сайта www.bmwgtn.ru