Виды скидок и надбавок в системе транспортных тарифов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 20:36, реферат

Краткое описание

В последние годы в целях привлечения клиентуры на транспорте стали широко применяться различные виды скидок. На железнодорожном транспорте разработана и введена в действие система скидок, имеющая целенаправленный характер.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по транспортному маркетингу.docx

— 24.31 Кб (Скачать файл)

 

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ  СООБЩЕНИЯ РФ (МИИТ)


Институт  экономики и финансов

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Транспортный маркетинг»

Тема «Виды  скидок и надбавок в системе транспортных тарифов»

 

 

                                                  

                            Выполнила:

        ст-ка гр. ЭТБ-312 Курмаева Светлана

                                                  Проверил: Нестеров В.Н.

                                            

 

 

 

              

Москва – 2011г.

   В последние годы в целях привлечения клиентуры на транспорте стали широко применяться различные виды скидок. На железнодорожном транспорте разработана и введена в действие система скидок, имеющая целенаправленный характер.

   Скидки с тарифа при дополнительных перевозках грузов. Их целесообразно предоставлять:

   а) на направлениях, где  функционируют конкурирующие виды  транспорта, и имеется возможность отвлечь от них на железную дорогу часть грузов или предотвратить «отток» грузов от железной дороги;

   б) в случаях, когда  рост объема производства и  расширение рынка сбыта продукции  сдерживается размерами платы;

   в) в случае, когда снижение  провозной платы служит условием создания нового производства или сооружения какого-либо важного объекта хозяйственного или другого назначения;

   г) при создании на определенный период льготных условий для отдельных грузоотправителей, временно испытывающих финансовые трудности, когда железная дорога заинтересована в поступлении грузов от этих клиентов в дальнейшем.

   Низшим пределом платы  за перевозку должна быть маржинальная  себестоимость перевозок, которая  в условиях достаточной провозной  способности железных дорог равна  себестоимости в части, зависящей  от объема работы. При этом  предполагается (и оформляется договором), что потери дохода железных  дорог будут компенсироваться  ростом общего объема перевозок  и даже будет получена дополнительная  прибыль.

   Максимально допустимый, предельный  размер скидки с прейскурантной  провозной платы определяется  по формуле. Естественно, размер  скидки, % предоставляется железной дорогой грузоотправителю (грузополучателю) по договоренности с ним в размере несколько ниже предельного.

   Следует подчеркнуть, что  такие скидки оправдано применять  только при оплате либо дополнительного  объема перевозок, либо той  части объема перевозок, для  которой создается угроза «оттока»  на другие виды транспорта или уменьшения ввиду свертывания производства из-за высокой транспортной слагаемой в цене груза.

   Надо иметь ввиду, что  скидки во внутрироссийском сообщении  устанавливаются по согласованию  с Федеральной службой по тарифам  (ФСТ).

   При определении размеров  скидок возникает вопрос о  том, какую принимать долю расходов, зависящих от объема перевозок.  Различают переменные расходы  в краткосрочном и долгосрочном  периодах.

   Представляется обоснованным  наибольшую долю переменных расходов (для перспективного периода) принимать при определении предельного размера скидки с тарифа, когда срок ее действия заранее не ограничивается или превышает один год. Поскольку в таких случаях перевозки грузов по пониженным тарифам могут осуществляться в течение длительного времени, их влияние на расходы проявится не только в краткосрочном периоде, но и в перспективе. На долю зависящих расходов в годовом периоде следует  ориентироваться при определении размера скидок, предоставляемых для перевозок какого-либо объема в течение года; во внутригодовом периоде – при предоставлении скидок с платы за разовую перевозку или за перевозки определенного количества груза в течение относительно небольшого периода (до квартала).

   Бонусные скидки при сбыте промышленной продукции предоставляются крупным оптовым партнерам не при каждой сделке, а за обусловленный объем оборота в год. В контрактах устанавливаются шкала скидок в зависимости от достигнутого оборота, а также порядок выплаты сумм на основе этих скидок. На транспорте подобные скидки целесообразно предоставлять в случаях, когда есть гарантия увеличения объема перевозок по сравнению с предыдущим периодом не менее, чем на определенный процент. Такие скидки являются разновидностью скидок с платы за дополнительные перевозки. К бонусным можно отнести также так называемые инвестиционные скидки партнерам железных дорог – операторским вагонным компаниям, приобретающим подвижной состав у железных дорог (до 15-20%).

   Особенностью бонусных скидок является то, что они должны предусматриваться в договоре, заключенном на сроке не менее года (в отдельных случаях возможен и меньший период), где грузоотправитель обязуется предъявить к перевозке массу груза, увеличенную по сравнению с предыдущим периодом.

   При заключении договора  с грузовладельцем железная дорога  должна принимать во внимание  величину предельно допустимого  размера скидки. Предельный размер  следует определять исходя из  недопущения сокращения суммы  не доходов, а прибыли, так  как рост объема перевозок  не только обеспечивает увеличение  доходов, но и вызывает дополнительные  расходы. При относительно небольших  объемах прироста перевозок происходит  увеличение расходов, непосредственно  зависящих от объема перевозок,  т.е. так называемая маржинальная  себестоимость равна себестоимости  перевозок в части, зависящей  от их объема.

   Сезонные скидки применяются  в торговле промышленными и  сельскохозяйственными товарами, спрос  на которые меняется по периодам  года. Предоставление таких скидок  относится к мерам синхромаркетинга, целью которого является выравнивание  спроса в течение года. На транспорте  сезонные скидки находят применение  при перевозках как пассажиров, так и отдельных родах грузов.

   Скидки типа «сконто»  применяются при условии предварительной  оплаты перевозок или оплаты  наличными.

   При предварительной оплате  максимальный размер скидки может  быть определен исходя из депозитной  процентной ставки, т.е. выраженной  в процентах к сумме вклада платы банка юридическому лицу, внесшему вклад, за использование банком средств в своей кредитной и инвестиционной деятельности. Суть такого подхода состоит в том, чтобы размер предварительной оплаты не превысил сумму, которую грузовладелец мог бы дополнительно получить, поместив те же средства на хранение в банк. Наращение суммы может производиться по простым и сложным процентам. В преобладающем числе случаев при краткосрочных вкладах юридических лиц применяется годовая процентная ставка, а внутри года наращивание идет по простым процентам исходя из части соответствующей ставки.

   На железнодорожном транспорте  решением правительственных органов  введена система скидок с тарифов  на грузовые перевозки в зависимости  от сроков предварительной оплаты  и действующей ставки рефинансирования  Центробанка России.

   Скидки за увеличение  партии груза, одновременно предъявленного  к перевозке, являются разновидностью  скидок, предоставляемых оптовым  покупателям товаров. На транспорте  размер партии предъявленного  груза влияет на издержки по  перевозке. Партионность перевозимого  груза так или иначе отражается  в тарифах на всех видах  транспорта. В ряде случаев партионность  учтена в основных платах за  перевозку. Так, на речном транспорте  установлены разные размеры провозных  плат при судовых и мелких  отправках, на железнодорожном  – при повагонных, мелких и малотоннажных. Наряду с этим применяется снижение уровня тарифа за укрупнение партий в виде скидок. Так, при перевозках наливными морскими судами в каботажном плавании применяются скидки до 50% базисного тарифа. На железных дорогах России с 15 января 1995г. введена скидка в размере 10% с тарифа на отправки грузов в прямых отправительских маршрутах при условии освобождения в пути следования не менее одной станции от переработки вагонов, предусмотренной планом формирования поездов.

   Скидки при перевозках грузов в направлениях следования порожних транспортных средств являются специфическими транспортными скидками, направленными на лучшее использование этих средств и сокращение эксплуатационных расходов. В то же время предоставление таких скидок стимулирует и спрос на перевозки в определенных направлениях. Рассматриваемые скидки в разных масштабах применялись и применяются на различных видах транспорта. На железнодорожном транспорте действовали скидки на перевозку отдельных грузов в конкретных порожних направлениях. Многие годы начальниками железных дорог предоставлялось право утверждать пониженные (со скидкой 25%) тарифы на перевозку грузов в местном сообщении в устойчивых направлениях движения порожних вагонов и контейнеров. Однако на практике это право начальниками дорог не использовалось, пониженные тарифы на перевозку грузов в порожних направлениях не применялись из-за боязни железных дорог потерять доходы, не ощутив снижения себестоимости перевозок. В условиях роста перевозок не было достаточно серьезного стимула к привлечению дополнительных грузов. Сказалось и игнорирование закономерностей поведения затрат при изменении объема продукции в различных производственных условиях, привычка оперировать средними, а не дополнительными величинами на единицу продукции (перевозок).

   Скидки за «приверженность»  транспортному предприятию относятся  к категории так называемых  специальных скидок. Они являются  своеобразными премиями грузовладельцам.  В странах с рыночной экономикой размер таких скидок обычно является коммерческой тайной. На предоставление таких скидок с тарифа могут пойти предприятия всех видов транспорта с достаточно устойчивым финансовым положением в целях поощрения клиентов, имеющих длительные деловые связи с транспортным предприятием, и сохранения этих связей в дальнейшем. Для железных дорог наиболее приемлемо предоставление таких скидок отдельным клиентам и операторским компаниям, перевозящим грузы в местном сообщении, а также за транзитные перевозки по международным транспортным коридорам. Нижним пределом провозной платы должны быть расходы, зависящие от объема перевозок. Наряду со скидками в рыночном ценообразовании применяются надбавки к цене, в том числе и к транспортным тарифам. Из распространенных видов надбавок можно отметить следующие.

   Надбавки за повышение качества товаров, работ, услуг (бонификации). Речь идет не об увеличении цены, обусловленном более высокими издержками, а о надбавках к базисной цене при улучшении качественных характеристик обслуживания против установленных стандартов или указанных в договоре. На железнодорожном транспорте при договорных тарифах применяются надбавки за сокращение сроков доставки грузов против установленных, за обеспечение прибытия технических маршрутов к получателям грузов к определенному сроку, за информированность клиентов о движении груза.

   Надбавки за предоставление дополнительных услуг применяются, если эти услуги оплачиваются отдельно. На транспорте действуют отдельные сборы за дополнительные услуги. Но возможно оплату за некоторые такие услуги устанавливать в виде надбавки к основному тарифу.

   Надбавки за предоставление рассрочки платежа представляют собой продажу в кредит. При расчетах за перевозки на это могут пойти транспортные предприятия, устойчивые в финансовом отношении. Более актуальным для них в настоящее время является предоставление скидок за предварительную оплату перевозок. Установление надбавок к ценам (тарифам) целесообразно, когда имеется уверенность в готовности клиента оплачивать товар (перевозки, услуги) с такими надбавками.

   Надбавки при определенных  условиях могут быть использованы  как средство увеличения доходов,  но все же главным маркетинговым  инструментом проведения ценовой  (тарифной) политики следует считать  скидки различных видов.

   Скидки и надбавки в системе пассажирских тарифов. На всех видах транспорта действует значительное количество скидок. Большинство из них – это социальные скидки, установленные государственными актами для создания льготных условий проезда ряда групп населения: детей, инвалидов, участников войны, студентов, учащихся и др.

   В настоящее время большинство  этих льгот заменено денежными  выплатами в процессе их монетизации.  Однако на железнодорожном транспорте  это позволило снизить убыточность  пригородных пассажирских перевозок  лишь на 50%.

   Маркетинговый характер  имеют другие виды скидок, направленные  на привлечение дополнительных  пассажиров, особенно в «непиковый»  период. К такого рода скидкам  относятся сезонные, которые предоставляются  пассажирам почти на всех видах  транспорта, как правило, осенью  и зимой. 

   Предоставляются скидки  при поездках и полетов пассажиров  группами. За рубежом этот вид  скидок используется для привлечения  пассажиров гораздо шире, чем  в нашей стране. Скидки пассажирам  за увеличенное количество поездок  проявляются в виде продажи  абонементных годовых, сезонных, месячных билетов, в стоимость  которых «заложена» пониженная  плата за одну поездку.

   Система скидок и одновременно  надбавок может применяться посредством  дифференциации тарифов в зависимости  от предоставляемых пассажирами  удобств. Плата за проезд должна  дифференцировать в зависимости  не только от количества мест  в купе или каюте, но и  расположения их. На железнодорожном  транспорте оправданным было  бы введение различных плат  за проезд на боковых и поперечных  плацкартных местах вне купейных  вагонов, за проезд в купе, находящихся  в середине вагона и по концам  его, на нижних и верхних  местах в купе и т.п.

Информация о работе Виды скидок и надбавок в системе транспортных тарифов