Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 20:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является закрепление теоретических знаний и приобретение практических навыков в нормировании точности геометрических параметров деталей машин, качества поверхности, проведении размерного анализа, выборе средств измерения и контроля, а также в работе со справочной литературой.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ГЛАДКИХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ ………………………………………...4
2. РАСЧЕТ И ВЫБОР ПОСАДОК ДЛЯ СОЕДИНЕНИЙ С ЗАЗОРОМ И НАТЯГОМ……………………………………………………....9
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СОЕДИНЕНИЙ
ПРИ СЕЛЕКТИВНОЙ СБОРКЕ………………………………………………..16
4. РАСЧЕТ РАЗМЕРНЫХ ЦЕПЕЙ МЕТОДАМИ ПОЛНОЙ И
НЕПОЛНОЙ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТИ…………………………………...20
5. ВЫБОР СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЯ…………………………………………...28
б. РАСЧЕТ И ВЫБОР ПОСАДОК ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ………….30
7. ВЫБОР ПОСАДОК И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНЫХ РАЗМЕРОВ ДЕТАЛЕЙ ШПОНОЧНОГО СОЕДИНЕНИЯ…………………..33
8. ВЫБОР ПОСАДОК И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНЫХ
РАЗМЕРОВ ДЕТАЛЕЙ ПРЯМОБОЧНЫХ ШЛИЦЕВЫХ СОЕДИНЕНИЙ…………………………………………………………………..36
9. ВЫБОР ДОПУСКОВ И ПОСАДОК РЕЗЬБОВЫХ
СОЕДИНЕНИЙ…………………………………………………………………..40
10. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОЧНОСТНЫХ ПАРАМЕТРОВ ЗУБЧАТЫХ
КОЛЕС И ПЕРЕДАЧ…………………………………………………………….43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….48
Министерство сельского хозяйства РФ
ФГОУ ВПО Уральская
государственная
Пояснительная записка
Руководитель: Александров В.А..
Студент:
Курсовая работа по МСС
Вариант №53
Екатеринбург 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ГЛАДКИХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ
СОЕДИНЕНИЙ ………………………………………...4
2. РАСЧЕТ И ВЫБОР ПОСАДОК ДЛЯ СОЕДИНЕНИЙ
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СОЕДИНЕНИЙ
ПРИ СЕЛЕКТИВНОЙ СБОРКЕ………………………………………………..16
4. РАСЧЕТ РАЗМЕРНЫХ ЦЕПЕЙ МЕТОДАМИ ПОЛНОЙ
И
НЕПОЛНОЙ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТИ………………………………
5. ВЫБОР СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЯ…………………………………………...
б. РАСЧЕТ И ВЫБОР ПОСАДОК ПОДШИПНИКОВ
КАЧЕНИЯ………….30
7. ВЫБОР ПОСАДОК И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНЫХ
РАЗМЕРОВ ДЕТАЛЕЙ ШПОНОЧНОГО СОЕДИНЕНИЯ…………………..33
8. ВЫБОР ПОСАДОК И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНЫХ
РАЗМЕРОВ ДЕТАЛЕЙ ПРЯМОБОЧНЫХ ШЛИЦЕВЫХ
СОЕДИНЕНИЙ……………………………………………………
9. ВЫБОР ДОПУСКОВ И ПОСАДОК РЕЗЬБОВЫХ
СОЕДИНЕНИЙ……………………………………………………
10. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОЧНОСТНЫХ ПАРАМЕТРОВ
ЗУБЧАТЫХ
КОЛЕС И ПЕРЕДАЧ……………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Современное производство
машин, их эксплуатация и ремонт базируются на
принципах стандартизации и взаимозаменяемости
деталей, узлов и механизмов. Качество
выпускаемых машин находится в прямой
зависимости от точности их изготовления
и уровня контрольно-измерительной техники.
В связи с этим приобретение определенных
знаний, навыков, опыта в области стандартизации,
взаимозаменяемости и метрологии является
важной частью подготовки современного
инженера-механика сельскохозяйственного
производства.
Целью курсовой работы является закрепление
теоретических знаний и приобретение
практических навыков в нормировании
точности геометрических параметров деталей
машин, качества поверхности, проведении
размерного анализа, выборе средств измерения
и контроля, а также в работе со справочной
литературой.
1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ
ЭЛЕМЕНТОВ ГЛАДКИХ
ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
1.1 Исходные данные
• номинальный диаметр соединения d н.с = 25мм
• Верхние и нижние предельные отклонения
отверстия в вала.
отверстие Dн.с
= 25+0,195+0,065
, вал d н.с
= 25-0,084
1.2 Содержание задания
• Определить предельные размеры и допуски отверстия в вала.
• Определить величины предельных зазоров
или натягов, допуск посадки, тип посадки.
• Определить квалитеты точности и основные
отклонения отверстия и вала, систему
посадки.
• Вычертить схему расположения полей
допусков деталей заданного соединения.
• Выполнить эскизы соединения в сборе
и отдельных деталей.
1.3 Порядок выполнения
1.3.1 Предельные размеры отверстия определяем по формулам:
Dmax = D + ЕS = 25,195 мм
Dmin = D + ЕI = 25,065 мм
где Dmax , Dmin - наибольший и наименьший
размеры отверстия:
D - номинальный размер соединения;
ЕS, ЕI - верхнее и нижнее отклонения отверстия.
Допуск отверстия находим по формуле:
ТD = Dmax - Dmin
= 25,195 – 25,065= 0,13мм
где ТD - допуск отверстия.
Предельные размеры вала определяем
по следующим выражениям:
dmax= d + es = 25 мм
dmin= d + ei = 24,916 мм
где dmax , dmin - наибольший и наименьший
предельные размеры вала;
d- номинальный размер вала:
es, ei - верхнее и нижнее отклонения вала.
Допуск вала находим по формуле:
Td= dmax - dmin = 25 – 24,916= 0,084 мм
где Td- допуск вала.
1.3.2 В зависимости
от сочетания фактических
размера отверстия.
Предельные значения зазоров определяем
по следующим уравнениям:
Smax = Dmax - dmin=
25,195 – 24,916= 0,279 мм
где Smax – наибольший предельный зазор.
Smin = Dmin - dmax= 25,065 – 25= 0,065 мм
где Smin – наименьший предельный зазор.
Допуск посадки с зазором (TS) определяем по формуле:
TS= Smax - Smin= 0,279 – 0,065= 0,214 мм
1.3.3 Определяем систему посадки. т.к. es = 0, следовательно посадка выполнена в системе вала.
Квалитеты точности отверстия и вала определяем по числу единиц допуска (а):
aD= TD / i= 0,13 / 1,31= 0,099 мм - соответствует D11 квалитету
ad= Td / i= 0,084 / 1,31= 0,064 мм - соответствует h10 квалитету
где i – единица допуска. Выбираем i = 1,31, по таблице 1.1 методического пособия.
Полученные результаты расчётов соединения заносим в таблицу 1.
Таблица 1- Результаты расчёта соединения
Соединение |
Обозначение соединения |
Ø25 D11/h10 | |
Номинальный размер, мм |
25,000 | ||
Зазор, мм |
Smax Smin |
0,279 0,065 | |
Допуск посадки, Т, мм |
0,214 | ||
Тип посадки |
С зазором | ||
Система посадки |
Система вала | ||
Отверстие |
Условное обозначение |
Ǿ25 D11 | |
Допуск, TD, мм |
0,13 | ||
Основное отклонение |
буквенное обозначение значение, мм |
D 0,065 (нижнее) | |
Квалитет |
11 | ||
Предельные отклонения, мм |
верхнее, ES нижнее, EI |
0,195 0,065 | |
Предельные размеры, мм |
Dmax |
25,195 25,065 | |
Вал |
Условное обозначение |
Ǿ25 h10 | |
Допуск, Td, мм |
0,084 | ||
Основное отклонение |
буквенное обозначение значение, мм |
h | |
Квалитет |
10 | ||
Предельные отклонения, мм |
верхнее, es нижнее, ei |
0 -0,084 | |
Предельные размеры, мм |
dmax dmin |
25 24,916 |
1.3.4 Выполняем схему расположения полей допусков соединения. Схема приведена на рисунке 1.1.
1.3.5 Выполняем эскиз
соединения с указанием
Рисунок 1.1 – Схема расположения полей допусков соединения Ø25 D11/h10
Рисунок 1.2 – Обозначение посадок и предельных отклонений на чертежах.
2 РАСЧЕТ И ВЫБОР
ПОСАДОК ДЛЯ СОЕДИНЕНИЙ С ЗАЗОР
2.1 Расчет и выбор посадок с зазором
2.1.1 Исходные данные
• Номинальный диаметр соединения dн.с= 75мм
• Длина подшипника 1= 54 мм
• Частота вращения вала n= 3000 мин -1
• Шероховатость поверхностей отверстия
RZA= 6,3 мкм и вала RZВ= 3,2 мкм
2.1.2 Содержание задания
• Определить значения предельных зазоров.
• Выбрать посадку для подшипника скольжения,
работающего в условиях жидкостного трения.
• Построить схему расположения полей
допусков отверстия и вала.
2.1.3 Порядок выполнения
Для определения значений предельных зазоров необходимо:
2.1.3.1 Определить среднее удельное давление
в подшипнике по формуле:
P= R / l*dн.с= 7,8*103/ (0,054*0,075)= 1,9*106 Па
где р — среднее удельное давление, Па;
R - радиальная нагрузка. Н:
l - длина подшипника, м;
dн.с - номинальный диаметр соединения,
м.
2.1.3.2 Определяем допускаемую
минимальную толщину масляного
слоя [hmin]
Для обеспечения жидкостного трения
необходимо. чтобы микронеровности цапфы
и вкладыша подшипника не зацеплялись,
т.е. чтобы слой смазки не имел разрывов.
[hmin] = к (RzD + Rzd
+ γд)= 2 (6,3+3,2+2)= 23 мкм
где к - коэффициент
запаса надежности по толщине масляного
слоя, к =2;
RzD + Rzd
- средняя высота неровностей поверхностей
вкладыша и вала сответственно, мкм;
γд - добавка на неразрывность масляного
слоя, мкм. γд = 2 – 3 мкм.
2.1.3.3 Рассчитываем, значение коэффициента Аh , по формуле
Аh = 2 [hmin] / (dн.с √ μω / р ) =
= 2*23*10-6 / (75*10-3 √0,025*314 / 1,9*106 ) = 0,3
ω - угловая скорость вала,
рад/с.
2.1.3.4 Определим минимальный
допускаемый зазор.
По найденному значению коэффициента Аh, определяем из таблицы 1.98 [2] минимальный относительный эксцентриситет
χmin, при котором толщина масляного
слоя равна [hmin]. Относительный эксцентриситет
χ = 2е / S , где е - абсолютный эксцентриситет
вала в подшипнике при зазоре S.
[ Smin] = 2,857[ hmin] * Аχ /Аh = 2,857*23*0,34/0,3 = 75 мкм
где Аχ = 0,34 - значение коэффициента А, соответствующее χ = 0.3.
2.1.3.5 Определяем максимальный
допускаемый зазор.
По найденному значению Аh, определяем из рисунка 1.27 максимальный
относительный эксцентриситет χmах
, при котором толщина масляного слоя равна[
hmin]. Затем рассчитываем максимальный
допускаемый зазор
[ Smах] = 2[ hmin] /(1- χmах
) = 2*23 /(1- 0,8) = 230 мкм
χmах = 0,8
2.1.3.6 Выбираем посадки, выполнив
следующие условия:
а). Минимальный зазор Smin в выбранной
посадке должен быть не меньше минимального
допускаемого зазора:
Smin табл. > [ Smin]
100 мкм > 75 мкм
б). Максимальный зазор Smах в выбранной посадке с учетом
шероховатости поверхностей вала и вкладыша
должен быть
Smах табл. < [ Smах] – 2(RzD + Rzd )
192 мкм < 211 мкм
По таблице 1.47 [2] подбираем посадку, для которой выполняются условия а) и б).
Ø75 H8/d8
Минимальный запас на износ для выбранной посадки определяем по формуле:
Тизн = [ Smах] – 2(RzD+Rzd) - Smах ст. = 230 – 2(6,3 + 3,2) - 192= 19 мкм
где Тизн - запас металла на износ, мкм;
Smах ст. - максимальный зазор выбранной
стандартной посадки.
2.1.3.8. Схема расположения
полей допусков вала и
2.2 Расчет и выбор
посадок с натягом
2.2.1 Исходные данные
• Номинальный диаметр соединения dн.с= 80 мм.
• Наружный диаметр втулки d2
= 105 мм.
• Внутренний диаметр вала d1
= 60 мм.
• Длина сопряжения 1= 60 мм.
• Передаваемый крутящий момент Мк = 600
Н*м.
• Шероховатость поверхностей вала Rzd
= 6,3 мкм и отверстия ступицы
RzD = 10 мкм.
Посадки с натягом предназначены для
неподвижных неразъемных соединений деталей,
как правило, без дополнительного крепления.
Такие соединения могут разбираться лишь
в отдельных случаях при ремонте. Неподвижность
соединения обеспечивается напряжениями,
возникающими в материале сопрягаемых
деталей за счет деформации их контактных
поверхностей (рисунок 2.2).
2.2.2 Содержание задания:
• Определить значения наименьшего
и наибольшего натягов в
• Выбрать стандартную посадку, обеспечивающую
передачу заданного
крутящего момента.
• Построить схему расположения полей
допусков отверстия ступицы и вала
Информация о работе Определение основных элементов гладких цилиндрических соединений