Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 16:46, реферат
Для нашей страны с ее огромной территорией современная и передовая транспортная инфраструктура – это поистине дорога в будущее, без всякого преувеличения. Она имеет стратегическое значение для экономического роста и качественного перехода экономики к инновационному пути развития. Уже не говоря об открывающихся новых возможностях для региональной и международной кооперации.
Роль транспортной отрасли производства в современной экономике очень велика. От ее эффективности зависит эффективность работы других отраслей промышленности, а следовательно, и экономического благосостояния страны.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕВЕРО-АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА 5
1.1 Архангельская область 5
1.2 Мурманская область 6
1.3 Республика Карелия 7
1.4 Республика Коми 8
1.5 Ненецкий Автономный округ 9
2 АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ 12
2.1 Общие положения 12
2.2 Факторы повышения инвестиционной привлекательности 14
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТНОЙ
ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕВЕРО-
1.1 Архангельская область 5
1.2 Мурманская область 6
1.3 Республика Карелия 7
1.4 Республика Коми 8
1.5 Ненецкий Автономный округ 9
2 АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ
ИНВЕСТИЦИОННОЙ
2.1 Общие положения 12
2.2 Факторы повышения
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20
Для нашей страны с ее огромной территорией современная и передовая транспортная инфраструктура – это поистине дорога в будущее, без всякого преувеличения. Она имеет стратегическое значение для экономического роста и качественного перехода экономики к инновационному пути развития. Уже не говоря об открывающихся новых возможностях для региональной и международной кооперации.
Роль транспортной отрасли производства в современной экономике очень велика. От ее эффективности зависит эффективность работы других отраслей промышленности, а следовательно, и экономического благосостояния страны.
В современных условиях транспортные системы регионов должны не только обеспечить растущий спрос на транспортные услуги, но и стать одним из катализаторов экономического развития и повышения конкурентоспособности региональной экономики, важным фактором повышения уровня жизни населения региона. Вместе с тем, современное состояние транспортных систем многих регионов страны не позволяет в полной мере национальной экономике использовать имеющиеся возможности, снижает эффективность предпринимательской деятельности, препятствует реализации социальных и культурных потребностей граждан [1].
Цель данной курсовой работы:
− охарактеризовать транспортную инфраструктуру Северо-Арктического региона;
− проанализировать факторы повышения инвестиционной привлекательности Северо-Арктического региона;
− дать рекомендации по развитию
транспортной инфраструктуры региона.
Транспорт области представляет
собой большой и сложный
Железные дороги представлены
магистралями: Архангельск-Коноша-Вологда-
Автомобильный транспорт выполняет основную работу по внутренним перевозкам грузов и пассажиров. Важное значение для экономики области имеет автомагистраль Архангельск-Москва (автомагистраль федерального значения М-8), которая дает выход автомобильному транспорту на дороги России и других государтв. Плотность автомобильных дорог - 11,4 км. на тыс. кв.км.
Речной транспорт обеспечивает в основном внутриобластные перевозки. Протяженность эксплуатируемых водных путей - около 4000 км.
Воздушный транспорт осуществляет в основном пассажирские перевозки, доставку срочных грузов геологам и охрану лесов. Основные аэропорты - в районе г.Архангельска - "Талаги", "Васьково", а также в городе Котлас.
Морской транспорт играет главную роль во внешторговых связях и обслуживании прибрежных районов и островов Арктики. Основные грузовые порты - Онега, Мезень.
Большое значение имеет Архангельский морской порт - старейший порт России. Его грузовой оборот носит универсальный характер (контейнеры, ИСО, насыпные грузы, металл, картон, целлюлоза, нефть и нефтепродукты). В настоящее время его мощности используются менее, чем на 50%.
Трубопроводы проходят только в районе Котласа и имеют транзитное значение [2].
Мурманская область по сравнению с другими субъектами Федерации имеет недостаточно развитую сеть автомобильных дорог, протяжённость которых составляет 2,57 тыс. км. Протяжённость железнодорожных путей общего пользования – 870 км. Железнодорожные магистрали обеспечивают выход к Мурманску (Мурманскому порту) и связывают регион с центральной частью России.
Область располагает двумя крупными аэропортами: «Мурманск» (пос. Мурмаши) и Кировск/Апатиты. Через Мурманский аэропорт проходят международные авиалинии: Мурманск – Тромсё (Норвегия), Мурманск – Рованиеми (Финляндия) – Лулео (Швеция), Мурманск – Лондон (Англия).
На территории Мурманской области расположены 4 морских порта. В Мурманске базируется атомный ледокольный флот, позволивший сделать навигацию в западном секторе Арктики круглогодичной. Суда транспортного флота области обеспечивают пятую часть всех общероссийских морских перевозок грузов. Автомобильная и железнодорожная магистрали соединяют Мурманск и Санкт-Петербург.
Наземные, воздушные и
морские транспортные коммуникации
обеспечивают традиционные хозяйственные
связи региона и создают
Республика Карелия является
транзитной территорией, через которую
проходят важнейшие транспортные магистрали,
соединяющие индустриально
Транспортный комплекс Карелии представлен практически всеми видами транспорта:
Протяжённость железных дорог
республики составляет 2,1 тыс.км. Через
Республику Карелия проходят железнодорожные
магистрали в направлении Мурманска,Санкт-
Автомобильные дороги заключают в себе логистический потенциал края. Общая протяжённость автодорог республики составляет 12,5 тыс. км, в том числе: дороги общего пользования – 7,9 тыс. км. и ведомственные – 4,6 тыс. км. Дороги с твёрдым покрытием занимают 9,3 тыс. км. Дорогой федерального значения является трасса «Кола» (от Ялты до Москвы, через Санкт-Петербург, Петрозаводск и Мурманск до Киркенеса).
На территории республики действуют 3 аэропорта, 3 аэродрома, 11 посадочных площадок и вертодром. В числе восьми приоритетных аэропортов по Северо-Западному региону России находится и аэропорт «Петрозаводск», который является международным. Осуществляются пассажирские перевозки в Москву, Санкт-Петербург, Архангельск, Череповец, Хельсинки.
Озёра, реки и каналы образуют значительную транспортную сеть Республики Карелия, позволяющую иметь выход в Белое, Балтийское, Каспийское, Чёрное, Средиземное моря, а также в Мировой океан. В судоходстве существует 2 главных транспортных пути: водный путь Белое море – Балтийское море и Волга – Балтийское море. В 2008 году в республике стартовал проект по строительству морского торгового порта в Беломорске, реализация которого позволит принимать суда водоизмещением до 30 тыс. тонн.
Погранично-таможенная инфраструктура
является важным фактором успешного
осуществления
На территории Республики
расположена Карельская таможня
Северо-Западного таможенного
Пассажирский поток
Сеть транспортных коммуникаций Республики Коми состоит из:
− 2,3 тыс. км железнодорожных путей (в том числе 1,7 тыс. км общего пользования);
− 4,1 тыс. км внутренних водных судоходных путей (в том числе 3,1 тыс. км общего пользования);
− 11,6 тыс. км автомобильных дорог (в том числе 5,9 тыс. км автодорог общего пользования).
В Республике функционируют 7аэродромов: Сыктывкар и Воркута, Ухта, Печора, Усинск, Инта и Усть-Цильма. Продолжается строительство нового аэропорта в Сыктывкаре.
Транспорт нефти представлен системой магистральных нефтепроводов протяжённостью 1,5 тыс. км, транспорт газа – системой магистральных газопроводов протяжённостью 7,3 тыс. км и газопроводов-отводов протяжённостью 1,2 тыс. км.
По плотности автомобильных дорог Республика Коми находится на одном из последних мест среди регионов России, располагая только 60% автомобильных дорог от минимальной необходимой потребности для успешной и эффективной работы экономики республики.
Вместе с тем, автотранспортная структура Республики Коми не отличается высоким качеством из-за большой доли дорог переходного типа и грунтовых дорог [5].
Ненецкий автономный округ один из регионов Российской Федерации, где инфраструктура оставляет желать лучшего. До сих пор нет автомобильной дороги круглогодичного сообщения с Центральными районами России, нет железной дороги. Все доставляется в округ авиатранспортом, морским транспортом и в зимний период по автозимнику. Пассажирское сообщение с другими городами страны осуществляется двумяавиакомпаниями — «Нордавиа» и «Ю-тейр».
НАО сильно вытянут с запада на восток. Населенные пункты, расположенные Малоземельской, Большеземельской тундрах и на островах, связаны с окружной столицей авиационным транспортом (ветролет, Ан-2).
Трубопроводный транспорт
Географическое положение
Основной грузовой поток в летнее время приходится на водный транспорт. Основные морские порты – Нарьян-Мар, Амдерма, Варандей, а также 16 портопунктов,расположенных в устьях рек, впадающих в Белое, Баренцево и Карское моря. Порт Нарьян-Мар замерзающий, продолжительность морской навигации составляет 135 – 150 дней в году. Это обуславливает высокую интенсивность его работы в летний период.
Сегодня в период навигации специально оборудованными судами автомобили транспортируются по Печоре от Нарьян-Мара до трассы в Республике Коми и обратно. В зимнее время единственной возможностью автомобильного сообщения с «большой землей» являются так называемые, зимники. Это сезонные дороги, которые стали строиться геологическими и нефтедобывающими предприятиями с 60-х годов прошлого столетия для доставки оборудования и грузов на месторождения Тимано-Печорской провинции. На трассе зимников по специальной технологии отсыпается, укатывается и намораживается снег и лед. Всего же протяженность ведомственных дорог и зимников в сезон достигает более 1000 км.Протяженность остальных автомобильных дорог общего пользования на территории округа составляет 232,8 км, из которых дорог с твердым покрытием – 178,6 км (76,7%).
Для транспортировки нефти и газа в регионе используется система трубопроводов, принадлежащая различным предприятиям [6].
Таким образом, рассмотрев каждый регион
по отдельности можно сделать
вывод, что в целом транспортная
инфраструктура Северо-Арктический
региона находится в
А именно:
− регион находится практически на последнем месте в России по объему инвестиций в основной капитал. Залогом дальнейшего успешного развития транспортной инфраструктуры региона станет активная политика, направленная на привлечение инвесторов;
− неблагоприятные условия
для жизни (суровые климатические
условия, низкий уровень развития ЖКХ
и высокий уровень
Информация о работе Развитие транспортной инфраструктуры Северо-Арктического региона