Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 18:31, курс лекций
Сегодня любое промышленное производство оснащено средствами механизированного межоперационного транспорта. Сборочные конвейеры составляют базу современного машиностроения, обеспечивая согласованное и взаимосвязанное выполнение рабочих процессов, устанавливая стабильный ритм работы предприятий.
Введение 7
Лекция 1 Общие сведения 8
1.1 Роль и значение транспортирующих машин 8
1.2 Назначение машин непрерывного транспорта 9
1.3 Классификация и основные виды транспортирующих машин 10
1.4 Основы выбора типа транспортирующей машины 12
1.5 Общие сведения о машинах непрерывного транспорта 13
1.5.1 Режимы работы, классы использования и условия эксплуатации машин непрерывного транспорта 13
1.5.2 Характеристика производственных, температурных и климатических условий окружающей среды 15
1.6 Характеристика транспортируемых грузов 16
^ 1.2 Назначение машин непрерывного транспорта
Конвейеры
являются составной частью технологического
процесса предприятия и основными
средствами комплексной механизации
и автоматизации погрузочно-
Высокая производительность машин непрерывного транспорта обеспечивается:
непрерывностью процесса
отсутствием остановок для
совмещением рабочего и
Особую группу транспортирующих машин и установок составляют работающие совместно с ними вспомогательные устройства: питатели, весы, погрузочные машины, бункера, затворы, дозаторы и др.
Промышленный транспорт по территориальному признаку подразделяется на внешний и внутренний (внутризаводской). Внешний транспорт предназначен для доставки на предприятие сырья, топлива, полуфабрикатов, готовых изделий и других материалов; вывоза с предприятия готовой продукции и отходов.
Внутренний (внутризаводской) транспорт классифицируется на межцеховой и внутрицеховой.
Выбор средства межцехового транспортирования определяется масштабом и типом производства. Рациональным решением является объединение межцехового и внутрицехового транспортирования, исключая промежуточные перегрузки. Наиболее целесообразным является широкое использование автоматических линий, объединяющих в процессе перемещения технологические операции с изделиями (закалка, отпуск, очистка, охлаждение, окраска, сушка, упаковка и др.).
Тесная связь конвейеров с общим технологическим процессом предъявляет к ним высокие требования: надежность, прочность, долговечность, удобство в эксплуатации, способность работать в автоматическом режиме.
Конвейеры применяются во всех областях народного хозяйства благодаря высокой производительности, непрерывности перемещения и высокой степени автоматизации. Конструкции конвейеров очень разнообразны. Почти каждый из указанных типов машин имеет конструктивные разновидности, которые мы далее и рассмотрим.
^ 1.3 Классификация и основные виды транспортирующих машин
Транспортирующие машины имеют конструктивные особенности и различаются:
– по способу передачи перемещаемому грузу движущей силы:
действующие при помощи механического привода;
самотечные устройства, в которых груз перемещается под действием собственной силы тяжести;
устройства пневматического
и гидравлического транспорта, в
которых движущей силой
– по характеру приложения движущей силы и конструкции: с тяговым элементом (лентой, цепью, канатом); без тягового элемента;
– по роду перемещаемых грузов: для насыпных и для штучных грузов;
– по направлению и трассе перемещения грузов:
вертикально замкнутые,
которые располагаются в
горизонтально замкнутые, которые располагаются в одной горизонтальной плоскости на одном горизонтальном уровне по замкнутой трассе;
пространственные, которые располагаются в пространстве и перемещают грузы по сложной пространственной трассе с горизонтальными, наклонными и вертикальными участками.
Классификация транспортирующих машин непрерывного действия представлена на рис. 1.1.
Схемы трасс перемещения грузов транспортирующими машинами представлены на рис. 1.2.
По характеру движения грузонесущего (рабочего) элемента различают конвейеры с непрерывным движением; с периодическим (пульсирующим) движением (поступательное, возвратно-поступательное, вращательное, колебательное).
По назначению и положению на производственной площадке различают конвейеры:
стационарные;
подвижные распределительные
с собственным попеременно
переставные (переставляемые по мере изменения мест выработки в шахте или карьере);
переносные;
передвижные.
Рис. 1.1. Классификация транспортирующих машин непрерывного действия
Рис. 1.2. Схемы трасс перемещения грузов транспортирующими машинами:
а – вертикально замкнутая; б – горизонтально замкнутая; в – пространственная
Существуют следующие способы перемещения грузов [2]:
на непрерывно движущемся
несущем элементе в виде
в непрерывно движущихся рабочих элементах в виде ковшей, коробов, подвесок, тележек и т.д. (ковшовые, подвесные, тележечные, люлечные конвейеры, эскалаторы, элеваторы);
волочением по неподвижному
желобу или трубе непрерывно
движущимися скребками (
волочением (проталкиванием) по неподвижному желобу вращающимися винтовыми лопастями (винтовые конвейеры);
пересыпанием и продольным
перемещением во вращающейся
трубе – гладкой или с
скольжением под действием сил инерции или перемещением микробросками по колеблющемуся желобу или трубе (качающиеся инерционные и вибрационные конвейеры);
на колесах или на
тележках по путям, уложенным
на полу помещения вне
поступательный перенос на отдельные фиксированные участки по длине (шагающие конвейеры);
в закрытой трубе непрерывным
потоком во взвешенном
в желобе или трубе под действием струи воды (установки гидравлического транспорта);
перемещением ферромагнитных
грузов в трубе или желобе
под действием бегущего
^ 1.4 Основы выбора типа
Основными критериями для выбора типа транспортирующей машины являются технико-экономическая эффективность ее использования, обеспечение надежности ее работы в заданных условиях, удовлетворение комплексу технических требований, охраны труда и техники безопасности.
Технические факторы выбора транспортирующей машины:
характеристика перемещаемого груза;
заданная производительность;
направление, длина и конфигурация трассы транспортирования;
способы загрузки и разгрузки;
характеристика
^ 1.5 Общие сведения о машинах непрерывного транспорта
1.5.1 Режимы работы, классы использования
и условия эксплуатации машин непрерывного транспорта
Работу конвейера
фактическое (эксплуатационное) время работы;
нагрузки, действующие на конвейер и его элементы при обеспечении заданной производительности и продолжительности их действия;
условия производства и окружающей среды, в которых работает конвейер.
Совокупность этих показателей определяет классы использования, расчетные и эксплуатационные режимы работы конвейера. Использование конвейера по времени характеризуется коэффициентами Kв.с и Kв.г [2]
Kв.с = tп.с / tс = tп.с / 24, (1.1)
Kв.г = tп.г / tг = tп.г / 8760, (1.2)
где tп.с и tп.г – плановое время работы конвейера в сутки и в год;
tс и tг – календарное время (количество часов в сутки и в год).
Расчетный коэффициент фактического использования конвейера по времени Kв
Kв = tм / tп ≤ 1, (1.3)
где tм – время фактической (машинной) работы конвейера, час;
tп – заданное плановое время работы конвейера, час.
В зависимости от значений коэффициентов Kв.с, Kв.г, Kв и количества времени работы существует пять классов использования конвейеров по времени работы в сутки и в год: В1; В2; В3; В4; В5.
Классы использования
Kп = Qc / Qmax = Zc / Zmax, (1.4)
где Qc и Qmax – средняя и максимальная массовые производительности конвейера, т/час;
Zc и Zmax – средняя и максимальная штучные производительности, шт/час.
В зависимости от значений коэффициента загрузки Kп существует три класса использования конвейера по производительности: П1; П2; П3.
Средняя производительность конвейера:
Qc = (1 / tсм)∑Qi τi, (1.5)
где Qi – производительность конвейера в определенный промежуток времени τi (час) в общем периоде рабочей смены, т/час;
tсм = ∑ τi –общее машинное время работы конвейера в смену, час.
Подобным образом определяется
средняя штучная
Классы использования
Использование конвейера по нагружению (натяжению) тягового элемента характеризуется коэффициентами максимального ^ Kм.ц и эквивалентного Kэ.ц натяжения, в зависимости от величин этих коэффициентов существуют три класса использования конвейера по нагружению тягового элемента Ц1; Ц2; Ц3. Установленные классы использования регламентируют пять режимов работы конвейеров: ВЛ; Л; С; Т; ВТ (табл. 1.1).
Основными показателями для определения режима являются классы использования конвейера по времени (В) и производительности (П) для всех видов конвейеров. Классы использования конвейера по грузоподъемности (Н) и по натяжению тягового элемента (Ц) являются дополнительными признаками и учитываются в поверочных расчетах, сравнительном анализе конвейеров, в расчетах долговечности элементов конвейера [2].
Таблица 1.1
Характеристика режимов работы конвейеров
Время работы конвейера
в сутки
Класс использования конвейера
по времени
Режимы
работы
конвейера
Примеры использования
конвейеров
Менее одной смены
В1
ВЛ
Периодически работающие конвейеры (на отдельных секциях склада, для уборки стружки и т.д.)
Одна смена
Две смены
Три смены
В2
В3
В4
Л, С
С, Т
Т, ВТ
Конвейеры всех видов, непрерывно работающие (в заданное время) на предприятиях различных отраслей промышленности
Круглосуточно
В5
ВТ
Конвейеры для непрерывных технологически
^ 1.5.2 Характеристика
При проектировании и эксплуатации машин непрерывного транспорта необходимо учитывать производственные, температурные и климатические условия окружающей среды. Окружающая среда характеризуется составом и массовой концентрацией пыли, влажностью воздуха, насыщением его парами химических веществ, газами, вредно действующими на детали конвейера; температурой (климатическими условиями); пожаро- и взрывоопасностью.
Обозначения исполнений конвейеров для микроклиматических районов с климатом:
У – умеренным;
ХЛ – холодным;
ТВ – влажным тропическим;
ТС – сухим тропическим;
Т – сухим и влажным тропическим;
О – общеклиматическое исполнение (для всех микроклиматических районов на суше).
Если конвейер располагается в
нескольких помещениях с различными
производственными и
^ 1.6 Характеристика транспортируемы
Насыпные грузы (транспортируемые машинами непрерывного действия) – это массовые навалочные кусковые, зернистые, порошкообразные и пылевидные материалы, хранимые и перемещаемые навалом (руда, уголь, торф, щебень, зерно, песок, цемент).
Свойства насыпных грузов:
кусковатость (размер и форма частиц);
плотность;
влажность;
угол естественного откоса;
подвижность частиц;
абразивность;
крепость;
коррозионность;
липкость;
ядовитость;
взрывоопасность;
способность самовозгораться, слеживаться, смерзаться.
Кусковатость (гранулометрический состав) – это количественное распределение частиц груза по крупности. Однородность размеров частиц насыпного груза определяется коэффициентом k0:
k0 = amax / amin, (1.6)
где amin – размер максимальной частицы транспортируемого груза, мм;
amax– размер минимальной