Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 19:11, курсовая работа
Хотя крупные катастрофы являются редкими событиями, вместе с тем авиационные
происшествия с менее катастрофическими последствиями, а также самые разнообразные инциденты
происходят достаточно часто. Указанные менее существенные случаи угрозы безопасности могут
быть предвестниками скрытых проблем с обеспечением безопасности полетов. Игнорирование таких
скрытых источников угрозы безопасности может способствовать увеличению числа более серьезных
происшествий.
Введение……………………………………………………………….. 2
1.Создание системы управления безопасностью полетов……….... 3
2.Культура безопасности………………………………………….......4
3.Десять этапов создания СУБП…………………………………….. 5
4.Этап 9 создания СУБП………………………………………………6
5. Этап 10 создания СУБП……………………………………………... 8
6. Надзор за безопасностью полетов………………………………... 10
7. Инспекционные проверки…………………………………………. 11
8. Обследования………………………………………………………. 12
9. Обеспечение качества……………………………………………….14
10. Проверки состояния безопасности полетов…………………..… 15
11. УППКБП………………………………………………………...…. 16
12. Проверки состояния БП регламентирующими органами……....17
13. Самопроверка…………………………………………………….…. 19
14.Самопроверка для менеджмента…………………………………......20
15. Заключение……………………………………………………………23
16. Литература…………………………………………………………….24
Менеджеры
и линейные администраторы также
могут проводить инспекционные проверки
аспектов безопасности для оценки выполнения
корпоративных требований, планов и процедур.
Однако такие инспекции способны обеспечить
лишь выборочную проверку производственного
процесса и практически не позволяют осуществлять
системный надзор за безопасностью полетов.
8.
Обследования
Обследования производственных участков, средств и служб дают возможность руководству получить представление об уровнях безопасности полетов и эффективности в рамках данной организации. Понимание системных источников опасности и факторов риска, присущих повседневной деятельности, позволяет той или иной организации свести к минимуму небезопасные действия и предпринимать проактивные действия, совершенствуя производственные процессы, улучшая условия и решая другие системные проблемы, которые приводят к небезопасным действиям. Обследования в области безопасности полетов являются одним из методов
систематического анализа конкретных организационных элементов или процессов, используемых при выполнении той или иной конкретной операции. Такие анализы проводятся для оценки состояния безопасности в целом, либо какого-либо ее конкретного аспекта. Они особенно полезны при
выяснении мнения выборочных категорий людей, например, линейных пилотов конкретного типа воздушных судов или диспетчеров УВД, работающих в конкретном секторе. Нацеленные на определение скрытых источников опасности в какой-либо системе подобные исследования обычно не зависят от плановых инспекций, проводимых государственными органами или руководством компании. Исследования, осуществляемые эксплуатационным персоналом, дают возможность собрать важную диагностическую информацию о повседневных операциях. Они могут обеспечить недорогостоящий механизм получения существенной информации, касающейся многих аспектов данной организации, включая:
a) представления и мнения эксплуатационного персонала;
b) уровень взаимодействия и сотрудничества среди различных групп служащих;
c) проблемные области или "узкие места" в повседневных операциях;
d) корпоративную культуру безопасности;
e) существующие
области разногласий или путаницы.
При
проведении обследований в
которую невозможно получить каким-либо иным образом. Как правило, конкретные данные, которые пригодны для оценки состояния безопасности полетов, можно получить с помощью хорошо продуманных и организованных обследований. Однако прежде чем предпринимать корректирующие действия, может потребоваться проверка достоверности всей полученной в ходе обследований информации. Аналогично системам
добровольного представления данных об инцидентах результаты обследований являются субъективными, отражая представления отдельных лиц. Соответственно, они подвержены тем же самым ограничениям, например, субъективность автора, субъективность опрашиваемых и субъективность при интерпретации данных.
Мероприятия,
связанные с исследованиями в
области безопасности полетов могут
охватывать весь цикл контроля риска от
этапа выявления опасных факторов, оценки
риска и до надзора за обеспечением безопасности
полетов. Проведение таких исследований
наиболее характерно для организаций,
которые перешли от ретроактивной к проактивной
культуре.
9.
Обеспечение качества
Система обеспечения качества (СОК) определяет и устанавливает политику и цели организации в отношении качества. Она предоставляет данной организации необходимые возможности для повышения эффективности и снижения риска. При надлежащем внедрении система СОК гарантирует, что процедуры выполняются последовательно и в соответствии с применимыми
требованиями,
что обеспечивается выявление и
решение проблем и что
СОК помогает
добиться того, чтобы были приняты
системные меры, требуемые для выполнения
задач организации в области безопасности.
Однако обеспечение качества не "обеспечивает
безопасность". Точнее, меры обеспечения
качества оказывают управленческому персоналу
помощь в достижении необходимой стандартизации
систем в рамках данной организации, чтобы
снизить риск происшествий.
СОК включает
процедуры мониторинга
b) методы проведения инспекций и испытаний;
c) мониторинг работы оборудования и операций;
d) внутренние и внешние контрольные проверки;
e) мониторинг предпринятых корректирующих действий;
f) проведение
надлежащих статистических анализов по
мере необходимости.
В настоящее время применяется целый ряд всемирно признанных стандартов
обеспечения
качества. Выбор наиболее оптимальной
системы зависит от размера, сложности
структуры и вида продукции организации.
Одним из наборов международных стандартов,
используемых многими организациями для
внедрения внутренней системы обеспечения
качества, является ИСО 9000. Применение
таких систем также гарантирует введение
надлежащих систем обеспечения качества
поставщиками данной организации.
10.
Проверки состояния
безопасности полетов
Проверки
состояния безопасности
за безопасностью полетов (контроль за показателями безопасности) обеспечивает менеджерам отдельных подразделений и высшему руководству возможность получения обратной информации о показателях безопасности полетов в данной организации. Указанная обратная связь позволяет получить сведения о существующем уровне безопасности полетов. В этом смысле проверки состояния безопасности представляют собой проактивную деятельность по управлению безопасностью полетов, обеспечивая средство выявления потенциальных проблем до того, как они повлияют на безопасность.
Проверки
аспектов безопасности могут проводиться
силами своей организации либо с
помощью внешней организации по проверкам
в области безопасности полетов. Наиболее
распространенной формой внешних проверок
безопасности полетов является демонстрация
показателей безопасности полетов государственным
полномочным органам регулирования. Однако
все чаще другие заинтересованные стороны
требуют проведения независимой проверки
как предварительного условия своего
согласия по конкретному вопросу, например,
по вопросам финансирования, страхования,
партнерства с другими авиакомпаниями
и доступа к воздушному пространству иностранных
государств. Независимо от мотива проведения
проверки процесс и результаты как внутренних,
так и внешних проверок аналогичны. Проверки
состояния безопасности следует осуществлять
на регулярной и системной основе в соответствии
с принятой в организации программой проверок
в области безопасности.
11.
УНИВЕРСАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ИКАО ПО ПРОВЕДЕНИЮ
ПРОВЕРОК ОРГАНИЗАЦИИ
КОНТРОЛЯ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ
БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ
(УППКБП)
ИКАО признает потребность государств в осуществлении эффективного надзора за обеспечением безопасности полетов в авиационных отраслях. В этой связи ИКАО разработала Универсальную программу проверок организации контроля за обеспечением безопасности полетов (УППКБП).
Главными
целями УППКБП являются
a) определение степени выполнения государствами стандартов ИКАО;
b) проверка и оценка соблюдения государствами Рекомендуемой практики, соответствующих процедур, инструктивного материала и связанных с безопасностью полетов практических мер;
c) определение эффективности внедрения государствами систем контроля за обеспечением безопасности полетов посредством введения надлежащих законов, нормативных положений, учреждения полномочных органов и инспекций по вопросам безопасности полетов, а также органов по проведению проверок;
d) подготовка для Договаривающихся государств рекомендаций по совершенствованию их механизмов надзора за обеспечением безопасности полетов.
Первый цикл проверок УППКБП в большинстве Договаривающихся государств в отношении положений Приложения 1 "Выдача свидетельств авиационному персоналу", Приложения 6 "Эксплуатация воздушных судов" и Приложения 8 "Летная годность воздушных судов" завершен.
ИКАО
опубликовала и разослала краткие
отчеты об этих проверках, содержащие
резюме выводов, рекомендаций и предложенных
государству корректирующих действий,
с тем чтобы другие Договаривающиеся государства
могли сформировать свое мнение о состоянии
безопасности в авиации прошедшего проверку
государства. В последующих циклах проверок
УППКБП будет использоваться системный
подход, где основное внимание будет уделяться
тем SARPS во всех связанных с безопасностью
полетов Приложениях, которые имеют важное
значение для обеспечения безопасности
полетов. На сегодняшний день результаты
указанных проверок выявили целый ряд
недостатков в соблюдении SARPS ИКАО отдельными
государствами.
12. ПРОВЕРКИ СОСТОЯНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ
РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИМИ
ОРГАНАМИ
Для некоторых
государств проводимые в рамках УППКБП
ИКАО проверки являются единственной
формой оценки эффективности существующих
у них систем надзора за безопасностью
авиации. Однако многие государства действительно
осуществляют у себя программу проверок
состояния безопасности полетов, чтобы
обеспечить целостность своей национальной
авиационной системы. Проверки, проводимые
регламентирующим полномочным органом
по вопросам безопасности полетов, должны
охватывать процедуры управления безопасностью
всей организации в целом. Ниже перечислены
основные вопросы, охватываемые такими
проверками:
a) Надзор и выполнение требований. Прежде чем выдать какое-либо свидетельство или разрешение регламентирующему полномочному органу необходимо убедиться в том, что требуемые международные, национальные или местные стандарты выполняются и что такая ситуация сохранится в течение всего срока действия свидетельства или разрешения.
Регламентирующий
орган определяет приемлемые средства
демонстрации выполнения требований.
Проверяемая организация должна затем
предоставить документальные свидетельства
того, что требования регламентирующего
органа могут быть и будут выполнены.
b) Области и степень риска. При проведении проверки в области безопасности полетов регламентирующий орган должен убедиться в том, что принятая в данной организации система СУБП основана на надежных принципах и процедурах. В организации должны существовать системы периодического пересмотра процедур, обеспечивающие соблюдение всех стандартов в области безопасности на непрерывной основе. Следует провести оценку методики выявления факторов риска и осуществления необходимых изменений. Проверка должна подтвердить, что отдельные части организации действуют как единая система.
Поэтому
проводимые регламентирующим органом
проверки должны быть достаточно глубокими
и комплексными для гарантии того, что
в своей системе управления безопасностью
данная организация учитывает самые различные
взаимосвязи.
c) Квалификация.
Организация должна располагать соответствующим
обученным персоналом, чтобы обеспечивать
надлежащее функционирование СУБП. Наряду
с подтверждением квалификации всего
персонала регламентирующему полномочному
органу необходимо оценить способности
сотрудников, занимающих ключевые должности.
Наличие свидетельства, предоставляющего
какие-либо особые права, не обязательно
отражает способность его владельца выполнять
управленческие задачи. Например, компетентность
в качестве диспетчера УВД еще не говорит
об умении руководить. В случае краткосрочных
недостатков в уровне квалификации организация
должна убедительно доказать регламентирующему
органу, что у нее имеется реальный план
улучшения ситуации в кратчайшие возможные
сроки. Кроме того, регламентирующий орган
должен назначить высшего руководителя
ответственным за состояние безопасности.