Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 18:45, реферат
Железная дорога, в том виде, в каком она существует теперь, изобретена не сразу. Три элемента, ее составляющие, — рельсовый путь, перевозочные средства и двигательная сила — прошли каждый отдельную стадию развития, пока, наконец, не были скомбинированы вместе.
Железные дороги являются самым крупным грузоперевозчиком страны. На их долю приходится около 30% общенационального грузооборота в тонно-км. С точки зрения затрат железные дороги – наиболее рентабельный вид транспорта для перевозок вагонных партий грузом навалом – каменного угля, руды, песка, сельскохозяйственной и лесной продукции - на дальние расстояния. Недавно железные дороги начали увеличивать число услуг с учетом специфики клиентов.
Введение2
Роль и значение железных дорог2
Значение железных дорог для человечества4
Влияние железных дорог7
История развития железной дороги в России9
Развитие железных дорог в России12
Заключение15
Список источников16
Первые железные дороги в России появились на горных заводах Алтая и Урала в начале XIX в. В 1810 г. на Колыванском заводе на Алтае Петр Фролов проложил железную дорогу длинной в два километра с конной тягой. В 1834 г. на Нижнетагильском заводе крепостные механики Ефим и Мирон Черепановы построили железную дорогу с паровой тягой. Первой железной дорогой общего пользования в России была Царскосельская железная дорога протяженностью 26 км., соединявшая с 1387 г. Петербург с Царским Селом и Павловском.
В первый период железнодорожного строительства в России строились прежде всего дороги, обеспечивавшие стратегические интересы Российской империи и интересы государственного управления. В 1843-1851 гг. были построены крупнейшие в Европе двух путные железные дороги Петербург-Москва и Петербург-Псков-Варшава-Вена, соединявшие главный центр торговли и промышленности страны -Московский район с Петербургским морским портом, а столичный Петербургский район с сетью железных дорог Западной Европы.
Во второй период строительства
(середина 60-х годов-80-е годы XIX в.)
были обеспечены связи Москвы с её
сырьевыми и продовольственными
базами и основных хлебопроизводящих
районов России с морскими портами.
Железная дорога Москва - Нижний Новгород
соединила Москву с главной речной магистралью
- Волгой, а через неё и с более отдаленными
районами России. Линии Москва-Рязань-Воронеж-Зверово,
Козлов -Тамбов-Саратов, Москва -Тула -Орел
-Курск -Харьков, продолженные затем до
Севастополя, Ростова-на-Дону и Владикавказа
связывали старую столицу России с Черноземным
центром, Украиной, Донбассом, Поволжьем
и Северным Кавказом. Во втором периоде
строительства были заложены основы железнодорожной
сети европейской части России, напоминающей
паутину, исходящую из одного центра -
Москвы. Важным достижением был также
выход железных дорог к Волге, Балтийскому
и Черному морям. К началу 90-х годов XIX в.
сеть железных дорог России состовляла
около 30тыс.км.
Специализация Средней Азии
на хлопке потребовала завоза сюда
в большом количестве хлеба. В
связи с этим Закаспийская дорога
была проложена до Ташкента и Андижана.
В 1906 г. эта дорога была соединена
с Оренбургом и тем самым была
установлена прямая связь Средней
Азии с сетью железных дорог.
В годы первой мировой войны
для вывоза из внутренних районов
Сибири были построены линии Новосибирск
- Барнаул - Семипалатинск и Плетаево-
Наиболее крупным недостатком железных дорог России была техническая неполноценность, а также мощность составов и высокие цены за перевозки. Тем не менее в 1913 г. грузооборот был больше речного транспорта в 6 раз.
В результате революции все средства транспорта, в том числе и железная дорога, были национализированы, и стал возможен плановый подход к их развитию в целях полного удовлетворения потребностей народного хозяйства в перевозках грузов и пассажиров. Был утвержден план ГОЭЛРО, по которому предусматривалось создать 4 магистрали Кривой Рог - Донбасс - Царицын, Москва-Донбасс - Мариуполь, Москва - Петроград, Москва - Енисей. Они должны были быть двух путными, электрифицированными, с повышенной скоростью движения и большим весом поездов.
Крупное железнодорожное
строительство и реконструкция
были осуществлены по первому 5-летниму
плану СССР при сооружении Урало-Кузнецкого
комбината. Создание Урало-Кузнецкого
комбината потребовало
Перед началом войны Великой
Отечественной войны длина
В годы войны были построены новые пути на Севере, в Поволжье, Казахстане и на Кавказе длиной 6,7 тыс.км.
В период войны железным дорогам был нанесен громадный ущерб. На начало 1943 г. эксплуатационная длина ж.д. уменьшилась на 40%, а техники - на 20%.
В послевоенные годы началось
восстановление железнодорожных путей,
а также строение новых. Строительство
Южно-Сибирской и
На севере европейской части СССР были построены в целях лесопромышленного освоения, например, Западно-Карельская линия или разработки месторождений руд - линии Мурманск-Печенга, Пинозеро-Ковдор и др.
Всего за советский период
было построено свыше 65 тыс.км. новых
железных дорог. Они сильно расширили
главную полосу хозяйственного освоения
нашей страны. [http://www. coolreferat.com/Железные_
Заключение
Железные дороги в настоящее время – основное звено в транспортной системе народного хозяйства. Их удельный вес в общих грузовых перевозках постоянно увеличиваются. По сравнению с другими отраслями народного хозяйства железнодорожный транспорт имеет существенные особенности.
Его эффективность обусловлена общей технологией.
Это позволяет координировать усилия
множества участников перевозочного процесса,
руководить эксплуатационной деятельностью на все железнодорожной сети.
Сегодня железные дороги – один из самых надежных и доступных видов транспорта. Надежная работа отрасли – необходимое условие сохранения единого экономического пространства и целостности государства, расширения международных экономических связей.
Список источников: