Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 18:48, курсовая работа
Вместе с тем, основными виновниками аварий по-прежнему остаются водители, по вине которых произошло 83,2% всех ДТП. В каждом шестом ДТП виновным является молодой водитель, поэтому состояние безопасности дорожного движения напрямую зависит от качества их подготовки.
В ходе формирования материалов к заседанию рабочей группы, на прошлой неделе была получена статистическая информация, характеризующая состояние дорожно-транспортных происшествий за последние 4-е месяца. Можно констатировать, что тенденции по всем направлениям не изменились
Введение 4
1 Общий раздел 5
1.1 Квалификационные требования к водителям транспортных средств на категории 6
1.2 Стандарт РФ на переподготовку водителей с категории «В» на категорию «D» 8
2 Теоретические основы обучения переподготовке водителей категории «В» на категорию «D» 16
2.1 Примерный учебный план переподготовки водителей категории «В» на категорию «D» 16
2.2 Организация учебного процесса на переподготовку водителей с категории «В» на категорию «D» 18
3 Практические занятия по вождению переподготовки водителей с категории «В» на категорию «D» 20
3.1 Примерный тематический план занятий переподготовки водителей категории «В» на категорию «D» 20
4 Учебно-материальная база переподготовки водителей категории «В» на категорию «D» 30
4.1 Перечень учебного оборудования переподготовки водителей категории «В» на категорию 30
4.2 Использование учебного автодрома для переподготовки водителей категории «В» на категорию «D» 32
4.3 Учебный автомобиль для переподготовки водителей категории «В» на категорию «D» 35
5 Методика проведения теоретического и практического экзаменов по переподготовки водителей категории «В» на категорию «D» 37
5.1 Методика проведения теоретического экзамена переподготовки водителей категории «В» на категорию «D» 37
5.2 Методика проведения практического экзамена на закрытой от движения площадке или автодроме (Первый этап) 42
5.3 Методика проведения практического экзамена в условиях реального дорожного движения (Второй этап) 48
Заключение 53
Библиографический список 62
4.2 Для кандидатов
в водители ТС категории «B»,
«C» и «D» 3 упражнения:
а) вариант 1 :
упражнение № 4 - «остановка и трогание
на подъеме»;
упражнение № 5 - «параллельная парковка
задним ходом»;
упражнение № 7 - «змейка»;
б) вариант 2:
упражнение № 4 - «остановка и трогание
на подъеме»;
упражнение № 5 - «параллельная парковка
задним ходом»;
упражнение № 8 - «разворот»;
в) вариант 3:
упражнение № 4 - «остановка и трогание
на подъеме»;
упражнение № 8 - «змейка»;
упражнение № 5 - «въезд в бокс»;
Вариант, по которому будет проводиться
экзамен, устанавливается ежедневно начальником
экзаменационного подразделения и объявляется
кандидатам в водители непосредственно
перед началом практического экзамена
В случае, когда размеры и оборудование
площадки позволяют организовать прием
экзамена по всем трем вариантам одновременно,
рекомендуется давать возможность кандидату
в водители самому определять вариант,
по которому будет проводиться экзамен,
путем выбора случайным образом одной
из трех карточек, на которых указаны номера
соответствующих вариантов.
5. Для адаптации
к экзаменационному ТС (в случае,
если подготовка проводилась на другом ТС) кандидату
в водители предоставляется право осуществить
пробную поездку в пределах площадки продолжительностью
не более 2 мин. При этом в экзаменационном
ТС должен присутствовать его владелец
(за исключением ТС категории «А»). Ошибки,
допущенные в ходе пробной поездки, не
протоколируются и не влияют на результат
экзамена.
После выполнения пробной поездки кандидат
в водители может заявить о своей неготовности
и отказаться от сдачи экзамена.
Организация проведения экзамена
1. Форма проведения экзамена - индивидуальная. Экзамен может приниматься как от одного, так и от нескольких кандидатов в водители одновременно.
2. Первый этап
практического экзамена
а) один кандидат в водители выполняет
в определенной последовательности все
упражнения, предусмотренные комплексом.
В этом случае кандидат в водители, не останавливая двигателя,
информирует экзаменатора об окончании
выполнения одного упражнения и о готовности
к выполнению следующего;
б) несколько кандидатов в водители поочередно
выполняют одно упражнение, предусмотренное
комплексом, и затем приступают к выполнению
следующего упражнения.
Метод проведения экзамена выбирается
в зависимости от материально-технического
оснащения экзаменационного подразделения,
обустроенности и размеров площадки, количества
экзаменаторов, экзаменуемых и используемых
экзаменационных ТС.
3. Последовательность выполнения упражнений, предусмотренных комплексом для конкретной категории ТС, определяется экзаменатором.
4. Упражнения
№№ 1 - 4 выполняются только на
ТС с механической трансмиссией
Примечание: При проведении экзамена на получение права на управление ТС категории "D" допускается выполнение упражнения №4 на ТС с автоматической трансмиссией.
5. ТС должно
соответствовать требованиям
Исправное техническое состояние ТС должно
быть подтверждено соответствующим документом
о прохождении государственного технического
осмотра.
Перед началом выполнения упражнения
ТС должно быть установлено в предстартовой
зоне, двигатель - прогрет и остановлен,
рычаг коробки переключения передач -
в нейтральном положении, стояночный тормоз
- включен.
6. Экзамен проводится на площадке, удовлетворяющей следующим требованиям:
-площадка должна быть обустроена в соответствии со схемами упражнений (приложение к Методике проведения первого этапа практического экзамена);
-для упражнения №4 "Остановка и трогание на подъеме" использование колейной эстакады не допускается; наклонный участок должен иметь продольный уклон в пределах 8-16% включительно
-покрытие площадки должно ровным и однородным;
-коэффициент сцепления колеса с покрытием площадки (в том числе наклонного участка) должен быть не ниже 0,4
-в случае проведения экзамена в темное время суток освещенность площадки должна быть не менее 20 лк.
7. Не допускается проведение экзамена:
-в случае если ТС не отвечает требованиям, изложенным в пункте 2.5 настоящей Методики;
-в случае если площадка не отвечает требованиям, изложенным в пункте 2.6 настоящей Методики.
8. Контроль при
выполнении упражнений
Для оказания помощи при проведении экзамена
могут привлекаться представители образовательных,
автотранспортных учреждений (предприятий),
военных комиссариатов и других организаций
(далее - помощник).
Порядок проведения экзамена
1. Экзаменатор знакомит кандидата в водители с формой, методом, порядком проведения экзамена, системой оценки и предлагает выполнить в определенной последовательности упражнения, предусмотренные комплексом для конкретной категории ТС.
2. По командам экзаменатора кандидат в водители занимает место в экзаменационном ТС, осуществляет подготовку к движению и выполняет упражнение.
3. При проведении
экзамена экзаменатор
Команды кандидату в водителю должны подаваться
четко и своевременно. При отстутствии
возможности подачи команд голосом (нахождение
экзаменатора вне зоны старта) экзаменатор
может использовать систему условных
жестов, значения которых предварительно
доводятся до сведения кндадата в водители.
4. Экзаменационный лист с результатами экзамена подписывается экзаменатором, а затем - кандидатом в водители.
Система оценки
1. Итоговая оценка выставляется на основании оценок за выполнение всех упражнений, предусмотренных комплексом для конкретной категории ТС.
2. Правильность
выполнения задания каждого
Для каждого упражнения определен перечень
типичных ошибок, которые делятся на грубые,
средние и мелкие. В соответствии с этой
классификацией за совершение каждой
ошибки кандидату в водители начисляются
штрафные баллы: за грубую — 5, за среднюю
- 3, за мелкую - 1.
Контрольные таблицы, включающие перечни
типичных ошибок и шкалы штрафных баллов
за допущенные ошибки, приведены в приложении
к Методике проведения 1 этапа практического
экзамена.
Оценка «ВЫПОЛНИЛ» выставляется, когда
кандидат в водители при выполнении упражнения
не допустил ошибок или сумма штрафных
баллов за допущенные ошибки составляет
менее 5.
Оценка «НЕ ВЫПОЛНИЛ» выставляется, когда
сумма штрафных баллов за допущенные ошибки
составляет 5 или более.
3. Итоговая оценка «СДАЛ» за первый этап практического экзамена выставляется, когда кандидат в водители получил оценку «ВЫПОЛНИЛ» за все упражнения, предусмотренные комплексом для конкретной категории ТС.
4 Итоговая оценка «НЕ СДАЛ» выставляется, когда кандидат в водители получил оценку «НЕ ВЫПОЛНИЛ» за два упражнения из всех, предусмотренных комплексом, или отказался от выполнения одного упражнения.
5. В случае, когда
кандидат в водители получил
оценку «НЕ ВЫПОЛНИЛ» за одно
упражнение из всех, предусмотренных
комплексом, ему предоставляется возможность повторно выполнить
это упражнение. Номер упражнения, выполняемого
повторно, указывается в экзаменационном
листе.
При положительном результате повторного
выполнения упражнения за первый этап
практического экзамена кандидату в водители
выставляется итоговая оценка «СДАЛ»,
при отрицательном - «НЕ СДАЛ».
5.3 Методика проведения
практического экзамена в
Содержание экзамена
1. Экзамен проводится с целью
проверки у кандидатов в
2. При проведении второго
этапа практического экзамена
у кандидатов в водители
-Общие обязанности водителей;
-применение специальных сигналов;
-сигналы светофоров и регулировщиков;
-применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки;
-начало движения, маневрирование;
-расположение транспортного средства на проезжей части;
-скорость движения;
-обгон, встречный разъезд;
-остановка и стоянка;
-проезд перекрестков;
-пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств;
-движение через железнодорожные пути;
-приоритет маршрутных транспортных средств;
-пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.
3. Второй этап практического
экзамена проводится на
Необходимое количество маршрутов определяется
с учетом местных условий.
На каждый маршрут оформляется маршрутная
карта форматом А4 и присваивается порядковый
номер. Все маршруты утверждаются Главным
государственным инспектором безопасности
дорожного движения района, города (района
в городе).
4. Маршрут должен содержать
определенный набор элементов
улично-дорожной сети, дорожных знаков
и дорожной разметки, а также
предусматривать возможность
Организация проведения экзамена
1. Форма проведения
экзамена - индивидуальная.
При проведении экзамена в экзаменационном
ТС должны находиться кандидат в водители и экзаменатор. Допускается
также присутствие собственника ТС либо
его представителя (далее - владелец ТС).
Примечание: В случае присутствия на экзамене владельца ТС целесообразно, чтобы при движении по маршруту он находился на сидении, с которого осуществляется доступ к дублирующим органам управления ТС.
2. Второй этап практического экзамена проводится одним из двух методов:
-несколько кандидатов в водители поочередно осуществляют поездки по одному маршруту;
-несколько кандидатов в водители осуществляют поездки по нескольким маршрутам одновременно.
Метод проведения экзамена выбирается в зависимости от количества маршрутов, количества экзаменаторов, экзаменуемых и используемых экзаменационных ТС.
Примечание: Для оптимизации временных затрат на проведение экзамена целесообразно, чтобы каждый из маршрутов начинался и заканчивался в одном и том же месте.
3. Маршрут и последовательность выполнения заданий в процессе движения по маршруту определяются экзаменатором.
4. ТС должно соответствовать
требованиям ПДД и Основных
положений по допуску ТС к эксплуатации.
Исправное техническое состояние ТС должно
быть подтверждено соответствующим документом
о прохождении государственного технического
осмотра.
Перед началом экзамена ТС должно быть
установлено экзаменатором или владельцем
ТС в начале маршрута, двигатель - прогрет
и выключен, рычаг коробки переключения
передач - в нейтральном положении, стояночный
тормоз - включен.
5. Маршрут должен обеспечить
возможность выполнения
-проезд регулируемого перекрестка;
-проезд нерегулируемого перекрестка равнозначных дорог;
-проезд нерегулируемого перекрестка неравнозначных дорог;
-левые, правые повороты и разворот на перекрестках;
-перестроение в рядах на участке дороги, имеющей две и более полосы для движения в одном направлении;
-обгон;
-движение с максимальной разрешенной скоростью;
-проезд пешеходных переходов и остановок маршрутных ТС;
-торможение и остановка при движении на различных скоростях.
Маршрут должен учитывать особенности выполнения вышеперечисленных действий на ТС различных категорий.
6. Продолжительность экзамена на маршруте должна быть не менее 20 минут, однако экзамен может быть прекращен досрочно - после получения кандидатом в водители оценки "НЕ СДАЛ".
Примечание: В случае выполнения кандидатом в водители всех заданий экзаменатора, предусмотренных пунктом 2.5 настоящей Методики, допускается сокращение продолжительности экзамена.
7. Не допускается проведение экзамена в следующих случаях:
-ТС не отвечает требованиям, изложенным в пункте 2.4 настоящей Методики;
-маршрут не отвечает требованиям, изложенным в пункте 2.5 настоящей Методики;
-пользование участками дорог на маршруте угрожает безопасности дорожного движения.
Порядок проведения экзамена
1. Экзаменатор знакомит
кандидата в водители с формой
и методом проведения экзамена, системой оценки, порядком
и последовательностью выполнения заданий
на маршруте.
Экзаменатор указывает в экзаменационном
листе номер маршрута.
2. По команде экзаменатора
кандидат в водители занимает
место водителя в
3. При движении по
маршруту экзаменатор подает
команды кандидату в водители,
обеспечивает безопасность
Команды кандидату в водители должны подаваться
экзаменатором четко и своевременно. Необходимо
предлагать кандидату в водители самому
определить оптимальные место и время
для выполнения заданий экзаменатора.
Например, команды развернуться или остановиться
должны подаваться соответственно в следующей
форме: «Выберите место для остановки
и остановитесь» или «Выберите место для
разворота и развернитесь».
Запрещается провоцировать кандидата
в водители к каким-либо действиям в нарушение
требований ПДД.
При возникновении угрозы безопасности
движения с целью предотвращения возникновения
дорожно-транспортного происшествия владелец
ТС или экзаменатор (при отсутствии владельца
ТС) обязан незамедлительно вмешаться
в процесс управления экзаменационным
ТС.