Монополия и конкуренции на автотранспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 01:23, реферат

Краткое описание

Транспорт - одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует "каркас" территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.
Со временем условия перевозок, рациональность, качество, скорость доставки грузов увеличивается из-за значительной монопольной конкуренции на рынке транспортных услуг, так как каждый предоставитель перевозочных услуг пытается обойти своего конкурента в качестве перевозок и приспособиться к спросу и чем больше борьбы между конкурентами, тем интенсивнее развиваются транспортные перевозки.

Содержание

Введение
1. Монополия и конкуренция на ж/д
2. Монополия крупных АТП
3. Конкуренция на транспортном рынке. Конкурентоспособность
грузовых перевозок
4. Основные направления развития конкуренции на рынке транспортных услуг
5. Характеристика конкурентной среды рынка перевозок
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Монополия и конкуренция на транспорте.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

                                                  План      

    Введение                                                                                                       

1. Монополия и конкуренция на ж/д

2. Монополия крупных АТП

3. Конкуренция на транспортном рынке. Конкурентоспособность

    грузовых перевозок

4. Основные направления развития конкуренции на рынке транспортных       услуг

5. Характеристика конкурентной среды рынка перевозок

    Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Экономика любого государства  не может успешно функционировать  без развитой транспортной системы. Она обеспечивает стабильное удовлетворение транспортных потребностей народного  хозяйства и населения. [6]

Транспорт - одна из важнейших  отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует "каркас" территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.

Со временем условия перевозок, рациональность, качество, скорость доставки  грузов увеличивается из-за значительной монопольной конкуренции на рынке транспортных услуг, так как каждый предоставитель перевозочных услуг пытается обойти своего конкурента в качестве перевозок и приспособиться к спросу и чем больше борьбы между конкурентами, тем интенсивнее развиваются транспортные перевозки. 

Монополия и конкуренция играют главную роль в развитии транспортной экономики.

Конкуренция и монополизм в транспортной экономике выступают как антиподы. Совершенная конкуренция в реальной жизни практически отсутствует. (когда ни один из множества продавцов не в состоянии существенно изменить цену товара или услуги) гораздо чаще встречается несовершенная конкуренция.

Транспортная монополия - это такое состояние рынка транспортных услуг, при котором лицо (группа лиц) может влиять на состояние этого рынка в силу своего доминирующего положения и неэластичности спроса на данную транспортную продукцию.

Рынок транспортных услуг - это рынок, ограниченный следующими факторами: объект перевозки (род груза, пассажиры); направление; масштабы перевозки; географические пункты между которыми осуществляется перевозка.

Транспортный монополист - это лицо (группа лиц), являющееся доминирующим перевозчиком на рынке транспортных услуг в условиях неэластичности спроса на эти услуга.

Монополистическая конкуренция  — тип отраслевого рынка транспортных услуг, на котором имеется достаточно большое число фирм, продающих  услуги и осуществляющих ценовой  контроль.

Монополия крупных АТП

Преимущества крупных  и малых предприятий занимающих место в монополии различны.

Основную часть монополии  и преуспевание среди других конкурирующих  предприятий занимают крупные предприятия.

Преимущества крупных  предприятий сводятся к следующим основным моментам:

  1. На крупном предприятии, как правило, внедряется большое количество подвижного состава и техники, что увеличивает объем перевозок.

  2. Укрупнение предприятий создает условия для повышения   уровня заводской специализации, способствую тем самым внедрению и лучшему использованию высокопроизводительного оборудования, более совершенной технологии, а также улучшению организации производства и труда.

3. Издержки предприятия, которые растут непропорционально росту объема производства, в условиях крупного производства составляют значительно меньшую часть себестоимости транспортной услуги, чем на мелком предприятии.

4. Крупное производство позволяет более экономно использовать материалы, топливо, что достигается сокращением расходных норм. Приминение более совершенной техники.

5. На крупных предприятиях имеются необходимые возможности и экономическая целесообразность непосредственного соединения науки с производством, т.е. создание научно-исследовательских лабораторий, конструкторских бюро и т.д.

      Наиболее  важным показателем эффективности  крупных предприятий является  рост производительности труда.

Однако Западный опыт показал, что крупные компании, склонные к монополизации производства и разделу рынков, нередко тормозят научно-технический прогресс, т.к. монопольное положение не способствует росту заинтересованности в обновлении номенклатуры выпускаемой продукции и во внедрении новшеств.  Практика убеждает, что для инновации особенно пригодны малые фирмы, т.к. они более подвижны, быстрее могут переналаживать производство и осваивать новые технологии.

Монополия и конкуренция на ж/д

Характерной чертой транспортного  рынка железнодорожных перевозок  является наличие монополизма, так  как транспорт привязан к своей  инфраструктуре, создание и содержание которой требует больших затрат. Таким образом, возникает предприятие монополист в области транспортных услуг железнодорожного транспорта, но не всегда он является монополистом по перевозкам в регионе.

Ярким примером естественной монополии является железнодорожный транспорт. Так как он выполняет основную часть грузовых перевозок. В нашей стране по многим видам перевозок железные дороги относятся к естественной монополии. Поэтому их деятельность должна находиться под контролем государства. Вместе с тем в значительной части этого производственно-хозяйственного комплекса, не осуществляющей непосредственно транспортный процесс и обеспечение безопасности движения поездов, не только возможно, но и необходимо развивать конкуренцию. Однако до настоящего времени отраслевая “Программа демонополизации в сфере федерального железнодорожного транспорта” остается неотработанной и неутвержденной. [7]

Достаточно медленно идет процесс применения и внедрения  на железнодорожном транспорте новых  форм собственности, а если это и осуществляется, но только в областях, не связанных непосредственно с перевозочной деятельностью. При этом первостепенное внимание уделяется доходности железных дорог за счет повышения тарифов на перевозки. Вопросу же сокращения расходов уделяется недостаточное внимание. Вместе с тем добиться снижения расходов предприятий отрасли в рыночных условиях можно, лишь создав конкурентную среду на транспортном рынке. Но в настоящее время состояние автомобильных дорог, речного и других видов транспорта пока оставляет желать лучшего. Однако высокие тарифы на железнодорожные перевозки могут заставить часть клиентов обратиться к услугам других перевозчиков.

Следует отметить, что  особая роль железнодорожного транспорта в сфере транспортных услуг, отсутствие отработанной нормативно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения железных дорог с грузоотправителями и предприятиями, в том числе осуществляющими перевозки другими видами транспорта, несовершенство правовой базы создают определенные предпосылки для нарушения предприятиями железнодорожного транспорта антимонопольного законодательства. И в первую очередь это проявляется в виде необоснованного увеличения затрат и тарифов на перевозку грузов и оказание других услуг.

Как известно, в соответствии с Законом “О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках” созданы специальные органы по антимонополистической политике и поддержке новых экономических структур. Их силами и проводятся различные проверки, в том числе периодически осуществляется контроль за формированием и применением железнодорожных тарифов, расчетами провозных платежей  за перевозки грузов и другие услуги. Результаты проводимых проверок свидетельствуют о том, что предприятиями железнодорожного транспорта продолжаются нарушения антимонопольного законодательства, в том числе в части ценообразования, взимание платы за невыполненные работы или оказания услуг, которое должно производиться без дополнительной оплаты, навязывание клиентам невыгодных договорных или различных дискриминирующих условий. Комитетом были подготовлены предложения по вопросу совершенствования ценообразования на железнодорожном транспорте и направлены в Комиссию правительства по совершенствованию платежей и расчетов. Создана межведомственная Комиссия по контролю за ценообразованием на железнодорожном транспорте.

Конкуренция на рынке транспортных услуг

Для рынка характерно наличие конкуренции — соперничества  или борьбы между двумя или  несколькими более или менее  четко обозначенными участниками  рынка за достижение лучших хозяйственных результатов. В то же время конкуренция означает объективную способность развития рынка за счет стремления производителей к лучшему качественному и количественному предложению по сравнению с конкурентами, что в целом отражается в улучшении свойств товаров (услуг) и структуры предложения рынка. Другими словами, конкуренция — это основной рычаг, движущая сила развития и инструмент управления (государственного регулирования) формирующимся и функционирующим рыночным хозяйством отрасли.

Так как конкуренция предполагает наличие условий, при которых идет борьба за клиента, получение дополнительного дохода, то государство, регулируя давление и условия конкуренции, может управлять развитием рынка транспорта, создавая соответствующую стратегию.

Экономические законы конкуренции регулируют отношения различных участников рынка, устанавливают баланс между потреблением и производством, диктуют правила поведения в различных рыночных ситуациях. В ходе конкуренции выявляется общественная необходимость в определенном виде услуг и дается его оценка в устанавливаемом среднеотраслевом уровне цен.

В то же время конкуренция  ограничивает возможности каждого  хозяйствующего субъекта воздействовать на положение дел на рынке, навязывать свою волю клиентам, чем ограничивается анархичность и неопределенность функционирования рынка — становятся открытыми, предсказуемыми пути развития рынка, в целом экономическая система рынка приобретает устойчивость.

Конкуренция на транспортном рынке. Конкурентоспособность  грузовых перевозок.

Несмотря на то, что  рынок железнодорожных перевозок  монополизирован федеральным железнодорожным  транспортом, все предприятия и  отрасли в долгосрочной перспективе  являются конкурентными продавцами и не могут безгранично диктовать  свои условия.

Известно, что конкуренция выполняет в экономике следующие функции:

- рациональное распределение  прибыли; 

- создание оптимальной  системы управления производством; 

- стимулирование научно-технического  прогресса; 

- ресурсосбережение; 

- приспособление к  спросу.

По этому считается, целесообразным рассмотреть понятие конкуренции на рынке транспортных услуг (перевозок) и конкурентоспособности транспорта, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Можно обратиться сначала к классической экономической теории. А.Смит, Д. Ри-кардо понимали конкуренцию как соперничество между продавцами либо между покупателями. А. Смит писал, что всеми участниками рынка движут личные интересы, которые в совокупности составляют «невидимую руку» рыночной экономики. «Невидимая рука», по мнению А.Смита есть механизм рынка, который ведет его к равновесию и достижению общественного блага.

Итак, классики определяли конкуренцию как совершенную  конкуренцию, то есть конкуренцию, выражающуюся в борьбе каждого против каждого  в целях приобретения наибольшей собственной выгоды, однако в результате свободная конкуренция способствует оптимальному распределению ресурсов. Основное положение классиков в данном аспекте состояло в том, что совершенная конкуренция является наиболее эффективным состоянием экономики.

Современное понимание  данного термина несколько иное. Обратим внимание на то, что понятие  конкуренция может рассматриваться  с двух точек зрения: как состояние  товарного рынка и как процесс, протекающий в рыночной экономике (в отличие от монополии, которая рассматривается как состояние товарного рынка, либо как предприятие).

Существует описание процесса конкуренции пятью признаками:

- угрозой появления  новых конкурентов; 

- угрозой появления товаров  – заменителей предназначенных для   перевозки;

- способностью поставщиков комплектующих  изделий торговаться; 

- способностью покупателей торговаться; 

- соперничеством уже  имеющихся конкурентов между  собой. 

Следует выделить такую  важную операцию, которая влияет на конкуренцию как экспорт транспортных услуг – это тот ресурс, который имеется благодаря геоэкономическому положению страны. Экспорт транспортных услуг – внешнеторговая коммерческая операция. Те предприятия, которые рационально предоставляют эти перевозочные услуги, пользуются большой популярностью и опережают своих конкурентов.[5]

 

Конкуренция на рынке транспортных услуг и  ее виды

Функциональная конкуренция  может быть удовлетворена различными способами. Потребность в услуге перевозок может быть удовлетворена достаточным развитием транспортной техники, количеством и качеством перевозок, количеством транспортных средств и т. д.

В настоящее время  на рынке связи конкурируют различные  виды связей, каждый из которых направлен  на получение прибыли.

Уровень конкуренции в сфере транспортных услуг достаточно высок по сравнению с конкуренцией товарного рынка.

Информация о работе Монополия и конкуренции на автотранспорте