Морское агентирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является подробное изучение договора морского агентирования и анализ состояния законодательства, регулирующего данную область общественных отношений, выявление связи данного договора с агентским договором.
Задачами курсовой работы являются дача полной характеристики договора морского агентирования, определение его специфики и сущности; структура и правовой режим договора морского агентирования; выявление существующей проблематики в данной области общественных отношений.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....С.3-4

Глава 1. Агентирование в сфере морского транспорта…С. 5-20
1.1 Сравнительная характеристика договора морского агентирования и агентского договора ……………………….С.5-12
1.2 Организационно-правовой статус морского агента..С.13-20

Глава 2. Содержание договора морского агентирования.С.21-38
2.1 Существенные условия договора морского агентирования............................................................................................С. 21-23
2.2 Права и обязанности морского агента……………….........с.24-3
2.3 Обязанности судовладельца…………………………………...С.34-35
2.4 Прекращение договора…………………………………………….С.36-38

Заключение ………………………………………………………………...С.39-40

Список используемой литературы ………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа).doc

— 222.00 Кб (Скачать файл)


Министерство образования  и науки РФ

Государственное образовательное  учреждение высшего

профессионального образования

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

 

Институт государственного управления и права

 

Кафедра гражданского права  и процесса

 

 

 

Специальность: «Юриспруденция» - 030501

Форма обучения: очная

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «транспортное право»

    

Тема: «Морское агентирование»

 

Исполнитель:

Студентка IV курса

Гражданско- правовой

 специализации                      ____________          Павлова Е.В.                                                                                    

 

 

Научный руководитель:

К.ю.н., ст. преподаватель      ____________         Стрельникова И.А.

                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Москва- 2012 г 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………….....С.3-4          

 

Глава 1. Агентирование в сфере морского транспорта…С. 5-20

1.1 Сравнительная характеристика договора морского агентирования и агентского договора ……………………….С.5-12 

1.2 Организационно-правовой статус морского агента..С.13-20         

 

Глава 2. Содержание договора морского агентирования.С.21-38

2.1 Существенные условия  договора морского агентирования............................................................................................С. 21-23

2.2  Права и обязанности  морского агента……………….........с.24-3      

2.3 Обязанности судовладельца…………………………………...С.34-35

2.4 Прекращение  договора…………………………………………….С.36-38

 

Заключение ………………………………………………………………...С.39-40              

 

Список используемой литературы ……………………………….С.41-43         

Введение

 

Морскому транспорту принадлежит ведущая роль в развитии внешней торговли страны. Это, прежде всего, связано с углублением внешнеэкономических связей Российской Федерации с другими государствами. На долю морского транспорта приходится около половины всех перевозимых экспортно-импортных товаров.

Морской транспорт призван обеспечить перевозку экспортно-импортных товаров, а также грузов иностранных фрахтователей, доставляя продукцию в неповрежденном виде, количественной сохранности при максимальном сокращении сроков их обращения.

В связи с этим актуальной проблемой  на современном этапе развития морского бизнеса является сокращение транспортных расходов при транспортировке экспортно-импортных товаров и снижение валютных расходов при перевозке грузов иностранных фрахтователей. Достаточно сказать о том, что на перевозку и перевалку грузов приходится около 90% всех издержек обращения внешней торговли.

Для успешного выполнения рейса  судно нуждается в самых разнообразных  услугах не только в самом порту, но и задолго до прибытия в порт, некоторые услуги оказываются судну  и после его отхода. В данном случае речь идет о подготовке груза, оформлении документов, найме рабочей силы, уведомлении грузополучателей, расчетах за обслуживание и т.п., и, как отмечают юристы, "судну нужен помощник и представитель, который осуществлял бы своевременную связь с береговыми организациями и обеспечивал комплексное обслуживание судна в порту. Такими представителями судовладельцев в портах являются морские агенты, которые защищают интересы судовладельцев и капитанов, а также обеспечивают выполнение всех работ, необходимых для осуществления транспортных операций".

Целью курсовой работы является подробное изучение договора морского агентирования и анализ состояния законодательства, регулирующего данную область общественных отношений, выявление связи данного договора с агентским договором.

         Задачами курсовой работы являются дача полной характеристики договора морского  агентирования, определение его специфики и сущности; структура и правовой режим договора морского агентирования; выявление существующей проблематики в данной области общественных отношений.

 

Глава 1. Агентирование на морского транспорте

 

    1. Сравнительная характеристика договора морского агентирования и агентского договора

 

 

Нормы, посвященные агентированию, впервые были включены в гражданское  законодательство Российской Федерации  в качестве самостоятельного раздела (глава 52 ГК) в 1996 г. До этого агентский договор широко применялся в морском судоходстве в соответствии с принципом, закрепленным в ГК 1964 г. (ст. 4), согласно которому стороны имели право заключить любой договор, в том числе, не предусмотренный законом, при условии, что этот договор не противоречил общим началам и смыслу гражданского законодательства. Пунктом 4 ст. 1005 ГК, посвященным агентскому договору, предусмотрена возможность специального регулирования законом особенностей отдельных видов агентского договора. Договор морского агентирования (глава XIII КТМ) и является такой разновидностью.

По договору морского агентирования  морской агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению и за счет судовладельца юридические и  иные действия от своего имени или от имени судовладельца в определенном порту или на определенной территории (ст. 232 Кодекс торгового мореплавания)1. В КТМ указанному договору посвящена отдельная глава (глава XIII "Договор морского агентирования"), включающая в себя восемь статей (ст. 232 - 239), содержащих целый свод правил о договоре морского агентирования.

В Гражданском Кодексе РФ2 (глава 52) среди самостоятельных гражданско-правовых договоров выделен агентский договор, по которому одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. При этом по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки; по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала (п. 1 ст. 1005 ГК).

Несомненное сходство указанных договорных правоотношений ставит на первое место  проблему определения соотношения  этих договоров: договора морского агентирования и агентского договора. От правильного решения этого вопроса зависит и порядок правового регулирования правоотношений, вытекающих из договора морского агентирования.

Сопоставление договоров агентского и морского агентирования по их субъектному составу свидетельствует о том, что роль принципала в последнем выполняет судовладелец, а агента - морской агент. Идентичны и предметы указанных договоров: агент (морской агент) обязуется совершать юридические и иные (фактические) действия за счет принципала (судовладельца) как от своего имени, так и от имени принципала (судовладельца). Сравнительный анализ норм, регулирующих агентский договор (глава 52 ГК) и договор морского агентирования (глава XIII КТМ) о правах и обязанностях сторон по соответствующим договорам, порядке исполнения вытекающих из них обязательств, основаниях прекращения договоров, показывает, что нормы, помещенные в главу XIII КТМ, представляют собой специальные правила по отношению к общим положениям об агентском договоре (глава 52 ГК), предусматривающие особенности договора морского агентирования. Такая схема правового регулирования была предрешена включением в п. 4 ст. 1005 ГК нормы о том, что законом могут быть предусмотрены особенности отдельных видов агентского договора3.

Таким образом, договор морского агентирования относится к агентскому договору как вид к роду, являясь отдельным видом агентского договора. Поэтому, несмотря на отсутствие в главе XIII КТМ каких-либо правил, определяющих применение к правоотношениям, вытекающим из договора морского агентирования, норм об агентском договоре, содержащихся в главе 52 ГК, можно сделать вывод, что за пределами специальных правил о договоре морского агентирования в субсидиарном порядке к указанному договору подлежат применению общие положения об агентском договоре (ст. 1005 - 1011 ГК).

В частности, это положение подтверждается и судебной практикой, так ФАС Северо-Западного округа от 06.08.2007 по делу N А56-35517/2006 постановил, что "...к договору морского агентирования применяются нормы главы 52 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), регулирующей агентирование…"4.

Нельзя не отметить, что ранее в юридической литературе уже высказывалась точка зрения, согласно которой договор морского агентирования признается отдельным видом агентского договора. Например, С.П. Кондрашин указывает: "Договор морского агентирования является разновидностью агентского договора. Особенности договора морского агентирования определяются тем, что он используется при предоставлении как услуг по совершению сделок, так и иных услуг в сфере предпринимательской и иной деятельности в области торгового мореплавания в порту или на определенной территории. Правила комментируемой статьи (ст. 232 КТМ) соответствуют положениям ч. 1 п. 1 ст. 1005 ГК. Они вместе с положениями других статей главы XIII КТМ предусматривают особенности договора морского агентирования как отдельного вида агентского договора согласно п. 4 ст. 1005 ГК"5.

Договору морского агентирования  как отдельному виду агентского договора присущи все характерные "родовые" черты этого договора. В частности, договор морского агентирования, так  же как и агентский договор, относится  к категории договоров об оказании услуг и носит консенсуальный характер (возникает с момента достижения сторонами соответствующего соглашения).

Договор морского агентирования относится  к числу возмездных договоров. Так  же как в случае с агентским  договором, применительно к которому "возмездность является конституирующим признаком как включенная в императивной форме в легальное его определение", определение договора морского агентирования (ст. 232 КТМ) включает в себя указание на то, что агент обязуется совершать соответствующие действия за вознаграждение судовладельца, а в дополнение к этому в перечне обязанностей судовладельца (ст. 238 КТМ) мы находим соответствующую обязанность уплачивать морскому агенту вознаграждение в размере и в порядке, которые установлены договором морского агентирования, выраженную в императивной форме6.

Консенсуальность и возмездность договора морского агентирования предопределяют двусторонний характер обязательства, вытекающего из этого договора: и морской агент, и судовладелец наделяются как правами, так и обязанностями.

Договор морского агентирования (как  и агентский договор) относится к числу представительских договоров, поскольку морской агент действует по поручению и за счет судовладельца, и сочетает в себе элементы как прямого (действия от имени судовладельца), так и косвенного (от своего имени) представительства.

Как представительский договор, допускающий действия морского агента по поручению судовладельца, в том числе от имени последнего, договор морского агентирования следует отнести также к фидуциарным (имеющим доверительный характер) сделкам. Данное обстоятельство имеет определённое значение. Как указывает М.И. Брагинский применительно к агентскому договору: "выражающееся в фидуциарности особое доверие в данной ситуации принципала к агенту предопределяет решение ряда вопросов, в частности, связанных с установлением оснований прекращения договоров. Определенное влияние фидуциарность оказывает и на позицию суда при оценке поведения агента, необходимой для применения отдельных норм ГК"7.

Определение договора морского агентирования (ст. 232 КТМ) свидетельствует о том, что указанный договор (как и агентский договор) сочетает в себе элементы договоров поручения и комиссии, однако такое сочетание указанных видов обязательств не создает конструкцию смешанного договора как в силу формально-юридических причин (агентский договор - самостоятельный гражданско-правовой договор), так и существа обязательства, вытекающего из этого договора.

Как правильно отмечает Г.Е. Авилов, "смысл агентского договора состоит именно в том, что деятельность осуществляемая агентом по поручению  и в интересах принципала, порождает  для принципала имущественные последствия. Что же касается характера взаимоотношений агента с третьими лицами, то стороны вправе использовать любую модель - и поручения, и комиссии, и их сочетания"8.

Договор морского агентирования (как и агентский договор) отличается от иных представительских договоров (поручение и комиссия) более широким предметом договора. "Если в договоре поручения, - пишет М.И. Брагинский, - это юридические действия, в договоре комиссии - из их числа только сделки, то в договоре агентском - это действия в равной мере и юридические, и фактические"9.

В этом контексте также  интересна позиция ВАС РФ, который в Постановлении Высшего Арбитражного Суда от 26 января 1999 г. N 5056/98 отмечалось, что "услуги судового агента, оформленные агентским договором, понятие и признаки которого содержатся в гл. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, непосредственно связаны с товарами, работами и услугами, потребляемыми судном при его обслуживании в порту, поскольку на протяжении длительного периода времени в морском судоходстве сложилась такая их форма обслуживания в портах, что закреплено в действующих в Российской Федерации актах и нормах международного права"10. Проанализировав содержание услуг судового агента, ВАС пришел к выводу, что такого рода услуги имеют сходство с услугами экспедитора в договоре транспортной экспедиции (п. 1 ст. 801 ГК РФ) и что, следовательно, услуги судового агента не являются посредническими.

Информация о работе Морское агентирование