Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:11, контрольная работа
Понятие и состав транспортного законодательства.
Акты, претензии, иски при перевозки грузов.
Особое место, как и в законодательстве других видов транспорта, в системе законодательства, регулирующего отношения на речном транспорте, занимают Правила перевозки грузов и Правила перевозок пассажиров и багажа.
Основным законодательным актом, регулирующим перевозки грузов и пассажиров на автомобильном транспорте, является Устав автомобильного транспорта РСФСР.
Естественно, не все вопросы, связанные с перевозками грузов и пассажиров, нашли должное отражение в Уставе автомобильного транспорта РСФСР. Целый ряд постановлений Правительства Российской Федерации дополняют положения Устава, конкретизируя деятельность автомобильного транспорта при перевозке грузов, руководствуясь при этом постановлениями Правительства Российской Федерации по этому вопросу. Дальнейшая конкретизация порядка перевозки грузов и пассажиров осуществляется Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации и Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации. Всего в настоящее время на территории Российской Федерации действует целый ряд законодательных актов, регулирующих помимо Устава перевозки грузов, пассажиров, багажа автомобильным транспортом.Все сказанное позволяет нам сделать вывод, что под системой транспортного законодательства понимается построение нормативных актов в субординации, определяемой компетенцией издавших их органов, их содержанием и структурой. Структура транспортного законодательства является элементом системы транспортного законодательства, позволяющим наиболее полно раскрыть ее
Акты, претензии, иски при перевозки грузов.
1. Для требований, возникающих из неисполнения или ненадлежащего исполнения договора перевозки груза, ГК устанавливает обязательный претензионный порядок, т.е. в случае нарушения перевозчиком обязанностей по договору перевозки груза управомоченное лицо – грузоотправитель, грузополучатель, а в предусмотренных законодательством случаях – страховщик, должны в сроки и в порядке, которые установлены транспортными уставами и кодексами, обратиться с требованием о возмещении причиненных убытков или об уплате неустойки непосредственно к перевозчику. Предъявление иска в суд возможно только в случае отказа в удовлетворении претензии или при неполучении на нее ответа в установленные транспортными уставами и кодексами сроки.
Предъявление иска без соблюдения претензионного порядка влечет за собой оставление искового заявления без рассмотрения (ст. 222 ГПК, ст. 148 АПК).
2. Претензия предъявляется в порядке и сроки, которые установлены транспортными уставами и кодексами. Круг лиц, управомоченных на предъявление претензии, также определяется транспортным законодательством с учетом характера допущенного нарушения. Претензия считается предъявленной, если к ней приложены предусмотренные транспортным законодательством документы, подтверждающие наличие нарушения со стороны перевозчика и иные значимые для решения вопроса о выплате возмещения или штрафа обстоятельства (например, в случае недостачи или повреждения груза, перевозившегося железной дорогой, к претензии должны прилагаться транспортная железнодорожная накладная и выданный перевозчиком коммерческий акт, или транспортная железнодорожная накладная с отметкой перевозчика о составлении коммерческого акта в случае его утраты, или транспортная железнодорожная накладная и документы об обжаловании отказа перевозчика в составлении коммерческого акта, а также документ, подтверждающий факт причиненного ущерба и удостоверяющий количество и действительную стоимость недостающего или поврежденного груза (ст. 120 УЖТ)). Вместе с претензией представляются подлинники документов или их надлежащим образом заверенные копии. При необходимости перевозчик вправе потребовать представления оригиналов документов.
Претензии предъявляются по требованиям не только об уплате основной суммы ущерба, но и о взыскании предусмотренных законом или договором неустоек, в том числе процентов, предусмотренных ст. 395 ГК, начисленных на несвоевременно выплаченную сумму возмещения.
В случаях отказа перевозчика от рассмотрения указанной претензии по существу со ссылкой на нарушение заявителем претензии установленного претензионного порядка и оспаривания правомерности отказа в рассмотрении претензии истцом, считающим претензионный порядок разрешения спора соблюденным, арбитражный суд принимает исковое заявление и возникшие разногласия по этому вопросу разрешает в заседании.
Если претензионный порядок признан соблюденным, исковое заявление рассматривается по существу (п. 41 Постановления Пленума ВАС РФ от 6 октября 2005 г. N 30).
Если заявленная с нарушением установленного порядка претензия возвращена транспортной организацией без рассмотрения, а заявитель вторично в пределах срока исковой давности предъявил претензию в установленном порядке, то истечение сроков предъявления претензии не препятствует принятию искового заявления судом и рассмотрению спора по существу (п. 46 Постановления Пленума ВАС РФ от 6 октября 2005 г. N 30).
При предъявлении иска до истечения срока, установленного для ответа перевозчика на заявленную претензию, если перевозчик до этого срока не дал ответа на претензию либо истец допустил нарушение порядка предъявления претензии, исковое заявление в соответствии со статьей 129 АПК РФ подлежит возвращению. При установлении этих нарушений во время рассмотрении искового заявления арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения согласно статье 148 АПК РФ.
3. Комментируемая статья предусматривает установление транспортными уставами и кодексами только порядка предъявления претензий. Соответственно, право на предъявление претензии должно существовать в течение срока исковой давности. Так, вопрос о сроке предъявления претензии решается в КВВТ (п. 4 ст. 161) и КТМ (ст. 406). На других видах транспорта установлены специальные сроки для предъявления претензий и порядок их исчисления (ст. 123 УЖТ, ст. 126 ВК). К примеру, в соответствии со ст. 123 УЖТ претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение 6 месяцев, а претензии в отношении штрафов и пеней – в течение 45 дней. Порядок исчисления указанных сроков также различен: срок для предъявления претензии о возмещении за повреждение (порчу) либо недостачу груза исчисляется со дня выдачи груза, о возмещении за утрату груза – по истечении 30 дней со дня окончания срока его доставки и т.д.
4. Пункт 2 ст. 797 связывает право на предъявление иска к перевозчику только со случаями непризнания претензии или ее частичного признания, а также с неполучением ответа на нее в установленный срок, т.е. молчание перевозчика рассматривается как отказ в удовлетворении претензии. Вместе с тем, если транспортная организация признала претензию, но не перечислила признанную сумму либо указанная сумма грузоотправителем или грузополучателем не получена по иным причинам, заявитель претензии также вправе требовать взыскания соответствующей суммы в судебном порядке.
5. Требование ГК о предъявлении претензии распространяется только на грузоотправителя (грузополучателя) по договору перевозки груза. Предъявление претензии в связи с ненадлежащим исполнением договора перевозки пассажира и багажа является правом, а не обязанностью пассажира. Соответственно, непринятие мер по досудебному урегулированию спора, вытекающего из договора перевозки пассажира и багажа, не может служить основанием для оставления искового заявления без рассмотрения. Вместе с тем в транспортном законодательстве имеются нормы, обязывающие, вопреки ГК, пассажира предъявить перевозчику претензию. Так, в ст. 125 УЖТ установлено, что иски к перевозчикам, возникшие в связи с перевозками багажа и грузов, могут быть предъявлены в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо в случае неполучения ответа перевозчика на претензию не ранее истечения установленного срока. Аналогичное положение содержит ст. 164 КВВТ. Представляется, что данные положения не должны применяться как не соответствующие ГК.
6. Обязанность предъявления претензии относится только к одной стороне договора перевозки груза, перевозчик вправе предъявлять свои требования непосредственно в суд.
Вопрос об обязательности предъявления претензий к перевозчику при международных перевозках груза должен решаться с учетом положений международных договоров, в которых участвует РФ. КТМ прямо указывает на то, что предъявление претензии обязательно лишь при перевозке груза в каботаже, т.е. между портами РФ (п. 1 ст. 403 КТМ).
7. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает сокращенный срок исковой давности – 1 год по искам, вытекающим из договоров перевозки груза. Этот срок не должен применяться при рассмотрении споров, возникающих из договора перевозки пассажира и багажа. Момент начала течения срока исковой давности определяется транспортным законодательством. Так, на внутреннем водном и железнодорожном транспорте течение срока исковой давности начинается со дня наступления события, послужившего основанием предъявления претензии (п. 2 ст. 164 КВВТ, ст. 125 УЖТ).
Согласно ст. 128 ВК течение срока исковой давности по договорам воздушной перевозки груза начинается на следующий день после получения грузоотправителем или грузополучателем ответа об отказе или о частичном удовлетворении претензии, в случае неполучения такого ответа – через 45 дней после получения претензии перевозчиком, если иное не предусмотрено договором.
По договорам морской перевозки груза срок исковой давности исчисляется в зависимости от характера требования:
по требованиям о возмещении ущерба за утрату груза – по истечении 30 дней со дня, в который груз должен быть выдан; при перевозке в смешанном сообщении – по истечении четырех месяцев со дня приема груза для перевозки;
по требованиям возмещения ущерба за повреждение груза, просрочки его доставки и возврата перебора или взыскания недобора провозных платежей – со дня выдачи груза и, если груз не был выдан, – со дня, в который он должен быть выдан;
по требованиям о возмещении убытков за неподачу судна или подачу его с опозданием, платы за простой судна, премий за досрочную погрузку или выгрузку груза – со дня окончания месяца, следующего за тем, в котором началась или должна была начаться перевозка груза; во всех остальных случаях – со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления требования.
8. Гражданский кодекс не предусматривает возможности установления транспортными уставами и кодексами сокращенных сроков исковой давности по требованиям, вытекающим из договора перевозки пассажира и багажа. Однако на отдельных видах транспорта годичный срок исковой давности распространяется на требования, вытекающие не только из договора перевозки груза, но и из договора перевозки багажа (ст. 125 УЖТ).
9. Иной порядок предъявления требований к перевозчику, а также сроки исковой давности могут предусматриваться для международных перевозок в соответствии с международными договорами, в которых участвует РФ. Так, п. 1 ст. 409 КТМ установлено, что к требованиям, вытекающим из договора морской перевозки пассажира в заграничном сообщении, применяется двухгодичный срок исковой давности. Этот срок исковой давности предусмотрен ст. 16 Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа, заключенной в г. Афины 13 декабря 1974 г. (Ведомости СССР. 1983. N 38. Ст. 570). содержание.
Информация о работе Контрольная работа по " Транспортное право"