Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 16:14, курсовая работа
Целью курсовой работы является подробное изучение договора морского агентирования и анализ состояния законодательства, регулирующего данную область общественных отношений, выявление связи данного договора с агентским договором.
Задачами курсовой работы являются дача полной характеристики договора морского агентирования, определение его специфики и сущности; структура и правовой режим договора морского агентирования; выявление существующей проблематики в данной области общественных отношений.
Введение………………………………………………………………….....С.3-4
Глава 1. Агентирование в сфере морского транспорта…С. 5-20
1.1 Сравнительная характеристика договора морского агентирования и агентского договора ……………………….С.5-12
1.2 Организационно-правовой статус морского агента..С.13-20
Глава 2. Содержание договора морского агентирования.С.21-38
2.1 Существенные условия договора морского агентирования............................................................................................С. 21-23
2.2 Права и обязанности морского агента……………….........с.24-3
2.3 Обязанности судовладельца…………………………………...С.34-35
2.4 Прекращение договора…………………………………………….С.36-38
Заключение ………………………………………………………………...С.39-40
Список используемой литературы ………
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
Институт государственного управления и права
Кафедра гражданского права и процесса
Специальность: «Юриспруденция» - 030501
Форма обучения: очная
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «транспортное право»
Тема: «Морское агентирование»
Исполнитель:
Студентка IV курса
Гражданско- правовой
специализации
Научный руководитель:
К.ю.н., ст. преподаватель ____________ Стрельникова И.А.
Москва- 2012 г
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Агентирование в сфере морского транспорта…С. 5-20
1.1 Сравнительная характеристика договора морского агентирования и агентского договора ……………………….С.5-12
1.2 Организационно-правовой статус морского агента..С.13-20
Глава 2. Содержание договора морского агентирования.С.21-38
2.1 Существенные условия
договора морского
2.2 Права и обязанности
морского агента……………….........
2.3 Обязанности судовладельца……………
2.4 Прекращение
договора…………………………………………….С.
Заключение …………………………………………………
Список используемой
литературы ……………………………….С.41-
Введение
Морскому транспорту принадлежит ведущая роль в развитии внешней торговли страны. Это, прежде всего, связано с углублением внешнеэкономических связей Российской Федерации с другими государствами. На долю морского транспорта приходится около половины всех перевозимых экспортно-импортных товаров.
Морской транспорт призван обеспечить
перевозку экспортно-импортных
В связи с этим актуальной проблемой на современном этапе развития морского бизнеса является сокращение транспортных расходов при транспортировке экспортно-импортных товаров и снижение валютных расходов при перевозке грузов иностранных фрахтователей. Достаточно сказать о том, что на перевозку и перевалку грузов приходится около 90% всех издержек обращения внешней торговли.
Для успешного выполнения рейса
судно нуждается в самых
Целью курсовой работы является подробное изучение договора морского агентирования и анализ состояния законодательства, регулирующего данную область общественных отношений, выявление связи данного договора с агентским договором.
Задачами курсовой работы являются дача полной характеристики договора морского агентирования, определение его специфики и сущности; структура и правовой режим договора морского агентирования; выявление существующей проблематики в данной области общественных отношений.
Глава 1. Агентирование на морского транспорте
Нормы, посвященные агентированию, впервые были включены в гражданское законодательство Российской Федерации в качестве самостоятельного раздела (глава 52 ГК) в 1996 г. До этого агентский договор широко применялся в морском судоходстве в соответствии с принципом, закрепленным в ГК 1964 г. (ст. 4), согласно которому стороны имели право заключить любой договор, в том числе, не предусмотренный законом, при условии, что этот договор не противоречил общим началам и смыслу гражданского законодательства. Пунктом 4 ст. 1005 ГК, посвященным агентскому договору, предусмотрена возможность специального регулирования законом особенностей отдельных видов агентского договора. Договор морского агентирования (глава XIII КТМ) и является такой разновидностью.
По договору морского агентирования морской агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению и за счет судовладельца юридические и иные действия от своего имени или от имени судовладельца в определенном порту или на определенной территории (ст. 232 Кодекс торгового мореплавания)1. В КТМ указанному договору посвящена отдельная глава (глава XIII "Договор морского агентирования"), включающая в себя восемь статей (ст. 232 - 239), содержащих целый свод правил о договоре морского агентирования.
В Гражданском Кодексе РФ2 (глава 52) среди самостоятельных гражданско-правовых договоров выделен агентский договор, по которому одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. При этом по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки; по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала (п. 1 ст. 1005 ГК).
Несомненное сходство указанных договорных правоотношений ставит на первое место проблему определения соотношения этих договоров: договора морского агентирования и агентского договора. От правильного решения этого вопроса зависит и порядок правового регулирования правоотношений, вытекающих из договора морского агентирования.
Сопоставление договоров агентского и морского агентирования по их субъектному составу свидетельствует о том, что роль принципала в последнем выполняет судовладелец, а агента - морской агент. Идентичны и предметы указанных договоров: агент (морской агент) обязуется совершать юридические и иные (фактические) действия за счет принципала (судовладельца) как от своего имени, так и от имени принципала (судовладельца). Сравнительный анализ норм, регулирующих агентский договор (глава 52 ГК) и договор морского агентирования (глава XIII КТМ) о правах и обязанностях сторон по соответствующим договорам, порядке исполнения вытекающих из них обязательств, основаниях прекращения договоров, показывает, что нормы, помещенные в главу XIII КТМ, представляют собой специальные правила по отношению к общим положениям об агентском договоре (глава 52 ГК), предусматривающие особенности договора морского агентирования. Такая схема правового регулирования была предрешена включением в п. 4 ст. 1005 ГК нормы о том, что законом могут быть предусмотрены особенности отдельных видов агентского договора3.
Таким образом, договор морского агентирования относится к агентскому договору как вид к роду, являясь отдельным видом агентского договора. Поэтому, несмотря на отсутствие в главе XIII КТМ каких-либо правил, определяющих применение к правоотношениям, вытекающим из договора морского агентирования, норм об агентском договоре, содержащихся в главе 52 ГК, можно сделать вывод, что за пределами специальных правил о договоре морского агентирования в субсидиарном порядке к указанному договору подлежат применению общие положения об агентском договоре (ст. 1005 - 1011 ГК).
В частности, это положение подтверждается и судебной практикой, так ФАС Северо-Западного округа от 06.08.2007 по делу N А56-35517/2006 постановил, что "...к договору морского агентирования применяются нормы главы 52 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), регулирующей агентирование…"4.
Нельзя не отметить, что ранее в юридической литературе уже высказывалась точка зрения, согласно которой договор морского агентирования признается отдельным видом агентского договора. Например, С.П. Кондрашин указывает: "Договор морского агентирования является разновидностью агентского договора. Особенности договора морского агентирования определяются тем, что он используется при предоставлении как услуг по совершению сделок, так и иных услуг в сфере предпринимательской и иной деятельности в области торгового мореплавания в порту или на определенной территории. Правила комментируемой статьи (ст. 232 КТМ) соответствуют положениям ч. 1 п. 1 ст. 1005 ГК. Они вместе с положениями других статей главы XIII КТМ предусматривают особенности договора морского агентирования как отдельного вида агентского договора согласно п. 4 ст. 1005 ГК"5.
Договору морского агентирования как отдельному виду агентского договора присущи все характерные "родовые" черты этого договора. В частности, договор морского агентирования, так же как и агентский договор, относится к категории договоров об оказании услуг и носит консенсуальный характер (возникает с момента достижения сторонами соответствующего соглашения).
Договор морского агентирования относится к числу возмездных договоров. Так же как в случае с агентским договором, применительно к которому "возмездность является конституирующим признаком как включенная в императивной форме в легальное его определение", определение договора морского агентирования (ст. 232 КТМ) включает в себя указание на то, что агент обязуется совершать соответствующие действия за вознаграждение судовладельца, а в дополнение к этому в перечне обязанностей судовладельца (ст. 238 КТМ) мы находим соответствующую обязанность уплачивать морскому агенту вознаграждение в размере и в порядке, которые установлены договором морского агентирования, выраженную в императивной форме6.
Консенсуальность и
Договор морского агентирования (как и агентский договор) относится к числу представительских договоров, поскольку морской агент действует по поручению и за счет судовладельца, и сочетает в себе элементы как прямого (действия от имени судовладельца), так и косвенного (от своего имени) представительства.
Как представительский договор, допускающий действия морского агента по поручению судовладельца, в том числе от имени последнего, договор морского агентирования следует отнести также к фидуциарным (имеющим доверительный характер) сделкам. Данное обстоятельство имеет определённое значение. Как указывает М.И. Брагинский применительно к агентскому договору: "выражающееся в фидуциарности особое доверие в данной ситуации принципала к агенту предопределяет решение ряда вопросов, в частности, связанных с установлением оснований прекращения договоров. Определенное влияние фидуциарность оказывает и на позицию суда при оценке поведения агента, необходимой для применения отдельных норм ГК"7.
Определение договора морского агентирования (ст. 232 КТМ) свидетельствует о том, что указанный договор (как и агентский договор) сочетает в себе элементы договоров поручения и комиссии, однако такое сочетание указанных видов обязательств не создает конструкцию смешанного договора как в силу формально-юридических причин (агентский договор - самостоятельный гражданско-правовой договор), так и существа обязательства, вытекающего из этого договора.
Как правильно отмечает Г.Е. Авилов, "смысл агентского договора состоит именно в том, что деятельность осуществляемая агентом по поручению и в интересах принципала, порождает для принципала имущественные последствия. Что же касается характера взаимоотношений агента с третьими лицами, то стороны вправе использовать любую модель - и поручения, и комиссии, и их сочетания"8.
Договор морского агентирования (как и агентский договор) отличается от иных представительских договоров (поручение и комиссия) более широким предметом договора. "Если в договоре поручения, - пишет М.И. Брагинский, - это юридические действия, в договоре комиссии - из их числа только сделки, то в договоре агентском - это действия в равной мере и юридические, и фактические"9.
В этом контексте также интересна позиция ВАС РФ, который в Постановлении Высшего Арбитражного Суда от 26 января 1999 г. N 5056/98 отмечалось, что "услуги судового агента, оформленные агентским договором, понятие и признаки которого содержатся в гл. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, непосредственно связаны с товарами, работами и услугами, потребляемыми судном при его обслуживании в порту, поскольку на протяжении длительного периода времени в морском судоходстве сложилась такая их форма обслуживания в портах, что закреплено в действующих в Российской Федерации актах и нормах международного права"10. Проанализировав содержание услуг судового агента, ВАС пришел к выводу, что такого рода услуги имеют сходство с услугами экспедитора в договоре транспортной экспедиции (п. 1 ст. 801 ГК РФ) и что, следовательно, услуги судового агента не являются посредническими.