Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:02, шпаргалка
Ответы на 14 вопросов.
Вопрос №1 Основные свойства деталей.
Деталь – элементарная часть машины изготовленная без применения сборочных операций.
Узел – это разъемное или не разъемное соединение деталей, являющихся одной из составных частей машины, а так же совокупность узлов и деталей объединяемых общностью выполняемых функций. Различают детали общего (детали соединений, передач, соединенных передач) и специального назначения (коленчатые валы, лемихи, клапаны, поршни).
В соответствии с выполняемыми функциями детали и узлы делятся на 3 группы: детали соединений, механические передачи, детали и узлы передач.
Машины и механизмы состоят из отдельных деталей, которые представляют собой одно целое. Принцип деталей работающих в комплексе и объединенных общим назначением называется узлом.
Различают детали простые (винт, гайка, болт) и сложные (коленчатый вал, корпус редуктора). Эффективная работа машин, срок их службы зависят от прочности, жесткости, износостойкости, теплостойкости, виброустойчивости и надежности деталей.
Прочность – свойство детали сопротивляться разрушению под действием на нее внешних нагрузок. На детали могут воздействовать нормальные, случайные и аварийные нагрузки.
Жесткость – определяет величину упругой деформации детали под влиянием действующих на нее нагрузок. Различают собственную и контактную жесткость детали.
Износостойкость
– это свойство материалов детали
оказывать сопротивление
Теплостойкость – свойство детали выдерживать тепловые нагрузки. В результате нагрева могут возникнуть следующие вредные явления: понижение несущей способности деталей, понижение свойств трущихся поверхностей, понижение точности машины.
Виброустойчивость
– способность конструкций
Надежность – свойство изделия выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в заданных пределах в течении требуемого промежутка времени или требуемой нагрузки.
Ремонтоспособность
– характеризуется временем простоя
в ремонте к рабочему времени,
доступностью узлов и деталей, которые
взаимозаменяемы запасными деталями.
Чем больше этот %, тем меньше время простоя
в ремонте.
Вопрос №2 Виды соединений. Заклепки.
Применяемые в машинах и приборостроении виды соединений отдельных деталей и узлов делятся на 2 группы: не разъемные соединения (разборка не возможна без разрушения соединительных элементов, к ним относят: заклепочные, сварные, клеевые, паяные, с натягом), разъемные соединения (позволяющие повторную сборку и разборку, к ним относят: резьбовые, клиновые, шлицевые, шпоночные).
Заклепочные соединения.
Заклепка представляет
собой стержень круглого сечения
с головками на концах, одну из которых
, называемую закладной, выполняют на заготовке
заранее, а вторую, называемую замыкающей,
формируют при клепке. Для облегчения
остановки заклепки диаметр отверстий
закрепляемых частей делают большим диаметра
стержня самой заклепки. В результате
клепки стержень заклепки осаживается
и плотно заполняет все отверстие. Заклепки
применяют для соединения листов, полос,
прокатных профилей. Заклепочные соединения
являются более стабильными, и контроль
их качества осуществляется проще и надежнее.
Поэтому их используют в конструкциях
воспринимающих интенсивные вибрационные
нагрузки, или большие повторные ударные
(Н: самолеты, уникальные мосты). По назначению
различают прочные заклепочные швы для
восприятия внешних нагрузок и прочноплотные,
обеспечивающие герметичность соединений
при восприятии значительных усилий. Встречаются
в некоторых котлах, резервуарах и трубопроводах
для газов и жидкостей, давлений. Во избежание
химических коррозий, заклепки ставят
из тогоже материала, что и соединяемые
детали.
Вопрос №3 Виды соединений. Соединение с натягом.
Применяемые в машинах и приборостроении виды соединений отдельных деталей и узлов делятся на 2 группы: не разъемные соединения (разборка не возможна без разрушения соединительных элементов, к ним относят: заклепочные, сварные, клеевые, паяные, с натягом), разъемные соединения (позволяющие повторную сборку и разборку, к ним относят: резьбовые, клиновые, шлицевые, шпоночные).
Соединение с натягом.
Из соединения деталей выполняемых с натягом наиболее распространены цилиндрические т.е. в которых одна деталь охватывает другую по цилиндрической поверхности. Необходимый натяг осуществляется изготовлением деталей с требуемой разностью их посадочных размеров. Взаимная не подвижность соединяемых деталей обеспечивается силами трения, возникающими на поверхности деталей. Сам процесс может осуществляться несколькими способами: 1)нагрев детали на которую надевается другая деталь с натягом; 2) нагрев второй детали.
Достоинства цилиндрического соединения с натягом: простота конструкции, хорошее центрирование соединяемых деталей, возможность восприятия больших нагрузок.
Недостатки: сложная
сборка и разборка соединений, возможность
уменьшения натяга соединяемых деталей,
повреждение посадочных поверхностей,
запрессовка, требование пониженной шероховатости
посадочной поверхности, требование повышенной
точности изготовления. Хотя, соединение
деталей с натягом обычно относят к неразъемным,
однако, цилиндрические соединения допускают
разборку (распрессовку) и сборку (запрессовку)
деталей.
Вопрос №4 Виды соединений. Резьбовые соединения.
Применяемые в машинах и приборостроении виды соединений отдельных деталей и узлов делятся на 2 группы: не разъемные соединения (разборка не возможна без разрушения соединительных элементов, к ним относят: заклепочные, сварные, клеевые, паяные, с натягом), разъемные соединения (позволяющие повторную сборку и разборку, к ним относят: резьбовые, клиновые, шлицевые, шпоночные).
Резьбовые соединения.
Резьбовыми – называются такие соединения, которые осуществляются крепежными деталями по средствам резьбы. Резьба получается образованием на цилиндрическом или коническом стержне канавок с поперечным сечением определенного профиля, каждая точка которого располагается на винтовой линии. Расположенные между канавками выступы называются витками резьбы. Выступ резьбы, охватывающий резьбовую деталь более 1-го раза, т.е. более 360° называется ниткой резьбы.
Основными крепежными деталями резьбовых соединений являются винты, болты, шпильки, гайки.
Болт – представляет собой стержень с резьбой для гайки на одном конце и с головкой на другом.
Винт – стержень, обычно с головкой на одном конце и резьбой на другом конце к которому он ввинчивается в одну из скрепляемых деталей. В резьбовых соединениях применяются винты без головок.
Шпилька – представляет собой стержень с резьбой на обоих концах, одним концом она ввинчивается в одну из скрепляемых деталей, а на другой конец навинчивается гайка.
Гайка – это деталь, с резьбовым отверстием навинчиваемая на винт или шпильку и служащая для замыкания скрепляемых деталей соединения.
В отдельных
резьбовых соединениях
Обыкновенные шайбы – представляют собой прокладки, помещаемые под гайки, головки болтов и винтов и служат для увеличения опорной поверхности.
Гаечные замки – применяются для удержания гаек и винтов от самоотвинчивания. Для завинчивания и отвинчивания, болтов со шлицами используют отвертки, для завинчивания и отвинчивания остальных болтов и винтов, и почти всех гаек пользуются гаечным ключом.
Из всех видов
соединений применяемых в машиностроении
резьбовые соединения самые распространенные
т.к. они наиболее надежны по форме
сборки и разборки, имеет не большие
габариты, просты в изготовлении и
допускают точную установку соединяемых
деталей, а так же любую степень затяжки
крепежными деталями. Две детали сопрягаемые
резьбой называют винтовой парой (Н: винт
и гайка, болт и гайка). По форме профиля
различают треугольную, прямоугольную,
трапецеидальную, круглую. В зависимости
от формы стержня на которой нарезана
резьба различают цилиндрические и конические
резьбы. Резьба расположенная на наружной
поверхности детали называется наружной,
а на внутренней – внутренней. В зависимости
от направления вращения контура образующего
резьбу различают правые и левые резьбы.
В зависимости от количества ниток резьбы
различают: однозаходную, двузаходные
и многозаходные. В резьбовых соединениях
применяют исключительно однозаходные
резьбы, как наиболее надежные в отношении
самоторможения резьбовых деталей и предохраняющие
их от самоотворотов. Многозаходные резьбы
применяют в передаче винт – гайка и червячных.
По назначению различают резьбы: крепежные
(предназначены для скрепления соединительных
деталей), крепежноуплотняющие (служат
не только для скрепления, но и создания
герметичности этих соединений), резьбы
для передачи движения (винт гайка и червячных).
Вопрос №5 Резьбовые соединения. Параметры и виды.
Резьбовыми – называются такие соединения, которые осуществляются крепежными деталями по средствам резьбы. Резьба получается образованием на цилиндрическом или коническом стержне канавок с поперечным сечением определенного профиля, каждая точка которого располагается на винтовой линии. Расположенные между канавками выступы называются витками резьбы. Выступ резьбы, охватывающий резьбовую деталь более 1-го раза, т.е. более 360° называется ниткой резьбы.
Из всех видов соединений применяемых в машиностроении резьбовые соединения самые распространенные т.к. они наиболее надежны по форме сборки и разборки, имеет не большие габариты, просты в изготовлении и допускают точную установку соединяемых деталей, а так же любую степень затяжки крепежными деталями. Две детали сопрягаемые резьбой называют винтовой парой (Н: винт и гайка, болт и гайка). По форме профиля различают треугольную, прямоугольную, трапецеидальную, круглую. В зависимости от формы стержня на которой нарезана резьба различают цилиндрические и конические резьбы. Резьба расположенная на наружной поверхности детали называется наружной, а на внутренней – внутренней. В зависимости от направления вращения контура образующего резьбу различают правые и левые резьбы. В зависимости от количества ниток резьбы различают: однозаходную, двузаходные и многозаходные. В резьбовых соединениях применяют исключительно однозаходные резьбы, как наиболее надежные в отношении самоторможения резьбовых деталей и предохраняющие их от самоотворотов. Многозаходные резьбы применяют в передаче винт – гайка и червячных. По назначению различают резьбы: крепежные (предназначены для скрепления соединительных деталей), крепежноуплотняющие (служат не только для скрепления, но и создания герметичности этих соединений), резьбы для передачи движения (винт гайка и червячных).
Основные параметры резьбы: 1) форма и размер профиля; 2)наружный диаметр (d,D); 3)внутренний диаметр(d1,D1); 4)средний диаметр(d2,D2); 5)угол подъема резьбы (γ) т.е. угол между винтовой линией по среднему диаметру резьбы и плоскости перпендикулярной его осевой линии; 6)шаг резьбы (S), расстояние между одноименными сторонами 2-х рядом расположенных витков, измеренные в направлении ее осевой линии; 7)число заходов резьбы (n), т.е. число ниток резьбы приходящихся на 1 ее ход. Для однозаходной резьбы шаг и ход резьбы равны между собой. Ход резьбы можно определить так же, как расстояние на которое переместится болт или винт вдоль своей осевой линии за один оборот в неподвижной гайке. Наружный диаметр резьбы является ее номинальным диаметром, средний диаметр резьбы определяется по формуле: . Для однозаходной резьбы шаг резьбы равен его ходу, а для многозаходной шаг резьбы равен: .
Метрическая резьба – основная крепежная треугольная резьба. Бывает с крупным и мелким шагом, т.к. она оказывает меньше влияния на износ и ошибки изготовления. Метрическая резьба с мелким шагом обеспечивает детали большую прочность и надежность от самоотвинчивания, поэтому их применяют при изготовлении тонкостенных резьбовых деталей.
Дюймовая
резьба – крепежная, ее
Круглая – применяется для винтов несущих большие динамические нагрузки, работающих в загрязненной среде с частым отвинчиванием и завинчиванием (вагонные сцепки, пожарное оборудование и др.), а так же в тонкостенных изделиях (на цоколях ламп).
Трапецеидальная – основная резьба передачи винт – гайка и червячных.
Прямоугольная – изготовляется на токарных винторезных станках и этот способ не позволяет получить высокую точность, применяется редко.
Трубная цилиндрическая, трубная коническая, коническая дюймовая резьбы представляют собой мелкие треугольные дюймовые крепежноуплотняющие резьбы, они применяются в основном для соединения труб и арматуры трубопровода.
Упорная резьба
имеет не симметричный трапецеидальный
профиль , применяющийся для винтов
воспринимающих большую одностороннюю
осевую нагрузку в прессах, нажимных
устроиствах, прокатных станках, грузовых
крюках и т.д.
Вопрос №6 Основные характеристики механических передач.