Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 15:50, реферат
Прилежащая зона — морской пояс, примыкающий к территориальным водам прибрежного государства, установленный в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. шириной не более24 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальные воды, и в котором прибрежное государство осуществляет определенные виды контроля.
Ст. 24 Женевской Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. регламентирует правовой режим прилежащей зоны следующим образом:
1. В зоне открытого моря, прилежащей к территориальному морю, прибрежное государство может осуществлять контроль необходимый:
1. Прилежащая зона…………………………………………………………..2
2. Приложения………………………………………………………………...5
3. Список используемой литературы………
Итогом развития этого института явилось включение статей о прилежащей зоне в Конвенцию о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года (ст. 24) и в Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года (ст. 33). В указанных статьях есть различия, которые отражают развитие международного права за период с 1958 по 1982 год.
Конвенция 1958 года определяет прилежащую зону как часть открытого моря, прилежащую к территориальному морю, в которой прибрежное государство может осуществлять определенный контроль. В Конвенции 1982 года слова "открытого моря" опущены и говорится просто о зоне, прилежащей к территориальному морю. Это объясняется тем, что Конвенция 1982 года предусматривает возможность объявления прибрежным государством 200-мильной исключительной экономической зоны.
Конвенция 1958 года устанавливает 12-мильный предел ширины прилежащей зоны, а отсчет производится от тех же исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря. Конвенция 1982 года увеличивает допустимый предел прилежащей зоны до 24 морских миль, и это находит обоснование в том, что в ней был установлен 12-мильный предел ширины территориального моря.
Прилежащая зона не входит в состав государственной территории. Суверенитет прибрежного государства на эти территории не распространяется. Этим прилегающие зоны отличаются от территориальных вод. Отличие еще заключается в том, что в прилежащей зоне прибрежное государство пользуется лишь ограниченной юрисдикцией, распространяющейся на выполнение конкретных специальных задач. Если, например, прилежащая зона установлена в целях таможенного надзора, то прибрежное государство не вправе осуществлять в ней санитарный или иной контроль.
Иностранные суда, плавающие в прилежащих зонах и не заходящие во внутренние или территориальные воды прибрежного государства, контролю не подлежат. Плавание военных кораблей в прилежащих зонах осуществляется в соответствии с правовыми нормами, относящимися к открытому морю, экономической зоне и континентальному шельфу.
Таким образом, с одной стороны, прилежащая зона относится к районам открытого моря, так как она расположена за пределами территориальных вод, но, с другой стороны, прилежащее государство осуществляет в ней лишь целенаправленный контроль, что отличает прилежащую зону от других районов открытого моря.
Прилежащие зоны устанавливаются для контроля прибрежным государством за тем, чтобы не допускать нарушения его таможенного, санитарного, иммиграционного или фискального законодательства в пределах его территории или территориального моря, а также для наказания за нарушение этого законодательства иностранными судами или членами их экипажей в тех же пределах. В первом случае речь идет о превентивных мерах в отношении судов, которые еще не вошли в территориальное море государства; во втором случае - о применении юрисдикции к судну, уже побывавшему в территориальном море или внутренних морских водах и нарушившему правила прибрежного государства.
2. В современном международном праве известны следующие виды прилежащих зон:
таможенная зона, устанавливаемая в целях борьбы с контрабандой;
фискальная зона устанавливается в целях предотвращения нарушения финансовых правил;
иммиграционная
зона предназначена для контроля
за соблюдением законов в
санитарная зона служит предотвращению распространения через морские границы эпидемий и различных инфекционных заболеваний.
Установление некоторыми государствами других видов прилежащей зоны (например, зоны безопасности) не имеет обоснования в нормах современного международного права. Более того, Комиссия международного права в комментарии к проекту статьи о прилежащей зоне не признала прав прибрежного государства на безопасность в прилежащей зоне, справедливо посчитав, что неопределенность термина "безопасность" привела бы на практике к произволу.
Санитарные
правила разрабатываются
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы*(138).
В соответствии с Таможенным кодексом РФ таможенное регулирование заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации*(139).
При этом территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации, а таможенная граница совпадает с Государственной границей Российской Федерации.
Таможенный контроль осуществляет Федеральная таможенная служба.
Иммиграционные правила установлены в ряде федеральных законов: Федеральный закон от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"*(141), Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"*(142), Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"*(143). Существуют и акты подзаконного характера.
Контроль и надзор за соблюдением иммиграционных правил осуществляет Федеральная миграционная служба*(144).
Установлена административная ответственность за нарушение иммиграционных правил (ст. 18.11 КоАП РФ).
3.
В прилежащей зоне Российская
Федерация обладает правом
3.
Положения пунктов 1 и 2 настоящей
статьи не затрагивают прав
Российской Федерации,
Права Российской Федерации в исключительной экономической зоне установлены Федеральным законом "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (ст. 5)) права Российской Федерации на континентальный шельф - в Федеральном законе "О континентальном шельфе Российской Федерации" (ст. 5)).
3. Выдержа из "КОНВЕНЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО МОРСКОМУ ПРАВУ" (UNCLOS) (Заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982)
Статья 33
Прилежащая зона
1. В зоне, прилежащей
к его территориальному морю
и называемой прилежащей зоной,
a) для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря;
b) для наказания за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря.
2. Прилежащая
зона не может
3. Список используемой литературы
Учебные пособия:
1. Гуцуляк В.Н. Международное морское право. Учебн пособие- Ростов н/Дону – Феникс 2006.
2. Транспортное право. Особенная часть: Учебное пособие / С.В. Асеев. – Н. Новгород: Издательство ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2007
Комментарии:
Д.С. Велиева. Комментарий к Федеральному закону РФ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31.07.98 N 155-ФЗ (2008 г.)
Нормативные акты:
1.Федеральный закон РФ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31.07.98 N 155-ФЗ
2. Конвенция Организации объединенных наций по морскому праву" (Заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982)