Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 14:40, реферат
Понимая актуальность данного вопроса, мне хотелось бы изучить все виды транспортной системы, влияние которых в разные периоды истории России было определяющим, причем как при грузоперевозках, так и при пассажирском сообщении, - а именно: водный (речной и морской), железнодорожный, автомобильный, трубопроводный и воздушный транспорт.
Задачи, определенные данной работой, связаны в основном, с осмыслением того, что уже сделано в плане освоения географического пространства России, и того, что еще предстоит сделать.
Введение
I. Общая характеристика транспортной системы России
II. Структура транспортной системы
1.Железнодорожный транспорт
2.Трубопроводный транспорт
3.Водный транспорт
3.1.Морской транспорт
3.2.Внутренний водный транспорт
4.Автомобильный транспорт
5.Воздушный транспорт
6.Электронный транспорт
Заключение
Список литературы
Перспективы дальнейшего развития трубопроводного транспорта страны весьма благоприятны. В основном предполагается строительство крупных газопроводов дублеров уже имеющихся широтных магистральных трубопроводов -- для передачи нефти и газа Сибирского Севера в европейскую часть России, остальные страны СНГ, в Восточную и Западную Европу. Через территорию России пройдут транзитные трубопроводы из Казахстана и Средней Азии в европейские страны СНГ, страны Восточной и Западной Европы [2].
3.Водный транспорт
3.1.Морской транспорт
Морской транспорт -- один из старейших видов транспорта, использующий для массовой перевозки грузов и пассажиров преимущества дешевого естественного водного пути (океаны, моря и морские каналы) [1].
Морской торговый флот дореволюционной России, а затем и Советского Союза был одним из крупнейших в мире, занимая по общему тоннажу и объему грузооборота 5--7 места. Распад СССР серьезно подорвал роль морского транспорта России и в каботажных, и в экспортных перевозках.
Действительно, накануне распада
СССР 3/4 суммарного грузооборота морского
транспорта страны приходилось на грузы
России, а более 2/3 грузов обрабатывалось
в более удобных и лучше
оборудованных портах союзных республик
(в основном на Украине, в 1iтонии, Латвии
и Литве). Именно в эти порты
направлялась большая часть союзных
капиталовложений на новое строительство
и реконструкцию береговых
Сегодня морской транспорт России обслуживает в основном внешнюю торговлю; для каботажных перевозок он используется в гораздо меньших масштабах. Общая протяженность морских судоходных линий, эксплуатируемых Россией, оценивается в настоящее время более чем в 1 млн. км. Наиболее крупные порты на Черном море -- Новороссийск и Туапсе (экспорт нефти, импорт зерна), на Азовском море -- Таганрог, на Балтийском -- Санкт-Петербург (самые разнообразные грузы), Калининград и Выборг, на Белом -- Архангельск (экспорт леса и лесоматериалов), на Баренцевом -- Мурманск (экспорт апатитов, цветных металлов и других грузов), на дальнем Востоке -- Владивосток, Находка, Ванино, Корсаков (разнообразные грузы, в том числе экспорт леса, лесомате ...........
дельные затраты на транспортировку нефти и газа. В России преобладают нефте- и газопроводы широтного направления. Многие из них начинаются в Западной Сибири, на Урале и в Поволжье и, пересекая всю европейскую часть страны, заканчиваются на территории сопредельных государств СНГ, а также странах Восточной и Западной Европы. По нефтепроводам нефть из районов добычи подается на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) России, стран СНГ, Восточной и Западной Европы, а также поступает в крупнейшие нефтеэкспортные порты -- Новороссийск, Туапсе, Вентспилс, Херсон и др. [5]. К наиболее крупным магистральным нефтепроводам, транспортирующим российскую нефть, относятся: - нефтепровод “Дружба” (Альметьевск -- Самара -- Унеча -- Мозырь -- Брест и далее в страны Восточной и Западной Европы с ответвлениями Унеча -- Полоцк -- Вентспилс и Мозырь -- Ужгород). Сегодня эта система нефтепроводов подсоединена к Среднеобью, и по ней в значительной мере транспортируется западносибирская нефть; - Альметьевск -- Нижний Новгород -- Рязань -- Москва; - Нижний Новгород -- Ярославль -- Кириши; - Самара -- Лисичанск -- Кременчуг -- Херсон, Снегиревка - Одесса; - Сургут -- Тюмень -- Уфа -- Альметьевск; - Нижневартовск -- Самара; - Сургут -- Полоцк; - Александровское -- Анжеро-Судженск; - Красноярск -- Ангарск; - Сургут -- Омск -- Павлодар -- Чимкент -- Чарджоу. Протяженность магистральных
нефтепродуктопроводов более - Уфа -- Брест с ответвлением на Ужгород; - Уфа -- Омск -- Новосибирск; - Нижнекамск -- Одесса [4]. Начало развития магистрального газопроводного транспорта России относится к 1946 г., когда вступил, встрой газопровод Саратов -- Москва протяженностью 840 км и диаметром 326 мм. В 50-е гг. сооружаются более крупные газопроводы: Ставрополь -- Москва; Краснодарский край -- Ростов-на-Дону -- Серпухов -- Ленинград; Средняя Азия -- Урал и Средняя Азия -- Центр. С 70-х гг. большой размах получило строительство газопроводов из Республики Коми и, особенно с западносибирского Севера: Медвежье -- Надым Тюмень -- Уфа -- Торжок; Надым -- Пунга -- Пермь; Уренгой -- Сургут -- Тобольск -- Тюмень -- Челябинск. Строится целая система мощных газопроводов из Уренгоя и других месторождений Тюменского Севера в Центр и крупнейшая в мире система газопроводов протяженностью 4451 км: Уренгой -- Помары -- Ужгород -- страны Восточной и Западной Европы [3]. Другой крупный газопровод,
преимущественно экспортного Перспективы дальнейшего развития трубопроводного транспорта страны весьма благоприятны. В основном предполагается строительство крупных газопроводов дублеров уже имеющихся широтных магистральных трубопроводов -- для передачи нефти и газа Сибирского Севера в европейскую часть России, остальные страны СНГ, в Восточную и Западную Европу. Через территорию России пройдут транзитные трубопроводы из Казахстана и Средней Азии в европейские страны СНГ, страны Восточной и Западной Европы [2]. 3.Водный транспорт 3.1.Морской транспорт Морской транспорт -- один из старейших видов транспорта, использующий для массовой перевозки грузов и пассажиров преимущества дешевого естественного водного пути (океаны, моря и морские каналы) [1]. Морской торговый флот дореволюционной России, а затем и Советского Союза был одним из крупнейших в мире, занимая по общему тоннажу и объему грузооборота 5--7 места. Распад СССР серьезно подорвал роль морского транспорта России и в каботажных, и в экспортных перевозках. Действительно, накануне распада
СССР 3/4 суммарного грузооборота морского
транспорта страны приходилось на грузы
России, а более 2/3 грузов обрабатывалось
в более удобных и лучше
оборудованных портах союзных республик
(в основном на Украине, в 1iтонии, Латвии
и Литве). Именно в эти порты
направлялась большая часть союзных
капиталовложений на новое строительство
и реконструкцию береговых Сегодня морской транспорт России обслуживает в основном внешнюю торговлю; для каботажных перевозок он используется в гораздо меньших масштабах. Общая протяженность морских судоходных линий, эксплуатируемых Россией, оценивается в настоящее время более чем в 1 млн. км. Наиболее крупные порты на Черном море -- Новороссийск и Туапсе (экспорт нефти, импорт зерна), на Азовском море -- Таганрог, на Балтийском -- Санкт-Петербург (самые разнообразные грузы), Калининград и Выборг, на Белом -- Архангельск (экспорт леса и лесоматериалов), на Баренцевом -- Мурманск (экспорт апатитов, цветных металлов и других грузов), на дальнем Востоке -- Владивосток, Находка, Ванино, Корсаков (разнообразные грузы, в том числе экспорт леса, лесоматериалов и угля в Японию). Большое значение для освоения природных ресурсов приморских районов отечественного Крайнего Севера имеет Северный морской путь, однако его эксплуатация проходит в исключительно сложных навигационных условиях и является весьма дорогим предприятием. В целом морской транспорт
России находится в очень тяжелом
положении, и для его “реанимации”
требуются крупные 3.2.Внутренний водный транспорт Внутренний водный транспорт (упрощенно -- речной) -- вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по вну-тренним естественным (реки, озера) и искусственным (каналы, водохранилища и шлюзованные участки рек) водным путям [2]. Несмотря на большую протяженность внутренних водных путей -- 84 тыс. км, в том числе 47 тыс. км с гарантированными глубинами -- речной транспорт сегодня не играет существенной юли в грузоперевозках России (в 1995 г. на его долю приходилось всего 3% суммарного отечественного грузооборота). Это объясняется следующими обстоятельствами: - большая часть крупных
судоходных рек России - ярко выражена сезонность перевозок; - направление течения
большинства рек не совпадает
с географией преобладающих в
стране грузопотоков (основные реки
России текут в меридиональном
направлении, а преобладающие
грузопотоки направлены с - в стране мало крупных, современных каналов и других гидротехнических сооружений, объединяющих различные речные бассейны в единую водную систему [5]. Речной транспорт России специализируется главным образом на перевозках минерально-строительных материалов (3/4 всех грузов) лесных, нефтяных и сезонных грузов -- зерна, овощей и бахчевых. Более 2/З всего грузооборота отечественного водного транспорта приходится на Волго-Камский бассейн, а наиболее грузонапряженный участок этого бассейна отрезок Волги от Камского устья до Самары. Волго-Камский бассейн соединен с соседними речными бассейнами. Через Волго-Балтийский водный путь -- с Онежским и Ладожским озерами, реками Свирь и Нева, а также с Финским заливом Балтийского моря. Беломоро-Балтийский канал обеспечивает выход из Волго-Балта в Белое море. Верховья реки Сухоны соединены каналом с Волго-Балтом, что дало прямой выход из Волжского бассейна в бассейн Северной Двины. Волго-Донской канал соединяет Волгу с бассейном Дона и открывает путь в Азовское и Черное моря. Таким образом, в европейской части сформировалась единая глубоководная внутренняя транспортная система, объединяющая основные речные бассейны и крупнейшие озера в единое целое. К сожалению, многие гидротехнические сооружения системы изношены и устарели в техническом отношении. Требуется их серьезная реконструкция [4]. Совсем иное положение сложилось в Сибири и на дальнем Востоке, где находятся крупнейшие реки страны, но практически полностью отсутствуют каналы, объединяющие различные речные бассейны в единые транспортные системы, В этой связи интересно вспомнить, что еще до революции в районе Екатеринбурга находилось мелководное гидротехническое сооружение, используемое для грузового речного сообщения между Волжским и Обским бассейнами. Существовал и канал, позволяющий маломерным судам проходить из Обского бассейна в Енисёй. Хотя в целом удельный вес речного транспорта России и невелик в общем объеме ее грузооборота, тем не менее, во многих районах Севера и Востока, где отсутствуют другие виды транспорта, реки, являются единственными надежными наземными путями сообщения, и от работы речного флота целиком зависит существование этих районов. Кроме грузовых операций, осуществляемых речным флотом в северных и восточных районах России, реки широко используются для лесосплава, главным образом в плотах, однако нередко практикуется и запрещенный молевой сплав древесины, что приносит большой экологический ущерб и ухудшает условия судоходства. Совсем незначительны масштабы развития пассажирского речного транспорта, где преобладают круизные рейсы. Часть пассажирских речных судов используется в качестве плавучих гостиниц. Большинство программ и проектов дальнейшего развития внутреннего водного транспорта России предусматривает реконструкцию существующих водных систем путем расчистки каналов и углубления фарватеров. А на более отдаленную перспективу формирование единой водно-транспортной системы России путем восстановления и строительства новых каналов, объединяющих единую речную систему европейской части страны с бассейнами крупнейших рек Сибири и дальнего Востока [5]. Необходимо также пополнение речного флота страны современными специализированными судами, в том числе и судами класса река -- море. Определенные перспективы в развитии российского водного транспорта (в условиях быстрого роста железнодорожных тарифов) связываются с более широким использованием всеевропейского транспортного кольца Волга -- Дунай -- Рейн, протянувшегося по руслам рек и нескольким морям. Известные недостатки речного транспорта (тихоходность, боязнь мелководья, с одной стороны, и морских просторов с другой, неизбежность Многократных перевалок там, где кончаются водные магистрали) в значительной степени могут быть устранены новейшим поколением судов класса “река -- море” (так называемые суда на каверне), способные развивать автомобильную Скорость, близкую к 100 Км/Ч, не боящиеся мелководий, не создающие разрушающих берега волн, “чистьте” в экологическом отношении и расходующие меньше топлива, чем их предшественники [4]. 4.Автомобильный транспорт Автомобильный транспорт -- вид транспорта, осуществляющего перевозки грузов и пассажиров на автомобилях (грузовых, легковых, автобусах, автотягачах и прицепных повозках). Играет неоправданно скромную роль и в грузовых и пассажирских перевозках современной России. Суровые климатические условия,
вызывающие большие, чем в других
развитых странах, затраты на дорожное
строительство, эксплуатацию дорог
и автотранспорта, лишь частичное
объяснение этому. Ведь даже в обжитых,
экономически развитых регионах России
автотранспорт развит слабо, И до
сих пор главным “камнем Занимая первое место н мире
по площади своей территории, Россия по
средней плотности автодорог уступает
не только высокоразвитым, но и большинству
развивающихся стран. Общая протяженность
в России автодорог с твердым покрытием
на конец 1996 г. составляла всего 745 тыс.
км, причем в подавляющем своем большинстве
даже эти дороги не соответствовали общепринятым
мировым стандартам. Велики и диспропорции,
по сравнению с развитыми в экономическом
отношении странами, в структуре автопарка: Несмотря на высокие удельные затраты на перевозку грузов, автотранспорт более мобилен, чем другие виды транспорта, и позволяет осуществлять доставку грузов “от двери до двери”, что является неоспоримым его преимуществом. Пассажирский автотранспорт, помимо высокой мобильности и скорости сообщения, обладает и большим комфортом для пассажиров. Общая протяженность автобусных маршрутов оценивается в 2 млн. км. Интересно отметить, что
по темпам роста автопарка, даже и
годы переживаемого страной Сегодня автотранспорт в
России занимает первое место по объёмам
перевозимых грузов и одно из последних
мест по объему грузооборота в силу
чрезвычайно коротких средних расстояний
перевозки (немногим более 20 км). Основные
перевозки грузов и пассажиров автотранспортом
осуществляются в городах и их
ближайшем окружении. Велик объем
работы автотранспорта в карьерах,
где большегрузные самосвалы
используются для перевозки минерально- В пассажирском сообщении
в России велика роль автобусов, лидирующих
во внутригородских перевозках пассажиров.
В крупнейших городах России налажено
троллейбусное сообщение. Помимо троллейбуса,
к городским электрическим 5.Воздушный транспорт Воздушный транспорт -- самый скоростной и в то же время самый дорогой вид транспорта, что предопределило его весьма ограниченное применение для грузоперевозок. В основном этим видом транспорта перевозятся дорогие, скоропортящиеся грузы. И прогнозы, которые делались в 60-х гг. о том, что перевозки грузов воздушным транспортом приобретут преимущественное значение, пока не оправдываются. Гораздо большую роль играет авиасообщение в дальних пассажирских перевозках [2]. В Советском Союзе большое развитие получил авиатранспорт. В 80-е гг. Аэрофлот являлся крупнейшей авиакомпанией мира. Помимо обслуживания отечественных трасс, он поддерживал связи со многими зарубежными странами. И сегодня Россия является одной из крупнейших авиационных держав, однако Аэрофлот с распадом СССР и отделением от него целого ряда мелких самостоятельных авиак9мпаний потерял свое лидирующее положение. В 70-е -- начале 80-х гг. Аэрофлот был укомплектован современными воздушными судами, в техническом отношении вполне сопоставимыми с лучшими зарубежными аналогами. Однако, начиная со второй половины 80-х гг. рёзко замедлились темпы обновления отечественного авиапарка. В годы экономического кризиса этот процесс почти полностью прекратился, в связи с чем главной и неотложной задачей авиационного транспорта России является замена отслуживших свой срок лайнеров новыми машинами. В России самые протяженные в мире авиатрассы (800 тыс. км), в первую очередь это трассы, соединяющие Москву и Санкт-Петербург с городами дальнего Востока: - Москва -- Екатеринбург -- Новосибирск -- Иркутск -- Хабаровск -- Владивосток; - Москва -- Новосибирск -- Иркутск -- Якутск -- Магадан Петропавловск-Камчатский; - Санкт-Петербург -- Екатеринбург -- Новосибирск -- Иркутск -- Хабаровск - Владивосток; - Санкт-Петербург -- Пермь -- Омск -- Новосибирск -- Иркутск Якутск - Магадан -- Петропавловск-Камчатский [3]. Основными центрами авиасообщения, где пересекаются многие аэротрассы, являются крупнейшие города страны: Москва о Санкт-Петербург, курорты Северного Кавказа, а также все крупные города на авиатрассе Москва Владивосток. В районах Крайнего Севера и приравненных к нему территориях большую роль в перевозках грузов и пассажиров играют вертолеты. Они доставляют грузы и пассажиров на нефтепромыслы и другие производственные объекты, геологические партии к месту их работы, оказывают срочную медицинскую помощь и т.д. [5]. 6.Электронный транспорт Передача электро ........... |
риалов и угля в Японию). Большое значение для освоения природных ресурсов приморских районов отечественного Крайнего Севера имеет Северный морской путь, однако его эксплуатация проходит в исключительно сложных навигационных условиях и является весьма дорогим предприятием. В целом морской транспорт
России находится в очень тяжелом
положении, и для его “реанимации”
требуются крупные 3.2.Внутренний водный транспорт Внутренний водный транспорт (упрощенно -- речной) -- вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по вну-тренним естественным (реки, озера) и искусственным (каналы, водохранилища и шлюзованные участки рек) водным путям [2]. Несмотря на большую протяженность внутренних водных путей -- 84 тыс. км, в том числе 47 тыс. км с гарантированными глубинами -- речной транспорт сегодня не играет существенной юли в грузоперевозках России (в 1995 г. на его долю приходилось всего 3% суммарного отечественного грузооборота). Это объясняется следующими обстоятельствами: - большая часть крупных
судоходных рек России - ярко выражена сезонность перевозок; - направление течения
большинства рек не совпадает
с географией преобладающих в
стране грузопотоков (основные реки
России текут в меридиональном
направлении, а преобладающие
грузопотоки направлены с - в стране мало крупных, современных каналов и других гидротехнических сооружений, объединяющих различные речные бассейны в единую водную систему [5]. Речной транспорт России специализируется главным образом на перевозках минерально-строительных материалов (3/4 всех грузов) лесных, нефтяных и сезонных грузов -- зерна, овощей и бахчевых. Более 2/З всего грузооборота отечественного водного транспорта приходится на Волго-Камский бассейн, а наиболее грузонапряженный участок этого бассейна отрезок Волги от Камского устья до Самары. Волго-Камский бассейн соединен с соседними речными бассейнами. Через Волго-Балтийский водный путь -- с Онежским и Ладожским озерами, реками Свирь и Нева, а также с Финским заливом Балтийского моря. Беломоро-Балтийский канал обеспечивает выход из Волго-Балта в Белое море. Верховья реки Сухоны соединены каналом с Волго-Балтом, что дало прямой выход из Волжского бассейна в бассейн Северной Двины. Волго-Донской канал соединяет Волгу с бассейном Дона и открывает путь в Азовское и Черное моря. Таким образом, в европейской части сформировалась единая глубоководная внутренняя транспортная система, объединяющая основные речные бассейны и крупнейшие озера в единое целое. К сожалению, многие гидротехнические сооружения системы изношены и устарели в техническом отношении. Требуется их серьезная реконструкция [4]. Совсем иное положение сложилось в Сибири и на дальнем Востоке, где находятся крупнейшие реки страны, но практически полностью отсутствуют каналы, объединяющие различные речные бассейны в единые транспортные системы, В этой связи интересно вспомнить, что еще до революции в районе Екатеринбурга находилось мелководное гидротехническое сооружение, используемое для грузового речного сообщения между Волжским и Обским бассейнами. Существовал и канал, позволяющий маломерным судам проходить из Обского бассейна в Енисёй. Хотя в целом удельный вес речного транспорта России и невелик в общем объеме ее грузооборота, тем не менее, во многих районах Севера и Востока, где отсутствуют другие виды транспорта, реки, являются единственными надежными наземными путями сообщения, и от работы речного флота целиком зависит существование этих районов. Кроме грузовых операций, осуществляемых речным флотом в северных и восточных районах России, реки широко используются для лесосплава, главным образом в плотах, однако нередко практикуется и запрещенный молевой сплав древесины, что приносит большой экологический ущерб и ухудшает условия судоходства. Совсем незначительны масштабы развития пассажирского речного транспорта, где преобладают круизные рейсы. Часть пассажирских речных судов используется в качестве плавучих гостиниц. Большинство программ и проектов дальнейшего развития внутреннего водного транспорта России предусматривает реконструкцию существующих водных систем путем расчистки каналов и углубления фарватеров. А на более отдаленную перспективу формирование единой водно-транспортной системы России путем восстановления и строительства новых каналов, объединяющих единую речную систему европейской части страны с бассейнами крупнейших рек Сибири и дальнего Востока [5]. Необходимо также пополнение речного флота страны современными специализированными судами, в том числе и судами класса река -- море. Определенные перспективы в развитии российского водного транспорта (в условиях быстрого роста железнодорожных тарифов) связываются с более широким использованием всеевропейского транспортного кольца Волга -- Дунай -- Рейн, протянувшегося по руслам рек и нескольким морям. Известные недостатки речного транспорта (тихоходность, боязнь мелководья, с одной стороны, и морских просторов с другой, неизбежность Многократных перевалок там, где кончаются водные магистрали) в значительной степени могут быть устранены новейшим поколением судов класса “река -- море” (так называемые суда на каверне), способные развивать автомобильную Скорость, близкую к 100 Км/Ч, не боящиеся мелководий, не создающие разрушающих берега волн, “чистьте” в экологическом отношении и расходующие меньше топлива, чем их предшественники [4]. 4.Автомобильный транспорт Автомобильный транспорт -- вид транспорта, осуществляющего перевозки грузов и пассажиров на автомобилях (грузовых, легковых, автобусах, автотягачах и прицепных повозках). Играет неоправданно скромную роль и в грузовых и пассажирских перевозках современной России. Суровые климатические условия,
вызывающие большие, чем в других
развитых странах, затраты на дорожное
строительство, эксплуатацию дорог
и автотранспорта, лишь частичное
объяснение этому. Ведь даже в обжитых,
экономически развитых регионах России
автотранспорт развит слабо, И до
сих пор главным “камнем Занимая первое место н мире
по площади своей территории, Россия по
средней плотности автодорог уступает
не только высокоразвитым, но и большинству
развивающихся стран. Общая протяженность
в России автодорог с твердым покрытием
на конец 1996 г. составляла всего 745 тыс.
км, причем в подавляющем своем большинстве
даже эти дороги не соответствовали общепринятым
мировым стандартам. Велики и диспропорции,
по сравнению с развитыми в экономическом
отношении странами, в структуре автопарка: Несмотря на высокие удельные затраты на перевозку грузов, автотранспорт более мобилен, чем другие виды транспорта, и позволяет осуществлять доставку грузов “от двери до двери”, что является неоспоримым его преимуществом. Пассажирский автотранспорт, помимо высокой мобильности и скорости сообщения, обладает и большим комфортом для пассажиров. Общая протяженность автобусных маршрутов оценивается в 2 млн. км. Интересно отметить, что
по темпам роста автопарка, даже и
годы переживаемого страной Сегодня автотранспорт в
России занимает первое место по объёмам
перевозимых грузов и одно из последних
мест по объему грузооборота в силу
чрезвычайно коротких средних расстояний
перевозки (немногим более 20 км). Основные
перевозки грузов и пассажиров автотранспортом
осуществляются в городах и их
ближайшем окружении. Велик объем
работы автотранспорта в карьерах,
где большегрузные самосвалы
используются для перевозки минерально- В пассажирском сообщении
в России велика роль автобусов, лидирующих
во внутригородских перевозках пассажиров.
В крупнейших городах России налажено
троллейбусное сообщение. Помимо троллейбуса,
к городским электрическим 5.Воздушный транспорт Воздушный транспорт -- самый скоростной и в то же время самый дорогой вид транспорта, что предопределило его весьма ограниченное применение для грузоперевозок. В основном этим видом транспорта перевозятся дорогие, скоропортящиеся грузы. И прогнозы, которые делались в 60-х гг. о том, что перевозки грузов воздушным транспортом приобретут преимущественное значение, пока не оправдываются. Гораздо большую роль играет авиасообщение в дальних пассажирских перевозках [2]. В Советском Союзе большое развитие получил авиатранспорт. В 80-е гг. Аэрофлот являлся крупнейшей авиакомпанией мира. Помимо обслуживания отечественных трасс, он поддерживал связи со многими зарубежными странами. И сегодня Россия является одной из крупнейших авиационных держав, однако Аэрофлот с распадом СССР и отделением от него целого ряда мелких самостоятельных авиак9мпаний потерял свое лидирующее положение. В 70-е -- начале 80-х гг. Аэрофлот был укомплектован современными воздушными судами, в техническом отношении вполне сопоставимыми с лучшими зарубежными аналогами. Однако, начиная со второй половины 80-х гг. рёзко замедлились темпы обновления отечественного авиапарка. В годы экономического кризиса этот процесс почти полностью прекратился, в связи с чем главной и неотложной задачей авиационного транспорта России является замена отслуживших свой срок лайнеров новыми машинами. В России самые протяженные в мире авиатрассы (800 тыс. км), в первую очередь это трассы, соединяющие Москву и Санкт-Петербург с городами дальнего Востока: - Москва -- Екатеринбург -- Новосибирск -- Иркутск -- Хабаровск -- Владивосток; - Москва -- Новосибирск -- Иркутск -- Якутск -- Магадан Петропавловск-Камчатский; - Санкт-Петербург -- Екатеринбург -- Новосибирск -- Иркутск -- Хабаровск - Владивосток; - Санкт-Петербург -- Пермь -- Омск -- Новосибирск -- Иркутск Якутск - Магадан -- Петропавловск-Камчатский [3]. Основными центрами авиасообщения, где пересекаются многие аэротрассы, являются крупнейшие города страны: Москва о Санкт-Петербург, курорты Северного Кавказа, а также все крупные города на авиатрассе Москва Владивосток. В районах Крайнего Севера и приравненных к нему территориях большую роль в перевозках грузов и пассажиров играют вертолеты. Они доставляют грузы и пассажиров на нефтепромыслы и другие производственные объекты, геологические партии к месту их работы, оказывают срочную медицинскую помощь и т.д. [5]. 6.Электронный транспорт Передача электроэнергии
на расстояние является специфическим,
узкоспециализированным и высокоэффективным
видом транспорта. Передача электроэнергии
на расстояние по высоковольтным линиям
электропередачи (ЛЭП), как правило,
обходится намного дешевле Электроэнергия потребляется
непрерывно во времени. Существуют “пиковые”
потребности сезонного и Страна имеет огромное протяжение с запада на восток и положена во многих часовых поясах, в связи, с чем и пиковые нагрузки в различных ее районах наступают в разное время. Высоковольтные ЛЭП позволяют мобильно передавать электроэнергию из районов, где еще не наступили часы пиковых нагрузок, в районы максимальных пиковых нагрузок. Развитие электронного транспорта в России шло исключительно динамично. За короткий послевоенный период времени элеконный транспорт прошел все основные стадии развития от кустового объединения электростанций в пределах отдельных промузлов и городов до создания районных объединений, межрайонных энергосистем и, наконец, до формирования единой энергосистемы страны. Единая энергосистема (ЕЭС) представляет собой единый объект управления, при этом электростанции системы работают параллельно. Последние же годы вхождения России в состав СССР ЛЭП высокого напряжения объединили большинство электростанций Советского Союза и стран Восточной Европы в крупнейшую на нашей планете энергосистему Мир, к которой подключилась и энергосистема Финляндии. ЕЭС России -- сложнейший автоматизированный комплекс электрических станций и сетей, объединенный общим режимом работы с единым центром диспетчерского управления (ДУ). Основные сети ЕЭС России напряжением от 330 до 1150 кВт объединяют в параллельную работу 65 региональных энергосистем от западной границы до Байкала. Наиболее мощными региональными энергосистемами (энергообъединениями) являются системы Центра, Средней Волги, Урала, Северо-запада, Северного Кавказа и Сибири. Структура ЕЭС позволяет функционировать и осуществлять управление на трех уровнях: межрегиональном (ЦДУ в Москве), межобластном (объединенные ДУ) и областном (местные ДУ). Такая иерархическая структура в сочетании с противоаварийной, интеллектуальной автоматикой и новейшими компьютерными системами позволяет быстро локализовать аварию без значительного ущерба для ЕЭС, а зачастую даже для местных потребителей. Центральный диспетчерский пункт ЕЭС в Москве полностью контролирует и управляет работой всех станций, подключенных к нему [5]. ЕЭС распределена по 7-часовым поясам и тем самым позволяет сглаживать пики нагрузки энергосистемы за счет “перекачки” избыточной электроэнергии в другие районы, где ее недостает. Восточные регионы производят электроэнергии гораздо больше, чем потребляют сами. В центре же России наблюдается дефицит электроэнергии, который пока не удается покрыть за счет передачи энергии из Сибири на запад. К удобствам ЕЭС можно также отнести и возможность размещения электростанции вдалеке от потребителя. Транспортировка электроэнергии обходится во много раз дешевле, чем транспортировка газа, нефти или угля, и при этом происходит мгновенно, не требуя дополнительных транспортных затрат. По мнению экспертов, если бы ЕЭС не существовало, то понадобилось бы 15 млн. кВт дополнительных мощностей. Российская энергосистема обоснованно считается одной из самых надежных в мире. За 35 лет эксплуатации системы в России не произошло ни одного межрегионального нарушения электроснабжения, в отличие от США и Канады. Сегодня, несмотря на экономический кризис, электронный транспорт России находится в относительно благополучном положении. Россия занимает первое место в мире по протяженности высокого напряжения, объединяющих подавляющую часть электростанций страны в единую энергосистему, охватывающую главную полосу расселения России [2]. Заключение Вследствие исследования данной работы, я сделала следующие выводы. Известно, что низкая транспортная освоенность влечет экономические потери. Существующее положение в России обязывает наше и будущие поколения продумать идеологию строительства страны. Должна быть заложена система безопасности жизнедеятельности, для чего нужно дублировать не только реки железными дорогами, но и наоборот, железные дороги - автотрассами. Строить трассы нужно по всему пространству страны, но основной упор должен делаться на те районы, где они отсутствуют; там, где пути уже существуют - необходимо достраивать вторые пути, а на наиболее грузонапряженных участках - третьи, а также необходимо проводить электрификацию грузонапряженных участков и линий со сложным рельефом. Ввиду вышеперечисленного существенно возрастает роль экономической географии в формировании сознания и обоснования необходимости перемен, поскольку именно экономическая география может объективно увязать в единую систему транспорт, экономические интересы, материально-техническую и ресурсную базы нашей страны. Я думаю, что все составные части транспортной системы с течением времени будут развиваться и совершенствоваться, вследствие чего экономика России будет расти и процветать. Список литературы. 1. Скопин А.Ю. Экономическая география России / А.Ю. Скопин. - М.: Проспект, 2003. 2. Николаев А.С. Единая транспортная система / А.С. Николаев. - М.: Лицей, 2001. 3. Лившиц В.Н. Транспорт за 100 лет//Россия в окружающем мире / В.Н. Лившиц. - М.: 2002. 4. Шишкина Л.Н. Транспортная система России / Шишкина Л.Н. - М.: 2003. 5. Тархов С.А. Транспорт и связь / С.А. Тархов. - М.: Просвещение, 2004. |
Информация о работе Общая характеристика транспортной системы России