Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 16:02, доклад
У́мственная отста́лость (малоу́мие, олигофрени́я; др.-греч. ὀλίγος — малый + φρήν — ум) — врожденная или приобретенная в раннем возрасте задержка, либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушениеминтеллекта, вызванная патологией патологии головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации[1]. Проявляется в первую очередь в отношении разума (откуда название), также в отношении эмоций, воли, речи имоторики.
Нарушения интеллектуального развития
Есть несколько классификаций олигофрений. Традиционно олигофрении классифицируются по степени выраженности. Есть также альтернативная, качественная классификация по М. С. Певзнер.
Классификация Е. И. Богдановой
(ГУЗ РОКПНД, Рязань, 2010)[источник не указан 1006
У́мственная отста́лость (малоу́мие, олигоф
Термин «олигофрения» предложил Эмиль Крепелин[2]. Во многом он синонимичен современному понятию умственной отсталости.
В то же время последнее понятие несколько
шире, так как включает не только задержку
психического развития, вызванную органической
патологией, а, например, социально-педагогическую
запущенность и диагностируется в первую
очередь на основе определения степени
недоразвития интеллекта без указанияэтиологического и пато
Умственную отсталость как врожденный психический дефект отличают от приобретённого слабоумия, илидеменции (лат. de — приставка, означающая снижение, понижение, движение вниз + лат. mens — ум, разум). Приобретённое слабоумие — снижение интеллекта от нормального уровня (соответствующего возрасту), а при олигофрении интеллект взрослого физически человека в своём развитии так и не достигает нормального уровня и она является непрогредиентым процессом. Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам[3].
Некоторыми учёными олигофрен определяется как «… индивид, неспособный к независимой социальной адаптации»[4].
Теоретическое значение такого определения состоит в том, что оно способствует более глубокому пониманию сущности аномального психического развития детей.
Каждая наука заинтересована в правильном определении предмета ее исследования. Неясное определение предмета приводит к расплывчатости, неопределенности научных исследований в области данной науки. Ошибочное толкование понятия «умственная отсталость» неправильно ориентирует ход научных поисков и исследования в патопсихологии, способствует неправомерному расширению либо сужению состава изучаемых детей.
Нарушения и особенности развития психики у детей могут быть очень разнообразны. Поскольку в данном курсе освещаются закономерности психического развития умственно отсталого ребенка, следует с самого начала четко определить понятие «умственная отсталость», обозначить тот тип аномального психического развития, который подлежит изучению. Дать правильное определение понятия «умственная отсталость»—значит объяснить причину этого состояния и выделить его наиболее существенные признаки.
Не менее важно практическое значение правильного определения понятия «умственная отсталость». Для умственно отсталых детей создана специальная система обучения, сеть специальных школ и детских домов. Все умственно отсталые дети должны обучаться не в массовых, а в так называемых вспомогательных школах. От правильности и четкости определения понятия «умственная отсталость» зависит судьба многих детей. Если определение будет ошибочным или расплывчатым, трудно будет правильно решить, какого ребенка следует отнести к числу умственно отсталых. Это значит, что трудно будет решить и то, в какую школу его направить—в массовую, вспомогательную или еще какую-нибудь, например в школу для алаликов, тугоухих и т. д.
Правильный отбор во вспомогательные школы важен не чоль-ко для детей и их родителей, но и для правильной организации школьной сети.
Если ребенок, который не является умственно отсталым, но только некоторыми своими особенностями похож на него, направляется во вспомогательную школу, он лишается своевременного общего образования, страдает от того, что учится в иной, особой школе, не в такой, в какой учатся его товарищи по дому. Это наносит тяжелую психическую травму не только ребенку, но и его родителям.
Кроме того, следует иметь в виду, что обучение ребенка во . вспомогательной школе обходится государству намного дороже.
Но не менее тяжела ошибка другого порядка. Если ребенка, кочорый должен быть отнесен к числу умственно отсталых, направляют в массовую школу, он оказывается в числе хронически неуспевающих учеников, начинает ненавидеть учение и мешать работе класса. Такие ученики становятся обычно не только неуспевающими, но и недисциплинированными.
В соответствии с международной классификацией (МКБ-9) выделяют 3 степени умственной отсталости:
1. дебильность -- относительно легкая, неглубокая умственная отсталость; самая легкая степень психического недоразвития. Нарушения познавательной деятельности у олигофренов в степени дебильности выражаются в неспособности к выработке сложных понятий и вследствие этого в невозможности сложных обобщений, абстрактного мышления или при более легкой степени дебильности – в ограниченности абстрактного мышления. У этих больных преобладает конкретно-описательный тип мышления, им трудно охватить ситуацию целиком, чаще всего они улавливают лишь внешнюю сторону событий. В зависимости от степени дебильности (легкой, средней или тяжелой) эта неспособность к выработке понятий выражена в разной степени, тем не менее, у дебилов всегда можно отметить нарушения абстрактного мышления. Дебилы могут учиться в школе, но усвоение материала дается им с большим трудом. Особенно трудным предметом является для них математика.
Не обладая пытливостью ума, не имея собственных суждений, эти лица обычно легко перенимают чужие взгляды, подчас с необыкновенной косностью придерживаясь их. Запоминая различные правила, выражения, употребляют их шаблонно, при этом любят иногда поучать окружающих.
Не будучи способными к тонкому анализу и обобщениям, страдающие дебильностью (особенно при легкой степени) в то же время могут ловко ориентироваться в обычной ситуации.
При выраженной задержке общего психического развития среди дебильных больных иногда встречаются люди с частичной одаренностью. Эта частичная одаренность может выражаться в великолепной механической памяти без осмысления повторяемого, в абсолютном слухе, в способности умножить в уме крупные цифры, в рисовании, в умении определять по любой задаваемой дате день недели при невозможности объяснить ход этих вычислений.
Характерной чертой дебилов является их выраженная внушаемость, легкое попадание под чужое влияние. Это представляет особую опасность в том случае, когда дебилы, не осмысливая обстановки, становятся орудием в руках разного рода злоумышленников, непосредственными исполнителями преступлений. Такие лица, исполняя чужую волю, могут напасть с ножом, сломать запор, совершить поджог, совершенно не отдавая себе отчета в последствиях своих действий.
Среди дебильных больных довольно часто встречаются личности с усилением примитивных влечений, в частности, сексуальных, с распущенным поведением.
По характеру дебилы так же, как и имбецилы, могут быть или добродушно-ласковыми, приветливыми, доброжелательными, либо, напротив, злобно-упрямыми, агрессивными и мстительными, а по поведению – двигательно-возбудимыми или малоподвижными.
2. имбецильность -- глубокая умственная отсталость; При имбецильности познавательная деятельность нарушена таким образом, что страдающие олигофренией уже могут образовывать представления, но более высокий этап психической деятельности – образование понятий – для них невозможен или резко затруднен. У них отсутствует способность к абстрактному мышлению, обобщениям. Имбе-цилы не только в состоянии приобретать основные навыки самообслуживания, такие, как одевание, самостоятельная еда, элементарная опрятность, но могут быть приучены и к простейшему труду, в основном путем тренировки подражательных действий. Так, они могут перематывать нитки, помогать в уборке помещения или двора, выполнять какую-то одну операцию, например, при клейке коробок.
Имбецилы понимают простую речь и сами могут усвоить небольшой запас слов. Как и при идиотии, при имбецильности выделяют три степени тяжести: тяжелую, среднюю и легкую с соответственно различными уровнями психического недоразвития. Речь их косноязычна и состоит чаще всего из очень коротких стандартных фраз, из какого-либо существительного в сочетании с простым прилагательным или глаголом.
Усвоение нового удается имбецилам с большим трудом и возможно только в пределах очень конкретных представлений без всякого обобщения. К самостоятельному мышлению имбецилы неспособны, поэтому их адаптация к окружающему возможна только в привычной, хорошо знакомой обстановке. Малейшее изменение ситуации ставит имбецила в затруднительное положение, он нуждается в постоянном руководстве. Имбецилы очень внушаемы. Собственные их интересы обычно крайне примитивны и касаются в основном утоления физиологических потребностей. Они нередко бывают очень прожорливы и неряшливы в еде. Сексуальное чувство их большей частью понижено, но иногда отмечается повышение полового влечения с распущенным поведением.
По поведению олигофрены в стадии имбецильности делятся на две группы: одну из них составляют очень живые, подвижные, активные, другую – вялоапатичные, ни на что не реагирующие, равнодушные ко всему, кроме утоления естественных потребностей.
По характеру всех имбецилов также можно разделить на две группы: очень добродушных, покладистых, приветливых, общительных и злобных, агрессивных.
Несмотря на способность к примитивному труду, имбеци-лы не могут жить самостоятельно и нуждаются в постоянном квалифицированном надзоре. Лучше всего это осуществляется, кроме вспомогательных школ, в учреждениях типа лечебно-трудовых мастерских или в специальных загородных учреждениях.
3. идиотия -- наиболее тяжелая, глубокая умственная отсталость. (греч. idioteia - невежество). Наиболее тяжелая форма умственного недоразвития, олигофрении. Практически совершенно отсутствуют речь, психические реакции, не вырабатываются элементарные навыки. Больные издают отдельные звуки, ходьба развивается очень поздно и носит грубодефектный характер. Движения неуклюжи, некоординированы. Частые двигательные стереотипии. Больные не в состоянии обслуживать себя, нуждаются в присмотре и уходе.
По современной международной классификации (МКБ-10) на основе
психометрических исследований умственную отсталость подразделяют на четыре формы:
легкую (IQ в пределах 40--69),
умеренную (IQ в пределах 35--49),
тяжелую (IQ в пределах 20-- 34),
глубокую (IQ ниже 20).
Причины умственной
отсталости многочисленны и разнообразны.
Их принято разделять на внешние и внутренние.
Они могут воздействовать в период внутриутробного
развития плода, во время рождения ребенка
и в первые месяцы (или годы) его жизни.
Наиболее распространенные причины:
* тяжелые инфекционные
заболевания, которые женщина переносит
во время беременности, — вирусные гриппы,
краснуха и др.;
* различные интоксикации,
т. е. болезненные состояния организма
будущей матери, возникающие под действием
ядовитых веществ, образующихся при нарушении
процесса обмена. Интоксикация часто является
следствием неумеренного употребления
беременной женщиной лекарств. Они могут
изменить развитие плода;
* тяжелые дистрофии
женщины во время беременности, т.е. нарушения
обмена веществ в органах и тканях, вызывающие
расстройства их функций и изменения в
строении;
* заражение плода
различными инфекциями.Например токсоплазмоз,
возбудитель которого — паразит, относящийся
к простейшим животным. Женщина заражается
от домашних животных — собак, кошек, кур,
голубей, коров или от диких — мышей, зайцев,
сусликов (приобретенный токсоплазмоз);
* при заболевании
беременной женщины сифилисом нередко
встречаются случаи заражения плода спирохетой;
* травматические
поражения плода, являющиеся следствием
удара или ушиба, также могут быть причиной
умственной отсталости.
* умственная отсталость
может быть следствием родовых травм,
возникающих в результате наложения щипцов,
сдавливания головки ребенка при прохождении
через родовые пути при затяжных или при
чрезмерно быстрых родах.
* длительная асфиксия
во время родов также может иметь своим
следствием умственную отсталость ребенка.
Среди внутренних
причин, приводящих к умственной отсталости
выделяют фактор наследственности. Установлено,
что примерно 75 % составляют генетические
формы умственной отсталости. Фактор наследственности
проявляется, в частности, в несовместимости
крови матери и ребенка (так называемый
резус-фактор), в хромосомных заболеваниях.
В норме при делении половой клетки в каждую
дочернюю клетку попадает 23 хромосомы;
при оплодотворении яйцеклетки возникает
стабильное число хромосом — 46. При болезни
Дауна нерасхождение двадцать первой
пары приводит к тому, что у этих лиц имеется
не 46, как в норме, а 47 хромосом;
К числу внутренних
причин относятся также нарушения белкового
обмена в организме. Так, например, особой
формой тяжелого слабоумия является фенилкетонурия,
в основе которой лежит именно эта причина;
Воспалительные
заболевания мозга и его оболочки (менингиты,
менингоэнцефалиты различного происхождения),
возникшие у младенца, нередко служат
причинами умственной отсталости.
В последние годы
умственная отсталость детей все в большей
мере оказывается обусловленной резко
повышенной радиацией местности, неблагополучной
экологической обстановкой, алкоголизмом
или наркоманией родителей, особенно матери.
Определенную роль играют также тяжелые
материальные условия, в которых находятся
некоторые семьи. В таких случаях ребенок
с первых дней жизни, а затем — постоянно
не получает полноценного питания, необходимого
для физического и умственного развития.