Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 19:04, реферат
Транспорт является одной из ключевых отраслей любого государства. Объем транспортных услуг во многом зависит от состояния экономики страны. Однако сам транспорт часто стимулирует повышение уровня активности экономики. Он освобождает возможности, таящиеся в слаборазвитых регионах страны или мира, позволяет расширить масштабы производства, связать производство и потребителей.
ВВЕДЕНИЕ
Транспорт является одной из ключевых
отраслей любого государства. Объем
транспортных услуг во многом зависит
от состояния экономики страны. Однако
сам транспорт часто
Особое место среди различных видов транспорта занимает автомобильный. Он более мобилен по своей природе и менее зависит от внешних факторов. В большинстве стран, в том числе и в Казахстане, автомобильный транспорт занимает ведущее место по объемам перевозок грузов и пассажиров. Развитие рыночных отношений в стране привело к разрушению существовавшей прежде отраслевой системы управления автомобильным транспортом. Несмотря на то, что этот процесс был сам по себе необходимым и естественным, первоначальный эффект был явно отрицательным - резко возросло количество дорожно-транспортных происшествий и их тяжесть, снизились объемы перевозок и выпуск парка подвижного состава и т. д. В значительной степени это было обусловлено тем, что взамен существовавшей системы отраслевого управления автомобильным транспортом не была создана эквивалентная система государственного управления и регулирования транспортной деятельности, адаптированная к условиям рыночного хозяйствования. Предприятия и организации транспорта остались один на один с рыночной стихией.
Лицензирование в области
1 Лицензирование деятельности в сфере транспорта
Наличие лицензии требуется для занятия следующими видами деятельности:
1 перевозка пассажиров.
Данный вид деятельности
включает следующие подвиды
перевозка пассажиров железнодорожным транспортом;
перевозка пассажиров морским транспортом;
перевозка пассажиров речным транспортом;
2 перевозка опасных грузов.
Данный вид деятельности
включает следующие подвиды
перевозка опасных грузов железнодорожным транспортом;
перевозка опасных грузов морским транспортом;
перевозка опасных грузов речным транспортом;
перевозка опасных грузов автомобильным транспортом.
Отраслевые вопросы
- предъявляемые к перевозчику
лицензионные требования и
перечень документов, который должен собрать соискатель, и порядок рассмотрения лицензирующим органом представленных сведений о перевозчике;
правила выдачи лицензии, выписки из лицензионной карточки и их дубликатов или заверенных копий.
Для того чтобы получить лицензию, перевозчик должен выполнить ряд условий, которые не станут «открытием» ни для транспортных организаций, ни для предпринимателей. Практически все условия основываются на требованиях документов в сфере перевозок и дорожного движения, к которым есть соответствующие отсылочные нормы.
2 Лицензирование как инструмент государственного регулирования перевозок пассажиров автомобильным транспортом
Лицензирование в области оказания транспортных услуг регулируется, прежде всего, Законом о лицензировании, в то время как Положение является подзаконным актом, в котором подробно описаны не общие, а отраслевые вопросы лицензирования, а именно:
- предъявляемые к перевозчику лицензионные требования и условия, а также виды их грубых нарушений, в результате которых может быть приостановлено действие лицензии;
- перечень документов, который должен собрать соискатель, и порядок рассмотрения лицензирующим органом представленных сведений о перевозчике;
- правила выдачи лицензии, выписки из лицензионной карточки и их дубликатов или заверенных копий.
Для того чтобы получить лицензию, перевозчик должен выполнить ряд условий. Практически все условия основываются на требованиях документов в сфере перевозок и дорожного движения, к которым есть соответствующие отсылочные нормы.
Наличие ТС является первым обязательным условием для перевозчика. Они должны находиться на праве собственности или на ином законном основании. «Иным законным основанием» следует считать право хозяйственного ведения и оперативного управления ТС, которым могут обладать государственные, муниципальные и казенные государственные предприятия. А при заключении договора аренды транспортная организация (предприниматель) получает ТС во временное владение и пользование (без права распоряжения им). В Положении нет запрета на использование арендованных ТС для перевозки пассажиров, однако следует обратить внимание на конструкцию, внешний и внутренний вид ТС. Они должны соответствовать установленным техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров, что обязывает владельца ТС пройти техосмотр. Только после этого они могут быть допущены к участию в дорожном движении.
Выполнение требований Правилах перевозок пассажиров включает соблюдение мер по обеспечению безопасности дорожного движения (БДД). В их числе:
- организация работы водителей и обеспечение режима труда и отдыха в соответствии с нормами отдельного отраслевого Положения о режиме рабочего времени и времени отдыха водителей;
- создание условий для повышения квалификации водителей;
- анализ и устранение причин ДТП и нарушений ПДД с участием эксплуатируемых ТС;
- организация и проведение предрейсовых медосмотров водителей.
Наличие в штате квалифицированных работников. Во-первых, должно быть назначено должностное лицо, ответственное за обеспечение БДД, прошедшее аттестацию на право занимать такую должность.
Во-вторых, иные должностные лица и специалисты должны отвечать Квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении пассажирских перевозок. Компетентность этих лиц в вопросах осуществления перевозок пассажиров должна подтверждаться дипломом о высшем или среднем специальном образовании по перечню специальностей, указанных в квалификационных требованиях. Профессиональная подготовка специалистов организаций, осуществляющих международные перевозки пассажиров, включает обучение и сдачу экзамена по дополнительной программе.
В-третьих, иметь квалификацию должны водители, прошедшие медицинское освидетельствование. Для них немаловажное значение имеет также стаж работы. Например, к управлению автобусами междугородних и международных направлений, а также к перевозкам детей могут быть допущены водители автобусов, имеющие стаж работы не менее трех лет. Это указано в Положении об обеспечении безопасности.
И в-четвертых, организация (предприниматель) может укомплектовать штат работниками, которые будут осуществлять техническое обслуживание и ремонт ТС. Но для этого необходимы помещения и соответствующее оборудование. Если таких возможностей нет, то соискателю лицензии, чтобы выполнить лицензионное требование, следует заключить договор с автотехцентром на техническое обслуживание и ремонт ТС.
Страхование автогражданской
ответственности. Данный вид страхования
является обязательным для всех владельцев
ТС, участвующих в дорожном движении.
Без страховки автобус не будет
поставлен на учет в органах ГИБДД
и не пройдет технический осмотр,
а значит, не будет допущен к
участию в дорожном движении. Об
этом организации и индивидуальному
предпринимателю следует
И, наконец, не следует забывать
о наличии на каждое ТС документов,
предусмотренных ПДД. Среди них
водительское удостоверение, подтверждающее
право на управление ТС, регистрационные
документы и талон
Данное требование включает использование автотранспорта:
- прошедшего государственный технический осмотр, порядок и сроки проведения которого установлены Правилами проведения государственного технического осмотра автомототранспортных средств;
- содержащегося в технически исправном состоянии, что, в свою очередь, обеспечивается:
1 соблюдением Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, ГОСТ 25478-91 «Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки», инструкций предприятий-изготовителей по эксплуатации автотранспортных средств, других нормативов и стандартов, устанавливающих требования безопасности к техническому состоянию транспортных средств;
2 организацией и проведением технического обслуживания и ремонта транспортных средств;
3 осуществлением контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и при возвращении к месту стоянки; своевременного устранения технических неисправностей транспортных средств;
4 обеспечением охраны транспортных средств для исключения возможности неразрешенного использования их водителями предприятия или посторонними лицами или нанесения порчи транспортным средствам.
Несомненно, соблюдение данного
требования имеет большое практическое
значение, так как неисправность
автомобиля зачастую становится причиной
дорожно-транспортного
Лицензионные требования
и условия перевозки пассажиров
автотранспортом должны быть направлены
на обеспечение уверенности
3 Порядок выдачи лицензии
Для получения лицензии и приложения к лицензии физические и юридические лица представляют следующие документы:
1 заявление установленного образца;
2 нотариально заверенные копии устава и свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица - для юридического лица;
3 копию документа, удостоверяющего личность - для физического лица;
4 нотариально заверенную копию свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве индивидуального предпринимателя - для индивидуального предпринимателя;
5 нотариально заверенную копию свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе;
6 документ, подтверждающий уплату в бюджет лицензионного сбора за право занятия деятельностью по перевозке пассажиров;
7 сведения и документы в соответствии с квалификационными требованиями.
Для получения приложения к лицензии в рамках вида деятельности, на который имеется лицензия, необходимы следующие документы:
1 заявление установленного образца;
2 нотариально заверенная копия лицензии;
3 сведения и документы в соответствии с квалификационными требованиями (к подвиду деятельности).
Приложение к лицензии, в котором указываются подвиды деятельности, является неотъемлемой частью лицензии.
Решение о выдаче лицензии и приложения к лицензии принимается лицензиаром не позднее тридцати рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства не позднее десяти рабочих дней со дня получения заявления с приложением документов.
Срок принятия решения о выдаче лицензии и приложения к лицензии включает получение лицензиаром санитарно-эпидемиологического заключения органа государственного санитарно-эпидемиологического надзора, свидетельствующего о соответствии автобусов и микроавтобусов к перевозке пассажиров, согласно санитарным правилам, установленным действующим законодательством и нормативами.
При отказе в выдаче лицензии и приложения к лицензии заявителю дается мотивированный ответ в письменном виде с указанием причин отказа в сроки, установленные для выдачи лицензии и приложения.
Информация о работе Лицензирование транспортной деятельности