Федеральное агентство
железнодорожного транспорта
Уральский государственный
университет путей сообщения
Кафедра «Экономика транспорта»
РЕФЕРАТИВНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
РАБОТА
По дисциплине: «История экономики
железнодорожного транспорта»
На тему: «Журнал путей и сообщения»
Проверил
Выполнил:
преподаватель:
ст. гр. ЭК-243
Касымова Ю. Н.
Бозоев С.И.
Екатеринбург
2014
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
1. Зарождение железных
дорог в России……………………………………..4
2. “Журнал путей сообщения”…………………………………………………7
3. Журналы, выпускаемые в
современном мире…………………………….10
Заключение………………………………………………………………………13
Список литературы …………………………………………………………….14
Введение
Вряд ли найдется в России человек, который
ни разу ни прибегал к услугам железной
дороги, будь то простая поездка или путешествие
к морю.
Живя сейчас, многие из нас и не задумываются
о создании
железнодорожного транспорта. Кажется,
он был всегда, и та скорость, с которой
он перевозит грузы и пассажиров. Создание
железных дорог, как средства путей сообщения
послужило выпуску печатных изданий, которые
доносили до людей информацию, связанную
с этим видом транспорта. Одним из таких
изданий, был «Журнал путей сообщения».
Цель работы – рассмотреть
причины и цели издания “Журнала путей
сообщения”, как неотъемлемую часть развития
железных дорог.
Задачи:
- Выяснить, когда были изданы
первые журналы;
- Рассмотреть содержание журнала;
- Выяснить, какие журналы выпускаются
в современном мире;
- Определить важность выпусков
журналов на развитие железных дорог.
На мой взгляд, данная тема интересна
любому учащемуся железнодорожного ВУЗа
с точки зрения расширения кругозора.
1. Зарождение железных
дорог в России
Пути сообщения были всегда и везде. Наземный
транспорт зародился в глубокой древности.
История наземного транспорта, выделившего
из себя новый вид - железнодорожный, уходит
вглубь веков.
В древних странах строили сухопутные
дороги, по которым, используя животных,
перевозили грузы и людей. Сохранившиеся
дороги Древнего Рима, Великого шелкового
пути из Китая в Среднюю Азию и другие
вызывают удивление по качеству строительства
и протяженности сообщений. По таким дорогам
лошади и волы везли повозки, скакали всадники,
передвигались караваны верблюдов, шли
пешие люди, перемещались воины.
Развитие путей сообщения проходило
в зависимости от культурных преобразований
и изменений в обществе. Средневековый
период вплоть до XV века характерен ведением
войн. Затем наступило бурное изменение
в жизни европейских народов. Быстро росло
число мануфактур, появились горные и
металлургические предприятия, требующие
перемещения большого количества грузов,
создания новых видов транспорта. Большое
количество существующих в то время дорог
были совершенно непроходимыми, а скорости
движения и количество перевозимого груза
зависели от силы и выносливости лошадей.
Российское правительство озаботилось
вопросами прокладки железной дороги
в начале XIX века. Базой для этого направления
стал Департамент водных коммуникаций,
созданный в 1798 году по утверждённому императором
Павлом I проекту. Организацию возглавил Н. П. Румянцев. Департамент при Румянцеве
действовал успешно, активно развивался
и в 1809 году расширил свои полномочия и
был переименован в Управление водяными
и сухопутными сообщениями. На базе, построенной
Румянцевым, в том же 1809 году был создан
военный Институт
корпуса путей сообщения.
Целью создания института была
подготовка специалистов для строительства
на огромных территориях России разветвлённых
систем сухопутных и водных путей сообщения.
В эпоху создания института наиболее развитым
был водный путь. Основным недостатком
судоходства была зима, когда суда простаивали
месяцы в ожидании начала навигации. Против
течения по рекам и каналам летом суда
проводились бурлаками.
С 1826 года по профессорский состав Института
начал выпуск журнала путей сообщений.
36 номеров этого издания, вышедшие в течение
первого десятилетия, содержали свыше
пятидесяти научных работ по проектированию
и строительству различных инженерных
сооружений, как в России, так и за рубежом.
В 1831 году в институте началось чтение
публичных лекций. Профессор Г. Ламе прочитал
две лекции «Построение железных
дорог в Англии», в которых он обосновал
экономическую выгодность строительства
железных дорог. Материал для этих лекций
был собран во время командировки в Англию. Ему противостоял профессор
института М. Дестрем, убеждённый сторонник развития
водных путей сообщений, который читал
лекции «Причины невозможности
устройства железных дорог в России».
С 1833 года Мельников — профессор курса прикладной механики,
утверждён заведующим кафедрой. Ведёт
лекции по железнодорожной тематике в
трёх разделах: верхнее строение пути,
тяга поездов, подвижной состав. Параллельно
с этим ведёт научную работу: в 1835 году опубликована книга «О железных дорогах»
— первое в России учебное пособие по
железнодорожному транспорту.
В это же время профессор Н. О. Крафт читает курс о составлении проектов.
Профессор М. С. Волков, выступая за строительство
железных дорог и понимая значимость этого
изобретения для страны, ратует за просветительскую
работу в рамках института.
С 1835 года М. С. Волков, профессор Института (в прошлом — выпускник),
вводит раздел «О построении железных
дорог», и с этого момента Институт стал
готовить инженеров для строительства
железных дорог. Учебные занятия по курсу
прикладной механики вели профессор Б. Клапейрон и инженеры путей сообщений П. П. Мельников, А. Г. Добронравов, Н.Ф.Ястржембский.
Таким образом, институт, решая задачу
налаживания путей сообщения в России,
был основан императором Александром I,
был запущен полностью во времена правления Николая I, была воплощена идея строительства
железной дороги в России. В 1820-е годы потребовалось решить задачу подготовки
квалифицированных строителей, инженеров-путейцев.
Они, обучаясь в Корпусе инженеров путей
сообщений, с 1837 года смогли проходить практику на действующей Царскосельской железной дороге.
Это на порядок повысило квалификацию
выпускников, и заложило почву для квалифицированного
строительства и обслуживания Николаевской
железной дороги.
История железных дорог в России начинается с 1830-х годов. В 1834 году по приглашению горного ведомства в
Россию прибыл австрийский инженер Франц фон Герстнер,
который внёс императору Николаю I предложение о строительстве железнодорожной
линии. В 1835 году родственник императора
граф Алексей Бобринский создаёт
акционерное общество, целью которого
является финансирование строительства
железных дорог. В 1836 году император обнародовал указ о сооружении Царскосельской железной дороги.
За несколько месяцев был построен пусковой
участок отКузьмино до Павловска, на котором к концу года было запущено
движение, а официальное открытие дороги
состоялось в конце 1837 года.
2. “Журнал путей сообщения”
В первые годы своего существования
«Журнал путей сообщения», выходивший
тогда на русском и французском языках,
наряду с вопросами строительства дорог
для гужевых перевозок, организации судоходства
публиковал и материалы по проблемам создания
отечественного механического транспорта.
В этот период на его страницах развернулась
дискуссия о целесообразности постройки
железных дорог в условиях России, закладывались
теоретические основы железнодорожного
дела. В журнале выступали крупнейшие
русские ученые и инженеры, наметившие
конкретные направления создания важнейших
технических объектов - рельсовой колеи,
искусственных сооружений, подвижного
состава.
Министерство путей сообщения
России многие годы издает пять научно-технических
железнодорожных журналов. Одно из старейших
отраслевых изданий страны и транспортных
журналов мира журнал «Железнодорожный
транспорт» начал выходить в 1826 г в С-Петербурге
под названием «Журнал путей со общения»
С 1889 г издавалась неофициальная часть
– «Журнал Министерства путей сообщения»,
а официальные документы печатались в
Приложении В советское время в полной
мере выпуск журнала был возобновлен в
1919 г в Петрограде, с 1920 г журнал выходил
в Москве под названием «Техника и экономика
путей сообщения», «Транспорт и хозяйство»,
«Социалистический транспорт», с 1941 г
– указанное название
С первых лет издания журнал, привлекая
в качестве авторов статей таких выдающихся
ученых и инженеров, как П. П. Мельников,
Д И Журавский, Н О Крафт, активно выступал
за строительство железных дорог в России.С
их появлением всемерно содействовал
формированию и развитию отечественной
железнодорожной сети, созданию эффективного
подвижного состава и других технических
средств, совершенствованию эксплуатацией
ной работы и управления перевозочным
процессом, обобщению и распространению
передовою опыта. Общепризнанные традиции
издания – высокая информативность, глубина
постановки и комплексность освещения
научно технических, экономических и социальных
проблем железнодорожного транспорта.
Большое внимание уделяется вопросам
укрепления партнерских отношений железных
дорог с субъектами Российской Федерации
и грузовладельцами, улучшения транспортного
обслуживания регионов, развития плодотворного
сотрудничества Российских и зарубежных
железных дорог, в первую очередь в рамках
СНГ, взаимодействия различных видов транспорта
Журнал награжден орденом Трудового Красного
Знамени (1982 г).
Важное значение для развития транспортной
науки и техники имеет выпуск железнодорожных
журналов «Автоматика, связь, информатика»
(с 1923 г ), «Локомотив» (с 1957 г ), «Путь и путевое
хозяйство» (с 1957 г ), «Железные дороги
мира» (с 1971 г ). С учетом своей тематики,
задач и читательской аудитории журналы
всесторонне освещают актуальные проблемы
ведущей транспортной отрасли государства,
активно содействуют их решению. Журналы
регулярно публикуют материалы о создании
и внедрении новой техники, знакомят с
результатами научных исследований, деятельностью
изобретателей, пропагандируют передовой
производственный опыт, дают технические
консультации, помещают рецензии на новые
книги по транспорту информацию о зарубежной
технике и железнодорожном строительстве,
публикуют материалы в помощь экономическому
образованию и освоению массовых профессий,
по истории железных дорог.
Характерной особенностью журналов является
публикация тематических подборок или
выпуск специальных номеров по проблемам
и приоритетным направлениям развития
отрасли. На страницах этих изданий ученые,
проектировщики, конструкторы, специалисты
практики обсуждают важнейшие научно-технические
проблемы обеспечения бесперебойного
функционирования железных дорог и безопасности
движения, создания и внедрения новой
техники и прогрессивной технологии, повышения
качества транспортного обслуживания
экономики и населения страны. Материалы
по железнодорожной тематике помещают
также журналы смежных отраслей, например
журнал «Транспортное строительство»
и др. В 1882-1917 гг..Русское техническое общество
издавало журнал «Железнодорожное дело»,
где помещалась регулярная информация
о результатах научной деятельности, экспериментальных
и теоретических исследованиях, публиковались
сообщения об открытии новых железнодорожных
линий. Постоянным приложением к журналу
был библиографический указатель статей
периодической литературы.
3. Журналы, выпускаемые
в современном мире
В современном мире так же выпускаются
журналы о железнодорожном транспорте.
Рассмотрим некоторые из них:
- Журнал «Экономика железных
дорог»
Ведущее профессиональное издание
по вопросам управления железными дорогами
и железнодорожными предприятиями. Журнал
выходит с 1999 г.
Ежемесячный журнал
для руководителей и финансово-экономических
работников железнодорожной отрасли.
В каждом номере освещается реализация
стратегии развития железнодорожного
транспорта России, вопросы улучшения
финансово-экономических показателей,
научные и практические рекомендации
по эффективному использованию материальных,
трудовых и финансовых ресурсов.
- Журнал «Путь и путевое хозяйство»
Издается с января 1957 г. в соответствии
с приказом МПС № 62Ц от 03 июля 1956 г. С 1936
г. по 1940 г. журнал выходил под названием
«Путеец». До этого с января 1932 г. по декабрь1935
г. выпускался журнал «Железнодорожный
путь».
Предназначен для специалистов
среднего и высшего звеньев управления
путевым хозяйством, специализированным
машиностроительным комплексом и транспортным
строительством, бригадиров, мастеров
и монтеров пути, проектировщиков, научных
работников, студентов. Всесторонне отражает
проблематику путевого хозяйства, ведет
общеобразовательную и воспитательную
работу среди путейцев.
Основная тематика журнала:
реформирование путевого комплекса, внедрение
ресурсосберегающих технологий, новые
конструкции пути, машины и механизмы;
опыт передовиков и новаторов; безопасность
движения, охрана труда; текущее содержание
и ремонт пути, земляного полотна и искусственных
сооружений; эксплуатация и ремонт машин
и механизмов, средств оценки состояния
колеи и дефектоскопии рельсов; зарубежная
техника.
- Журнал «Инновационный транспорт»
Основная цель издания – популяризация
знаний и достижений в транспортной отрасли,
обзор важнейших событий в сфере транспорта
с точки зрения его инновационного развития.
Это в полной мере относится не только
к железнодорожному, но и к автомобильному,
авиационному, водному и другим перспективным
видам транспорта.
Рубрики журнала:
Железнодорожный транспорт