Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 18:19, курсовая работа
Качество машин и механизмов, их надежность и долговечность в значительной степени определяется точностью обработки деталей при изготовлении. Выполнение требований к точности деталей и сборочных единиц является одним из основных условий взаимозаменяемости. Обеспечение взаимозаменяемости, а, следовательно, и заданного уровня качества изделий подразумевает не только установление комплекса требований ко всем параметрам, оказывающим влияние на взаимозаменяемость и качество изделий (нормирование параметров и их точности), но и эффективный контроль нормируемых параметров.
Введение…………………………………………...………………………………3
Описание конструкции и назначение узла………….…………………...……....4
Расчет и выбор посадок подшипника качения………………………….…...….5
Расчёт и выбор посадки с натягом……………….………………………………9
Выбор посадок для сборочного узла и расчет их элементов…………...…….13
Выбор средств измерения деталей…………….…………………………..……16
Расчет рабочих и контрольных калибров………………………………..….…19
Заключение……………………….………………………………………………23
Список использованных источников…….…………………………………..…24
Оглавление
Введение…………………………………………...………
Описание конструкции и
Расчет и выбор посадок
Расчёт и выбор посадки с натягом……………….………………………………9
Выбор посадок для сборочного узла и расчет их элементов…………...…….13
Выбор средств измерения деталей……………
Расчет рабочих и контрольных калибров………………………………..….…19
Заключение……………………….…………………………
Список использованных источников…….…………………………………..…
Введение
Качество машин и механизмов, их надежность и долговечность в значительной степени определяется точностью обработки деталей при изготовлении. Выполнение требований к точности деталей и сборочных единиц является одним из основных условий взаимозаменяемости.
Обеспечение взаимозаменяемости, а, следовательно, и заданного уровня качества изделий подразумевает не только установление комплекса требований ко всем параметрам, оказывающим влияние на взаимозаменяемость и качество изделий (нормирование параметров и их точности), но и эффективный контроль нормируемых параметров.
Эксплуатационные показатели механизмов и машин (долговечность, надежность, точность и т.д.) в значительной мере зависят от правильности выбора посадок, допусков формы и расположения, шероховатости поверхности отдельных деталей. В собранном изделии отклонения размеров, формы, расположения осей или поверхности какой-либо одной детали вызывают отклонения у других. Эти отклонения, суммируясь, приводят к повышенному и неравномерному изнашиванию деталей, снижают точность работы подвижных соединений, вызывают интенсивный износ, очаги задиров, неравномерное распределение напряжений в неподвижных сопряжениях.
Развитие стандартизации норм взаимозаменяемости стимулирует широкую стандартизацию продукции массового потребления - полуфабрикатов, сортового проката, крепежных изделий, электродвигателей, редукторов и пр.
Серийное и массовое производство и эксплуатацию изделий надлежащего качества возможно организовать только с применением стандартизации норм взаимозаменяемости. Выполнение установленных стандартом требований проверяют измерениями, которые в свою очередь базируются на стандартных единицах, средствах их воспроизведения, процедурах и требованиях к оформлению.
Описание конструкции и назначение узла
Червячный редуктор предназначен
для передачи крутящего момента
от электродвигателя к исполнительным
звеньям. Ведущий вал редуктора 5
представляет собой ступенчатый
вал, на котором установлен червяк. Частота вращения ведущего вала
составляет 380 об/мин. Передаваемый крутящий
момент Т2 = 305 Н·м, радиальная нагрузка
консольного участка выходного вала составляет
7400 Н, осевое усилие 2 кН. Ведомый вал 4 воспринимает
нагрузку от ведомой шестерни 11 с числом
зубьев Z2 =59. Ведомый вал вращается
в подшипниках 7. По условиям работы
редуктора нагрузка на подшипники с сильными
ударами и вибрацией, перегрузка до 300
%. Шестерни и валы с подшипниками установлены
в корпусе 6, закрываемом крышкой редуктора
1. подшипники закрываются глухими и сквозными
крышками 3 и 8; герметичность достигается
установкой прокладок под крышки.
Расчет и выбор посадок подшипника качения
Данные для расчета:
Анализом условий и характера работы сборочного узла устанавливаем, что циркуляционно-нагруженными (вращающимися) являются внутренние кольца подшипников качения, сопрягаемые с ведущими и ведомыми валами редуктора. Корпус редуктора является неподвижным. Наружные кольца неподвижны, что определяет местный характер их нагружения. По табл. 8 прил. A определяем габаритные размеры подшипника:
d = 30 мм; D = 62 мм; b = 16 мм; r = 1,5 мм.
1. Определяем интенсивность
радиальной нагрузки на
Н/мм.
Значение КП выбираем по табл. 7 прил. А в зависимости от характера нагрузки, в нашем случае КП = 1,8; значение коэффициента FA выбираем из табл. 2 прил. А в зависимости от величины , в нашем случае для радиально-упорных подшипников FA = 1; значение коэффициента F выбираем по таблице 6 прил. А: F= 1,6.
2. По найденному значению PR для d = 30 мм по табл. 5 прил. Б выбираем основное отклонение на посадочной поверхности внутреннего кольца, в нашем случае основное отклонение к.
3. Для наружного кольца, испытывающего местное нагружение, в соответствии табл. 3 прил. Б для разъемного корпуса с сильными толчками и вибрациями, перегрузкой до 300 % принимаем посадку JS.
4. Выбор экономически целесообразного квалитета для посадок подшипника на вал и в корпус производим на основании данных табл. 2 настоящих методических указаний.
Посадка подшипника на вал Ø30 , посадка в корпус Ø62 .
5. По таблицам 9, 10 прил. А и таблицам ГОСТ 25347-82 определяем отклонения для колец подшипника и сопрягаемых с ними деталей соответственно. Строим поля допусков по наружному и внутреннему диаметрам колец подшипника.
Smax = es – EI = 0.026мм;
Smin = ei – ES = -0,017 мм;
a) б)
Рис. 1. Схемы полей допусков посадки подшипника на вал (а) и в корпус (б).
Для внутреннего кольца:
Nmax = EI - es = 0,023мм.
Nmin = ES - ei 1= 0,002 мм.
6. Определяем максимальный допустимый натяг .
,
где значение К:
Условие Nmax < выполняется, т.к. 0,023 < 0,1098.
7. Проверяем достаточность минимального натяга в посадке внутреннего кольца на вал.
= = 5.3 мкм.
Условие Nmin ³. не выполняется, поэтому вводим поправку на шероховатость:
= - 5(RaD + Rad) =5.3–5(0.63+0,32) = 0,55 мкм = 0,00055 мм. В том случае, если учет шероховатости не приводит к выполнению условия, то следует выбирать для посадки на вал следующее отклонение допуска вала (табл. 5 прил. A). С учетом поправки на шероховатость условие Nmin ³. выполнено, т.к. 0,002 > 0,00055.
8. Проверяем наличие посадочного рабочего зазора.
Gp = Gн - ∆d,
где Gн = = мм.
Значения Gmax и Gmin берутся по данным табл. 12 прил. А.
Uэф = 0,85Nср = 0,85· мм.
∆d=Uэф = ·=0.011
Gp = 0,0305 – 0,0086 = 0,0245 мм. Gp > 0. Условие выполнено.
Усилие запрессовки Рзапр:
= = =2919.6 Н.
9. Температура нагрева подшипника в масле
,
где Sсб = Smin в посадке типа H/g = -0,017 мм;
α = (11,1±1)·10-6 град-1;
= = 36,6 ºС.
Расчёт и выбор посадки с натягом
Для цилиндрического редуктора произведем расчет сопряжения «вал - зубчатое колесо».
Данные для расчета:
Рэ = = = 46,4*106 Па,
2. Определяем значение предела текучести материала по таблице 2 прил. Г. Для стали 45 значение σт = 3,53∙108 Па.
Вал и втулка испытывают упругие деформации.
3. По графику деформаций (рисунок 1 прил. В) определяем наибольшее допустимое значение Рнб/σт на границе допустимой зоны деформирования (кривая «б») и рассчитываем значение Рнб , Па,
Рнб/σт =0,122.
Рнб=0,122· σт = 0,122·3,53·10 8=0,43066·10 8 Па.
4. По графику (рис 2 прил. В) определяем значение коэффициента
неравномерности распределения удельного давления χ:
.
По соотношениям l/d и d1/d находим значение коэффициента неравномерности распределения удельного давления χ=0,95.
Определяем наибольшее значение удельного давления Рнб.доп:
вала:
втулки:
где μА и μВ- коэффициенты Пуассона материала втулки и вала соответственно, определяемые по табл.2 прил. А.
6. Рассчитаем значение
наибольшего и наименьшего
Определим величины расчетных значений минимального и максимального натягов:
= + Δш = 90,94 +4,8 = 95,74 мкм.
= + Δш = 80,16+4,8 = 80,56 мкм.
≥ .
< .
Рис. 2. Схема полей допусков посадки с натягом 120 .
Выбранная посадка Ø120 H8/u8 удовлетворяет условиям:
≥ : 80,16 мкм ≥ 133 мкм.
< : 95,74 мкм ≤ 37 мкм.
10. Наибольшее напряжение во втулке:
Прочность втулки обеспечена, т.к. выполняется условие
σд ≤ σт
0,3568∙108 ≤ 0,7136∙108.
Выбор посадок для сборочного узла и их расчет
Номера сопрягаемых деталей |
Наименование сопрягаемых деталей |
Выбранные посадки по ГОСТ 25347-82 |
7-4 |
Подшипник - вал |
Ø 30 L6 / к6 |
7-1 |
Подшипник - корпус |
Ø 62Js7 / l6 |
10-4 |
Шпонка – вал червячной колеса |
10 N9 / h9 |
10-11 |
Шпонка - червячное колесо |
10 Js9/ h9 |
11-4 |
Червячное колесо – вал |
Ø 35 H8/u8 |
8-6 |
Глухая крышка - корпус |
Ø 62 Js7/ d11 |
3-1 |
Крышка сквозная - корпус |
Ø 62 Js7 / d9 |
2-1 |
Болт - корпус |
М8 7H / 8g |
2-3 |
Болт – крышка (наружная) |
Ø 8 H12 / 8g |
9-6 |
Штифт - нижний полукорпус |
Ø 11 R7 / h6 |
Номера сопряг. деталей |
Номинальный размер с отклонениями |
Предельные размеры, мм |
Схемы полей допусков | |||||
Dmax |
Dmin |
dmax |
dmin |
Smax |
Smin | |||
7-4 |
|
30 |
29.992 |
30.015 |
30.002 |
- |
- |
|
7-1 |
|
62.015 |
61.983 |
62 |
61.989 |
0.026 |
- |
|
10-4 |
|
10 |
9.964 |
10 |
9.964 |
0.36 |
- |
|
10-11 |
|
10.018 |
9.982 |
10 |
9.964 |
0.054 |
- |
|
11-4 |
|
35.039 |
35 |
35.099 |
35.060 |
- |
- |
|
8-6 |
|
62.015 |
61.985 |
61.900 |
61.710 |
0.305 |
0.085 |
|
3-1 |
|
62.015 |
61.985 |
61.900 |
61.826 |
0.189 |
0.085 |
|
3-1 |
|
8.200 |
10 |
7.972 |
7.637 |
0.563 |
0.028 |
|
2-3 |
|
8.150 |
8 |
7.972 |
7.637 |
0.513 |
0.028 |
|
9-6 |
|
9.987 |
9.972 |
10 |
9.991 |
- |
- |
|