Предпусковые подогреватели
двигателя.
Холодный
запуск двигателя – это тяжёлое испытание
для рабочих систем автомобиля, которое
можно сопоставить с сотней километров
пробега в экстремальных условиях. Несладко
приходится и водителю с пассажирами:
пальцы рук замерзают и плохо держат руль,
холод от кресел и салона пробирает тело
практически насквозь, а стёкла затягивает
инеем так, что для их очистки нужно изрядно
поработать скребком. А ведь как приятно
было бы сесть в прогретую машину, снять
с себя неудобные перчатки, шарф и шапку
и с комфортом начать поездку!
Распространённые
среди автомобилистов системы дистанционного
«автозапуска» машины решают лишь проблему
температуры в салоне, но никак не влияют
на темпы износа двигателя. Другое дело
– предпусковой подогреватель, который
позволяет прогреть двигатель автомобиля
без его непосредственного запуска. Как
правило, подготовка машины к безопасному
старту занимает около 30-40 минут, во время
которых водитель занимается обычными
утренними делами. Установив подобное
устройство, автовладельцы получают возможность:
предотвратить
износ двигателя;
продлить срок
службы аккумулятора;
остановить
перерасход топлива автомобилем;
гарантировать
комфортную температуру в салоне.
Приобрести
предпусковой подогреватель двигателя
рекомендуется владельцам дизельных и
бензиновых транспортных средств, которые
эксплуатируются в условиях холодной
зимы (от -5 градусов и ниже). Особенно полезными
данные устройства будут для дизельных
автомобилей, теплотворная способность
которых уступает бензиновым.
Уже сегодня
некоторые автопроизводители, поставляющие
свои модели в Россию, предлагают в качестве
опции установку автономного предпускового
подогревателя двигателя и салона. Вещь
эта, особенно в северо-восточных регионах
страны, практически незаменимая, а польза
от нее – неоценимая. Но что делать тем
российским автолюбителям, у которых такого
устройства в списке оборудования машины
нет? Благо сейчас приобрести и установить
предпусковой подогреватель двигателя
и салона можно легко. Вопрос в другом
– стоит ли тратить на него деньги, и какая
от этого устройства практическая польза?
Что такое предпусковой подогреватель?
Предпусковой
подогреватель двигателя — устройство, позволяющее прогреть
двигатель транспортного средства , не
запуская его. Предназначен для предварительного
прогрева двигателя, для облегчения запуска
двигателя в холодную погоду и, в некоторых
случаях, для прогрева воздуха в салоне
транспортного средства.
2. Как выглядит и из чего состоит
предпусковой подогреватель
В зависимости
от назначения и принципа действия предпусковой
подогреватель может представлять собой
устройство различных габаритов и мощности,
используемое для прогревания двигателя
без его холодного запуска. Кроме того,
он может применяться для обогрева салона,
ветрового стекла и дворников. Автономное
оборудование включает в себя котёл с
камерой сгорания и радиатором, трубопроводную
систему для передачи топлива, насосы,
качающие топливо и охлаждающую жидкость.
В его состав также входят термореле, управляющее
вентилятором климат-системы, электронный
блок контроля и устройство запуска подогревателя.
Виды предпусковых подогревателей
Автономные подогреватели
Автономные
подогреватели по своему назначению делятся
на подогреватели двигателя и воздушные
отопители салона. Принцип работы автономных
подогревателей основан на сжигании топлива
во встроенной камере сгорания. Нагреваемая
за счет энергии от сжигания топлива охлаждающая
жидкость попадает в «рубашку» блока цилиндров.
Принудительную циркуляцию охлаждающей
жидкости обеспечивает встроенная в подогреватель
помпа. В качестве топлива в подогревателях
чаще всего используется топливо из штатной
системы питания автомобиля, однако возможно
использование и другого типа топлива.
Для этого устанавливают дополнительный
топливный бак, емкостью 8-10 литров. Данный
способ применяют в основном для автомобилей,
работающих на дизельном топливе. Независимый
от основного топливный бак позволяет
использовать заведомо качественное дизтопливо
и добавлять специальные присадки или
керосин для гарантированного запуска
автономного подогревателя в условиях
низких температур.
Кроме предпускового подогрева двигателя,
автономные подогреватели можно использовать
как догреватель. Двигатели большинства
современных иномарок очень экономичны.
Обратная сторона медали – они могут плохо
прогреваться и в мороз не выходить на
рабочую температуру. Использование дополнительного
обогревателя обеспечивает быстрый прогрев
уже заведенного двигателя и более быстрое
повышение температуры в салоне автомобиля
в условиях очень низкой наружной температуры.
Все современные автономные подогреватели
имеют возможность программирования времени
запуска и отключения с помощью пульта
управления. Возможно подключение подогревателя
к сигнализации, а также полноценное управление
с обратной связью через GSM-модуль при
помощи мобильного телефона.
Электрические
подогреватели
Подогреватели
данного типа достаточно просты конструктивно
и удобны в установке, поскольку не занимают
много места в подкапотном пространстве.
Электроподогреватели различаются по
типу исполнения: встраиваемые, внешние
и накладные. В зависимости от конструкции,
электроподогреватели двигателя могут
устанавливаться как непосредственно
в блок цилиндров, через технологические
отверстия, так и отдельно в подкапотном
пространстве.
Наибольшим разнообразием выпускаемых
встраиваемых и накладных подогревателей
отличается норвежская фирма DEFA. Встраиваемые подогреватели,
как правило, маломощны - 300–600 Вт, но при
этом они достаточно эффективны, поскольку
нагревательный элемент непосредственно
контактирует с охлаждающей жидкостью.
Подогрев двигателя происходит за счет
естественной циркуляции охлаждающей
жидкости. Накладные подогреватели не
имеют непосредственного контакта с охлаждающей
жидкостью. Подогрев происходит за счет
контакта с поверхностью блока двигателя
или картера (в этом случае греется масло).
У накладных подогревателей эффективность
ниже, но есть одна положительная особенность:
при монтаже подогревателя не происходит
вмешательства в штатную систему охлаждения.
Эта особенность накладных подогревателей DEFA
приветствуется ведущими автопроизводителями
и позволяет использовать их на самых
новых автомобилях, с сохранением гарантии.
Кроме подогревателей двигателя, DEFA предлагает оснастить
автомобиль обогревателем салона, устройством
подзарядки аккумулятора и дистанционным
пультом управления. Благодаря модульному
исполнению эти устройства можно устанавливать
как по отдельности, так и все вместе: от
минимального комплекта подогревателя
двигателя с комплектом проводов для подключения
к сети 220В, до полного комплекта DFFA Warm Up, включающего в
себя все перечисленные компоненты.
Отдельно следует отметить электрические
подогреватели двигателя Северс, производства завода
Лидер (Тюмень) . Данные подогреватели
относятся к типу внешних подогревателей.
Смонтированные в подкапотном пространстве
они подключаются к двигателю через патрубки.
В отличие от подогревателей этого типа
других производителей, разработчики Северса
снабдили его замечательной конструктивной
особенностью – встроенным обратным клапаном.
За счет этого нехитрого устройства во
время работы электроподогревателя Северс
происходит принудительная импульсная
циркуляция охлаждающей жидкости. Это
обеспечивает очень высокую эффективность
работы подогревателя и значительно сокращает
время, необходимое на нагрев двигателя.
Кроме того, Северс оснащен терморегулятором
и термовыключателем, что делает его эксплуатацию
абсолютно безопасной. Для установки на
различные модели легковых и грузовых
автомобилей завод-производитель выпускает
большой ассортимент монтажных комплектов.
Благодаря высочайшему качеству и доступной
цене электроподогреватель Северс получил широкое
распространение среди автовладельцев,
как отечественных, так и зарубежных автомобилей
всех типов.
Для удобства эксплуатации можно использовать
электроподогреватели совместно с таймерами
включения как механическими, так и электронными.
Воздушные отопители
Принцип работы воздушных отопителей
так же основан на сжигании топлива, только
подогревается не охлаждающая жидкость,
а воздух, который проходя через теплообменник,
нагревается до заданной температуры.
Автономные воздушные отопители - сухие
фены, как их иногда называют, применяются
для обогрева кабин грузовых автомобилей,
салонов легковых автомобилей, микроавтобусов,
строительной техники, яхт. Во время работы
электроника воздушного отопителя постоянно
следит за температурой окружающего воздуха
и автоматически поддерживает нужный
режим работы, заданный на устройстве
управления.
Главное и неоспоримое достоинство автономных
подогревателей это возможность их использования
в любом месте, за исключением закрытых
помещений, не имеющих системы вентиляции.
Использование автономных подогревателей
позволяет значительно сэкономить топливо,
продлить срок службы двигателя, а так
же значительно снижает количество вредных
выхлопных газов выбрасываемых в окружающую
среду.
Подогреватели дизельного топлива
Применяются для предотвращения застывания
парафинов, растворенных в дизельном топливе,
при низких температурах. Работают данные
подогреватели от аккумулятора. При заведенном
двигателе предусмотрена работа от генератора.
По принципу действия подогреватели дизтоплива
делятся на:
-проточные подогреватели - врезаются
в топливную систему (как правило, рядом
с фильтром тонкой очистки) и нагревают
проходящее через них топливо,
- подогреватели фильтров (бандажные подогреватели)
– устанавливаются на фильтры тонкой
очистки,
- подогреватели - насадки – устанавливаются
на штатный топливозаборник для локального
подогрева топлива при его заборе из бака.
- ленточные подогреватели (ЭНГЛ ) предназначены
для защиты открытых участков топливопроводов.
Наиболее известным производителем устройств
данного типа является копания НОМАКОН. Устройства, производимые
фирмой Номакон, имеют высокую надежность,
удобны в монтаже и эксплуатации, заслужили
самые положительные отзывы автовладельцев.
Принцип
работы автономного отопителя , предпускового
подогревателя двигателя.
Воздушные автономные отопители (они же - сухие,
они же - фены) предназначены только для
обогрева салона автомобиля и к предпусковому
прогреву двигателя отношения не имеют.
Зато у воздушного отопителя , в отличие
от предпусковых, фактически нет ограничений
по времени работы - печка настолько экономична,
что может греть сутками, не сажая аккумулятор
и не вытягивая литрами топливо из бака,
к которому она подключена. Сам воздушный
отопитель очень компактный,поэтому поставить
его можно практически в любой салон. Принцип
работы воздушного отопителя действительно
напоминает принцип работы фена: холодный
воздух втягивается с одной стороны и,
нагреваясь в системе, выходит с другой
стороны уже горячим. Топливо поступает
в печку либо из основного топливного
бака машины, либо из отдельного бака,
который ставится специально для неё,
подачу обеспечивает топливный насос
и система трубок. Трубки определенной
длины всегда входят в монтажный комплект
отопителя, но эта часть может сильно изменяться,
в зависимости от желания клиента: существуют
тройники, переходники и т.п., которые позволяют
удлинять, раздваивать воздуховоды и направлять
поток тепла туда, куда нужно.Система управления
печкой тоже имеет варианты. Обычно в комплект
входит регулятор температуры. Ручка регулятора
позволяет выставлять нужную температуру
в определенном диапазоне (регулировка
плавная). Система устроена так, что после
этого действия можно ни о чем не беспокоиться,
печка сама отслеживает температуру в
салоне и, когда нужные градусы получены,
сбавляет обороты до тех пор, пока температура
не начнет снижаться. Заметьте, аппарат
не выключается, а только уменьшает интенсивность
работы, то есть он всегда готов начать
крутиться "на полную", если датчики
решат, что уже достаточно похолодало.
Как правило, регулятора вполне хватает
для удобного управления феном, но для
желающих существует минитаймер, он дает
возможность задавать время включения
печки.Фены устанавливаются практически
на всех типах автомобилей, начиная от
грузовиков и заканчивая легковыми машинами,
хотя на последних - редко. Существуют
фены разной мощности, поэтому и отапливаемый
объем может быть разным. Обычно воздушными
отопителями оборудуются кабины грузовиков,
салоны микроавтобусов, фургоны для перевозки
грузов, боящихся холода, отсеки яхт, катеров
и т.п.
Жидкостные отопители (они же - мокрые, предпусковые
подогреватели двигателя) совмещают в
себе сразу несколько удобных для автовладельца
функций. Самая основная из них - непосредственно
предпусковой прогрев двигателя, который
гарантирует его нормальную работу даже
после продолжительной стоянки на морозе.
Включившись за некоторое время до начала
движения, автономный жидкостной отопитель,
не запуская мотор, быстро возвращает
замерзшую машину в такое состояние, будто
она стояла не на ледяной улице, а в хорошем
гараже. В этом есть сразу несколько плюсов:
во-первых, не приходится гадать "поедет
- не поедет" и, если "поедет", то
сколько минут придется потратить на приведение
двигателя в чувство; во-вторых, водитель
сразу попадает в теплый салон, что тоже
приятно; в-третьих, заводя автомобиль,
вы не устраиваете его сердцу - мотору
- жестокую встряску, которая даром никогда
не проходит. Первые два плюса пригодятся
человеку, ценящему удобство и время, последний
- важен для любого автомобилиста. Даже,
если вы спартанец и привыкли к морозу,
то это не значит, что машина будет также
равнодушно его переносить. Начало движения
после холодной зимней ночи или дня для
любого автомобиля - экстремальная ситуация;
специалисты подсчитали, что один раз
завестись в таких условиях значит для
мотора то же, что и пройти триста километров.
Элементарные расчеты показывают, что
заводясь дважды в сутки, за один зимний
месяц можно "нагнать" машине лишних
18 000 км пробега! Естественно, подобные
нагрузки не способствуют долгой жизни
двигателя.Предпусковой подогреватель
двигателя снимает проблему "экстремального
запуска", т.е. значительно продлевает
срок службы техники.
Предпусковой прогрев - основная цель работы жидкостной печки,
поэтому следует помнить, что использование
его в качестве постоянного отопителя
салона, хотя и возможно, но не вполне соответствует
назначению аппарата. Причина того - сравнительно
высокое потребление электроэнергии.
Сама печка имеет небольшой расход, но,
когда требуется обогреть салон, параллельно
с ней работает ещё и салонный вентилятор,
т. е. потребление возрастает вдвое. В результате,
греясь несколько часов при выключенном
моторе за счет автономки, водитель просто
рискует сильно посадить аккумулятор.
Если же аккумулятор в машине достаточно
хороший, то проблема исчезает сама собой
и печка приобретает ещё одну функцию
- автономного отопителя салона.
Принцип работы жидкостного отопителя заключается
в том, чтобы использовать собственную
систему охлаждения двигателя, ещё не
занятую, пока он не включен, "в обратную
сторону". Сигнал к началу действия
печке подает система управления, которая
программируется пользователем в зависимости
от его желания и необходимости. Включившись,
отопитель, встроенный в систему охлаждения,
при помощи помпы начинает прокачивать
по ней охлаждающую жидкость, и тем самым
потихоньку оживляет застывший автомобиль.
Через некоторое время, опять-таки при
молчащем моторе, в печку начинает подаваться
топливо, которое, сгорая, нагревает проходящую
мимо жидкость, а помпа по-прежнему гонит
её по контурам, теперь уже теплую. Таким
образом, через десяток-другой минут после
начала работы отопителя в машине циркулирует
тепло, температура растет, двигатель,
ни на секунду не запустившись, постепенно
приходит в нормальное состояние. Когда
же охлаждающая жидкость нагрета выше
определенного уровня, печка начинает
работать на повышение температуры воздуха
внутри салона: включается штатная печка
и согретый всё той же жидкостью воздух
вдувается через неё в салон, обеспечивая
там комфортные условия для водителя,
который намеревается появиться с минуты
на минуту. При этом можно не беспокоиться
об опоздании: за нормальным ходом процесса,
идущего в отсутствие человека, следят
датчики; они не позволят охлаждающей
жидкости перегреться и остановят отопитель
в случае любого сбоя. Кроме того, время
работы тоже устанавливает владелец, по
истечении заданного им срока аппарат
сразу выключается, а машина остывает
далеко не мгновенно.
Варианты
системы управления жидкостным отопителем
многочисленны. Самые основные представлены
минитаймером, модульным таймером и разными
типами дистанционного управления.
Минитаймер позволяет программировать работу автономки
на сутки вперед. Оставляя машину вечером,
можно выставить на минитаймере до трех
моментов включения и продолжительность
каждого из них (от 2-х минут до 2-х часов),
тогда на следующий день отопитель начнет
и закончит работать в указанное время.
Модульный таймер по сравнению с минитаймером, обладает
большим спектром возможностей. Модульный
таймер учитывает дни недели, т. е. можно
программировать включение отопителя
на несколько дней вперед. Кроме того,
он следит за состоянием печки и может
выдавать информацию о неполадках в системе,
фактически выполняя функции тестового
прибора.
Дистанционное управление автономным
отопителем-брелок умеет все то же, что и минитаймер. Помимо
этого, имея в руках брелок, можно в любой
момент с расстояния до 1000 м включить отопитель,
запрограммировать его действия и получить
информацию об изменениях температуры
в салоне.
GSM-модули предоставляют владельцу автомобиля
с установленным отопителем максимум
свободы. В таком варианте машина просто
получает свой телефонный номер, т.е кроме
программирования непосредственно из
салона, можно позвонить автомобилю с
обычного мобильного телефона номер которого
указан как "хозяйский" и оставить
нужные команды.
Основные
фирмы изготовители предпусковых подогревателей.
Предпусковой подогреватель
двигателя Webasto
Жидкостный подогреватель Webasto предназначен
для подготовки системы смазки к нормальному
старту мотора в условиях низких температур
на улице. Он прогревает мотор и салон
до начала запуска автомобиля. Кроме того,
опция автоматического управления вентилятором
отопительной системы даёт возможность
проветрить салон до прихода хозяина автомобиля
(в летнем режиме без подогрева). Webasto можно
настроить на автоматическое включение,
как дополнительный обогреватель двигателя,
когда его температура падает ниже оптимального
значения.
Автономный нагреватель рабочей
жидкости охлаждающей системы двигателя
немецкой фирмы Webasto имеет следующие модели
под названием Thermo Top с буквенными обозначениями
E, C и P:
модель «Е»
– предназначена для небольших авто, эксплуатируемых
в районах с умеренным климатом и имеющих
моторы с ёмкостью до 2,0 л;
модель «С»
– может использоваться на автомобилях
с объёмом двигателя более 2,2 л, эксплуатируемых
в зонах с холодным климатом;