История Белорусского вокзала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 18:18, доклад

Краткое описание

Во второй половине 60-х годов XIX века от Тверской заставы на западе Москвы началась прокладка Московско-Смоленской железной дороги, которая вела к Смоленску, а от него к Бресту и затем на Варшаву. Изыскания местности для прокладки пути "...Государь Император дозволил Смоленскому земству провести на свой счет". Смоленские промышленники, заинтересованные в соединении с Москвой, охотно давали деньги на будущую железную дорогу.

Вложенные файлы: 1 файл

история вокзала.doc

— 1.27 Мб (Скачать файл)

Во  второй половине 60-х годов XIX века от Тверской заставы на западе Москвы началась прокладка Московско-Смоленской железной дороги, которая вела к  Смоленску, а от него к Бресту и  затем на Варшаву. Изыскания местности  для прокладки пути "...Государь Император дозволил Смоленскому земству провести на свой счет". Смоленские промышленники, заинтересованные в соединении с Москвой, охотно давали деньги на будущую железную дорогу.

В апреле 1867 года Московская городская дума приняла решение  уступить железной дороге "бесплатно участки городской пустопорожней земли, которые ей могут понадобиться под Московскую станцию и под самую дорогу как в черте города, так и вообще в городских владениях... ". 23 апреля 1868 года император Александр II разрешил "приступить к работам по предполагаемой железной дороге от Смоленска до Москвы и утвердить в общем виде направление этой дороги". Оставалось найти место для станции и вокзала.

Наиболее удобной  сочли местность у Тверской заставы: это было довольно близко к городу, позволяло проложить от новой дороги соединительную ветку с Николаевской железной дорогой. К тому же, выбор был продиктован и экономическими соображениями: большая часть земель, предназначаемых под станцию и пути, не приносила городу никакого дохода, так что издержки города на отчуждение частных земель и снос построек составили всего 50 тысяч рублей.

Новая железная дорога проходила, правда, через место конских  скачек. Однако генерал-губернатор князь  В.А. Долгоруков, хотя сам и являлся президентом Императорского московского скакового общества, не смог удовлетворить просьбу коннозаводчиков об оказании содействия, "дабы линию означенной дороги отклонить от ипподромов на сколько окажется возможным".

Строительство вокзала, которому дали название Смоленский, началось в конце апреля 1869 года. Ответственным за возведение зданий и всех построек был крупный предприниматель, владелец кирпичных заводов статский советник Немчинов. Сегодня о нем напоминает название станции Немчиновка, устроенной по просьбе братьев Немчиновых, основавших в пригороде Москвы дачный поселок. Вокзал строился довольно быстро: к началу сентября 1870 года двухэтажное каменное здание было уже оштукатурено.

 

Торжественное открытие Московско-Смоленской железной дороги состоялось 19 сентября 1870 года.

О новом вокзале - шестом по счету и втором (после Николаевского) по размерам в Москве - пресса писала: "Станция представляет собой довольно красивое здание. С открытием движения по Смоленской дороге вся местность, прилегающая к Тверской заставе и четырем Ямским улицам, сильно оживится: уже теперь цены на дома и пустопорожние земли здесь возвысились довольно значительно".

В ноябре 1871 года в связи с продлением железной дороги от Смоленска до Бреста вокзал переименовали в Брестский.

1885г.

Весной 1896 года в связи с предстоящей коронацией Николая II известному архитектору Льву Кекушеву было поручено срочно построить для встречи царской семьи на Брестском вокзале Императорский павильон. К началу мая в правой части вокзала появился деревянный терем.

Внутри это здание, выполненное в псевдорусском стиле, восхищало богатым убранством. В средствах, выделенных на строительство, недостатка не было. Стены и потолки Императорского павильона были обиты тиком стального цвета, фризы и потолок украшали золоченые орнаменты, была завезена французская мебель.

Терем делился на три части: в центре была приемная, а по бокам - крытые застекленные галереи, за которыми следующие галереи - крытые, но без стекла - шли до самой платформы. Крыльцо венчал рельефный государственный  герб. Рядом стоял флагшток, на котором 6 мая 1896 года в момент прибытия царского поезда был поднят императорский штандарт. Выход из павильона на вокзальную площадь застилал бархатный ковер.

Императорский павильон долго служил для торжественных  встреч знатных особ. Разобрали его  лишь в 1908 году во время строительства  современного вокзального здания.

В связи  с ростом пассажирских перевозок  Брестский вокзал стал тесен. В начале 90-х годов XIX века железная дорога стала двухпутной, а платформа отправления была одна. Вокзальные помещения, особенно третьего класса, не могли вместить в себя пассажиров даже одного поезда. Начальник дороги Д.А. Кригер, начиная с 1898 года, неоднократно обращался в МПС с просьбой выделить деньги на обновление и расширение станции (с 1 июня 1896 года дорога стала казенной). Но приступить к реконструкции удалось лишь в 1907 году.

Автором проекта нового Брестского вокзала стал архитектор И. Струков. Здание состояло из двух корпусов, сходящихся под тупым углом. Угловая часть (в то время одноэтажная) предназначалась под царские покои и получила название "Царский угол". Деятельное участие в строительстве принимал новый начальник дороги, военный инженер, генерал Ф. Мец.

К весне 1910 года правое крыло здания было готово. На вокзале появились четыре посадочные платформы. Крайняя, Императорская, была одновременно и передаточной - через соединительную ветку с Николаевской магистралью.  
Первую очередь вокзала торжественно открыли 25 мая 1910 года. А церемония освящения левого крыла состоялось 26 февраля 1912 года.

Новый вокзал был красив и просторен, его  площадь в 3 раза превышала площадь  прежнего вокзала. Реконструкция обошлась казне почти в миллион рублей, однако деньги были потрачены не напрасно. Всеобщее восхищение вызывали и архитектурный облик здания, и отделка интерьеров, и новейшее техническое оборудование телеграфа и билетных касс, где впервые в Москве были установлены аппараты, печатающие железнодорожные билеты. А пресса особо подчеркивала, что "все здание выполнили из железа и бетона и безопасно в пожарном отношении". Построенный в стиле неоклассицизма с элементами ложной готики и ампира вокзал получился действительно очень выразительным. Фасад здания украшали картуши в виде щитов с железнодорожными эмблемами. Над входами в залы для пассажиров возвышались четыре изящные башенки с флагштоками.

В год  открытия нового Брестского вокзала  Россия праздновала столетие войны  с Наполеоном. В связи с этим "по всеподданнейшему докладу г-на министра путей сообщения (С. В. Рухлова) 4 мая 1912 г. последовало Высочайшее Его Императорского Величества соизволение на переименование Московско-Брестской железной дороги в Александровскую". Именно с этого времени вокзал получил название Александровского, а паровозы и вагоны стали украшать объемные вензеля Александра. Позже из-за дороговизны их стали просто рисовать на стенках подвижного состава.

1911г.

 

В дни  первой мировой войны Брестский  вокзал одним из первых стал фронтовым. Отсюда отправлялись эшелоны на запад, сюда привозили раненых, для которых были организованы первые пункты питания.

В августе 1922 года Александровская и Московско-Балтийская дороги были объединены в Московско-Белорусско-Балтийскую, и вокзал был переименован в Белорусско-Балтийский.

 

 

 

 

 

С мая 1936 года, после очередной реорганизация  железных дорог, вокзал получил свое нынешнее название - Белорусский. Именно под этим именем он вошел и в историю Великой Отечественной войны как вокзал, с которого эшелоны уходили на фронт во имя Великой Победы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белорусский вокзал несколько раз перестраивался. Но благодаря умелой и бережной реконструкции  мы и сегодня можем любоваться величественным фасадом здания, его  лепными украшениями и орнаментом, сохранившим свой первоначальный вид. Сегодня Белорусский вокзал не только памятник отечественного зодчества, но и современный вокзальный комплекс, отвечающий мировым стандартам.


Информация о работе История Белорусского вокзала