Особенности дисциплинарной ответственности работников железнодорожного транспорта в период реформирования отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 14:41, доклад

Краткое описание

Продолжающийся в России процесс перехода к рыночным отношениям поставил перед железнодорожным транспортом новые задачи, связанные с более эффективным использованием этого вида транспорта при перевозке грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа. Российские железные дороги вплоть до 2003 г. являлись естественной монополией и ограничивали конкуренцию в отрасли. Однако, начиная с 2003 г., произошло акционирование железных дорог, было создано ОАО «Российские железные дороги», поэтапно началось разделение монопольных видов деятельности на железнодорожном транспорте в организационной и экономической областях его работы.

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности дисциплинарной ответственности работников железнодорожного транспорта в%2.doc

— 63.50 Кб (Скачать файл)

Особенности дисциплинарной ответственности работников железнодорожного транспорта в период реформирования отрасли 

 

Волошина  Наталья Анатольевна,

аспирант кафедры  трудового права и охраны труда  юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета,

юрисконсульт  ООО «Петербург Электро». 

 

Продолжающийся  в России процесс перехода к рыночным отношениям поставил перед железнодорожным  транспортом новые задачи, связанные  с более эффективным использованием этого вида транспорта при перевозке  грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа.

Российские железные дороги вплоть до 2003 г. являлись естественной монополией и ограничивали конкуренцию  в отрасли. Однако, начиная с 2003 г., произошло акционирование железных дорог, было создано ОАО «Российские  железные дороги», поэтапно началось разделение монопольных видов деятельности на железнодорожном транспорте в организационной и экономической областях его работы.

В настоящее  время составная часть видов  деятельности пока еще остается монопольной. Это относится, прежде всего, к инфраструктуре железнодорожного транспорта. Однако в сфере железнодорожного транспорта создаются частные независимые грузовые и транспортно-экспедиторские компании, уже не принадлежащие государству и имеющие равный доступ к инфраструктуре железных дорог.

Качество и своевременность  оказания услуг в сфере железнодорожного транспорта во много зависят от труда  работников данной отрасли.

Специфика труда работников железнодорожного транспорта, в первую очередь, обусловлена использованием источников повышенной опасности, непрерывностью технологических процессов и перевозками грузов и пассажиров, особыми формами организации труда и отдыха работников. Трудовой кодекс РФ, хотя и устанавливает основные правила регулирования труда лиц, занятых во всех отраслях экономики, не может отразить все своеобразие условий трудовой деятельности лиц, занятых на железнодорожном транспорте.

В этой связи трудовое законодательство содержит ряд специальных норм, регулирующих труд работников железнодорожного транспорта. Особенности регулирования труда работников железнодорожного транспорта затрагивают разные институты трудового права, однако наибольшая специфика условий работы на железнодорожном транспорте проявляется в обеспечении дисциплины труда на транспорте.

В науке трудового права принято различать общую дисциплинарную ответственность и специальную дисциплинарную ответственность. Общая дисциплинарная ответственность применима ко всем без исключения работникам и наступает по правилам, которые установлены в гл. 30 ТК РФ.

Под специальной  дисциплинарной ответственностью, в  которой проявляется дифференциация регулирования, понимают совокупность правовых норм, определяющих обязанность  специальных субъектов трудового  права понести меры дисциплинарного  взыскания, предусмотренные соответствующими федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине отдельных категорий работников при определенных условиях и в предусмотренных законом случаях.1[1]

Установление  специальной дисциплинарной ответственности  обусловлено, прежде всего, спецификой трудовых функций, которые выполняют отдельные группы работников, а также более тяжелыми и вредными последствиями, наступающими в результате невыполнения или ненадлежащего выполнения своих обязанностей этими категориями работников. Такая дисциплинарная ответственность вводится специальным законодательством.

В настоящее  время на железнодорожном транспорте действует Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта, утв. Постановлением Правительства  РФ от 25.08.1992г. № 6212[2] (далее – Положение о дисциплине). Его необходимо применять с учетом решений Верховного суда РФ от 28.10.2002г. № ГКПИ 2002-1100 и от 24.05.2002г. № ГКПИ 2002-375, которые фактически отменили специальную дисциплинарную ответственность, признав меры специальной ответственности, установленные в Положении, противоречащими трудовому законодательству. Причем отмена специальной дисциплинарной ответственности аргументировалась судом не отсутствием необходимости в специальных мерах ответственности, а тем, что они установлены органом, не полномочным устанавливать такие ограничения прав работников. Возможность установления специальной дисциплинарной ответственности для работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, предусмотрена статьями 189 и 330 ТК РФ, но такая ответственность может быть введена лишь положениями или уставами, устанавливаемыми федеральным законом.

Необходимость в существовании отдельного положения, регулирующего дисциплину труда  и специальную дисциплинарную ответственность работников железнодорожного транспорта, заключается в том, что и в настоящее время, несмотря на реформирование железнодорожного транспорта, от деятельности работников железнодорожного транспорта во многом зависит обеспечение единого перевозочного процесса, безопасность пассажиров и грузов. Развитие железнодорожного транспорта, повышение скоростей, автоматизация управления требует четкого регулирования круга обязанностей и повышения ответственности.

И, наконец, часть  железнодорожных перевозок осуществляется частными организациями, которые были образованы в процессе реформирования отрасли. Все это требует, наряду с локальными актами отдельных организаций выделения общих правил, которые распространялись бы на всю отрасль железнодорожного транспорта и определяли бы основы регулирования дисциплины труда работников железнодорожного транспорта. Отраслевое Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта и в нем, соответственно, меры специальной дисциплинарной ответственности необходимы и в силу того, что за последнее время растет количество аварий, случаев брака по вине работников.

В настоящее  время на любого работника железнодорожного транспорта распространяются дисциплинарные взыскания, перечисленные в ст. 192 ТК РФ: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. Перечень общих дисциплинарных взысканий является исчерпывающим.

До признания  Верховным Судом РФ недействующими соответствующих норм Положения  о дисциплине к отдельным категориям работников железнодорожного транспорта могли применяться и другие дисциплинарные взыскания: лишение свидетельства на право управления локомотивом; освобождение от занимаемой должности, связанной с эксплуатационной работой железных дорог; увольнение по ряду оснований, предусмотренных п.18 Положения о дисциплине3[3].

На сегодняшний  день проблема состоит в принятии будущего Положения о дисциплине труда работников железнодорожного транспорта. Государственной думой  РФ уже разработан проект федерального закона «Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта общего пользования в РФ» (далее — проект закона о дисциплине).4[4]

Проектом закона о дисциплине предусмотрено два  вида дополнительных дисциплинарных взысканий: отстранение от работы на срок до одного года и увольнение по основаниям, предусмотренным данным законом.

Такой вид специальной  дисциплинарной ответственности как отстранение работника от работы на срок до одного года предполагается применять к работникам железнодорожного транспорта, непосредственно связанным с движением железнодорожного транспорта, за совершение дисциплинарного проступка, в результате которого создавалась угроза крушения или аварии железнодорожного подвижного состава, жизни и здоровью людей. Проект не конкретизирует, за какие именно проступки возможно применение данного вида взыскания.

При применении отстранения  от работы работник, согласно законопроекту, может быть переведен с его  согласия на другую работу, непосредственно  не связанную с движением железнодорожного подвижного состава. В случае отказа работника от такого перевода с ним может быть расторгнут трудовой договор.

На наш взгляд, включение отстранения от работы как вида дисциплинарного взыскания  в федеральный закон о дисциплине работников железнодорожного транспорта было бы неправильно, так как это  противоречило бы Трудовому кодексу. Ст. 76 ТК РФ предусматривает возможность отстранения работника от работы по основаниям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актам РФ, однако отстранение здесь не является видом дисциплинарного взыскания, а предполагает обязанность работодателя не допускать к работе работника, который в силу определенных причин не может быть допущен к выполнению своих трудовых обязанностей. В соответствии с нормой ТК работник отстраняется от работы на период до устранения обстоятельств, явившихся основанием для его отстранения. Понятна мысль составителей проекта закона – они попытались заменить такую меру дисциплинарного взыскания, как лишение свидетельства на право управления транспортным средством, отстранением от должности, но такое решение вопроса противоречило бы самой природе отстранения от работы, которое представляет собой не вид дисциплинарного взыскания, а способ предотвращения тех или иных нарушений в сфере трудовых отношений. Использование в двух федеральных законах одного и того термина в разных его пониманиях может повлечь неоднозначное толкование самого понятия отстранения от работы.

Показательно, что в ст. 6 проекта закона предусматривается отстранение работника, совершившего дисциплинарный проступок, от работы до решения вопроса о привлечении его к дисциплинарной ответственности, т.е. не в порядке дисциплинарного взыскания. Положения, содержащиеся в проекте закона, в случае его принятия в такой редакции создали бы путаницу: с одной стороны, при совершении дисциплинарного проступка работник отстраняется от работы до решения вопроса о привлечении его к дисциплинарной ответственности, с другой стороны – отстранение повторно может быть применено к работнику уже как мера дисциплинарного взыскания. Но работник, будучи уже отстраненным от работы, не может быть повторно от нее отстранен.

С учетом изложенных соображений, на наш взгляд, более  целесообразным будет сохранить в новых условиях такой вид специальной дисциплинарной ответственности как лишение специального права.

Для решения  данного вопроса можно предложить создание единой общеотраслевой квалификационной комиссии, которая и была бы полномочна выдавать такие свидетельства в рамках отрасли, а также лишать работников соответствующих прав за совершение проступков, независимо от того, в какой именно организации железнодорожного транспорта работает машинист.

Проектом федерального закона о дисциплине работников железнодорожного транспорта также предусмотрено увольнение как вид дисциплинарного взыскания для работников железнодорожного транспорта, труд которых непосредственно связан с движением железнодорожного транспорта. Увольнение предусматривается за совершение конкретных проступков, перечисленных в проекте закона. К таким проступкам отнесены:

- нарушение  порядка вождения железнодорожного  подвижного состава, повлекшее  за собой его крушение или  аварию;

- нарушение  порядка подготовки железнодорожного подвижного состава к отправлению, отправления и приема железнодорожного подвижного состава, производства маневровой работы, повлекшее за собой крушение или аварию железнодорожного подвижного состава;

- отключение  проводником пассажирского, почтово-багажного вагона исправно действующей сигнализации контроля нагрева букс, повлекшее за собой травмирование или гибель людей, крушение или аварию железнодорожного подвижного состава и др.

Нововведение  законопроекта заключается в  том, что если в Положении о  дисциплине перечислялись конкретные категории работников, к которым за перечисленные проступки могла быть применена такая санкция как увольнение, то в проекте закона предусматриваются конкретные виды нарушений, за которое следует увольнение.

Существующая  в современный период проблема отсутствия специальных дисциплинарных взысканий, установленных в предусмотренном законом порядке и учитывающих специфику трудовой деятельности в сфере железнодорожного транспорта, вызывает необходимость обратить внимание на меры дисциплинарного воздействия, предшествующие привлечению работника к дисциплинарной ответственности.

До применения дисциплинарного взыскания на железной дороге применялись и продолжают применяться меры, предупреждающие  наложение дисциплинарного взыскания, в частности, лишение предупредительных талонов. Предупредительные талоны используется на всех железных дорогах и считаются эффективным средством укрепления трудовой дисциплины.5[5]

В рамках ОАО  «РЖД» такое возможно на основании  Положения о порядке применения предупредительных талонов машинистов, помощников машинистов локомотивов, мотор-вагонного подвижного состава, специального самоходного подвижного состава и водителей, помощников водителей дрезин.6[6] Из названия документа следует, что данный вид дисциплинарного воздействия распространяется на ограниченный круг работников.

Предупредительные талоны № 1, №2, №3 (зеленый, желтый, красный) являются частью личной документации машиниста (помощника). Предупредительный  талон № 1 выдается после издания  приказа о приеме на работу, талоны № 2 и № 3 выдаются при лишении предыдущего.

Лишение предупредительных  талонов производится в случае нарушения  машинистом (помощником машиниста) положений  нормативных актов МПС России, ОАО «РЖД» по вопросам обеспечения  безопасности движения поездов, при условии, что указанные нарушения не влекут за собой применения дисциплинарных взысканий.

Однако данная мера предупреждения имеет свои юридические  последствия. Во-первых, изъятие в  течение календарного года предупредительных  талонов № 1 и № 2 может повлечь за собой применение дисциплинарного взыскания. Во-вторых, отбор предупредительного талона в зависимости от нарушения и его причин влечет за собой лишение премии полностью или частично. В-третьих, наложение одновременно дисциплинарного взыскания и лишение предупредительных талонов № 1 или № 2 не допускается. В-четвертых, изъятые предупредительные талоны № 1 и № 2 возвращаются машинистам (помощникам) по истечении 12 месяцев со дня последнего допущенного ими нарушения при условии безупречного исполнения ими трудовых обязанностей. Анализируя юридические последствия лишения предупредительных талонов, можно сказать, что это по существу своеобразная мера дисциплинарного взыскания, не отраженная в Положении о дисциплине, так как ограничивает в правах определенные категории работников. На этот факт обращает внимание и Е.А. Ковалева, которая считает, что лишение машиниста (помощника) предупредительных талонов по своей природе является мерой дисциплинарного взыскания, не предусмотренной Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта.7[7] Данная мера дисциплинарного воздействия применяется на железнодорожном транспорте на протяжении длительного периода времени и вполне оправдала свое существование.

Информация о работе Особенности дисциплинарной ответственности работников железнодорожного транспорта в период реформирования отрасли