Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 17:45, реферат
Трубопроводный транспорт – вид транспорта, осуществляющий передачу на расстояние жидких, газообразных или твёрдых продуктов по трубопроводам. Трубопроводный транспорт предназначен главным образом для транспортировки газа (Газопроводный транспорт), нефти (Нефтепроводный транспорт), твёрдых материалов (Гидравлический транспорт, Пневматический транспорт).
Трубопроводный транспорт России имеет более чем вековую историю. У истоков создания трубопроводного транспорта был Д.И. Менделеев, считавший, что только строительство трубопроводов обеспечит надежную основу развития нефтяной промышленности и выведет российскую нефть на мировой рынок
Введение ……………………………………………………………………3
1. Характеристика трубопроводного транспорта России ………………4
2. Нефтепроводный транспорт ……………………………………………7
3. Газопроводный транспорт …………………………………………….11
4. Перспективы развития трубопроводного транспорта в России ……14
Заключение………………………………………………………………..19
Список литературы……………………………………………………….20
Содержание:
Введение ……………………………………………………………………3
1. Характеристика
трубопроводного транспорта
2. Нефтепроводный транспорт ……………………………………………7
3. Газопроводный транспорт …………………………………………….11
4. Перспективы развития
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Трубопроводный транспорт – вид транспорта, осуществляющий передачу на расстояние жидких, газообразных или твёрдых продуктов по трубопроводам. Трубопроводный транспорт предназначен главным образом для транспортировки газа (Газопроводный транспорт), нефти (Нефтепроводный транспорт), твёрдых материалов (Гидравлический транспорт, Пневматический транспорт).
Трубопроводный транспорт России имеет более чем вековую историю. У истоков создания трубопроводного транспорта был Д.И. Менделеев, считавший, что только строительство трубопроводов обеспечит надежную основу развития нефтяной промышленности и выведет российскую нефть на мировой рынок. В настоящее время в России действует крупная сеть нефте- и газопроводов, снабжающих экономику страны, а также ведущих в Западную Европу, Турцию, Юго-Восточную Азию. В России преобладают трубопроводы большого диаметра и большой протяженности в широтном направлении.
Россия является одним из крупнейших экспортёров нефти и газа в мире, а значит, по ее территории проходит немало магистральных трубопроводов.
1. Характеристика
Трубопроводный транспорт это прогрессивный, экономически выгодный вид транспорта. Ему свойственны: универсальность, отсутствие потерь грузов в процессе транспортировки при полной механизации и автоматизации трудоёмких погрузочно-разгрузочных работ, возврата тары и др. В результате этого снижается себестоимость транспортировки (например, для жидких грузов в 3 раза ниже по сравнению с перевозкой их по железным дорогам). Значимость трубопроводного транспорта для Российской Федерации определяется значительной удаленностью основных месторождений нефти и газа от потребителей, а также высокой долей нефти, нефтепродуктов и газа в экспортном балансе России.
Различают технологический трубопроводный транспорт, связывающий технологические процессы внутри предприятия (длина до 1–3 км), промышленный – между предприятиями одной отрасли народного хозяйства (до 10–15 км), магистральный – между предприятиями различных отраслей (на десятки, сотни и даже тысячи км).
Трубопровод – это магистраль из стальных труб диаметром до 1500 мм, которую укладывают на глубину до 2,5 метров. Нефтепроводы оснащены оборудованием для обезвоживания и дегазации нефти, оборудованием для подогрева вязких сортов нефти. На газопроводах – установки для осушения газа, для одоризации (придание газу резкого запаха) и распределительные станции. Для поддержания необходимого давления устанавливают специальные перекачивающие станции. В начале магистрали – головные, затем через каждые 100 – 150 км. – промежуточные. Протяженность магистральных трубопроводов России составляет 217 тыс. км., в т.ч. 151 тыс. км газопроводных магистралей, 46,7 тыс. км. нефтепроводных, 19,3 тыс. км. нефтепродуктопроводных. По магистральным трубопроводам перемещается 100% добываемого газа, 99% нефти, более 50% продукции нефтепереработки. В общем объеме грузооборота трубопроводного транспорта доля газа составляет 55,4%, нефти – 40,3%, нефтепродуктов – 4,3%. Трубопроводные магистрали по грузообороту занимают второе место после железных дорог. Природный газ, нефть и нефтепродукты помимо внутренних потребителей поставляются по трубопроводам в 25 стран СНГ и Европы.
Трубопроводный транспорт обладает большим количеством достоинств:
1. Магистральные трубопроводы
2. По магистральным
3. Работа магистральных
4. Трубопровод может быть
5. Трасса трубопровода – это
кратчайший путь между
6. Сооружение трубопроводов
7. На магистральных
8. Трубопроводный транспорт
2. Нефтепроводный транспорт
Характерной особенностью развития нефтепроводного транспорта России является увеличение удельного веса трубопроводов большого диаметра, что объясняется их высокой рентабельностью. Развитие нефтепроводного транспорта определяется общим состоянием дел в нефтяной промышленности, т. к. между ними существует неразрывная связь.
Российская государственная компания «Транснефть» и её дочерние общества располагают крупнейшей в мире системой магистральных нефтепроводов, по которой прокачивается более 93% российской нефти. Система магистральных нефтепроводов является естественной монополией и находится в государственной собственности и полностью контролируется государством. Контроль осуществляется посредством установления цен (тарифов) на транспортные услуги, распределением прав доступа к экспортным нефтепроводам, согласования инвестиций в нефтепроводный транспорт, также влияющих на тарифы. Протяженность системы магистральных нефтепроводов АК «Транснефть», соединяющей практически все районы добычи нефти в России с центрами переработки и экспортными терминалами и обеспечивающей нормальное функционирование нефтяного рынка, составляет 70000 км.
Крупнейшие действующие нефтепроводы России:
1. Нефтепровод «Дружба» –
Рисунок 1 – Нефтепровод «Дружба»
2. Восточный нефтепровод (трубопроводная система «Восточная Сибирь – Тихий океан», ВСТО) – строящийся нефтепровод, который должен соединить нефтяные месторождения Западной и Восточной Сибири с нефтеналивным портом Козьмино в заливе Находка и нефтеперерабатывающим заводом под Находкой, что позволит России выйти на рынки США и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Планируемая общая протяжённость трубопровода – 4188 км. Оператор нефтепровода – государственная компания «Транснефть». Сорт нефти, поставляемый на мировой рынок посредством ВСТО, получил название ESPO. 28 декабря 2009 года была запущена первая очередь проекта («ВСТО-1») – трубопровод от Тайшета (Иркутская область) до Сковородино (Амурская область) длиной 2694 км. Мощность первой очереди ВСТО – 30 млн т в год. Далее половина прокачанной нефти будет отправляться по железной дороге в конечную точку нефтепровода – Спецморнефтепорт Козьмино (Приморский край).
Рисунок 2 – Трубопроводная система «Восточная Сибирь – Тихий океан»
Первый нефтепровод из России в Китай вступил в коммерческую эксплуатацию 1 января 2011 года. В соответствии с межправительственным соглашением, поставки будут осуществляться по контрактам между «Роснефтью», «Транснефтью» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией в течение 20 лет в объеме 15 млн. тонн нефти в год. До последнего времени русская нефть доставлялась в Китай железнодорожными цистернами. Трубопровод является ответвлением от трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО).Протяженность российского участка составляет 63,58 км, китайского – 960 км. Проект стоимостью в $25 млрд. был профинансирован Банком развития Китая под гарантии будущих поставок нефти.
3. Балтийская трубопроводная
Рисунок 3 – Балтийская трубопроводная система
3. Газопроводный транспорт
Газопроводный транспорт – самый молодой вид транспорта. Первые магистральные газопроводы были построены в годы Великой Отечественной войны. Крупнейшим оператором российских газопроводов является государственная компания «Газпром». Это крупнейшая компания в России (по данным журнала «Эксперт») и крупнейшая газовая компания мира. Владеет самой протяжённой газотранспортной системой (более 160 000 км) и является мировым лидером отрасли (согласно списку Forbes 2000).
Государственная компания «Газпром» имеет эксклюзивное право экспортировать российский газ. В Таблице 2 приведены данные экспорта Российского газа за последние 10 лет.
Таблица 2. Экспорт Российской Федерации природного газа за 2001–2010 годы
Год |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Млрд. Куб.м. |
193,9 |
180,9 |
185,5 |
189,4 |
200,4 |
209,2 |
191,9 |
195,4 |
168,4 |
177,8 |
Крупнейшие газопроводы России.
1. Газопровод Саратов – Москва
– газопровод от месторождений
природного газа в
2. Газопровод Уренгой – Помары – Ужгород – советский магистральный экспортный газопровод. Соединяет газовые месторождения севера Западной Сибири с Ужгородом на Западной Украине. Далее газ транспортируется конечным потребителям в Центральной и Западной Европе. Пересекает российско-украинскую границу севернее города Сумы.
3. Газопровод Ямал – Европа
– российский магистральный
Рисунок 4 – Газопровод Ямал – Европа
4. Газопровод «Голубой поток» – газопровод между Россией и Турцией, проложенный по дну Чёрного моря. Общая протяжённость газопровода – 1213 км, из них:
1. Сухопутный участок на
2. Морской участок от Архипо-
3. Сухопутный участок на турецкой стороне от города Самсун до города Анкара длиной 444 км.
Рисунок 5 – Газопровод «Голубой поток»
4. Перспективы развития трубопроводного транспорта в России
Перспективы развития трубопроводного транспорта России были рассмотрены правительством РФ, также была одобрена энергетическая стратегия государства до 2020 г. При обсуждении стратегии многими специалистами, учеными выдвигались предложения развивать топливно-энергетический комплекс и особенно нефтяную и газовую промышленность страны таким образом, чтобы они стали локомотивом экономического и социального возрождения России. Согласно стратегии к 2020 году возможно изменение структуры добычи нефти в связи с вводом новых месторождений на востоке Сибири, Тимано – Печерской НГП и снижением добычи на традиционных месторождениях (Западно – Сибирская НГП, Волго-Уральская НГП).
Информация о работе Перспективы развития трубопроводного транспорта в России