Определение тягово-динамических и топливо-экономических свойств автомобиля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 13:22, курсовая работа

Краткое описание

Задачей тягового расчета является определение характеристик двигателя и трансмиссии, обеспечивающих требуемые тягово-скоростные свойства автомобиля и его топливную экономичность в заданных условиях эксплуатации.
При проведении тягового расчета конструктор имеет дело с тремя видами параметров: заданными, выбираемыми и расчетными.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……...3
1. Тяговый расчет автомобиля…………………………………………………….4
1.1. Определение полной массы автомобиля ……………………………………4
1.2. Распределение полной массы по мостам автомобиля…………………........4
1.3. Подбор шин………………………………………………………………........4
1.4. Определение максимальной силы сопротивления воздуха………...………5
1.5. Определение максимальных мощности и крутящего момента двигателя...5
1.6. Определение передаточного числа главной передачи………………….......7
1.7. Определение передаточных чисел коробки передач…………………...…...7
2. Построение внешней скоростной характеристики двигателя……...……......9
3. Оценка тягово-скоростных свойств автомобиля……………………….........11
3.1 Тяговая характеристика автомобиля……………………………………........11
3.1.1 Построение графика тяговой характеристики………………………........11
3.1.2 Практическое использование тяговой характеристики автомобиля........13
3.2 Динамическая характеристика автомобиля………………………….….......14
3.2.1 Построение динамической характеристики………………………...........14
3.2.2 Практическое использование динамической характеристики автомобиля…………………………………………………………......…..16
3.3 Ускорение автомобиля при разгоне………………………………….......….17
3.4 Характеристика времени и пути разгона автомобиля………………...……19
3.4.1 Определение времени разгона……………………………………...……..19
3.4.2 Определение пути разгона…………………………………………...........21
3.4.3 Практическое использование характеристик времени и пути разгона автомобиля……………………………………………………....................23
4. Топливная экономичность автомобиля………………………………...……24
4.1 Построение топливной характеристики автомобиля…………………........24
4.2 Определение эксплуатационного расхода топлива………………....….......25
Заключение…………………………………………………………...……….......27
Список используемой литературы ………………………………………….......

Вложенные файлы: 1 файл

Автомобили.doc

— 724.50 Кб (Скачать файл)

      Fk6 = 5,7 кН               Vk6 = 48 км/ч.

      5) Скоростной диапазон автомобиля на i-ой передаче, определяется по формуле:

      dVi =

.

      dv6 =

.

      6) Силовой диапазон автомобиля  на i-ой передачи, равный:

      dFi =

,

где Fkimax и Fkvi – соответственно максимальное значение окружной силы и значение окружной силы при максимальной скорости в случае движения автомобиля на i-ой передаче.

      dF6 =

.

Особыми точками  тяговой характеристики автомобиля являются:

  • максимальная скорость движения автомобиля ;
  • окружная сила при максимальной скорости ;
  • максимальная окружная сила на высшей передаче , где - номер высшей передачи;
  • максимальная окружная сила , развиваемая на ведущих колесах автомобиля;
  • минимальная устойчивая скорость движения автомобиля ;
  • окружная сила по сцеплению шин ведущих колес с дорогой ;
  • критическая скорость движения автомобиля по условию величины окружной силы на высшей передаче ;
  • скоростной диапазон автомобиля на высшей передаче ;
  • силовой диапазон автомобиля на высшей передаче .

   Значения  особых точек тяговой характеристики автомобиля приведены в таблице 3.2. 

Таблица 3.2 Значения особых точек тяговой характеристики автомобиля

параметр Vamax Fkv Fk6max Fkmax Vamin Vk6 dV6 dF6
размерность км/ч кН кН кН км/ч кН км/ч - -
значение 90 5,3 5,7 78,4 4 93,5 48 1,875 1,075

 
 

    3.2 Динамическая характеристика  автомобиля 

    Методы  силового и мощностного балансов затруднительно использовать при сравнении тягово-динамических свойств автомобилей, имеющих различные веса и грузоподъемности, т. к. при движении их в одинаковых условиях силы и мощности, необходимые для преодоления суммарного дорожного сопротивления различны. Поэтому применяют метод решения уравнения движения с помощью динамической характеристики. Воспользуемся динамическим фактором – отношение свободной силы тяги к весу автомобиля: 

                D = ( Fki – Fвi ) / Ga                                  (3.7)

    Данные  расчёта заносим в таблицу 3.4 

    3.2.1 Построение динамической характеристики 

    Графическое изображение динамического фактора  от скорости движения автомобиля при  различных передачах и полной нагрузке называется динамической характеристикой. При построении динамической характеристики используем следующие допущения:

    1)  двигатель работает по внешней  скоростной характеристике;

    2 ) автомобиль движется по ровной  горизонтальной дороге. 

    График  динамической характеристики представлен на рисунке 3. 

    3.2.2 Практическое использование  динамической характеристики 

    Динамическая  характеристика позволяет определить:

      1) Максимальная скорость движения автомобиля Vmax.

      Максимальная  скорость определяется из условия: D = y.

      Vmax = 90 км/ч.

    2) Максимальное дорожное сопротивление Fnymax, преодолеваемое автомобилем на высшей передаче. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      Для определения максимального дорожного  сопротивления необходимо по графику  динамической характеристики найти  Dnmax и определить Fnymax по формуле:

      Fnymax = Dnmax Ga = 0,03×151711,65 = 4551,3 Н.

      3) Максимальный подъем imax, преодолеваемый автомобилем на данной передаче.

      Если  известна величина сопротивления качению  автомобиля в функции скорости его  движения fV, то по разности (Dimax - fV) можно определить максимальный уклон, преодолеваемый автомобилем на данной передаче:

      imax = Dimax - fV.

Максимальный  уклон на первой передачи:

        imax = 0,31 – 0,008 = 0,302.

      4) Критическая скорость движения автомобиля по условиям величины окружной силы Vki и область устойчивого движения автомобиля при полной нагрузке двигателя.

      Абсциссы  точек перегиба кривых динамического  фактора  Dki характеризуют критическую скорость Vki по условию развиваемой окружной силы.

      Vk6 = 48 км/ч.

      5) Зона движения автомобиля без буксования ведущих колес.

      Предельное  значение окружной силы ограничивается силой сцепления ведущих колес  автомобиля с поверхностью дорожного  покрытия Fj, т.е. ограничено силой Fj = j Gj = 0,8×116818 = 93454,4 Н  

      Dj = j . 

      где Gφ / Ga=kf –коэффициент сцепного веса

6) Условие безостановочного движения. 

Dφ > D > f

Dφ=0,616

0,616 > D > 0.008 

Особыми точками  динамической характеристики автомобиля являются:

  • максимальная скорость движения автомобиля ;
  • динамический фактор при максимальной скорости движения автомобиля ;
  • максимальный динамический фактор на высшей передаче , где - номер высшей передачи;
  • максимальный динамический фактор автомобиля ;
  • максимальное дорожное сопротивление, преодолеваемое автомобилем на высшей передаче ;
  • максимальный подъем, преодолеваемый автомобилем на высшей передаче ;
  • минимальная устойчивая скорость движения автомобиля на низшей передаче;
  • динамический фактор по сцеплению шин с поверхностью дорожного покрытия ;
  • критическая скорость движения автомобиля на высшей передаче ;
  • скоростной диапазон автомобиля на высшей передаче

    • силовой диапазон автомобиля на высшей передаче

       

Значения особых точек динамической характеристики автомобиля приведены в таблице 3.3.

Таблица 3.3 Практическое применение динамической характеристики

параметр Vamax Dv D6max Dmax F6ψmax I6max Vmin Vk6 dV6 dD6
размерность км/ч - - - кН - км/ч - км/ч - -
значение 90 0,02 0,03 0,31 4,55 0,302 4 0,616 48 1,875 1,500

 
 

    3.3 Ускорение автомобиля  при разгоне 

    Ускорение рассчитывают применительно к горизонтальной дороге с твердым покрытием при  условии максимального использования  мощности двигателя и отсутствии буксования ведущих колес. Величину ускорения находим из уравнения, связывающего динамический фактор с условиями движения автомобиля:

                ax = ( Di – fVi )×g / δ                              (3.11) 

    где fV – коэффициент сопротивления качению: 

                   fV = f0×[1 + ( 0.006.V)2 ]                             (3.12)

где f0 – коэффициент сопротивления качению колеса, катящегося с постоянной скоростью, не превышающей 50 км/ч, с постоянным радиусом ( f0 = 0.008 ).

    Минимальная устойчивая скорость соответствует  минимальным устойчивым оборотам коленчатого вала двигателя. В интервале от 0 до Vmin автомобиль трогается с места при пробуксовке сцепления и постоянном увеличении подачи топлива. Процесс трогания кратковремен, и определяется индивидуальными способностями водителя, поэтому считают, что разгон начинается со скорости Vmin на передаче, с которой происходит трогание автомобиля с места.

      Результаты расчетов динамической  характеристики автомобиля и  ускорений на передачах представлены в таблице 3.4 

Таблиа 3.4 Результаты расчетов динамической характеристики автомобиля.

параметры частота вращения коленвала
обозначение размерность 800 950 1105 1300 1600 1900 2100
ne/np   0,38 0,45 0,53 0,62 0,76 0,90 1,00
Pе  ст кВт 66,76 79,69 92,86 108,93 131,99 152,12 163,40
Ре  кВт 63,42 75,70 88,21 103,49 125,39 144,51 155,23
Ме  ст Нм 796,93 801,08 802,53 800,25 787,82 764,58 743,08
Ме  Нм 757,08 761,03 762,40 760,24 748,43 726,35 705,93
 
Продолжение таблицы 3.4
передача 1
7,29 3,165764 V км/ч 4,00 4,75 5,53 6,50 8,00 9,50 10,50
Н 48521,06 48773,74 48861,91 48723,20 47966,61 46551,62 45242,51
f   0,008005 0,008006 0,008009 0,008012 0,008018 0,008026 0,008032
Ff Н 1214,39 1214,68 1215,03 1215,54 1216,49 1217,64 1218,51
U1= δ1= Н 3,83 5,40 7,30 10,11 15,31 21,59 26,37
D   0,31 0,31 0,31 0,31 0,31 0,30 0,29
аx м/с2 0,94 0,95 0,95 0,95 0,93 0,90 0,87
передача 2
4,44 1,828544 V км/ч 6,57 7,80 9,07 10,67 13,14 15,60 17,24
Н 29551,92 29705,81 29759,52 29675,04 29214,23 28352,43 27555,11
f   0,008012 0,008018 0,008024 0,008033 0,00805 0,00807 0,008086
Ff Н 1215,58 1216,35 1217,29 1218,67 1221,23 1224,32 1226,68
U2= δ2= Н 10,32 14,55 19,68 27,24 41,27 58,20 71,09
D   0,19 0,19 0,19 0,19 0,18 0,18 0,17
аx м/с2 0,96 0,96 0,97 0,96 0,95 0,92 0,89
передача 3
2,7 1,3316 V км/ч 10,80 12,83 14,92 17,55 21,60 25,65 28,35
Н 17970,76 18064,35 18097,00 18045,63 17765,41 17241,34 16756,49
f   0,008034 0,008047 0,008064 0,008089 0,008134 0,008189 0,008231
Ff Н 1218,79 1220,88 1223,42 1227,15 1234,08 1242,44 1248,81
U3= δ3= Н 27,90 39,34 53,23 73,67 111,60 157,38 192,25
D   0,11 0,11 0,11 0,11 0,11 0,11 0,10
аx м/с2 0,75 0,76 0,76 0,76 0,74 0,72 0,69
передача 4
1,64 1,147584 V км/ч 17,78 21,11 24,56 28,89 35,56 42,23 46,67
Н 10915,57 10972,42 10992,25 10961,05 10790,84 10472,52 10178,01
f   0,008091 0,008128 0,008174 0,00824 0,008364 0,008514 0,008627
Ff Н 1227,51 1233,17 1240,05 1250,17 1268,95 1291,61 1308,88
U4= δ4= Н 75,62 106,64 144,28 199,69 302,49 426,56 521,09
D   0,06 0,06 0,06 0,06 0,06 0,06 0,06
аx м/с2 0,48 0,48 0,48 0,48 0,47 0,44 0,43
передача 5
1 1,08 V км/ч 29,16 34,63 40,28 47,39 58,32 69,26 76,55
Н 6655,84 6690,50 6702,59 6683,57 6579,78 6385,68 6206,11
f   0,008245 0,008345 0,008467 0,008647 0,00898 0,009381 0,009687
Ff Н 1250,85 1266,08 1284,58 1311,80 1362,30 1423,26 1469,70
U5= δ5= Н 203,39 286,82 388,05 537,09 813,58 1147,27 1401,51
D   0,04 0,04 0,04 0,04 0,03 0,03 0,03
аx м/с2 0,25 0,25 0,25 0,24 0,23 0,21 0,20
передача 6
0,85 1,0689 V км/ч 34,31 40,74 47,39 55,75 68,61 81,48 90,05
Н 5657,46 5686,92 5697,21 5681,03 5592,81 5427,83 5275,19
f   0,008339 0,008478 0,008647 0,008895 0,009356 0,009912 0,010336
Ff Н 1265,12 1286,21 1311,80 1349,48 1419,38 1503,75 1568,03
U6= δ6= Н 281,51 396,98 537,09 743,37 1126,06 1587,92 1939,81
D   0,03 0,03 0,03 0,03 0,03 0,03 0,02
аx м/с2 0,19 0,19 0,19 0,18 0,17 0,15 0,13

Информация о работе Определение тягово-динамических и топливо-экономических свойств автомобиля