Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 15:27, контрольная работа
В условиях перехода к рыночным отношениям роль рационализации транспорта существенно возрастает. С одной стороны от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятий, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами что без транспорта невозможно, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.
Введение стр.
Роль железнодорожного транспорта в России стр.
Показатели грузооборота и пассажирооборота на железнодорожном транспорте стр.
География железнодорожных магистралей России. Их характеристика. стр.
Структура основных грузопотоков. стр.
Современные проблемы развития и размещения железнодорожного транспорта. стр.
Заключение стр.
Приложение стр.
Содержание.
В условиях перехода к рыночным
отношениям роль рационализации транспорта
существенно возрастает. С одной
стороны от транспортного фактора
зависит эффективность работы предприятий,
что в условиях рынка напрямую
связано с его
Железнодорожный транспорт — вид транспорта, на котором осуществляется перевозка грузов и пассажиров по рельсовым путям.
Понятие железная дорога обозначает оборудованную рельсами полосу земли либо поверхности искусственного сооружения (тоннель, мост, эстакада), которая используется для движения рельсовых транспортных средств. Железная дорога может состоять из одного пути или нескольких. Железные дороги бывают с электрической, дизельной, турбинной, паровой или комбинированной тягой. Особый вид железных дорог — зубчатые. Обычно железные дороги оборудуются системой сигнализации, а железные дороги на электрической тяге — также контактной сетью.
Транспорт
- важная составная часть экономики
Российской Федерации. Значение транспорта
определяется его ролью в территориальном
разделении общественного труда: специализация
районов, их комплексное развитие невозможны
без системы транспорта. Транспортный
фактор оказывает влияние на размещение
производства. Не принимая его во внимание,
нельзя достичь рационального
Железнодорожный транспорт – ведущий в транспортной системе России. Его ведущее значение обусловлено двумя факторами: технико-экономическими преимуществами над большинством других видов транспорта и совпадением направления и мощности, основных транспортно-экономических межрайонных и межгосударственных (в границах СНГ) связей России с конфигурацией, пропускной и провозной способностью железнодорожных магистралей (в отличие от речного и морского транспорта). Так же это обусловлено географическими особенностями нашей страны. Протяженность железных дорог в России (87 тыс. км.) меньше чем в США и Канаде, но работа, выполняемая ими, больше, нежели в других странах мира, поэтому необходимо уделять особое внимание состоянию и качеству железнодорожных линий.
Главная задача железных дорог России – обеспечить надежную транспортную связь европейской части страны с её восточными районами. Нужно отметить, что важнейшие транспортные линии перегружены. Средняя скорость движение на железных дорогах около 30 км/ч и постоянно снижается. Наиболее густая и разветвленная сеть железных дорог расположена в европейской части Российской Федерации.
Железные
дороги РФ, располагая 11–12% общей протяженности
железных дорог мира, выполняют более
50% грузооборота железных дорог. Железные
дороги обслуживают 1,2 млн. работников,
магистральные пути составляют 87 тыс.
км (из 158 тыс. км) – 19 региональных железных
дорог, которые относятся к
Однако в
целом развитие железных дорог и
улучшение экономических
Преимуществом железнодорожного транспорта является независимость от природных условий (строительство железных дорог практически на любой территории, возможность ритмично осуществлять перевозки во все времена года, в отличие от речного транспорта). Эффективность железнодорожного транспорта становится ещё более очевидной, если учесть такие его преимущества, как высокие скорости подвижного состава, универсальность, способность перевозить большое объем груза (до 75–80 млн. т. в год в одном направление), во много раз больше чем у других видов транспорта. Среди существующих показателей наиболее точно характеризуют уровень мобильности железнодорожного транспорта следующие: удовлетворение потребностей народного хозяйства в перевозках за определенный период времени, соблюдение сроков доставки грузов, оборот вагона, участковая и техническая скорость, коэффициент участковой скорости, средний простой вагона под одной грузовой операцией. В пассажирских перевозках наиболее важны такие показатели, как соблюдение графика и расписания движения, выполнение плана пассажирских перевозок.
Железнодорожный транспорт играет ключевую роль в экономике России. Доля железнодорожных перевозок в общем грузообороте превышает 80%, значение железных дорог особенно велико при перевозках грузов на дальние расстояния. Для большинства отправителей массовых грузов (таких как уголь, руды, лесные грузы, строительные материалы и др.) перевозка по железной дороге является единственной альтернативой.
Несмотря на то, что по многим показателям (таким как грузооборот, интенсивность движения и т.п.) российские железные дороги не уступают или даже опережают железные дороги других стран, сектор нуждается в реформировании.
Железные дороги – крупнейшая государственная монополия в России. Железнодорожная отрасль, по разным оценкам, обладает от 4% до 15% всех основных средств производства в российской экономике, в ней заняты 1,2 миллиона человек. Железнодорожный транспорт является в целом прибыльным, хотя пассажирские перевозки (и особенно пригородные) являются убыточными. Убытки от пассажирских перевозок покрываются за счет доходов от грузовых операций. Основные потребители услуг железных дорог – производители массовых грузов (угля, строительных материалов, черных и цветных металлов и др.). Их спрос на услуги железнодорожного транспорта имеет низкую эластичность, а среднее расстояние перевозки этих грузов так велико, что грузоотправители фактически не имеют другой альтернативы: автомобильный транспорт оказывается слишком дорогим при перевозках на такие расстояния, а водный транспорт может конкурировать с железнодорожным только на некоторых маршрутах и только в период навигации.
Пассажирооборот транспорта общего пользования (в данном случае железнодорожного) – объем работы транспорта по перевозке пассажиров. Единицей измерения является пассажиро-километр, то есть перемещение пассажира на 1км. Исчисляется суммированием произведений количества пассажиров каждой перевозки на расстояние перевозки в километрах.
Вид транспорта |
Пассажирооборот | |
Млрд. пассажирокм |
Уд. вес, % | |
Железнодорожный |
157,5 |
41,9 |
Морской |
0,1 |
- |
Внутренний водный |
0,7 |
- |
Трубопроводный |
- |
- |
Автомобильный |
80,7 |
19,9 |
Воздушный |
85,1 |
22,1 |
Транспорт всего |
387,5 |
100 |
Грузооборот – объем работы транспорта всех отраслей экономики по перевозке грузов.1 Грузооборот по видам транспорта общего пользования (%).
1 – Морской; 2 – Внутренний водный; 3 – Автомобильный
4 – Железнодорожный; 5 – Воздушный; 6 – Трубопроводный.
На вышеизложенных графиках показано как изменяется удельный вес грузооборота каждого вида транспорта в общем грузообороте. Для сравнения представлены статистические данные за 1995, 2000 и 2009 годы.
Судя по графикам можно
сделать вывод, что с 1995 года по 2000
год произошли большие
Во временной период с
2000 года по 2009 год происходило постепенное
увеличение доли железнодорожного (с 38%
до 42,4%) и трубопроводного (с 53% до 54,3%)
транспорта в общем грузообороте.
В то время как процентная доля
грузооборота других видов транспорта
значительно уменьшилась. Учитывая
вышеуказанные статистические показания
грузооборота по видам транспорта общего
пользования, следует сделать вывод,
что в последнее время доля
железнодорожного и трубопроводного
транспорта в общем грузообороте
постоянно возрастает, а доля других
видов транспорта снижается. Следовательно,
железнодорожный и
Либо
2.1 Основными видами транспорта являются: железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и внутренний водный. Взаимодействуя между собой, они образуют транспортную систему России.
Таблица 9.1. Протяженность транспортных путей, грузо- и пассажирооборот различных видов транспорта (1995 г.)
Вид транспорта |
Протяженность транспортных путей, тыс. км |
Грузооборот |
Пассажирооборот | ||
млрд т-км |
уд. вес, % |
млрд пассажиро-км |
уд. вес, % | ||
Железнодорожный |
87 |
1214 |
35 |
192,2 |
35 |
Морской |
- |
297 |
8 |
0,2 |
- |
Внутренний водный |
84 |
90 |
3 |
1,1 |
- |
Трубопроводный |
210 |
1899 |
53 |
- |
- |
Автомобильный |
745 |
31 |
1 |
188,2* |
34 |
Воздушный |
- |
1,6 |
- |
71,7 |
13 |
Другие виды |
- |
- |
- |
99,5 |
18 |
Транспорт всего |
- |
3532,6 |
100 |
552,3 |
100 |
* Автобусами
Большая часть грузо- и пассажирооборота приходится на железнодорожный транспорт. Важное место в грузообороте занимает также трубопроводный и морской транспорт, а в пассажирообороте - автомобильный и авиационный (табл. 9.1). Такая структура грузо- и пассажирооборота связана с технико-экономическими особенностями каждого вида транспорта, обширной территорией, природно-климатическими условиями России. Немаловажное значение имеет и себестоимость перевозок различными видами транспорта.
Информация о работе География железнодорожного транспорта России