Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 19:07, реферат
Карьерный самосвал БелАЗ 75131 обладает большой грузоподъемностью (от 130 до 136 тонн). Чаще всего этот самосвал используется на открытых горных разработках и успешно справляется с задачами перевозки большого объема горной породы и других сыпучих грузов. Карьерный самосвал БелАЗ 75131 способен решать задачи по транспортировке грузов в любых климатических условиях. БелАЗ 75131 может дополнительно укомплектовываться кондиционером, системой автоматического пожаротушения, улучшенной системой смазки. В этом карьерном самосвале были использованы улучшенные модели рамы, гидравлической системы, электронного управления тяговым электроприводом.
Введение
Карьерный самосвал
БелАЗ 75131 обладает большой грузоподъемностью
(от 130 до 136 тонн). Чаще всего этот самосвал
используется на открытых горных разработках
и успешно справляется с
1.1 Общие сведения
Рулевое управление самосвала — гидрообъемного типа, с внутренней гидравлической обратной связью. Оно включает гидравлический рулевой механизм А1 (рисунок 1.1), соединенный карданным валом с валом рулевой колонки, усилитель потока А2, коллектор А5, аксиально-поршневой насос Н1 переменной производительности, три пневмогидроаккумулятора АК3 — АК5, два гидроцилиндра поворота Ц11 и Ц12, фильтры Ф2, Ф3, Ф5, масляный бак и маслопроводы.
Рисунок 1.1 — Принципиальная гидравлическая схема рулевого управления:
Н1 – аксиально-поршневой насос переменной производительности; А1 – гидравлический рулевой механизм; А2 – усилитель потока; А5 – коллектор; НМ1 – гидромотор рулевого механизма; Р1 – гидрораспределитель рулевого механизма; Р2 – гидрораспределитель выбора направления поворота; Р3, Р4 – гидрораспределители усилителя потока; Р5 – приоритетный клапан; Р8 – гидрораспределитель для разрядки пневмогидроаккумуляторов; АК3-АК5 – пневмогидроаккумуляторы; Ф2, Ф3, Ф5 – фильтры; К1 – подпорный клапан; КО1, КО2, КО3, КО4, КО5, КО6, КО7 – обратные клапаны; КП1, КП2, КП3 – предохранительные клапаны; ДД3 – датчик давления; Ц11, Ц12 – гидроцилиндры поворота;
I – в тормозную гидросистему; II – в гидросистему опрокидывающего механизма
Гидравлический рулевой механизм А1
Гидравлический рулевой механизм (гидроруль) представляет собой сблокированный с насосом-мотором следящий гидрораспределитель, входным сигналом для которого является вращение рулевого колеса; объем рабочей жидкости, подаваемой от насоса-дозатора к гидроцилиндру, пропорционален углу поворота руля. Гидроруль выполнен со встроенным усилителем потока и при работе без питающего насоса имеет уменьшенную подачу, равную номинальному рабочему объему, обеспечивая возможность управления экскаватором в аварийном режиме. Встроенные предохранительный, обратный, противоударный и противовакуумный клапаны предохраняют гидроруль от перегрузок по давлению, вытекания рабочей жидкости при обрыве трубопровода питания, скачков давления в результате ударных воздействий дороги на колеса.
- Р1 – гидрораспределитель рулевого механизма;
Гидрораспределитель управляет движением выходного звена гидродвигателя путём перенаправления потоков рабочей жидкости.
- КО1 - обратный клапан;
Обратный клапан
— вид защитной трубопроводной арматуры,
предназначенный для
- НМ1 – гидромотор рулевого механизма;
Гидромотор (гидравлический мотор) — гидравлический двигатель, предназначенный для сообщения выходному звену вращательного движения на неограниченный угол поворота.
А2 – усилитель потока
- КП1 – предохранительный клапан
- КП2 – предохранительный клапан
Предохранительный клапан — трубопроводная арматура, предназначенная для защиты от механического разрушения оборудования и трубопроводов избыточным давлением, путём автоматического выпуска избытка жидкой, паро- и газообразной среды из систем и сосудов с давлением сверх установленного. Клапан также должен обеспечивать прекращение сброса среды при восстановлении рабочего давления. Предохранительный клапан является арматурой прямого действия, работающей непосредственно от рабочей среды, наряду с большинством конструкций защитной арматуры и регуляторами давления прямого действия.
- КО2 - обратный клапан;
- КО3 - обратный клапан;
- Р2 – гидрораспределитель выбора направления поворота;
- Р3 - гидрораспределитель усилителя потока
- Р4 - гидрораспределитель усилителя потока
- КО5 - обратный клапан;
Р5 – приоритетный клапан;
- КП3 – предохранительный клапан
- КО6 - обратный клапан;
К1 – подпорный клапан;
А5 - коллектор
- Р8 – гидрораспределитель
для разрядки
- КО7 - обратный клапан;
Пневмогидроаккумуляторы
Гидроаккумулятор — это сосуд, работающий под давлением, который позволяет накапливать гидравлическую энергию и возвращать её в систему в нужный момент
- ДД3 - Датчик давления
Датчик давления — устройство, физические параметры которого изменяются в зависимости от давления измеряемой среды (жидкости, газы, пар).
Аксиально-поршневой насос переменной производительности
- Н1
Гидроцилиндры поворота Ц11 и Ц12
Фильтры Ф2, Ф3, Ф5
- Ф2 - Ф3 - Ф5
После пуска двигателя поток рабочей жидкости от регулируемого аксиально-поршневого насоса Н1 через фильтр Ф3 и обратный клапан КО7 подается через коллектор А5 к усилителю потока А2. Из коллектора рабочая жидкость поступает на зарядку пневмогидроаккумуляторов рулевого управления и рабочей тормозной системы. Пневмогидроаккумуляторы предназначены для накопления под давлением рабочей жидкости, которая поступает в гидросистему рулевого управления для ее подпитки, а также в аварийной ситуации, когда по какой-либо причине будет прекращена подача рабочей жидкости от насоса.
Наличие в гидросистеме
пневмогидроаккумуляторов позволяет
при внезапной остановке двигат
К гидрораспределителю
Р1 рулевого механизма рабочая жидкость
поступает через усилитель
При нейтральном положении рулевого колеса (отсутствии поворота) и работающем двигателе рабочая жидкость от насоса и пневмогидроаккумуляторов через коллектор А5 поступает по гидролинии HP к приоритетному клапану Р5 усилителя потока А2 и далее по гидролиниям подводится к гидрораспределителю Р3 усилителя потока и к закрытому гидрораспределителю Р1 гидравлического рулевого механизма А1.
При повороте рулевого колеса влево золотник гидрораспределителя Р1 рулевого механизма поворачивается и позволяет маслу пройти через гидрораспределитель Р1 рулевого механизма и повернуть ротор. С другой стороны ротора масло проходит через отверстия в гидрораспределителе блока управления рулевого механизма и поступает в гидролинию L и далее к гидрораспределителю выбора направления Р2 усилителя потока. По мере роста давления в гидролинии L масло проходит также в полость пружины золотника гидрораспределителя Р2. Под давлением масла золотник гидрораспределителя Р2 смещается в правую (по схеме) сторону. Это перемещение позволяет маслу пройти через каналы в золотнике гидрораспределителя Р2 к гидрораспределителю Р3 и через дроссельное отверстие в торец его золотника.
Под давлением
масла золотник гидрораспределителя
Р3 смещается в левую (по схеме) сторону
и открывает в гильзе имеющееся
в ней отверстие ровно
Одновременно в результате перемещения золотника гидрораспределителя Р3 открываются отверстия в зоне установки пружины этого гидрораспределителя, и масло из приоритетного клапана Р5 поступает в полость золотника гидрораспределителя Р3. Под давлением масла, поступающего из полости золотника гидрораспределителя Р3, смещается золотник гидрораспределителя Р4 относительно его пружины, что позволяет через дополнительный ряд отверстий в золотнике гидрораспределителя Р3 направить дополнительное количество масла в полость золотника гидрораспределителя Р4. Суммарное количество масла через гидрораспределитель Р3 усилителя потока по напорным гидролиниям подается в поршневую полость левого гидроцилиндра поворота Ц11 и штоковую полость правого гидроцилиндра поворота Ц12. Происходит поворот управляемых колес влево. Из противоположных полостей гидроцилиндров масло вытесняется обратно в усилитель потока и через гидрораспределитель Р2 по гидролинии НТ сливается в гидробак.
При повороте рулевого колеса вправо масло проходит через гидрораспределитель Р1 рулевого механизма и поступает в гидролинию R и далее к гидрораспределителю Р2 усилителя потока. Под давлением масла золотник гидрораспределителя Р2 смещается в левую (по схеме) сторону.
Через усилитель потока масло проходит таким же образом, как и при повороте в левую сторону.
Суммарное количество
масла через
Из противоположных полостей гидроцилиндров масло вытесняется обратно в усилитель потока и через гидрораспределитель Р2 по гидролинии НТ сливается в гидробак.
В усилителе
потока установлены также
При наезде на препятствие, вызывающее экстремальную нагрузку, стремящуюся повернуть колеса влево, возрастет давление в противодействующих полостях гидроцилиндров. Предохранительные клапаны отрегулированы на давление 24 МПа и при достижении этого давления клапан откроется и соединит указанные полости гидроцилиндров со сливной гидролинией. В тоже время в противоположных полостях гидроцилиндров давление станет меньше атмосферного. Для выравнивания давления масла в полостях гидроцилиндров в усилителе потока установлены обратные клапаны КО2 и КО3, которые пропускают масло в гидроцилиндры со сливной гидролинии.
Давление рабочей жидкости в гидросистеме рулевого управления определяется настройкой клапанов отсечки, установленных в насосах, и составляет 16 — 16,5 МПа.
При повороте управляемых колес на неподвижном самосвале, когда требуется максимальное давление в гидросистеме рулевого управления, и при минимальной производительности насоса на низких оборотах двигателя возможно снижение эффективности рулевого управления (“тяжелый руль”). Явление это имеет положительный характер с точки зрения сохранности шин.
Самосвал оборудован рабочей, стояночной, вспомогательной и запасной тормозными системами.
Рабочая тормозная система с гидравлическим приводом, разделенным на контур передних и контур задних тормозов, действует на все колеса. Она предназначена для регулирования скорости движения или остановки самосвала в любых дорожных условиях, а также при недостаточной эффективности вспомогательного тормоза.
Стояночная
тормозная система имеет
Вспомогательный тормоз – электрический в режиме торможения тяговых электродвигателей.
В качестве запасного (аварийного) тормоза используется стояночный и исправный контур рабочей тормозной системы.
Рисунок 2.1 – Принципиальная гидравлическая схема тормозных систем:
Н1 – аксиально-поршневой
насос переменной производительности; Ф1,
Ф3 – фильтры; А5 – коллектор; К07 – обратный
клапан; Р8 – гидрораспределитель для
разрядки пневмогидроаккумуляторов; ДД1-ДД3
– датчики давления;
АК1-АК5 – пневмогидроаккумуляторы; К08
– двойной защитный клапан; РД1, РД2 – реле
давления; А3 – кран рабочего тормоза;
А4 – кран стояночного тормоза; ВК1-ВК3
– выключатель сигнала торможения; Ц1,
Ц2 – цилиндры стояночного тормоза; Ц3-Ц6
– цилиндры рабочих тормозных механизмов
заднего контуров; Ц7-Ц10 – цилиндры рабочих
тормозных механизмов переднего контуров;
I – в гидросистему опрокидывающего механизма; II – в гидросистему рулевого управления
Кран рабочего тормоза - А3
Кран стояночного тормоза А4
Коллектор А5
Р8 – гидрораспределитель для разрядки пневмогидроаккумуляторов
К07 – обратный клапан
ДД3 – датчик давления;
АК3-АК5 – пневмогидроаккумуляторы;
Цилиндры стояночного тормоза - Ц1, Ц2
Цилиндры рабочих тормозных механизмов заднего контуров - Ц3-Ц6
Цилиндры рабочих тормозных механизмов переднего контуров Ц7-Ц10
Двойной защитный клапан К08
Реле давления РД1, РД2
Выключатель сигнала торможения ВК1-ВК3
2.2 Работа гидравлического привода тормозных систем.
При работающем двигателе рабочая жидкость из бака аксиально-поршневым насосом переменной производительности Н1 (рисунок 2.1) через фильтр Ф3 подается в коллектор А5, и заряжает пневмогидроаккумуляторы АК3 – АК5 рулевого управления.
Далее через фильтр Ф1, двойной
защитный клапан К08, рабочая жидкость
поступает в
От пневмогидроаккумуляторов АК1, АК2 рабочая жидкость под давлением подводится к крану рабочего тормоза А3. При снятом усилии с педали золотники крана рабочего тормоза перекрывают каналы от пневмогидроаккумуляторов, а полости цилиндров Ц3 – Ц10 рабочего тормоза соединяют со сливом. Самосвал расторможен.