Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 16:55, доклад
Токоприёмники служат для создания электрического соединения между
контактным проводом или контактным рельсом и электрическими цепями ЭПС. Конструкция токоприёмников определяется расположением контактного провода или рельса относительно локомотива, током нагрузки, скоростью движения подвижного состава, характером изменения расстояния между основанием токоприёмника и контактным проводом, условиями управления подъемом и опусканием токоприёмников.
При нижнем токосъёме токоприёмник,
постоянно подтягиваемый
Устройство токоприёмника нижнего токосъёма.
Токоприёмник состоит из левого и правого стальных литых кронштейнов, между которыми находится держатель башмака (2), токоснимающего башмака (1), скользящего по поверхности третьего контактного рельса, контактной вилки (3), двух цилиндрических пружин (4), осуществляющих нажатие на башмак. Также в состав токоприёмника входят шунты и ось, на которую крепится держатель башмака, обеспечивающая подвижность башмака. Токоприёмник монтируется на деревянном брусе (5), закреплённом на колёсной тележке вагона. Брус, пропитанный изоляционным маслом, служит в качестве изолятора.
Башмак и держатель также как и кронштейны отлиты из стали. Поверхность соприкосновения держателя с башмаком гребенчатая, что позволяет регулировать высоту установки башмака, что необходимо вследствие износа либо башмака, либо бандажей колёсных пар. В случае сильного удара башмака о посторонний предмет произойдёт его излом в месте ослабленного сечения, что позволит избежать разрушения всей конструкции токоприёмника.
На башмак наваривают стальную контактную пластину. Кроме того, башмак имеет боковые скосы, обеспечивающие плавность входа токоприёмника под контактный рельс.
Пружины, расположенные в
верхней части токоприёмника, работают
на сжатие, заставляя держатель с
башмаком повернуться так, чтобы
башмак занял наивысшее положение.
При движении на линии с помощью
этих пружин создаётся контактное нажатие
башмака на контактный рельс, которое
зависит от усилия пружин и от положения
башмака на держателе. Недостаточное
нажатие приводит к нарушению
контакта и образованию электрической
дуги при токосъёме, влекущей за собой
недопустимый нагрев, оплавление и
разрушение контактных частей. С другой
стороны, чрезмерное нажатие вызывает
повышенный износ башмака и контактного
рельса, а также может привести
к поломке деталей
Всего же башмак токоприёмника имеет три положения: крайнее верхнее, рабочее горизонтальное (при работе на линии) и крайнее нижнее, необходимое для осуществления разрыва цепи между контактным рельсом и башмаком токоприёмника. Для фиксации башмака в отжатом положении используется специальный штифт, который вставляется в левый кронштейн токоприёмника.
Для подачи высокого напряжения
на вагон, когда он находится в
депо, используют контактную вилку, расположенную
на правом кронштейне токоприёмника, на
левом кронштейне расположен зажим
для крепления силового провода.
В целях обеспечения
Для того, чтобы предотвратить прохождение тока через шарнирные соединения токоприёмника и их повреждение, держатель соединен с кронштейнами с помощью гибких медных шунтов. Ток от башмака поступает на держатель, шунты, стальную пластину, соединяющую кронштейны, и затем через зажим силового провода на силовой провод, который идёт в силовую коробку вагона.
Токоприёмники современных
вагонов оборудуются
Каждый вагон оборудован четырьмя токоприёмниками, которые расположены с обоих сторон колёсных тележек вагона.
При верхнем токосъёме башмак токоприёмника прижимается к контактному рельсу, расположенному рядом с ходовыми рельсами сверху. Данный тип токосъёма представляет повышенную опасность для окружающих, т.к. контактный рельс не защищён никакими специальными коробами.
Конструкции токоприёмников верхнего и бокового токосъёмов идентичны токоприёмникам нижнего токосъёма – их основными частями являются держатель и башмак токоприёмника, зажимы силовых проводов и брус.
Токоприёмник верхнего съёма.