Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 18:13, дипломная работа
Роль автомобильного транспорта довольно велика в народном хозяйстве и в Вооруженных Силах. Автомобиль служит для быстрого перемеще¬ния грузов и пассажиров по различным типам дорог и местности. Автомобильный транспорт играет важнейшую роль во всех сторо¬нах жизни страны. Без автомобиля невозможно представить ра¬боту ни одного промышленного предприятия, государственного учреждения, строительной организации, коммерческой фирмы, предприятия сельского хозяйства, воин¬ской части. Значительное количество грузовых и пассажирских перевозок приходится на долю этого транспорта. Легковой авто¬мобиль широко вошел в быт трудящихся нашей страны, стал сред¬ством передвижения, отдыха, туризма и работы.
Велико значение автомобиля в Вооруженных Силах. Боевая и повседневная деятельность войск непрерывно связана с исполь¬зованием автомобильной техники. От ее наличия и состояния зависят подвижность, маневренность частей, выполнение боевой за¬дачи. На автомобилях устанавливаются ракетные установки, радиолокационные станции, специальное оборудование; авто¬мобильные тягачи используются для буксировки ракет, артилле¬рийских систем, минометов, самолетов, специальных прицепов. Созданы специальные машины обеспечения: автотопливозаправщики, кислородозаправщики, пусковые агрегаты, краны, штабные автобусы, ремонтные мастерские, машины химических войск, ин¬женерные, санитарные, пожарные и др. Без участия автомобильной техники ни один самолет не может подняться в воздух. Проверка электрических, гидравлических, пневматических и других систем, заправка горючим, маслом, кислородом, воздухом, боеприпасами, буксировка самолетов, очистка взлетно-посадочных полос все это выполняют автомобили.
Таким образом, автомобиль стал неотъемлемым элементом в сложной деятельности Вооруженных Сил и народного хозяйства.
1. Введение 2 стр.
2. Двигатель ЗиЛ-130 : 4 стр.
-кривошитно-шатунный механизм двигателя 4 стр.
-газораспределительный механизм двигателя 8 стр.
-система охлаждения двигателя 10 стр.
-система смазки двигателя 14 стр.
-система питания двигателя 17 стр.
-система зажигания двигателя 22 стр.
3. Основные неисправности и методы ремонта системы
двигателя ЗиЛ-130 27 стр.
4. Техническое обслуживание двигателя ЗиЛ-130 34 стр.
5. Технологическая карта неисправностей 36 стр.
6. Охрана труда и техника безопасности при ремонте и техническом
облуживании 44 стр.
7. Экология и охрана окружающей среды 47 стр.
8. Список литературы 49стр.
-смазать подшипники водяного насоса;
-проверить крепление радиатора и жалезей;
-проверить крепление водяного насоса и натяжку ремня;
-проверить действие паровоздушного клапана пробки радиатора;
-заменить фильтрующий элементы;
-осмотром проверить герметичность всех приборов системы смазки;
-слить отстой из масленого фильтра;
-сменить масло в картере двигателя;
-проверить уровень масла в картере;
-проверить с помощью манометра работу топливного насоса;
-проверить герметичность всех соединений в системе питания;
-проверить привод дроссельной заслонки;
-промыть воздушный фильтр;
-прверить уровень топлива в поплавковой камере карбюратора;
-очистить от пыли и грязи и масла поверхность приборов системы зажигания;
-проверить свечи зажигания и прерыватель распределитель.
5.Технологическая карта неисправностей системы смазки:
Неисправность
| Причина | Способ устранения |
Двигатель не запускается
| 1Нет топлива в карбюраторе:
|
|
| а)засорены топливопроводы
| а) промойте и продуйте топливный бак, топливопроводы
|
| б)неисправен топливный насос
| б) проверьте работу насоса и
|
| 2 Ток не проходит через контакты прерывателя: |
|
| а) загрязнены, окислены или пригорели контакты прерывателя; образовался бугорок и кратер на контактах (эрозия); чрезмерно большой зазор между контактами или ослабление прижимной пружины
| а) зачистите контакты и отрегулируйте зазор между ними; при ослаблении прижимной пружины замените контактную группу,
|
| б) ослаблено крепление или окислены наконечники проводов в цепи низкого напряжения, обрыв в проводах или замыкание их с "массой"
| б) проверьте провода и соединения, замените поврежденные провода
|
| в) неисправен выключатель зажигания: не замыкаются контакты "15" и "30/1"
| в) проверьте, при необходимости замените выключатель или его контактную часть
|
| г) пробит конденсатор (короткое замыкание)
| г) замените конденсатор
|
| д.) обрыв в первичной обмотке катушки зажигания
| д) замените катушку:
|
| 3. Не размыкаются контакты прерывателя:
|
|
| а) нарушен зазор между контактами прерывателя
| а) отрегулируйте зазор между контактами
|
| б) сильно изношена текстолитовая подушечка или втулка рычажка прерывателя
| б) замените контактную группу
|
| 4Нарушен порядок
| 4Проверьте, присоедините провода в порядке зажигания |
| 5Зазор между электродами не
| 5Очистите свечи и
|
| 6. Повреждены свечи
| 6.Замените свечи новыми
|
| 7. Неправильная установка | 7. Проверьте, отрегулируйте момент зажигания
|
| 8.Воздушная заслонка карбюратора остается закрытой при
| 8.Устраните негерметичность
|
Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу
| 1. Нарушена регулировка холостого хода двигателя
| 1.Отрегулируйте холостой ход
|
| 2.Неисправен карбюратор:
|
|
| а.)засорены жиклеры или каналы карбюратора
| а.)продуйте жиклеры и каналы карбюратора
|
| б.)попадание воды в карбюратор | б.)удалите воду из карбюратора, слейте отстой из топливного бака
|
| в.)нарушена герметичность диафрагмы пускового устройства
| в.)замените диафрагму
|
| 3.Слишком раннее зажигание
| 3.Проверьте, отрегулируйте
|
| 4. Велик зазор между электродами свечей зажигания
| 4. Проверьте, отрегулируйте
|
| 5. Подсос воздуха через поврежденный шланг, соединяющий впускную трубу с вакуумным усилителем тормозов
| 5. Замените поврежденный шланг
|
Двигатель неравномерно и неустойчиво работает при большой частоте вращения коленчатого вала
| 1.Ослабли пружины грузиков регулятора опережения зажигания в датчике-распределителе зажигания
| 1.Замените пружины, проверьте работу центробежного регулятора на стенде
|
Перебои в работе двигателя на всех режимах
| 1. Повреждены провода в системе зажигания, ослаблено крепление проводов или окислены их наконечники
| 1. Проверьте провода и их соединения. Поврежденные провода замените
|
| 2. Износ или повреждение контактного уголька в крышке прерывателя-распределителя зажигания
| 2.Замените контактный
|
| 3. Сильное подгорание центрального контакта ротора прерывателя-распределителя зажигания
| 3.Зачистите центральный контакт |
| 4.Трещины, загрязнение или | 4.Проверьте, замените ротор
|
| 5. Износ электродов или замасливание свечей зажигания, значительный нагар; трещины на изоляторе свечи
| 5. Проверьте свечи, очистите
|
Двигатель не развивает полной мощности и не обладает достаточной приемистостью
| 1.Неполное открытие дроссельных заслонок карбюратора | 1.Отрегулируйте привод дроссельных заслонок
|
| 2.Загрязнен воздушный
| 2. Замените фильтрующий
|
| 3. Неправильная установка момента зажигания
| 3. Проверьте, отрегулируйте
|
| 4. Заедание грузиков регулятора опережения зажигания,
| 4. Проверьте, замените поврежденные детали
|
| 5. Неисправен топливный насос
| 5. Проверьте работу насоса и замените поврежденные детали
|
| 6.Неисправен карбюратор: |
|
| а.)неисправен насос-ускоритель | а.)проверьте подачу насоса, замените поврежденные детали
|
| б.)засорены главные жиклеры
| б.)продуйте жиклеры сжатым воздухом
|
| в.)не полностью открыта воздушная заслонка
| в.)отрегулируйте привод воздушной заслонки;
|
| г.)уровень топлива в поплавковой камере не соответствует норме
| г.)отрегулируйте установку поплавка |
| д.)нарушена герметичность диафрагмы экономайзера мощностных режимов
| д.)замените диафрагму
|
| 7.Нарушены зазоры в клапан
| 7.Отрегулируйте зазоры
|
| 8.Не совпадают установочные | 8.Переставьте зубчатую шестерню, совместив установочные метки
|
| 9.Недостаточная компрессия в цилиндрах: |
|
| а.)поломка или залегание поршневых колец;
| а.)очистите кольца и канавки поршней от нагара, поврежденные детали замените;
|
| б.)плохое прилегание клапанов к седлам;
| б.)замените поврежденные клапаны, отшлифуйте седла;
|
| в.)чрезмерный износ цилиндров и поршневых колец
| в.)замените поршни и гильзы
|
Стук коренных подшипников коленчатого вала | 1. Слишком раннее зажигание
| 1. Отрегулируйте установку
|
| 2.Ослаблены болты крепления маховика
| 2. Затяните болты рекомендуемым моментом
|
| 3.Увеличенный зазор между
| 3. Прошлифуйте шейки и замените вкладыши
|
Стук шатунных подшипников | 1.Чрезмерный зазор между шатунными шейками коленчатого вала и вкладышами
| 1. Прошлифуйте шейки и замените вкладыши
|
Стук поршней | 1. Увеличенный зазор между
| 1. Замените поршни и гильзы
|
| 2. Увеличенный зазор между
| 2. Замените поршни с кольцами
|
Стук впускных и выпускных клапанов
| 1. Увеличенные зазоры в клапанном механизме
| 1. Отрегулируйте зазоры
|
| 2. Поломка клапанной пружины
| 2. Замените пружину
|
| 3.Чрезмерный зазор между
| 3.Замените изношенные
|
| 4. Износ кулачков распределительного вала | 4. Замените распределительный вал и регулировочные шайбы |
на прогретом двигателе недостаточное давление масла на холостом ходу | 1. Попадание под редукционный клапан масляного насоса
| 1. Очистите клапан от посторонних частиц и заусенцев,
|
| 2. Заедание редукционного
| 2. Замените клапан
|
| 3. Изношены шестерни масляного насоса
| 3. Отремонтируйте масляный
|
| 4. Чрезмерный зазор между
| 4. Прошлифуйте шейки и замените вкладыши
|
| 5. Чрезмерный зазор между
| 5.Замените распределительный вал |
| 6. Применение моторного масла несоответствующей марки
| 6.Замените масло другим, рекомендуемым |
Чрезмерное давление масла на прогретом двигателе
| 1. Заедание редукционного
| 1.Замените клапан |
| 2.Пружина редукционного клапана имеет большую жесткость | 2.Замените пружину |
Повышенный расход масла
| 1. Подтекание масла через уплотнения двигателя
| 1.Подтяните крепления или замените прокладки и сальники |
| 2. Засорена система вентиляции картера
| 2. Промойте детали системы
|
| 3. Износ поршневых колец или
| 3. Расточите цилиндры и замените поршни и кольца
|
| 4. Поломка поршневых колец
| 4. Замените кольца
|
| 5. Закоксовывание прорезей в
| 5.Очистите прорези и пазы от |
| 6. Износ или повреждение
| 6.Замените маслоотражательные колпачки
|
| 7. Повышенный износ стержней клапанов или направляющих втулок
| 7.Замените клапаны, отремонтируйте головку блока цилиндров
|
Повышенный расход топлива | 1. Не полностью открыта воз
| 1. Отрегулируйте привод воз
|
| 2. Повышенное сопротивление
| 2. Проверьте и отрегулируйте
|
| 3. Неправильная установка момента зажигания
| 3.Отрегулируйте момент зажигания
|
| 4. Высокий уровень топлива в
|
|
| а.)нарушена герметичность игольчатого клапана или его прокладки
| а.)проверьте, нет ли посторонних частиц между иглой и седлом клапана, при необходимости замените клапан или прокладку
|
| б.)заедание или повышенное трение, препятствующее нормальному передвижению поплавков | б.)проверьте и при необходимости замените поплавки
|
| в.)Засорены воздушные жиклеры карбюратора
| в.)Очистите жиклеры |
Перегрев двигателя | 1.Недостаточное количество | 1.Долейте охлаждающую жид
|
| 2.Неправильная установка момента зажигания
| 2. Отрегулируйте установку
|
| 3. Сильно загрязнена наружная поверхность радиатора
| 3. Очистите радиатор струей
|
| 4.Неисправен термостат | 4. Замените термостат
|
| 5.Неисправен насос охлаждаю
| 5. Проверьте работу насоса, замените его или отремонтируйте
|
Быстрое падение уровня жидкости | 1. Поврежден радиатор
| 1. Отремонтируйте радиатор
|
| 2. Подтекание жидкости из крана или радиатора отопителя
| 2. Замените кран или радиатор
|
| 3. Подтекание жидкости через
| 3. Замените сальник
|
| 4.Повреждена прокладка головки блока цилиндров
| 4.Замените прокладку
|
| 5. Подтекание жидкости через
| 5. Проверьте герметичность блока и головки блока цилиндров,
|
| 6.Низкое давление открытия | 6.Проверьте пробку и при небходимости замените
|
6. Охрана труда и техника безопасности при ремонте и техническом обслуживание:
Все работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля следует проводить на специально оборудованных постах.
При установке автомобиля на пост технического обслуживания следует затормозить его стояночным тормозом, выключить зажигание, включить низшую передачу в коробке передач и под колеса подложить не менее двух упоров.
Перед выполнением контрольно-регулировочных операций на неработающем двигателе (проверка работы генератора, регулировка карбюратора, реле-регулятора и т. д. ) следует проверить и застегнуть обшлага рукавов, убрать свисающие концы одежды, заправить волосы под головной убор, при этом нельзя работать сидя на крыле или буфере машины.
На рулевом колесе вывешивается табличка «Не пускать — работают люди». При снятии узлов и деталей, требующих больших физических усилий, необходимо пользоваться приспособлениями (съемниками). При работах, связанных с проворачиванием коленчатого вала двигателя, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания, а рычаг коробки передач установить в нейтральное положение. При пуске двигателя вручную следует остерегаться обратных ударов и применять правильные приемы захвата пусковой рукоятки (не брать рукоятку в обхват, проворачивать ее снизу вверх). При использовании подогревателя особое внимание обращается на его исправность, отсутствие подтеканий бензина; работающий подогреватель не должен оставаться без присмотра. Краник топливного бачка подогревателя открывается только на время его работы, на летний период топливо из бачка сливается.
Обслуживание трансмиссии при работающем двигателе запрещается. При обслуживании трансмиссии вне осмотровой канавы или эстакады необходимо пользоваться лежаками (подстилками). При работах, связанных с провертыванием карданных валов, необходимо дополнительно убедиться в выключении зажигания, поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение и освободить стояночный тормоз. После выполнения работы снова затянуть стояночный тормоз и включить низшую передачу в коробке передач.
При снятии и постановке рессор необходимо предварительно разгрузить их путем поднятия рамы и установки ее на козлы. При снятии колес также следует поставить автомобиль на козлы, а под неснятые колеса подложить упоры. Выполнять какие-либо работы на автомобиле, вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т. д.), запрещается. Нельзя подкладывать под вывешенный автомобиль диски колес, кирпичи, камни и другие посторонние предметы.
Инструмент, применяемый при работах по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля, должен быть исправным. Молотки и напильники должны иметь хорошо насаженные деревянные ручки. Отвертывание и завертывание гаек должно производиться только исправными ключами соответствующих размеров.
После выполнения всех работ перед пуском двигателя и троганием машины с места нужно убедиться, что все принимавшие участие в работе люди находятся на безопасном удалении, а оборудование и инструмент убраны на свои места.
Проверка и опробование на ходу рулевого управления и тормозных систем должны производиться на оборудованной площадке. Нахождение посторонних лиц во время проверки автомобиля на ходу, а также размещение лиц, участвующих в проверке, на подножках, крыльях запрещается.
При работе на осмотровых канавах и подъемных устройствах следует выполнять следующие требования:
при постановке машины на осмотровую канаву (эстакаду) вести машину с малой скоростью и следить за правильным положением колес относительно направляющих реборд осмотровой канавы; поставленную на осмотровую канаву или подъемное устройство машину следует затормозить стояночным тормозом и установить упоры под колеса; пользоваться переносными лампами в осмотровой канаве можно только с напряжением не выше 12 В; не курить и не зажигать открытого огня под машиной; не следует складывать инструмент и детали на раму, подножки и другие места, откуда они могут упасть на работающих; перед съездом с канавы (эстакады) убедиться, что под машиной нет людей, неубранного инструмента или оборудования; следует остерегаться отравления скапливающимися в осмотровых канавах отработавшими газами и парами горючего.
При работе с бензином нужно соблюдать правила обращения с ним Бензин— легковоспламеняющаяся жидкость, при попадании на кожу вызывает раздражение, хорошо растворяет краску. Следует осторожно обращаться с тарой из-под бензина, так как оставшиеся в таре его пары легко воспламеняются. Особую осторожность следует проявлять при работе с этилирозапным бензином, в котором содержится сильнодействующее вещество — тетраэтилсвинец, вызывающий тяжелое отравление организма. Нельзя использовать этилированный бензин для мойки рук, деталей, чистки одежды. Запрещается всасывать бензин и продувать трубопроводы и другие приборы системы питания ртом. Хранить и перевозить бензин можно только в закрытой таре с надписью «Этилированный бензин — ядовит». Для удаления пролитого бензина применяются опилки, песок, хлорная известь или теплая вода. Участки кожи, облитые бензином, немедленно промываются керосином, а затем теплой водой с мылом. Перед едой необходимо обязательно мыть руки.
Особой осторожности требует обращение с антифризом. Эта жидкость содержит в себе сильнодействующий яд — этилен-гликоль, попадание которого в организм приводит к тяжелому отравлению. Тара, в которой хранится и перевозится антифриз, должна иметь надпись «Яд» и опломбировываться. Категорически запрещается переливать низкозамерзающие жидкости при помощи шланга путем засасывания ртом. Заправка автомобиля антифризом производится непосредственно в систему охлаждения. После обслуживания системы охлаждения, заправленной антифризом, необходимо тщательно мыть руки. При случайном попадании антифриза в организм пострадавший должен быть немедленно доставлен в медицинский пункт для оказания помощи.
Тормозные жидкости и их пары также могут вызвать отравление при попадании в организм, поэтому при работе с этими жидкостями нужно соблюдать все меры предосторожности, а после обращения с ними следует тщательно вымыть руки.
Кислоты хранят и транспортируют в стеклянных бутылях с притертыми пробками. Бутыли устанавливаются в мягкие лозовые корзины с древесной стружкой. При переноске бутылей используют носилки и тележки. Кислоты при попадании на кожу вызывают сильные ожоги и разрушают одежду. При попадании кислоты на кожу нужно быстро вытереть этот участок тела и промыть сильной струей воды.
Растворители и краски при попадании на кожу вызывают раздражение и ожоги, а их пары при вдыхании могут вызвать отравление. Производить покраску автомобиля нужно в хорошо вентилируемом помещении. После работы с кислотами, красками и растворителями нужно тщательно мыть руки теплой водой с мылом.
Отработавшие газы, выходящие из двигателя, содержат в своем составе окись углерода, углекислый газ и другие вещества, способные вызвать тяжелое отравление и даже смерть человека. Это всегда должны помнить водители и принимать меры по предупреждению отравлений отработавшими газами.
Приборы системы питания двигателя должны быть правильно отрегулированы. Периодически следует проверять затяжку гаек крепления выпускных газопроводов. При выполнении проверочно-регулировочных работ, связанных с необходимостью пуска двигателя в закрытом помещении, необходимо обеспечить отвод газов от глушителя; выполнение этих работ в помещениях, не оборудованных вентиляцией, запрещается.
Категорически запрещается спать в кабине автомобиля при работающем двигателе, в таких случаях просачивающиеся в кабину отработавшие газы нередко приводят к смертельным отравлениям.
При работе с электроинструментом необходимо проверять исправность и наличие защитного заземления. Напряжение переносного освещения, используемого при техническом обслуживании и ремонте автомобилей, должно быть не более 12 В. Во время работы с инструментом, питаемым током напряжением 127—220 В, следует надевать защитные перчатки и пользоваться резиновым ковриком или деревянным сухим помостом. Оставляя рабочее место даже на короткое время, необходимо выключить инструмент. При любой неисправности электроинструмента, заземляющего устройства или штепсельной розетки работу следует прекратить.
При монтаже и демонтаже шин необходимо соблюдать следующие правила: монтаж и демонтаж шин должны производиться на стендах или чистом полу (помосте), а в полевых условиях — на разостланном брезенте или другой подстилке; перед демонтажем шины с обода колеса воздух из камеры должен выпускаться полностью, демонтаж шины, приставшей к ободу, должен осуществляться на специальном стенде для демонтажа шин; производить монтаж шин на неисправные ободья колес, а также применять шины, не соответствующие размеру обода колеса, запрещается; во время накачивания шины необходимо применять специальное ограждение или страхующие приспособления, при выполнении этой операции в полевых условиях нужно колесо положить замочным кольцом вниз.
Водитель должен знать причины возникновения и правила тушения пожара в парке и на автомобиле. Необходимо следить за исправностью электрооборудования и отсутствием течи топлива. При загорании автомобиля его следует немедленно удалить со стоянки и принять меры к тушению пламени. Для тушения пожара нужно применять густопенный или углекислотный огнетушитель, песок или накрыть очаг пожара плотной материей. В случае возникновения пожара независимо от принимаемых мер нужно вызывать пожарную команду.
7.Экология и охрана окружающей среды:
Автомобильный парк, являющийся одним из основных источников загрязнения окружающей среды, сосредоточен, в основном, в городах. Если в среднем в мире на 1 км2 территории приходится пять автомобилей, то плотность их в крупнейших городах развитых стран в 200-300 раз выше.
Во всех странах мира продолжается концентрация населения в крупных городских агломерациях. С развитием городов и ростом городских агломераций всё большую актуальность приобретает своевременное и качественное обслуживание населения, охрана окружающей среды от негативного воздействия городского, особенно автомобильного, транспорта. В настоящее время в мире насчитывается 300 млн. легковых, 80 млн. грузовых автомобилей и примерно 1 млн. городских автобусов.
Автомобили сжигают огромное количество ценных нефтепродуктов, нанося одновременно ощутимый вред окружающей среде, главным образом атмосфере. Поскольку основная масса автомобилей сконцентрирована в крупных и крупнейших городах, воздух этих городов не только обедняется кислородом, но и загрязняется вредными компонентами отработавших газов. Согласно данным статистики в США, все виды транспорта дают 60% общего количества загрязнений, поступающих в атмосферу, промышленность – 17%, энергетика – 14%, остальные – 9% приходятся на отопление зданий и других объектов и уничтожение отходов.