Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 17:12, контрольная работа
Становление и формирование современного рынка авиаперевозок началось в России в 1991 году. На фоне общего дерегулирования экономики, приватизации и либерализации цен, в секторе авиаперевозок за несколько лет произошел переход от плановой системы хозяйственных отношений к рыночной.
Особенности формирования российского рынка авиаперевозок………………………………………………………..2
Динамика пассажирооборота и грузооборота в России
Лидирующие на рынке авиакомпании………………..2
Концентрация перевозок на национальных рынках отдельных европейских стран…….............................5
Спрос на внутренние авиаперевозки………………………9
Спрос на внешние авиаперевозки………………………….11
Конкурентоспособность российских авиакомпаний на мировом рынке………………………………………………………….14
Структура рынка международных пассажирских авиаперевозок…………………………………………………………14
сравнительный анализ качества услуг российских и мировых фирм…………………………………………………………15
Состояние авиапарка……………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………….17
Список литературы…………………………………………………….18
Содержание:
Особенности формирования российского
рынка авиаперевозок……………………………
Динамика пассажирооборота и грузооборота в России
Лидирующие на рынке авиакомпании………………..2
Концентрация перевозок на национальных
рынках отдельных европейских стран…….......................
Спрос на внутренние авиаперевозки………………………9
Спрос на внешние авиаперевозки………………………
Конкурентоспособность российских авиакомпаний
на мировом рынке……………………………………………
Структура рынка международных
пассажирских авиаперевозок……………………………………………
сравнительный анализ качества услуг
российских и мировых фирм…………………………………………
Состояние авиапарка……………………………………………….16
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Особенности формирования российского рынка авиаперевозок
Становление и формирование современного рынка авиаперевозок началось в России в 1991 году. На фоне общего дерегулирования экономики, приватизации и либерализации цен, в секторе авиаперевозок за несколько лет произошел переход от плановой системы хозяйственных отношений к рыночной.
Переход этот осуществлялся в сложных
условиях (неблагоприятная
Рисунок 1.
Динамика пассажирооборота и грузооборота (1930-2002 гг.)
Постепенно с 2000 года рынок авиаперевозок
начал восстанавливать
Рисунок 2.
Финансовые результаты отрасли в 2002 году были положительными. Второй год подряд гражданская авиация закончила с прибылью. По предварительным оценкам Министерства транспорта РФ, доходы авиаперевозчиков в 2002 году составили около 146 млрд рублей, что на 43% больше показателя 2001 года. Суммарная прибыль за тот же период выросла до 9,5 млрд рублей (6,5% доходов).
Впрочем, полученная прибыль приходится в основном на лидирующие компании отрасли. 9,2 млрд рублей обеспечено за счет деятельности "Аэрофлота", Госкорпорации по ОВД, предприятия "Пулково" и аэропорта "Шереметьево". Остальные 300 млн распределены между 233 авиакомпаниями, 450 аэропортами, авиаремонтными заводами и ТЗК. Очевидно, что большинство компаний отрасли, по-прежнему, оказалось убыточным, либо вообще не осуществляет профессиональную деятельность в секторе авиаперевозок.
По данным Транспортной клиринговой палаты, в 2002 году свои производственные показатели предоставили чуть более 70 из 235 официально зарегистрированных авиакомпаний. При этом на их долю приходится почти 90% всего пассажирооборота и 80% перевезенных почты и грузов.
Сейчас крупный бизнес работает гораздо активнее, чем небольшие региональные перевоз- чики. Доля лидирующих на рынке авиакомпаний увеличивается с каждым годом, и в 2002 году 10 крупнейших компаний контролировали около 70% рынка по пассажирообороту.
Крупнейшие Российские компании по грузообороту:
1 Аэрофлот-Российские авиалинии
2 Сибирь
3 Красноярские авиалинии
4 Домодедовские авиалинии
5 Волга-Днепр
6 Пулково
7 Ист Лайн
8 Дальавиа
9 ЮТэйр
10 Уральские авиалинии
Согласно
практике мировых рынков авиаперевозок,
такой показатель концентрации свидетельствует
о высокой конкуренции в
Рисунок 3.
Концентрация перевозок на национальных рынках отдельных европейских стран, %
Следовательно, российский рынок, должен быть высококонкурентным. Однако в реальности степень конкурентности зависит от региона и маршрутов авиакомпаний.
На внутренних рентабельных линиях
наблюдается высокая
Рисунок 4.
Наиболее загруженные
На международных маршрутах вообще оперируют только 35 российских авиакомпаний (Таблица 2). Причем деятельность их ограничена рамками межправительственных соглашений, и так называемым "неформальным квотированием", то есть предварительной договоренностью между органами государственной власти и самими авиакомпаниями о праве осуществлять перевозки на международных линиях.
Более регламентированная система квотирования действует и на внутрироссийских авиалиниях. Еще недавно были квотированы 26 внутренних линий, но в конце июля Лицензионная комиссия Государственной службы гражданской авиации России приняла решение о сокращении количества линий с 26 до 15.
35 крупнейших авиакомпаний по
пассажирообороту на
В ближайшей перспективе
Впрочем, упорядочивание работы российских
авиаперевозчиков на сегодняшний день
осуществляется несколько иными
способами. Сейчас органами государственной
власти проводятся работы по оптимизации
структуры отрасли и
Рисунок 5.
Динамика количества авиакомпаний в 1993-2002 гг.
В ряде случаев компании уходят с рынка, когда государство из-за несоответствия сертификационным требованиям аннулирует их сертификаты. Так было с 36 компаниями в 2001 году, с 42 компаниями в 2002 году (Рис. 5). В ближайшее время процесс ужесточения правил сертификации и лицензирования продолжится. На государственном уровне будут поощряться процессы слияния и укрупнения. Правда, до сих пор не разработаны действенные механизмы, стимулирующие слияние авиакомпаний на добровольной основе, создание альянсов. Да и сам уход с рынка не всегда осуществляется естественным рыночным путем. Тем не менее, согласно планам Минтранса России к 2010 году общее количество перевозчиков в России будет на уровне 100-150 авиакомпаний.В целом сокращение абсолютного числа перевозчиков должно оказать позитивное влияние на рост конкурентоспособности отечественных компаний, и, как результат, способствовать активизации совокупного потребительского спроса.
Спрос на внутренние авиаперевозки
Спрос на внутренние авиаперевозки резко сократился с начала 90-х годов из-за стремительного роста тарифов на авиауслуги. За первые 2 года реформ воздушным транспортом стало пользоваться гораздо меньшее количество населения (произошло падение в 2 раза) и снизился грузооборот (почти в 4 раза).
С ростом деловой активности после кризиса августа 1998 года общий объем внутрироссийских показателей стал постепенно увеличиваться. По итогам прошлого года количество перевезенных пассажиров и грузов составило 15,44 млн человек и 262,67 тыс. тонн соответственно (Рис. 6). Наибольшим спросом пользовались линии с максимальной предельной провозной емкостью, такие как Москва-Новосибирск, Краснодар-Москва, Екатеринбург-Москва и др.
На сегодняшний день внутренний
рынок - это в основном рынок деловых
пассажирских перевозок. Из-за низкой
конкурентоспособности
В то же время командировки оплачиваются организациями, а не самими гражданами, поэтому цена при выборе транспорта перестает быть фактором, определяющим спрос. На первое место выходят частота перевозок и удобство маршрутов.
Если оценивать потенциальную емкость рынка внутренних авиаперевозок, то она будет напрямую зависеть от динамики тарифов и темпов развития российской экономики. В среднесро чной перспективе вполне возможно привлечение "среднего класса" на этот рынок. По оценкам журнала "Эксперт", сейчас он составляет примерно 25% населения России (около 36 млн). Насколько его спрос может быть активен, зависит от цен, качества сервиса, частоты полетов и безопасности российских авиакомпаний.
Рисунок 6.
Динамика пассажиро и горузоперевозок на внутренних и международных воздушных линиях (1992-2002 гг.)
Спрос на внешние авиаперевозки
Спрос на внешние авиаперевозки не переставал увеличиваться, несмотря на российский кризис 1990-2000 гг. Его рост начался с незначительных показателей (пассажирооборот в 1992 году был 14 млрд пасс. км, грузооборот - около 500 млн ткм), и в результате за десять лет составил 317% численности пассажиров и 420% перевозок грузов и почты. Такое взрывное увеличение показателей перевозок на международных линиях объясняется тремя причинами: с начала 90-х годов с падением "железного занавеса" увеличились объемы поставок импортных товаров, и начался ажиотажный спрос на туристические поездки за рубеж.
Причем повышенный спрос россиян
на зарубежные поездки был не совсем
"естественным" и во многом инициировался
политикой авиакомпаний. Ведь несколько
лет назад российские авиаперевозчики
стали совместно с
Важно, что сами компании от этого совсем не пострадали. Рентабельность международных авиаперевозок до сих пор гораздо выше внутренних, при этом показатели эффективности по статистике международных авиаперевозок, больше, чем по статистике внутренних рейсов .
На сегодняшний день внешний
рынок имеет гораздо больший
потенциал для дальнейшего
Информация о работе Особенности формирования российского рынка авиаперевозок