Мультимодальные транспортные узлы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 10:06, реферат

Краткое описание

Актуальность тематики настоящей работы обусловлена следующими обстоятельствами. За последние годы российские перевозки претерпели ряд положительных изменений, которые привели к повышению, как количества, так и качества предоставляемых транспортных услуг. Калининградская область является важным транспортным узлом в силу своего географического расположения, являясь западной оконечностью Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы изучения мультимодальных транспортных узлов 5
2. Анализ деятельности мультимодальных транспортных узлов в России 7
2.1. Характеристика функционирующих мультимодальных транспортных узлов 7
2.2. Информационно-логистические товарораспределительные центры как разновидность мультимодальных транспортных узлов 10
3. Рекомендации по совершенствованию работы транспортных сетей России в связи с созданием мультимодальных транспортных узлов 12
Заключение 19
Список литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

61634 -мультимодальные транспортные узлы рф.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

Содержание 
 
 
 
 

 

Введение

 

      Актуальность  тематики настоящей работы обусловлена  следующими обстоятельствами. За последние годы российские перевозки претерпели ряд положительных изменений, которые привели к повышению, как количества, так и качества предоставляемых транспортных услуг. Калининградская область является важным транспортным узлом в силу своего географического расположения, являясь западной оконечностью Российской Федерации. Закон о свободной экономической зоне в Калининградской области также благоприятствует бизнесу транспортного комплекса области. Грузооборот портов Калининграда, как составного звена транспортного комплекса, растет, железнодорожные и автомобильные перевозки становятся все более и более востребованными. Возросшие требования к качеству выполняемых транспортных услуг порождают необходимость систематизации и оптимизации затрат времени и денежных средств на транспортировку грузов. Одним из возможных решений данной задачи мы видим в создании единого логистического центра транспортного комплекса Калининградского региона.

      Эффективное развитие транзитных грузопотоков будет  невозможно без глобальных телекоммуникаций, информационных систем и информационно-компьютерных технологий. Возрастание роли информационных потоков в глобальной логистике обусловлено следующими основными причинами.

      Во-первых, для потребителей во всем мире информация о статусе заказа, наличии товара, сроках поставки, отгрузочных документах и т. п. является необходимым элементом  потребительского логистического сервиса.

      Во-вторых, с позиций управления запасами в  глобальных логистических цепях  наличие полной и достоверной  информации позволяет сократить  потребность в запасах, оборотном  капитале и трудовых ресурсах за счет уменьшения неопределенности в спросе.

      Наконец, в-третьих, информация увеличивает  гибкость управления движением грузопотоков с точки зрения того, как, где и  когда можно использовать необходимые  материальные, финансовые ресурсы для  достижения конкурентных преимуществ.

      Целью настоящей работы является описание сущности мультимодальных транспортных узлов.

      Задачами  работы являются:

  1. дать теоретические основы и определение мультимодального транспортного узла;
  2. выявить основные предпосылки для создания мультимодальных транспортных узлов;
  3. разработать предложения по внедрению перспективных информационных технологий в работу мультимодального транспортного узла.

      Объектом  исследования в настоящей работе выступает транспортная система  России; предметом исследования −  мультимодальные транспортные узлы в Российской Федерации.

 

1. Теоретические  основы изучения  мультимодальных транспортных узлов

      Одной из важных задач по модернизации транспортной системы России является проблема обеспечения  скоординированной работы всех видов  транспорта. Задачи комплексного развития всех видов транспорта, транспортной, складской, терминальной инфраструктуры, таможни, системы страхования грузов и их информационного сопровождения, и взаимной увязки всех этих компонентов для скоординированной работы, и можно было бы наиболее эффективно решить в рамках мультимодальных транспортных узлов или как их еще называют транспортно-логистических центров. Мультимодальные транспортные узлы способны обеспечить работу транспорта по требованиям соответствующим мировым стандартам, а это значит привлечение дополнительных грузов, увеличение бюджетных поступлений, позиционировании России в мире как крупной транспортной державы1.

      Мультимодальность означает, что в перевозке грузов участвует несколько видов транспорта: железнодорожный, автомобильный, авиационный, морской, речной. Однако только лишь одно участие нескольких видов транспорта еще не позволяет говорить о мультимодальных перевозках. Для обеспечения этого условия необходимо, чтобы в процесс перевозки грузов был включен весь комплекс мероприятий по перегрузке, складированию, страхованию, обеспечению сохранности грузов, информационному обеспечению перевозок и прочие. Важным фактором здесь является наличие единого оператора мультимодальных перевозок. Мультимодальные транспортные системы позволяют достигнуть ряда преимуществ по сравнению с обычными транспортными системами. Например:

  • позволяют добиться оптимизации использования транспортных средств и транспортной инфраструктуры, дают широкие возможности для комплексного использования различных видов транспорта;
  • обеспечивают эффективный контроль за прохождением грузов и за их сохранностью;
  • дают возможность для применения новых транспортных технологий;
  • позволяют создать благоприятные условия для развития, конкуренции между отечественными и иностранными перевозчиками;
  • серьезным преимуществом является то, что грузоотправители работают с одним оператором, обеспечивающим весь процесс доставки «от двери до двери» различными видами транспорта;
  • существенно сокращаются сроки доставки грузов;
  • позволяют снизить транспортные, складские, погрузочно-разгрузочные расходы при транспортировке грузов;
  • развитость транспорта, транспортной и терминально-складской инфраструктуры позволяет привлечь дополнительные инвестиции как отечественные, так и зарубежные;
  • дают увеличение налоговых поступлений в федеральный бюджет, в бюджеты субъектов федерации, местные бюджеты;
  • идет комплексное развитие не только транспортного и терминально-складского комплекса, но и информационных технологий, промышленности, транспортные узлы функционируют как сервисные центры, развивается туризм;
  • обеспечивается более экологически чистая работа транспортного комплекса.

      На  территории Российской Федерации можно  выделить несколько крупных транспортных центров, которые уже начинают активно  развиваться как мультимодальные транспортные узлы. Мы полагаем необходимым говорить именно о системе мультимодальных транспортных узлов на территории России, поскольку как бы не важна была роль того или иного мультимодального транспортного узла, наибольшую эффективность можно получить только от системных скоординированных действий всех крупнейших транспортных центров России2. 

2. Анализ деятельности  мультимодальных транспортных узлов в России

2.1. Характеристика функционирующих мультимодальных транспортных узлов

      Рассматривая  систему мультимодальных транспортных узлов на территории России, можно выделить два типа таких узлов. Первые, наиболее крупные узлы - узлы международного, федерального уровня - зона их влияния распространяются на крупные экономические районы - Сибирь, Дальний Восток, Урал, Поволжье, Центральная Россия, Юг России, Северо-Запад России. В определенной мере можно говорить о том, что данные узлы в значительной степени соответствуют семи федеральным округам.

      Мультимодальные транспортные узлы федерального значения формируются в центрах действительно крупнейших экономических районов Российской Федерации. Данный центр должен обладать развитой транспортной инфраструктурой, на его территории должны быть достаточно развиты и эффективно функционировать несколько видов транспорта и существовать объективные условия для их дальнейшей модернизации и обеспечения комплексной, взаимоувязанной работы всех имеющихся видов транспорта. Необходимо, чтобы данный узел был способен в оперативном режиме осуществлять доставку грузов, в пределах зоны своего влияния, в прямом, интермодальном и мультимодальном сообщениях. Кроме того, такой центр, для того, чтобы являться мультимодальным транспортным узлом федерального значения, должен иметь достаточно развитый складской и терминальный комплекс, способный принять и переработать грузы не только для того региона (субъекта федерации), в котором он расположен, но и для всего экономического района, федерального округа. Должна быть развита сеть страховых компаний и банков, способных оказать необходимые услуги во всей зоне влияния данного узла как грузоотправителям и грузополучателям, так и транспортным, складским компаниям. Это страхование грузов и пассажиров, ведение дел в случае наступления страховых выплат, предоставление займов и кредитов на модернизацию транспортной и складской инфраструктуры. Необходимо, чтобы в данном центре имелись достаточно крупные компании-операторы перевозок, способные в дальнейшем взять на себя функции единого оператора мультимодальных транспортных перевозок в пределах зоны влияния федерального мультимодального транспортного узла, а возможно и России. Важным условием выступает также наличие учебных учреждений, способных осуществлять подготовку квалифицированных кадров для организации мультимодальных перевозок и работы мультимодального транспортного узла.

      Мультимодальный транспортный узел федерального значения должен иметь через международные  транспортные коридоры выходы за границы  Российской Федерации и являться центром по переработке и транспортировке  международных, в том числе транзитных грузов. Данные узлы должны иметь устойчивые связи с зарубежными мультимодальными транспортными узлами. Мультимодальные транспортные узлы федерального значения в силу этого будут выступать и как международные мультимодальные транспортные узлы, так как на них будет замкнут международный грузопоток, поступающий из-за рубежа для всего экономического района (федерального округа) и аккумулироваться, а в дальнейшем отправляться за рубеж грузы, предназначенные на экспорт с территории, которую данный мультимодальный транспортный узел охватывает. Кроме того, они будут являться узловыми точками, позволяющими собирать информацию, отслеживать и контролировать прохождение международных транзитных грузов, в том числе и контейнеров, обеспечивать весь комплекс услуг для данных грузов, пока они пребывают в зоне влияния данного мультимодального транспортного узла федерального значения3.

      В настоящее время на территории Российской Федерации сформировались и продолжают развиваться несколько мультимодальных  транспортных узлов федерального уровня. Это Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород (Самара), Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток.

      Таким образом, на территории Российской Федерации  выстраивается стройная система  мультимодальных транспортных узлов федерального и международного значения, связанных как друг с другом, так и с региональными мультимодальными транспортными узлами. Такая система мультимодальных транспортных узлов позволяет осуществлять быструю и качественную доставку грузов по всей территории России, в том числе по технологии «от двери до двери», и обеспечивать прохождение транзитных грузов, в том числе контейнеров, в необходимые сроки и в соответствии с мировыми требованиями по качеству доставки и сохранности грузов.

      В качестве примера необходимости развития мультимодальных транспортных узлов можно привести следующие факты. В последние годы Россией предпринимается ряд мер по развитию российских портов на Балтике, переориентации части грузов из портов Латвии, Литвы и Эстонии на Санкт-Петербургский и Калининградский портовые комплексы. Это задача является очень важной для страны и носит не только транспортное, но геополитическое значение. В 2010 - 2011 году удалось добиться значительных успехов в этом направлении, в том числе благодаря первому этапу унификации железнодорожных тарифов. Рост грузоперевозок в Санкт-Петербургском и Калининградском транспортных узлах существенно вырос. Однако отсутствие четкой координации между портовиками и железнодорожниками, неразвитость транспортной инфраструктуры привели к тому, что в Санкт-Петербурге вагоны с грузами простаивали по несколько недель в ожидании разгрузки. Составы, следующие в порт, приходилось останавливать даже на соседних дорогах. В Санкт-Петербурге из-за недостаточной скоординированности работы портовиков и железнодорожников сложилась ситуация, когда работа Санкт-Петербургского транспортного узла могла быть парализована. Аналогичная ситуация сложилась и в Калининграде. В начале 2011 года порядка 35 составов, следующих в порты Калининградской области, пришлось останавливать на подходах, в Литве. А в тех же странах Балтии делают ставку на логистические методы, что позволяет ускорить оформление и продвижение грузов, а это в свою очередь повышает эффективность работы и конкурентоспособность портов данных стран. Так, например, оформление контейнеров, включая таможенную проверку, в портах стран Балтии в среднем занимает 50—70 минут, в то время как в Калининграде порядка 40—45 часов4.

      Для недопущения в будущем подобных ситуаций необходим системный подход, в том числе нужно отслеживать весь путь грузопотока. 

2.2. Информационно-логистические  товарораспределительные центры как разновидность мультимодальных транспортных узлов

       Для того, чтобы понять, как обстоит  дело с логистическими центрами в  России, компания ТрансЛогистик-Экспресс провела небольшое исследование рынка логистических услуг в Екатеринбурге. Были проведены встречи с компаниями, которые активны в федеральной прессе, заявляют, что они являются национальными логистическими операторами и т.д. Целью исследования было - оценить уровень компаний по следующим параметрам: спектр оказываемых услуг, наличие логистических активов в компании (собственный подвижной состав, собственные склады), уровень корпоративной культуры, размеры компаний. По результатам исследования была сделана сравнительная таблица, которая представлена выше. Судя по результатам исследования можно сделать один существенный вывод: в России нет ни одного национального логистического оператора.  

Таблица 1 - Логистические центры в России (на примере г. Екатеринбург) Сравнительная таблица крупнейших екатеринбургских логистических компаний (По данным "ТрансЛогистик-Экспресс")5

N п/п 1 2 3 4 5 6 7  
Компания РЛС НЛК УЛЦ УК FM FML ATL ТЛЭ
Автоперевозки РФ + - + + - + + +
МЖД - - - - - - + +
Ж/д перевозки РФ + - + + - - + +
МЖД + - - + - - - +
Собст. Парк - - 15а/м - - - - -
Интермодальные  перевозки - - - - - - - +
Страхование + - - - - - + +
Склад + + + + - + + +
Таможенные  услуги + - - - - - - +
Офис 50м2 - 150 м2 200 м2 - - 35 м2 300 м2
Штат 8 2 18 30 3 1 6 23

Информация о работе Мультимодальные транспортные узлы