Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 11:15, реферат
Особенности географического положения России, замерзаемость многих портов (только в Новороссийск, Туапсе, Мурманск и Калининград являются незамерзающими портами), структура грузопотоков, несбалансированность ввоза и вывоза грузов, другие особенности выдвигают определенные требования к национальной морской транспортной системе. Поэтому на протяжении всей истории России отсутствие национального морского транспорта создавало препятствия в первую очередь для развития внешней торговли страны и освоения северных территорий [1].
Введение
1. Определение вида транспорта и его особенности
2. Показатели, характеризующие работу морского транспорта
2.1 Основные показатели работы морского транспорта
2.2 Специфические и качественные показатели морского транспорта
3. Классификация морских судов и плавучих сооружений, ее цели и задачи, основные элементы классификации
4. Статистические данные работы морского транспорта
5. Транспортные документы, используемые при морской перевозке грузов
Заключение
Список источников
Современное судно -- весьма сложное инженерное сооружение. Судостроение, бывшее когда-то искусством, в настоящее время является отраслью техники, базирующейся на выводах ряда специальных технических дисциплин: корабельной архитектуры, теории корабля, строительной механики корабля.
Морские суда разделяются на два основных класса:
1) гражданские,
2) военные, называемые
кораблями военно-морского
Гражданские суда разделяются на следующие основные типы:
· транспортные -- для перевозки груза и пассажиров;
· промысловые -- для добычи, переработки, хранения и доставки продуктов морского лова;
· служебные -- для обслуживания различных нужд, возникающих при эксплуатации флота;
· суда технического флота -- для обслуживания транспортных и промысловых судов, портов, морских путей;
· спортивные.
Гражданские суда разделяют, кроме того, на группы по следующим признакам:
1) назначению,
2) району плавания,
3) материалу корпуса,
4) роду двигателя,
5) роду движителя.
По назначению транспортные суда разделяются на:
1) пассажирские,
2) грузопассажирские,
3) грузовые (сухогрузные, наливные, рудовозы, лесовозы, угольщики, суда для насыпных грузов, рефрижераторные) .
По району плавания различают суда:
1) с неограниченным районом плавания (океанские),
2) с ограниченным районом плавания (морские),
3) прибрежного плавания,
4) рейдовые,
5) портовые.
По роду материала, из которого построен корпус, различают суда:
1) деревянные,
2) железные,
3) стальные,
4) композитные или смешанные,
5) железобетонные.
Из дерева строят морские парусные суда каботажного плавания, небольшие суда промыслового флота длиной до 30--40 м, спортивные и мелкие служебные суда.
Железо как материал для постройки корпусов пришло на смену дереву около 100 лет назад. В настоящее время оно совершенно вытеснено сталью.
Сталь, примененная в судостроении в 70-х годах прошлого столетия, в настоящее время -- наиболее распространенный материал для постройки корпусов.
Продолжительность службы стальных
судов при хорошем уходе
Суда, у которых одни части корпуса делаются из стали, а другие из дерева (например, поперечные связи стальные, а наружная обшивка -- деревянная), называются композитными. Существуют также композитные суда из дерева и железобетона.
Железобетон для постройки
морских судов применяется
По роду двигателя различают суда с механическими двигателями, гребные и парусные.
Суда с механическими двигателями разделяются на:
1) пароходы, на которых
в качестве двигателя
2) теплоходы -- суда с
двигателями внутреннего
3) электроходы суда с
электрическими двигателями,
По роду движителя суда разделяются на:
1) весельные,
2) парусные,
3) колесные и
4) винтовые.
Колесными в настоящее время строят только речные суда. Океанские и морские суда в подавляющем большинстве имеют в качестве движителей гребные винты.
Парусными называются суда, для движения которых используется сила ветра, производящего давление на парус. В зависимости от числа мачт, а также формы парусов различают следующие типы судов.
Классификация подвижного состава морского транспорта:
1) По видам плавания - неограниченного океанского; ограниченного морского; прибрежного; местного; рейдового; ледового; «река-море»;
2) специальные суда - учебные,
спасательные для судов,
3) пассажирские суда - местного сообщения, круизные, прогулочные;
4) спортивные суда - глиссеры, парусные, гребные, моторные;
5) промысловые суда - рыболовные, китобойные, плавбазы;
6) вспомогательные суда -
землечерпалки, плавкраны,
7) грузовые суда - универсальные,
сухогрузы, наливные (газовозы, нефте-
и нефтепродуктовозы,
4.
Статистические данные работы морского
транспорта
Рис. 1 Перевозки грузов по видам транспорта, млн тонн)
Рис. 2 Грузооборот по видам транспорта, (млрд тонно-километров)
Рис. 3 Перевозки грузов и грузооборот морского транспорта организаций всех видов деятельности
Рис.4 Грузооборот
Рис.5 Перевозки пассажиров и пассажирооборот морского транспорта организаций всех видов экономической деятельности
Рис. 6 Пассажирооборот морского транспорта
5.
Транспортные документы, используемые
при морской перевозке грузов
Коносамент - документ, который
выдает владелец судна отправителю
груза как подтверждение
Штурманская расписка - удостоверение
владельца транспортного судна
о получении груза для
Аддендум - дополнительная часть договора, в которой описываются изменения или дополнения к основному договору.
Деливери-ордер (долевой коносамент)- товарораспорядительный документ, который выдается грузополучателем или перевозчиком подтвержденный капитаном морского судна. Применяется в том случае, если получатель груза продает товар до принятия поставки. Если товар продается частями разным покупателям, то для каждого из них выдается отдельный деливери-ордер на соответствующую часть товара.
Таймшит - документ для учета времени простоя судна, которое запланировано чартером для осуществления грузовых операций. Эта ведомость оформляется в каждом порту загрузки и разгрузки и заверяется капитаном и представителем нанимателя. Таймшит является основанием для расчета неустойки (демередж) или вознаграждения перевозчика за досрочную доставку (диспач). В таймшите записываются данные порта и судна, дата и время прибытия и выдачи уведомления о готовности груза к погрузке/выгрузке. Кроме этого в нем фиксируются дата и время начала и окончания погрузочных работ, длительность перерывов и их причины.
Морская накладная - документ,
подтверждающий существование договора
перевозки груза и получение
груза перевозчиком. По морской накладной
перевозчик должен поставить груз получателю,
который определен в документе.
К накладной прикрепляют все
требующиеся
Коммерческий акт - документ, фиксирующий и заверяющий недостачу или повреждение товара при его выдаче по адресу получения. В нем записываются размеры, форма и причины повреждения товара. Коммерческий акт является основанием для возложения материальной ответственности на исполнителя.
Гарантийное письмо - документ, выдаваемый банком грузополучателя. Письмо гарантирует, что перевозчик не ручается за последствия, которые могут появиться при отсутствии транспортного документа.
Подтверждение на фрахтование
тоннажа - выдается грузоперевозчиком
для подтверждения
Мертвый фрахт - плата грузоотправителя как компенсация ущерба в случае отсутствия загрузки своего товара для перевозки после заключения договора с перевозчиком.
Фрахтовый счет - документ, содержащий фрахтовые ставки, затраты на перевозку и условия оплаты. Фрахтовый счет выдается транспортным оператором.
Извещение о прибытии груза - уведомление в письменной форме, по телефону и другими видами оповещения от перевозчика. Извещает о том, что его товар будет передан ему в назначенном месте.
Извещение о поставке груза - уведомление в письменном виде от перевозчика грузоотправителю по его требованию, чтобы выяснить точную дату доставки товара.
Грузовой манифест - список товаров, из которых состоит партия, перевозимая на данном транспортном средстве. При этом заносится информация о товаре, в которую входят номера транспортных документов, данные о грузотправителе и получателе, вес и маркировка. Кроме этого все товары описываются.
Контейнерный манифест - документ, содержащий описание содержимого контейнеров. Также его называют упаковочный лист грузовых единиц. Его выдает погрузчик.
Заключение
Сегодня морской транспорт России обслуживает в основном внешнюю торговлю; для каботажных перевозок он используется в гораздо меньших масштабах. Общая протяжённость морских судоходных линий, эксплуатируемых Россией, оценивается в настоящее время более чем в 1 млн. км. Наиболее крупные порты на Чёрном море - Новороссийск и Туапсе (экспорт нефти, импорт зерна), на Азовском море - Таганрог, на Балтийском - Санкт-Петербург (самые разнообразные грузы), Калининград и Выборг, на Белом - Архангельск (экспорт леса и лесоматериалов), на Баренцевом - Мурманск (экспорт апатитов, цветных металлов и других грузов), на Дальнем Востоке - Владивосток, Находка, Ванино, Корсаков (разнообразные грузы, в том числе экспорт леса, лесоматериалов и угля в Японию).
Большое значение для освоения природных ресурсов приморских районов отечественного Крайнего Севера имеет Северный морской путь, однако его эксплуатация проходит в исключительно сложных навигационных условиях и является весьма дорогим предприятием.
В целом морской транспорт
России находится в очень тяжёлом
положении, и для его «реанимации»
требуются крупные
Список источников:
1. Материал из Википедии:
Морской транспорт http://ru.
2. Транспортный портал: Характеристика
морского транспорта http://www.transportmm.ru/
3. Транспортные перевозки:
Показатели работы транспорта http://www.grtrans.ru/index.
4. «Российский транспорт»
аналитический бизнес-
5. Морские суда и мореплавание:
классификация морских судов
http://usea.info/?
6. Транспортные документы,
используемые при морской